Конспект урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой?" в 1 классе (c презентацией, самоанализом и технологической картой урока)
Оценка 4.7

Конспект урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой?" в 1 классе (c презентацией, самоанализом и технологической картой урока)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
окружающий мир
1 кл
05.01.2017
Конспект урока окружающего мира "Как помочь птицам зимой?" в 1 классе (c презентацией, самоанализом и технологической картой урока)
urok_okr_mir.docx

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Как зимой помочь птицам?». УМК «Школа России»

 

Дидактическая
структура
урока

Деятельность
учителя

Деятельность обучающихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

       Здравствуйте, ребята! Я рада   приветствовать вас. У нас самый интересный урок, урок окружающего мира!  (МУЗЫКА). Надеюсь, что вы принесли на урок залог успеха  -  хорошее настроение. Давайте же подарим улыбки друг другу и  всему миру и поработаем на славу.

Погода за окном нас тоже радует

 ( показать рукой)

Сколько белого, пушистого снега подарила нам зима в этом году.

Снежок порхает, кружится.

На улице бело

И превратились лужицы

В прозрачное стекло…

(МУЗЫКА СТИХАЕТ).

 Дети рассажены парами. На партах: учебники закрыты, закладки на с 74, раб.тетради.+

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фиксирование затруднения и целеполагание.

Время:  2 мин. 30 с  

- Какие же изменения произошли в природе с приходом зимы? (холодно, солнце не грет, идёт снег)

-Как одеваются теперь люди? (Тепло одеваются)

-Как приспосабливаются звери? (Надевают тёплые шубки или ложатся в спячку)

-Отгадайте загадку и определите,   какова тема нашего урока. «Желанная гостья из дальнего края, а живёт за окном» (Птичка)

- Верно. Сначала вспомним,  какие птицы зимуют в наших краях?

-На стр. 52 №1  рассмотрите птиц в рамочке. Кого из них вы знаете? Соедините линиями рисунки и названия.

- Проверим вашу самостоятельную работу через экран. Назовите зимующую птицу  и опишите её по плану:

       1. Название

       2. Размер.

       3.Окраска оперения.

  1.  Маленький мальчишка                         

       В сером армячишке        

       По двору шныряет.

       Крохи собирает.(воробей)                                                                                     

Учитель дополняет.    Воробьи зимой стараются держаться поближе к жилью человека. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.   

       2.  Спинкою зеленовата,

           Животиком желтовата,

           Черненькая шапочка

           И полоска шарфика.(синица)

  Учитель дополняет.       Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в            поисках корма собираются в стайки и перебираются к жилью человека.

            3. Чернокрылый, красногрудый,

              Не боится он простуды –

              С первым снегом тут как тут! (снегирь) 

  

Учитель дополняет.      Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево – будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

 

   4. Хохолочек на головке.

         Птица яркая. Так ловко

        Будто дует кто в свирель,

        Распевает…(свиристель).

 

Учитель дополняет. Как и снегирь, свиристель прилетает к нам только зимой. Отличается хохлом на голове и ярко-жёлтой полосой на хвосте. Эти птицы предпочитают плоды рябины, боярышника, калины.

 

5. А вот эту птицу вы могли не видеть, но эта птичка живет у нас круглый год. Свое имя она получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и перепрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых  в щелях дерева. Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Если найдет кормушку, куда положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

 

- Ребята, как можно назвать одним словом всех этих птиц? Какие они? (Зимующие)

- Как называют тех птиц, которые улетают от нас в тёплые края с наступлением зимы? (перелётные)   - экран со схемой

                                                                   Птицы

                                            Зимующие      Перелётные

-Давайте произнесём вместе и запомним.

- Ребята, легко ли приходится птицам зимой?..

-  Студёный ветер принёс нам  вот  такие жалобы птиц. Давайте послушаем.

Текст: «Я – маленькая синичка, я погибаю. Негде греться и кормиться, ни козявки, ни зерна. Замерзаю, голодаю, не дожить мне до тепла!»   ( на экране синичка, воробей)

«Я – маленький воробей, я гибну, дети спасите…. Мне нечего есть.  А для птиц голод хуже холода. Все птицы решили провести лесное собрание и  подумать, как перезимовать. Приходите и вы, ребята!»

