Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс
Оценка 4.6

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.06.2018
Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс
Урок в 11 классе: "Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М.Цветаевой) Урок в форме литературного кафе, посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, призван вызвать интерес учащихся к творчеству русской поэтессы, познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи М.Цветаевой.конспект
конспект.docx
Урок  в 11 классе: "Одна ­ из всех ­ за всех ­ против всех!" (страницы жизни и творчества  М.Цветаевой)   Урок в форме литературного кафе, посвященный жизни и творчеству М.Цветаевой, призван  вызвать интерес учащихся к творчеству русской поэтессы, познакомить с музыкальными  произведениями советских композиторов на стихи М.Цветаевой. Цели:    вызвать интерес учащихся к творчеству М. Цветаевой; познакомить с музыкальными произведениями советских композиторов на стихи  Цветаевой. Оборудование:  слайды о жизни поэтессы, компьютерная презентация; записи с музыкой Ф. Шопена, Е. Доги, А. Петрова, песня А. Пугачевой; сборники стихотворений М.И. Цветаевой.    Ведущий 1. Более полувека тому назад совсем юная и никому ещё неизвестная Марина  Цветаева высказала непоколебимую уверенность:  Разбросанным в пыли по магазинам (где их никто не брал и не берёт!) Моим стихам, как драгоценным  винам, Настанет свой черёд! Прошли годы  трудной жизни и напряжённой творческой работы. И гордая уверенность  обернулась полным неверием: «Мне в современности и в будущем – места нет». Это отчасти  заблуждение, в известной мере объяснимое одиночеством и растерянностью. Наследие Марины Цветаевой велико и трудно обозримо. Тринадцать изданных ею книжек и  три, вышедших посмертно, вобрали в себя лишь малую часть написанного. Многое осталось  неопубликованным. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики, – семнадцать поэм, восемь  стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко­литературная и философско­ критическая проза. Обширное наследие это неравноценно. Есть в нём и то, что пережило своё время или было  продиктовано соображениями случайными, злобой давно минувшего дня. Но без лучших стихов М.И.Цветаевой сейчас уже невозможно составить достаточно полное и ясное представление о  русской поэзии 20 века. (Тихо звучит музыка Шопена) Ведущий 2. Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в тихом Трёхпрудном  переулке, в небольшом уютном доме, похожем на городскую усадьбу фамусовских времён.  Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины – Горькую кисть. Как многие поэты, Цветаева охотно верила разным «знакам судьбы». Полночь, листопад,  суббота…Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей  творчеством и постоянно грозившей уйти в зиму забвения. (Девочка сидит у пианино и перебирает клавиши.) Ведущий 3. Цветаева родилась в семье профессора­искусствоведа Ивана Владимировича  Цветаева, директора Румянцевского музея изящных искусств (теперь это музей имени  А.С.Пушкина), и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн. Кто создан из камня, кто создан из глины, – А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело – измена, мне имя – Марина, Я – бренная пена морская. Кто создан из глины, кто создан из плоти – Тем гроб и надгробные плиты… В купели морской крещена – и в полёте Своём – непрестанно разбита!        Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьётся моё своеволье. Меня – видишь кудри беспутные эти? – Земною не сделаешь солью. Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной – воскресаю! Да здравствует пена – весёлая пена –  Высокая пена морская! Ведущий 4. Марина была озарена талантом к музыке. Её музыкальность самым прямым  образом складывалась в стихе. От слушателя­читателя она требует почти физического  напряжения, внимательного и сосредоточенного вслушивания. Собственно музыке Цветаевой,  по­видимому, «соответствовал» Скрябин, не  мог быть чужд Стравинский, а позднее –  Шостакович, написавший несколько произведений на её стихи. (Звучит музыка Ф. Шопена) Далеко не во всех стихах музыка выражалась в столь концентрированном виде. Анастасия  Цветаева, сестра Марины, отмечала «шопеновский» период в её творчестве 1918­1919 годов.  Но подобную манеру можно обнаружить почти повсюду, за исключением ранней Цветаевой –  автора первых книг «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь». Бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всём были её радостью и горем всю  жизнь, её крыльями и путами. В дальнейшем она скажет: «Вся моя жизнь – роман с собственной душой», «Мне ничего не нужно, кроме своей души!» Ведущий 5. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал  постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.  Нет, бил барабан перед смутным полком, Когда вождя мы хоронили: То зубы царёвы над мёртвым певцом Почётную дробь выводили… Почётно­почётно­почётно – архи­ Почётно, – почётно – до чёрту! Кого ж это так – точно воры вора Пристреленного – выносили? Изменника? Нет. С проходного двора – Умнейшего мужа России. Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе  «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв». Ведущий 1. Марина Ивановна принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама  по себе и делала необычными всех живущих в ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием  Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной  Ахматовой и другими талантливейшими людьми 19 – начала 20 века. Им она посвящала свои  стихи. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру –  Александру Блоку:  Имя твое – птица в руке, Имя твое – льдинка на языке. Одно­единственное движенье губ. Имя твое – пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту. Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит… Имя твое, – ах, нельзя! – Имя твое – поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век. Имя твое – поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток. С именем твоим – сон глубок. Ведущий 2: В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим  впоследствии ее мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихи. (Звучит музыка А.Петрова из кинофильма «Жестокий романс») Я с вызовом ношу его кольцо! – Да, в Вечности, – жена, не на бумаге! – Чрезмерно узкое его лицо Подобно шпаге. Безмолвен рот его, углами вниз, Мучительно–великолепны брови. В его лице трагически слились Две древних крови. Он тонок первой тонкостью ветвей. Его глаза – прекрасно – бесполезны! – Под крыльями раскинутых бровей – Две бездны. В его лице я рыцарству верна, – Всем вам, кто жил и умирал без страху! – Такие – в роковые времена – Слагают стансы – и идут на плаху. (Звучит вальс Е.Доги  из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».) Учащийся читает стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной…» (Звучит музыка Е.Доги из телефильма «Гонки по вертикали».) Ведущий 3. В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, а в августе 1913 года  скончался Иван Владимирович, её отец. Несмотря на эту утрату, в целом жизнь Цветаевой в  течение  пяти­шести лет была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и всеми  последующими годами. Она была переполнена  радостью бытия и в то же время терзалась при  мысли о неизбежном конце – участи общей; но для нее легко мыслимой: «Я вечность не приемлю! Зачем меня погубили? Я так не хотела в землю. С любимой моей земли!». Внешние события проходили как бы мимо нее, целиком поглощенной «романом  собственной  души». Ведущий 4. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – ее друзья, любимый  человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета  Марининой красоты. Цветком, поднятым над плечами, ее золотоволосая голова, … ясная  зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе  что­то колдовское. Это не та застенчивость, что мучила ее в отрочестве, когда она стеснялась  своей ею не любимой наружности… Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с  детства знала её – во внутреннем». [3] (Продолжает звучать музыка). Ведущий 5. Тихо плещется море. Темно­синее небо, мерцающие звезды и стихи:  В огромном липовом саду – Невинном и старинном – Я с мандолиною иду В наряде очень длинном. Вздыхая теплый запах нив И зреющей малины. Пробором кудри разделив... Тугого шелка шорох, Глубоко вырезанный миф И юбка в пышных сборах. Мой шаг изнежен и устал И стан, как гибкий стержень, Склоняется на пьедестал, Где кто­то ниц повержен. Упавшие колчан и лук, На зелени так белы. И топчет узкий мой каблук Невидимые стрелы… Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним  постоянно обращаются  композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы. (Звучит романс А.Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий  романс».)  В 1915­16 гг. Цветаева совершила поездку в Петроград – Петербург. После возвращения домой  она стала писать по­иному, чем прежде, и в этом была некая закономерность. В ее стихах  появились фольклорные интонации, распевность  и удаль русской песни, заговора, частушки:  Отмыкала ларец железный, Вынимала подарок слезный, – С круглым жемчугом перстенек, С круглым жемчугом… Подарила доченьку – Синие оченьки, Горленку – голосом, Солнышко – волосом… Ведущий 6. А между тем был уже конец Революции, и  Цветаева стала писать стихи, в которых  гудит и свищет ветер России. Россия, Родина входила в ее душу и стих широким полем и  высоким небом, в ее стихах 1916­1917 гг. много пространства, дорог, быстро бегущих туч и  солнца. С этого времени наступает трудный период. Беззаботные, быстро промчавшиеся  времена,  когда можно было позволить жить тем, чем хотелось, отступали все дальше в прошлое. Бурные события 1917 года разделили сестер Марину и Анастасию на 3,5 года. В мае 1921 года Марина передает сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и  машинописный сборник стихов. Я эту книгу поручаю ветру И встречным журавлям. Давным­давно – перекричать разлуку – Я голос сорвала. Я эту книгу, как бутылку в волны, Кидаю  в вихрь войны, Пусть странствует она –  свечой под праздник Вот так: из длани в длань. О ветер, ветер, верный