Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
28.10.2018
1. Где растут леса России. Растительный мир лесной зоны.
– Итак, в путь! Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры.
Учитель предлагает найти зону лесов.
– Что рассказывает нам карта? (Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных ее границ.)
– Каковы же погодные условия в зоне лесов?
К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этой зоне иной, чем в тундре.1-й ученик. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель и сосна. Каждую осень сбрасывает она свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири лиственница растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни ее залегают неглубоко от поверхности. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.
Россия-страна лесов.docx
РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ
Ц е л и :
– сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях
и животных;
– рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов;
– ввести понятие «ярусы леса»;
– уточнить роль грибов в лесу;
– развивать мышление, внимание;
– воспитывать познавательный интерес.
О б о р у д о в а н и е : карта «Природные зоны России»; фотографии
растительного и животного мира лесов; гербарий.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Р а б о ч а я т е т р а д ь № 1: з а д а н и е № 11.
О т в е т ы : гагара, голубика, лебедь, пушица, незабудка, комар, олень,
ягель, лемминг.
2. У ч а щ и е с я в ы с т у п а ю т с с о о б щ е н и я м и о животном или
растении тундры (задание № 13).
3. И н д и в и д у а л ь н а я р а б о т а п о к а р т о ч к а м .
К а р т о ч к а 1. Восстановите цепи питания, сложившиеся в тундре и
Арктике:
ягель … волки;
растения … рыбы … белый медведь;
… … … чайки.
К а р т о ч к а 2. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и
арктической пустыни.
К а р т о ч к а 3. О каком животном идет речь?
а) Этот зверь очень хорошо плавает, его ноги превратились в ласты. В воде
он добывает себе корм – рыбу. На суше и на льдинах этот зверь отдыхает и
выращивает детенышей.
б) Этот зверь очень хорошо плавает. Но он никогда не выходит на сушу –
всю жизнь проводит в холодных просторах океана. Эти звери очень большие,
но питаются они маленькими рачками.
в) Хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие,
питается леммингами и куропатками. Его зовут полярной лисицей.
III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте з а г а д к у : Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью умирает,
Весной опять оживает.
(Лес.)
– Сегодня мы отправимся в путешествие по лесной полосе России.
IV. Изучение нового материала.
1. Где растут леса России. Растительный мир лесной зоны.
– Итак, в путь! Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее
зоны тундры.
Учитель предлагает найти зону лесов.
– Что рассказывает нам карта? (Большая часть России расположена в
зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных ее
границ.)
– Каковы же погодные условия в зоне лесов?
К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше.
Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает
больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этой
зоне иной, чем в тундре.
Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным
долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности.
В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше
тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель,
сосна, пихта, кедр, лиственница, а на вырубках – мелколиственные деревья –
береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой.
В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают
солнечных лучей. Почва покрыта мхами и лишайниками, мало трав и
кустарников. С елей спускаются пряди лишайникабородача. В лесах много
бурелома, и пройти через него трудно.
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых хвойных
растениях.
Учитель демонстрирует гербарий и фотографии растений.
ЛИСТВЕННИЦА
1 й у ч е н и к . В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей.
Это – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель и сосна. Каждую осень
сбрасывает она свои листьяхвоинки, а весной распускает новые. На востоке
Сибири лиственница растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни ее
залегают неглубоко от поверхности. Древесина у нее прочная, почти не
подвергается гниению. КЕДР
2 й у ч е н и к . В Сибири на больших пространствах растет и другое
замечательное дерево – кедр. Хвоя кедра длинная, мягкая, темнозеленая, в
пучке сидят не по две хвоинки, как у обыкновенной сосны, а по пять штук.
Кедр – дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40
м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны.
Кедровые леса – гордость нашей страны.
