Конспект урока обучения грамоте (чтение) «Буква Я – показатель мягкости» 1 класс
Оценка 4.6

Конспект урока обучения грамоте (чтение) «Буква Я – показатель мягкости» 1 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
чтение
1 кл
11.05.2017
Конспект урока обучения грамоте (чтение) «Буква Я – показатель мягкости» 1 класс
Конспект урока обучения грамоте, цель которого сформировать представление о функциях буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков, соответствует программе «Школа России». В нем описаны различные приемы и методы работы по обучению первоклассников распознавать звуки и буквы. Содержание сможет обеспечит усвоение учебного материала и развитие у школьников внимательности, зрительной памяти, логического мышления.
Открытый урок по обучению грамоте.«Буква Я – показатель мягкости».doc

Учитель начальных классов

                     МБОУ «Сенькинская ООШ»

Рыжкова Наталья Федоровна

 

Конспект открытого урока по обучению грамоте (чтение)

Класс: 1 класс

Тема урока: «Буква Я – показатель мягкости»

УМК: «Школа России»

Тип урока: ОНЗ

Цель урока: сформировать представление о функциях буквы Я в качестве показателя мягкости согласных звуков.

Задачи: актуализировать знания детей о том, что буква Я в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [йа], сформировать умение обозначать буквой Я гласного звука [а], совершенствовать навык чтения слов с буквой я, развивать фонетический слух.

Планируемые результаты:

·       Уточнить и систематизировать знания о буквах Я, я;

·       Научиться распознавать слова с буквой я, обозначающей один звук и два звука;

·       Познакомиться с ролью буквы я – обозначение мягкости согласного звука;

·       Отработать умение составлять схемы слов, в которые входит весь диапазон изученных букв.

Оборудование: учебник В.Г.Горецкий «Азбука» 1 класс, компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Загадки про буквы», схемы слов, слоги, веер с буквами для каждого ученика.

Ход урока:

I. Мотивация познавательной деятельности.

С каким настроением вы пришли на урок?

Каким бы цветом вы его изобразили?

Почему кому-то из вас грустно, скучно?

Я надеюсь, что на уроке вам всем станет интересно и уйдете вы совсем с другим настроением.

Что мы произносим, когда говорим? (Звуки)

Какие знаете звуки? (Гласные, согласные)

Дайте характеристику гласным звукам. (Произносятся с голосом, можно петь, тянуть, при произнесении не встречают во рту преград, ударный и безударный.)

Чем согласные звуки отличается от гласных? (Их нельзя петь, при произношении встречают во рту преграду.)

Как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Определите по ленте букв, сколько букв вы уже изучили.

Сколько пустых прямоугольников еще имеется на ленте букв?

Значит, мы сегодня продолжаем путешествовать по страницам «Азбуки».

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Задание 1. Отгадать загадки о буквах, найти их в разрезной азбуке, разделить на две группы.


·       В море плавала акула

Ела все, что в нем тонуло.

К нам акула приплыла –

Превратилась в букву… (А)

·       Целый день енотка Рая

В ручейке белье стирает,

Моет, поласкает

И домой таскает.

Наплескается в ручье –

Превратится в букву… (Е)

·       Все барашки букву знают,

Только чуточку смягчают.

Известно мне да и тебе,

Что эта буква — буква ... (Б)

·       У иголочки-иголки

Носик тоненький и колкий,

И торчит из ушка

Ниточка-подружка.

Ты иголкой вышивай,

Зря колоться не давай.

А уколет, преврати 

В неколючку букву… (И)

·       В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

·       С этой буквой веселей!

Ну и как не улыбнуться –

Повисеть могу на ней,

А еще и подтянуться! (П)

·       Если сделаю я губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

И услышу четко ... (У)

·       Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно подучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начались их имена? (В)

·       Что за гласная такая,

Не простая, а двойная,

И поклясться я готов –

Нет ее в начале слов! (Ы)

·       Слон по Африке гулял,

Длинным хоботом вилял,

А потом вдруг взял он и исчез:

Превратился в букву ... (С)


Как разделили буквы? (А Е Ы У О И – гласные, В С П Б – согласные)

Как можно разделить гласные буквы? (А Ы У О – обозначают звуки, придающие твердость согласного, Е И – обозначают звуки, придающие мягкость согласного)

Среди гласных есть буква «волшебница». Назовите ее. (Буква Е)

В чем заключается ее «волшебство»? (Может обозначать 2 звука [йэ] и 1 звук [э])

Отгадайте еще одну загадку:

Яблочко растет на ветке,

Его любят наши детки.

Яблочко люблю и я –

С ним запомню букву… (Я)

С буквой Я вы познакомились на прошлом уроке. Давайте вспомним, что о ней знаете. (Эта буква гласная, обозначает два звука [йа], когда стоит впереди слова и после гласной)

Приведите примеры слов, где буква Я обозначает два звука.

