Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Оценка 4.9

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
28.10.2018
Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
1. Где растут леса России. Растительный мир лесной зоны. – Итак, в путь! Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры. Учитель предлагает найти зону лесов. – Что рассказывает нам карта? (Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных ее границ.) – Каковы же погодные условия в зоне лесов? К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше. Поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этой зоне иной, чем в тундре.1-й ученик. В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель и сосна. Каждую осень сбрасывает она свои листья-хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири лиственница растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни ее залегают неглубоко от поверхности. Древесина у нее прочная, почти не подвергается гниению.
Россия-страна лесов.docx
РОССИЯ – СТРАНА ЛЕСОВ Ц е л и : – сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных; – рассмотреть отличия тайги, смешанных и широколиственных лесов; – ввести понятие «ярусы леса»; – уточнить роль грибов в лесу; – развивать мышление, внимание; – воспитывать познавательный интерес. О б о р у д о в а н и е :   карта   «Природные   зоны   России»;   фотографии растительного и животного мира лесов; гербарий. Х о д   у р о к а I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. 1. Р а б о ч а я   т е т р а д ь   № 1:  з а д а н и е   № 11. О т в е т ы :   гагара,   голубика,   лебедь,   пушица,   незабудка,   комар,   олень, ягель, лемминг. 2.  У ч а щ и е с я   в ы с т у п а ю т   с   с о о б щ е н и я м и   о   животном   или растении тундры (задание № 13). 3. И н д и в и д у а л ь н а я   р а б о т а   п о   к а р т о ч к а м . К а р т о ч к а   1.   Восстановите   цепи   питания,   сложившиеся   в   тундре   и Арктике:  ягель  …  волки;  растения  …  рыбы  …  белый медведь;  …  …  …  чайки. К а р т о ч к а  2. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и арктической пустыни. К а р т о ч к а  3. О каком животном идет речь? а) Этот зверь очень хорошо плавает, его ноги превратились в ласты. В воде он добывает себе корм – рыбу. На суше и на льдинах этот зверь отдыхает и выращивает детенышей. б) Этот зверь очень хорошо плавает. Но он никогда не выходит на сушу – всю жизнь проводит в холодных просторах океана. Эти звери очень большие, но питаются они маленькими рачками. в)   Хищник,   имеет   густой   серый   мех,   его   лапы   короткие   и   широкие, питается леммингами и куропатками. Его зовут полярной лисицей. III. Сообщение темы урока. – Отгадайте з а г а д к у : Весной веселит, Летом холодит, Грибами, ягодами одаривает, Осенью умирает, Весной опять оживает.     (Лес.) – Сегодня мы отправимся в путешествие по лесной полосе России. IV. Изучение нового материала. 1. Где растут леса России. Растительный мир лесной зоны. – Итак, в путь! Начинаем путешествие в зону, которая простирается южнее зоны тундры. Учитель предлагает найти зону лесов. – Что рассказывает нам карта?  (Большая часть России расположена в зоне лесов, простирающейся от восточных границ страны до западных ее границ.) – Каковы же погодные условия в зоне лесов? К   югу   от   тундры   солнце   поднимается   гораздо   выше   и   греет   лучше. Поэтому   лето   здесь   теплее   и   длиннее,   а   зима   короче   и   мягче.   Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этой зоне иной, чем в тундре. Не   сразу   тундра   переходит   в   лес.   Сначала   лес   появляется   по   речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности. В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это ель, сосна, пихта, кедр, лиственница, а на вырубках – мелколиственные деревья – береза, осина. Густые, труднопроходимые хвойные леса называют тайгой. В еловых лесах всегда полумрак. Мохнатые ветви почти не пропускают солнечных   лучей.   Почва   покрыта   мхами   и   лишайниками,   мало   трав   и кустарников. С елей спускаются пряди лишайника­бородача. В лесах много бурелома, и пройти через него трудно. Заранее   подготовленные   учащиеся   рассказывают   о   некоторых   хвойных растениях. Учитель демонстрирует гербарий и фотографии растений. ЛИСТВЕННИЦА 1 ­ й   у ч е н и к . В сибирской тайге большие участки заняты лиственницей. Это – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель и сосна. Каждую осень сбрасывает она свои листья­хвоинки, а весной распускает новые. На востоке Сибири лиственница растет даже на многолетней мерзлоте, так как корни ее залегают   неглубоко   от   поверхности.   