- Как вы думаете, зачем птицы зовут нас на собрание?

- А вы знаете, как помочь птицам зимой?

 

- А как надо правильно сделать кормушку?

- Как правильно подкармливать? Знаете?

 - Можете обосновать свои выводы? (затруднение)

- Почему возникло затруднение? (мы не можем обосновать, как правильно сделать кормушку, как правильно кормить птиц).

- Вы прошли первый этап учебной деятельности. Какой следующий? (Второй шаг- найти самим способ решения)

- Что вы должны открыть? (как правильно сделать кормушку, как правильно кормить птиц зимой.)

- Определите учебную задачу урока?

-       Верно – это ваша учебная задача на сегодняшний урок.

 

 

 

 

 

Дети сами определяют тему урока: « Как помочь птицам зимой?»

 

Дети работают с РТ и учебником.

 

 

 

 

 

Ребёнок описывает воробья  по плану.

 

 

 Ребёнок описывает синицу

 

 

 

Ребёнок описывает снегиря  по плану.

 

 

 

 

 

Ребёнок описывает свиристель   по плану

 

 

 

Ребёнок описывает поползня    по плану.

 

 

 

Ответы детей: «Птицам холодно и голодно. Снег укрыл землю, трудно искать пищу.  Без еды птичка может замёрзнуть и погибнуть».

 

 

 

 

 

 

- Птицам нужна наша помощь.

- Надо подкармливать их,    повесить кормушки.

 

Учебная задача. Как правильно сделать кормушку и покормить птиц?

 

-   -Давайте отправимся в зимний лес.

 Мы и в гости идём и должны вести себя   соответственно. Давайте повторим правила поведения в лесу по схемам.

                    Ты в лесу всего лишь гость,

                    Здесь хозяин – дуб и лось.

                    Их покой побереги,

                     Ведь они нам не враги!

-Итак, мы  на лесной поляне. Холодно. Надо подвигаться, погреться, чтобы не замёрзнуть.

Не ломать ветки деревьев

Не шуметь

 

4.Физминутка

.

    - По дорожке. по дорожке

     Скачем мы на правой ножке.

     И по этой по дорожке

     Скачем мы на левой ножке.

     По тропинке побежим,

     До лужайки добежим.

     На лужайке, на лужайке

     Мы попрыгаем, как зайки.

     Стоп! Немного отдохнём

     И опять пешком пойдём.

 

5. Построение проекта выхода из затруднения и «открытие» нового знания.

Вот мы с вами оказались на лесном собрании. Все птички слетелись сюда, расселись по веткам.

- Давайте послушаем, о чём говорят птицы. Сценка «Лесное собрание».

Cценка:

Сорока:   Тра-та-та-та-та. Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе жалобы пишут, привередничают и капризничают.

Воробей: Семечки и конопля в столовой недавленые. Клюв свихнешь, пока их раскусишь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

   Свиристель: Безобразие!

Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало! Хоть бы бортики  сделали, что ли.

Снегирь: Я вообще голодным остался! Поранил лапки об острые края и не смог поесть.

Синица: Сало салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

 

-  Успокойтесь птицы, все будет в порядке. Мы все учтем!

Действительно, ребята, вы были правы, но мало сделать кормушку и положить корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы корм есть.

- Давайте вернёмся на свои рабочие места в класс и обратимся к нашим помощникам.

1.     Как сделать кормушку? (учебник с. 74)

2.     Какая кормушка больше понравится?  (с крышей)

3.     Удобна ли кормушка с бутылкой? (Неустойчивая)

4.     Обратите внимание, как в кормушке из бумажного пакета удобно устроен лаз.

5. Где повесить кормушку? ( у окна, в саду на дереве)

6.Рассмотрите, чем  кормить птиц? (семенами подсолнечника, арбуза, тыквы, салом несолёным)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-- Надо нам пополнить свои знания. Что поможет нам в этом?  (взрослые, интернет, справочники, учебник)

Статья. «Семена арбуза, тыквы, дыни, подсолнечника лучше давать раздавленными. Для подкормки птиц годятся крошки белого хлеба, а чёрного-не годятся. Для синиц хороши кусочки несолёного сала, а солёное сало давать нельзя.»

- Какие полезные советы!