Ребята, буква Я так спешила сегодня к нам на урок, что по пути растеряла в словах некоторые буквы. Давайте поможем букве Я вернуть потерянные буквы. (_ ма, _ блоки, Зо _, зме_, _ зык, реб_та)

Какие слова получились? (яма, яблоки, Зоя, змея, язык, ребята)

Буква Я мне шепнула, что эти слова можно разделить на группы?

Какие слова отнесем к первой группе? Почему? (Яма, яблоки, язык  начинаются на букву я, которая обозначает два звука [й'], [а])

Ко второй группе? Почему? (Змея, Зоя буква я стоит после гласной буквы, обозначает два звука [й'], [а])

Какое слово у нас осталось? (Ребята)

III. Разработка  плана  по выходу из затруднения.

Почему вы не отнесли слово Ребята ни к первой, ни ко второй группе?

Значит, буква я может выполнять разные функции.

Какова цель нашего урока? (Буква я)

Чему вы хотите научиться сегодня на уроке? (Какой звук обозначает буква я, когда стоит не впереди и не после гласной)

Давайте вместе составим план действий:

- анализ слова Ребята,

- наблюдение за «работой» буквы я в словах,

- вывод о «работе» буквы я в словах,

- упражнения в распознавании слов с буквой я, обозначающий один и два звука.

Физкультминутка

IV. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Разделите слово Ребята на слоги, поставьте ударение.

А теперь медленно произнесите  слово по слогам и прислушайтесь к каждому звуку в нем. (Работа над составлением схемы слова ребята)

А сейчас произнесите только слог с буквой Я. Назовите первый звук в этом слоге. Что вы можете о нем рассказать? Назовите второй звук в этом слоге – потяните его. Какой звук вы слышите?

Прочитайте слова: Аллея, поляна, Деревья, Земляника.

Понаблюдайте за местонахождением буквы я  в данных словах.

 В каких словах «я» имеет два звука? Почему? (аллея – «я» стоит после гласной буквы «е» и имеет два звука [й’a];  деревья – «я » стоит после буквы «ь» и имеет два звука [й’a])

В каких словах буква «я» находится после согласной? (поляна, земляника)

Назовите слоги с буквой «я»: поляна – ля,  земляника – ля. Как произносятся эти слоги-слияния?

Какой еще один свой секрет нам открыла буква Я? (Буква я обозначает звук [а], когда стоит после согласной, придает мягкость впередистоящему согласному звуку)

V. Первичное закрепление нового знания.

1. А сейчас буква Я предлагает поиграть вам с ней в игру. Замените гласную букву, чтобы твердый согласный звук стал мягким. (Са, ма, ва, ла, да, бра, зва, шла, кла, кра, гла, рад, мал)

Какую работу выполняет буква я в слове, когда стоит после согласного?

2. Прочитайте слоги, которые интересны по своей природе, и определите в чем их сходство и различие. (Азбука стр. 113) (Это слоги-слияния. Согласный звук обозначается буквой д. Когда за ним идет гласная а, звук [д] произносится твердо, когда за ним идет буква я, звук [д] произносится мягко)

Как вы думаете, ребята, какое место займет буква я на ленте букв при ее всех секретах и похожести звучания? (Она будет стоять под буквой а)

VI. Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Теперь, вы самостоятельно выполните задание буквы Я. Откройте Азбуку стр.113, прочитайте название текста. (Земляника)

Прочитайте текст и попробуйте самостоятельно найти слова с буквой я.

Подчеркните одной чертой слова, где буква я обозначает один звук, двумя чертами – два звука.

Дети работают самостоятельно, затем проверяю по эталону  на доске.

VII. Включение в систему знаний и умений.

Игра «Верно ли, что…». Дети отвечают и дают пояснение на каждое высказывание.

·       Верно ли что,  наша речь состоит из предложений?

·       Верно ли что, звуки мы пишем, а буквы слышим?

·       Верно ли что,  звуки делятся на гласные и согласные?

·       Верно ли что, согласные  звуки образуют слог?

·       Верно ли что, согласные звуки бывают твердые и мягкие?

·       Верно ли что, согласные звуки всегда только звонкие?

·       Верно ли что, гласные буквы указывают на твердость или мягкость согласных?

·       Верно ли что, у буквы я есть два секрета?

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

Какая была цель нашего урока?

Какие секреты помогла вам узнать буква Я?

Что мы для этого сделали?

Чему научились на уроке?

Как вы думаете, все ли мы узнали о буквах и звуках?

 

 

 

 

 


Учитель начальных классов

Учитель начальных классов

Как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Как звуки обозначаются на письме? (Буквами)

Его любят наши детки. Яблочко люблю и я –

Его любят наши детки. Яблочко люблю и я –

В каких словах «я» имеет два звука?

В каких словах «я» имеет два звука?

VIII . Рефлексия учебной деятельности

VIII . Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017