ПИХТА
3 й у ч е н и к . Пихта – красивое и крепкое дерево. Иглы у нее темно
зеленые, блестящие, располагаются на ветке плоско. На нижней стороне
иголок тянутся две продольные полоски белого цвета, поэтому снизу ветви
кажутся серозеленого цвета. В отличие от лиственных деревьев, листья
хвоинки имеют только среднюю жилку, а листовая пластинка вся стянута в
ребрышко. Шишки свои пихта располагает ближе к вершине дерева и
направляет их на ветвях вверх. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами
остаются на дереве. Корень у пихты стержневой, уходит до 10 метров в
глубину земли. У старых деревьев нижние ветви, в отличие от ели,
обламываются, и ствол остается внизу без ветвей. Верхушка дерева,
останавливаясь в росте, образует из распрямившихся ветвей «орлиное
гнездо». Растет пихта 200 лет. Толщина ее ствола может достигать двух
метров. Кора у пихты гладкая, серебристосерого цвета.
МОЖЖЕВЕЛЬНИК
4 й у ч е н и к . Яркозеленые кусты северного кипариса (можжевельника)
обсыпаны ароматными черными с синим отливом ягодами (встречаются среди
них и зеленые). Можжевельник в старину на Руси называли вересом. Его
ягоды доставляли в Москву из разных мест России. Загадывалась в те времена
старинная загадка: «Семьдесят семь полков: все повалились, а три остались»
(сосна, ель и верес зимой). В лесных краях это растение называют ласково и
звучно – бружжевельник.
Ягоды можжевельника – это листочки, сросшиеся в шишечки. Ботаники
называют их шишкоягодами. На одном кусте могут висеть зеленые
(первогодки), серобурые (второгодки) и иссинячерные (третьегодки) ягоды.
Целебные ягоды северного кипариса при простудах не уступают малине. Идут
эти ягоды и для приготовления кваса и морса. Сдабривают ими при готовке
дичь: помимо аромата, ягоды эти способствуют усвоению пищи.
Древесина можжевельника душистая, бледнокрасного цвета. Используется
она в декоративноприкладном искусстве: делают из нее шкатулки, бусы,
броши. Смола можжевельника розового цвета и прозрачна, как янтарь, ее
используют для приготовления лаков. – К югозападу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги,
поэтому там растут вместе с хвойными деревьями широколиственные: дуб,
клен, ясень, липа. Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево
этих лесов – дуб. Дубы требовательны к почве, теплу, влаге, поэтому
распространяются на восток только до Уральских гор.
Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи.
– Отгадайте загадки о деревьях. Если вы их правильно разгадаете, то в
выделенных клеточках прочитаете название дерева. (Береза.)
П о г о р и з о н т а л и :
1. Посреди поля висит полотенце с кистями.
2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке.
3. Расцвету – побелею, аромат издаю.
4. И зимой и летом – в одежде одной.
5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова.
6. Дерево и без ветра шумит.
О т в е т ы : 1. Рябина. 2. Можжевельник. 3. Черемуха. 4. Ель. 5. Вяз. 6.
Осина.
– В каком лесу может расти береза? (Широколиственном.)
– Прочитайте текст о широколиственных лесах на с. 130–131 учебника.
– В чем главное отличие широколиственных лесов? (Многоярусность,
многоэтажность.)
– Какую роль выполняет лесная подстилка? (Удобряет почву, придает ей
рыхлость, удерживает воду, является домом для мелких животных.)
– Какие животные обитают в лесной подстилке? (Черви, кроты, жуки,
муравьи, гадюки, лягушки и т. д.)
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 15 на с. 48. (Надо
вставить пропущенные слова: тайга, смешанный лес, широколиственный.)
– Отгадайте з а г а д к у :
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту,
Зовусь я… (подосиновик).
– Является ли подосиновик растением? (Нет. Он относится к царству
грибов, но живет в ярусе трав.)
– Какую роль выполняют грибы в лесу? (Грибы нитями своих грибниц
помогают деревьям добывать воду и минеральные соли из почвы.)
Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 20 на с. 50.