-Почему деревья рябины называют природными столовыми? (зимой ягоды рябины не осыпаются и служат кормом для многих птиц)

 

 -на стр. 75 дети читают вывод.

 

7.Практическая работа в группах

Как хорошо помог нам учебник! Теперь мы готовы к практической работе.

Предлагаю приготовить кормушки и корм, работая в группах. Давайте вспомним  правила работы в группе:

1.Работать должны все.

2.Один говорит, другие слушают.

3.Своё несогласие высказывай вежливо.

4.Если не понял, переспроси.

Образуйте 4 группы.

-Вы получаете кормушки и корм. Найдите ошибки и                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               исправьте их.  Приготовьтесь рассказать о проделанной работе                              

Задания:

1гр.- КОРМУШКА БЕЗ бортиков. –Внести изменения в кормушку, чтобы птицам было удобно. (Прилагается коробка, прикрепить к основе)

2гр.- КОРМУШКА ИЗ ПЛАСТ.БУТЫЛКИ С ОСТРЫМИ КРАЯМИ. – Внести изменения в кормушку, чтобы птицам было удобно есть. (Прилагается лейкопластырь, нужно обклеить им края лаза)

3гр.- Семечки подсолнечника, тыквы, дыни, арбуза. –Приготовить корм. (Прилагается скалка, чтобы раздавить семена)

4гр.- Крошки чёрного и белого хлеба, солёное и несолёное сало. – Выбрать подходящий корм и объяснить свой выбор.

-Расскажите, что было дано и какие изменения внесли.

-Молодцы! Предлагаю наши кормушки и лакомства развесить в школьной роще после урока, чтобы зимующие птицы не погибли от голода. Уверена, что теперь птицы не станут жаловаться на такую столовую. Конечно, они не умеют разговаривать. Но   обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней  и помогут в борьбе с вредителями сада. А вам будет приятно наблюдать за пернатыми друзьями у кормушки,  испытывать радость от одной только мысли, что вы помогли  птицам. Это так здорово!

 

 

.

 

Дети пересаживаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


\

 

 

 

Дети рассказывают, как выполнили задание по 1 от группы.

 

 

8. Рефлексия.

  -Наш урок подходит к концу.

- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?

-Удалось ли решить поставленную задачу? (Теперь я смогу узнавать зимующих птиц .Я узнал как помочь птицам зимой).

Учитель раздаёт закладки со стикерами в виде карандашиков.

- Ребята, а теперь оцените свои достижения за урок и наклейте карандашик-символ на стаканчик. Напоминаю, что

розовый карандаш обозначает «знаю, умею, уверен, получилось»;

оранжевый – «получилось, но не всё, что хотел»;

жёлтый – «пока многое не получается, нужна помощь».

-       Молодцы. Я благодарю вас всех за хорошую работу.  На память вам остаются эти закладки. Поблагодарите и вы своих соседей за помощь в работе.

   -Заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”. Не зря 2017 год в России объявлен Годом особо охраняемых территорий, заповедников. И сегодня мы выяснили, как мы можем помочь птицам зимой.

И пусть слова Александра Яшина напоминают, насколько важна наша забота природе. (МУЗЫКА)

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.

 

 

 

 

Читает ребёнок.

Покормите птиц  зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.            

 

 


 

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Как зимой помочь птицам?»

Урок окружающего мира в 1 классе на тему: «Как зимой помочь птицам?»

Фиксирование затруднения и целеполагание

Фиксирование затруднения и целеполагание

Фиксирование затруднения и целеполагание

Фиксирование затруднения и целеполагание

Фиксирование затруднения и целеполагание

Фиксирование затруднения и целеполагание

До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке

До лужайки добежим. На лужайке, на лужайке

Действительно, ребята, вы были правы, но мало сделать кормушку и положить корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы корм есть

Действительно, ребята, вы были правы, но мало сделать кормушку и положить корм, надо ещё подумать, хороша ли кормушка и смогут ли птицы корм есть

Как хорошо помог нам учебник! Теперь мы готовы к практической работе

Как хорошо помог нам учебник! Теперь мы готовы к практической работе

Но обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и помогут в борьбе с вредителями сада

Но обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и помогут в борьбе с вредителями сада
Скачать файл