Организация работы с текстами и нормативно-правовыми актами на
уроках обществознания при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
Чернышева Ольга Александровна
ЕГЭ, обладают следующими характеристиками:
—
тематически
связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его ;
— поднимают социально значимую проблему;
— содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.
— В число заданий с развернутым ответом (часть 2 работы) входит шесть заданий, связанных с анализом предложенного текстового фрагмента (26-31);
— Применительно
ко всему комплексу вариантов работ тексты охватывают все содержательные линии
курса. Задания 26, 27, 28, 30, 31 оцениваются по 2 балла, задание 29 – 3 балла.
Для выполнения заданий 26-31 необходимо:
— выбрать нужную информацию из текста,
— раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения,
— соотнести сведения текста со знаниями, полученными при изучении курса,
— применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций,
— высказать и обосновать собственное мнение.
Экзаменуемый
формулирует и записывает ответ самостоятельно в развёрнутой форме.
Виды текстов, применяемых в ОГЭ:
— текст, содержащий фрагмент какого-либо нормативного документа (например, статьи закона);
— текст, содержащий фрагмент книги или статьи какого-либо автора на обществоведческую тему.
Соответственно,
в зависимости от того, какой текст приведён в тексте ОГЭ, задания части 2 могут
несколько отличаться в формулировках и смысле.
— внимательное прочтение текста, уяснения его содержания, выявления основных идей текста;
—
формулировки
пунктов плана должны полно раскрывать мысль автора, соответствовать логике
содержания, отражать тему (основную мысль текста);
— количество выделенных фрагментов может быть различным, система оценивания не задает конкретного числа пунктов плана;
— план может быть простым или сложным, следует учитывать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать определенная логика.
— Задание 27 требует извлечения из текста информации.
Ученик должен прочитать текст, найти в нём ответ на вопрос (в отдельных случаях – пояснить свой ответ) и грамотно и чётко записать ответ в бланк ответов ОГЭ.
Найти ответ на задание 27
помогут ключевые слова,
содержащиеся в самих вопросах. Сочетания этих ключевых слов нужно найти в
предложениях текста. Тот фрагмент текста, в котором будут содержаться ключевые
слова, как правило, и содержит ответ на задание 27.
—
Задание
30 – задача, имеющая, как правило,
самостоятельное развёрнутое условие, проверяет целый комплекс умений:
- соотносить отдельные факты и социальные процессы,
- применять знания обществоведческого курса,
- дополнять знания курса информацией из предложенного источника,
- применять источник социальной информации для решения проблемы и др.
— Задание 31 предполагает формулирование и аргументацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни, связанным с содержанием текста. Оно побуждает выпускника рассматривать текст в ином ракурсе.
В нем
не может быть единственно верного ответа – согласие или несогласие с
приведённой в задании точкой зрения являются правильными. Объектом оценивания здесь являются приведённые
учащимися аргументы – их ясность,
логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.
— Фрагмент
источника (оригинального текста) и четыре задания (22, 23, 24, 25) по его анализу и
интерпретации представлены заданиями с открытыми, развернутыми, свободно
конструируемыми ответами.
— Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной информации) общим объемом авторского текста порядка 250-300 слов. Задания 22-23 оцениваются от 0 до 2 баллов, 24-25 – от 0 до 3 баллов.
За полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 первичных баллов.
Задания 22–25 объединены в составное задание с фрагментом научно-популярного текста. Задания направлены на выявление умений:
— находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде (задание 22),
— применять информацию в заданном контексте (задание 23).
—
Характеризовать,
объяснять, или конкретизировать текст или его отдельные положения на основе
изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания (задание 24).
— использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста (задание 25).
1 – работа с терминами и понятиями на уроках;
2 – работа с текстами : развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;
3 – работа с тематической тренировочной тетрадью, закрепление и самопроверка своих знаний
4 –
работа с пособиями-тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в
соответствии с кодификаторами ОГЭ и ЕГЭ,
5 – промежуточная аттестация с использованием тетрадей с тематическими контрольными работами
6 – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, творческие задания, олимпиады).
— преемственность материала;
— заинтересованность в деятельности;
— знание и понимание необходимости работы;
— самостоятельность в работе;
— возможность развития;
— доступ к необходимым ресурсам
— многообразие учебной деятельности;
— поддержка со стороны учителя;
— подходящий темп;
—
понимание
критериев оценки и возможность самооценки;
Книги можно заказать в нашем интернет-магазине на сайте:
www.legionr.ru
Спрашивайте в книжных магазинах города!
Также вступайте в группу
«Издательство «Легион»
контакте, на одноклассниках и в сети acebook.
Видео вебинаров смотрите на .
Адрес для корреспонденции:
344000, г. Ростов-на-Дону, а/я 550
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.