– Укажите названия грибов.
О т в е т ы . Пластинчатые: опенок, рыжик, бледная поганка (ядовитый
гриб), шампиньоны, лисички. Трубчатые: масленок, белый, сатанический гриб
(ядовитый), моховик, подосиновик.
– Нужны ли лесу ядовитые грибы? (Лоси питаются мухоморами.)
– Как человек использует грибы?
– Вспомните названия двенадцати съедобных грибов и заполните пустые
клетки.
К л ю ч е в о е с л о в о : подберёзовик.
О т в е т ы : 1. Шампиньон. 2. Боровик. 3. Подосиновик. 4. Дубовик. 5.
Сыроежка. 6. Сморчок. 7. Опенок. 8. Груздь. 9. Строчок. 10. Моховик. 11.
Лисичка. 12. Рыжик.
2. Животный мир лесной полосы.
– Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов.
Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений,
грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо
птицы или норку зверька. Строят птицы свои гнезда и в дуплах деревьев. В
таком укрытии и тепло и безопасно. Под корягами и валежником делают себе
норы барсуки, лисицы, в глухих местах находят убежища волки. Жизнь
многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки,
куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево. Куницы и горностаи
питают в основном мышами, рыси – мелкими зверьками, особенно зайцами.
Эти животные – хищники.
В глухом лесу, заваленном буреломом, живет бурый медведь. Он питается
как животной, так и растительной пищей: любит лакомиться ягодами, поедает
корни растений, насекомых и их личинок.
Крупный зверь лесной полосы – лось. Его стройные сильные ноги
заканчиваются широкими копытами, благодаря которым лось легко
передвигается даже по топким болотистым участкам леса.
Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки,
лисицы, горностаи, бобры. Из шкурок этих животных шьют шубы, шапки,
воротники. Они теплы, легки и красивы.
Бобры обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими
густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев (ивы, осины,
березы), которые составляют основной корм этих животных. Своими
мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев и валят их на землю,
затем объедают кору и ветки. Часто бобры сооружают прочные плотины,
длина которых иногда достигает нескольких десятков метров.
В глухих хвойных лесах Урала и Сибири обитает небольшой зверек соболь,
шкурка которого высоко ценится изза превосходного меха.
Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много
заповедников, в которых запрещена охота. Здесь свободно живут и
размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и
восстановили ряд ценных исчезающих животных, например заповедник
Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей.
– Прочитайте текст «Чем питаются лесные животные» на с. 132 учебника.
– Используя текст, составьте цепи питания:
малина бурый медведь;
растения леса зайцы лисы;
растения леса насекомые птицы куница.
– Выполните в рабочей тетради задание № 21 на с. 51.
О т в е т ы : 1 ряд – барсук, куница, глухарь; 2 ряд – кабан, волк, лось; 3 ряд
– рысь, лиса, зубр, бурый медведь.
Растительноядные
Хищники
Глухарь
Лось
Зубр
Рысь
Куница
Волк
Барсук
Всеядные
Кабан
Бурый медведь Лиса
Далее учитель предлагает решить кроссворд, назвать животных и указать
их способ питания.
– Если вы правильно отгадаете все загадки, то в выделенных клетках
прочитаете название другого лесного зверя.
П о г о р и з о н т а л и :
1. На свинью похож, а в лесу живет.
2. Всю зиму спит,
Весной на пасеку спешит.
3. В птичник повадится – жди беды:
Рыжим хвостом заметает следы.
4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет.
5. Посреди поля белый клубок катается.
О т в е т ы : 1. Кабан – всеядное. 2. Медведь – всеядное. 3. Лиса – хищник. 4.
Волк – хищник. 5. Заяц – растительноядное.
К л ю ч е в о е с л о в о : белка – растительноядное.
V. Итог урока.
– Какие деревья растут в тайге?
– Чем особенны широколиственные леса?
– Какие животные живут в лесу?
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.