мой свидетель, До милых донеси, Что еженощно я во сне свершаю Пусть с Севера на Юг. Ведущий 1. Стихи 1916­1917 и дальнейших годов составили книгу «Вёрст» (их было две  «Версты I» и «Версты II»). Талант ее развивался в ту пору все более упругими и все более  настойчивыми центробежными толчками: ее поэтическая личность раздвигала свои пределы,  отыскивая точки соприкосновения, взаимопонимания, любви и доверия в широких  пространствах мира. Мир воевал, шла воина, и ей не виделось конца, он кончился в неисчислимых страданиях,  позоре и унижении. Поэзия Цветаевой, чуткая на звук, различала голоса бесчисленных дорог,  уходящих в разные концы света, но одинаково обрывающихся в темной, безглазой и смертной  пучине войны. Жалость и печаль переполняли её сердце. Бессонница меня толкнула в путь. – О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! – Сегодня ночью я целую в грудь – Всю круглую воюющую землю! Подлинным несчастьем было постоянное отсутствие читателя и слушателя. Ни стихи из книг  «Юношеские стихи», ни произведения, вошедшие в книгу «Версты», ни ее проза, ни ее пьесы –  ничто не было достоянием читателя. «С 1912 года по 1920 год я пишу непрерывно, но не выпустила, по отсутствию в лице  литератора – ни одной книги. Я живу, книги лежат. По крайней мере, три больших книги стихов – пропали, то есть никогда не были напечатаны. В  1922 году уезжаю за границу, а мой читатель  остается в России, куда мои стихи…не доходят… Итак, здесь – без читателя, в России – без  книг…»  ( Цветаева пишет эти строки в 1933 году в Париже). Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия. Ведущий 2: В годы революции драматичность судьбы Цветаевой, усугубилась опасной  двусмысленностью положения, в котором она оказалась из­за того, что ее муж Сергей Эфрон,  был в рядах белой армии. Почти три года, живя в голодной Москве, терпя  не просто нужду, а  нищету, потеряв ребенка, умершего от голода, она не имела от мужа никаких известий. Лишь  позднее выяснилось, что Эфрон волею отступления эмигрировал в Чехию. Она его боготворила  и все эти три года безвестия были для нее пыткой. Таковы были ее хождения по мукам за годы  революции «Жизни, где мы так мало можем…» Зато как много она могла – в своих тетрадях! В1922 году она была вынуждена выехать за границу – к Сергею Эфрону: он жил и бедствовал в  Праге.  Эмиграция оказалась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами, тоской и –  невольным, незаслуженным позором в официальных кругах родной земли. Из всех эмигрантских лет и мест самыми светлыми и дорогими оказались годы в Чехии. Она  много писала, у нее были друзья, а эмигрантские подруги, которые затем травили ее за симпатии к Советской России, еще в ней не разобрались; у них с Сергеем родился сын. Ведущий 3:  Находясь в эмиграции, М.Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении,  обращенном к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти: Русской ржи от меня поклон, Ниве, где баба застится… Друг! Дожди за моим окном, Беды и блажи на сердце… Ты, в погудке дождей и бед. – То ж, что Гомер в гекзаметре… Дай мне руку – на весь тот свет! Здесь – мои обе заняты. В 1928 году появился последний прижизненный сборник Цветаевой «После России»,  включавший в себя стихи 1922­1925 годов. Но Цветаева писала еще пятнадцать лет!..  Всё, что  было написано после 1925 года – никогда не появлялось в ее книгах,  потому что книг больше  не было. Рок, о котором она говорила, что он казнит ее безвестьем, настиг Цветаеву в пору ее  оторванности от родины. Ведущий 4: Возвращение на родину состоялось в годы жесточайших репрессий. Сергей Эфрон  и дочь Ариадна оказались арестованными. Марина так и не дождалась известий о муже. Она все же пыталась писать, занималась переводами, разбирала архив. Началась война. Вместе с сыном  она эвакуировалась в составе писательской группы в Чистополь, а затем ее выслали в Елабугу.  Силы были на исходе. Одиночество, невозможность работать, полная духовная изоляция, ни  весточки от друзей. И думы, думы… о гибели мужа, в чем она уже не сомневалась, привели к  самоубийству – 31 августа 1941 года. Она оставила записку: «А меня простите – не вынесла…   Я попала в тупик». Ведущий 5: В 1943 году, вспоминает сестра Марины, Анастасия Цветаева, пришла страшная  телеграмма: «Марина погибла два года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».  Цветаева была сильной, волевой женщиной, но она, как и многие из нас, не была «железной».  Она не смогла выдержать навалившихся со всех сторон бед. Марина Ивановна ушла из жизни,  когда в ней погасли остатки последней энергии. Поэт – умирает – его поэзия остается. Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам  «настанет свой черед». Смерть поэта входит в его бытие. А его бытие принадлежит будущему.  Это будущее уже наступило! (Звучит «Реквием» М.Цветаевой в исполнении А.Пугачевой: «Уж сколько их упало в эту  бездну».)

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс

Конспект урока ""Одна - из всех - за всех - против всех!" (страницы жизни и творчества М. Цветаевой)" 11 класс
Скачать файл