Древесина   у   нее   прочная,   почти   не подвергается гниению. КЕДР 2 ­ й   у ч е н и к .   В   Сибири   на   больших   пространствах   растет   и   другое замечательное дерево – кедр. Хвоя кедра длинная, мягкая, темно­зеленая, в пучке сидят не по две хвоинки, как у обыкновенной сосны, а по пять штук. Кедр – дерево долговечное, растет несколько столетий и достигает высоты 40 м. Кедровые шишки крупные, а кедровые орехи очень вкусны и питательны. Кедровые леса – гордость нашей страны. ПИХТА 3 ­ й   у ч е н и к . Пихта – красивое и крепкое дерево. Иглы у нее темно­ зеленые,   блестящие,   располагаются   на   ветке   плоско.   На   нижней   стороне иголок тянутся две продольные полоски белого цвета, поэтому снизу ветви кажутся   серо­зеленого   цвета.   В   отличие   от   лиственных   деревьев,   листья­ хвоинки имеют только среднюю жилку, а листовая пластинка вся стянута в ребрышко.   Шишки   свои   пихта   располагает   ближе   к   вершине   дерева   и направляет их на ветвях вверх. Созрев, шишки разбрасывают семена, но сами остаются   на   дереве.   Корень   у   пихты   стержневой,   уходит   до   10   метров   в глубину   земли.   У   старых   деревьев   нижние   ветви,   в   отличие   от   ели, обламываются,   и   ствол   остается   внизу   без   ветвей.   Верхушка   дерева, останавливаясь   в   росте,   образует   из   распрямившихся   ветвей   «орлиное гнездо».   Растет   пихта   200   лет.   Толщина   ее   ствола   может   достигать   двух метров. Кора у пихты гладкая, серебристо­серого цвета. МОЖЖЕВЕЛЬНИК 4 ­ й   у ч е н и к . Ярко­зеленые кусты северного кипариса (можжевельника) обсыпаны ароматными черными с синим отливом ягодами (встречаются среди них   и   зеленые).   Можжевельник   в   старину   на   Руси   называли   вересом.   Его ягоды доставляли в Москву из разных мест России. Загадывалась в те времена старинная загадка: «Семьдесят семь полков: все повалились, а три остались» (сосна, ель и верес зимой). В лесных краях это растение называют ласково и звучно – бружжевельник. Ягоды можжевельника – это листочки, сросшиеся в шишечки. Ботаники называют   их   шишкоягодами.   На   одном   кусте   могут   висеть   зеленые (первогодки), серо­бурые (второгодки) и иссиня­черные (третьегодки) ягоды. Целебные ягоды северного кипариса при простудах не уступают малине. Идут эти ягоды и для приготовления кваса и морса. Сдабривают ими при готовке дичь: помимо аромата, ягоды эти способствуют усвоению пищи. Древесина можжевельника душистая, бледно­красного цвета. Используется она   в   декоративно­прикладном   искусстве:   делают   из   нее   шкатулки,   бусы, броши.   Смола   можжевельника   розового   цвета   и   прозрачна,   как   янтарь,   ее используют для приготовления лаков. – К юго­западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там растут вместе с хвойными деревьями широколиственные: дуб, клен, ясень, липа. Такие леса называют смешанными. Самое могучее дерево этих   лесов   –   дуб.   Дубы   требовательны   к   почве,   теплу,   влаге,   поэтому распространяются на восток только до Уральских гор. Еще дальше на юг простираются широколиственные леса и рощи. – Отгадайте загадки о деревьях. Если вы их правильно разгадаете, то в выделенных клеточках прочитаете название дерева. (Береза.) П о   г о р и з о н т а л и : 1. Посреди поля висит полотенце с кистями. 2. Лесная черемуха растет на приземистой елочке. 3. Расцвету – побелею, аромат издаю. 4. И зимой и летом – в одежде одной. 5. Кора – для кузовка, остальное – на дрова. 6. Дерево и без ветра шумит. О т в е т ы :   1.   Рябина.   2.  Можжевельник.   3.  Черемуха.   4.   Ель.   5. Вяз.  6. Осина. – В каком лесу может расти береза? (Широколиственном.) – Прочитайте текст о широколиственных лесах на с. 130–131 учебника. –   В   чем   главное   отличие   широколиственных   лесов?  (Многоярусность, многоэтажность.) – Какую роль выполняет лесная подстилка? (Удобряет почву, придает ей рыхлость, удерживает воду, является домом для мелких животных.) – Какие животные обитают в лесной подстилке?  (Черви, кроты, жуки, муравьи, гадюки, лягушки и т. д.) Учащиеся   выполняют   в   рабочей   тетради   задание   №  15  на   с. 48. (Надо вставить пропущенные слова: тайга, смешанный лес, широколиственный.) – Отгадайте з а г а д к у : Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, Зовусь я… (подосиновик). – Является ли подосиновик растением?  (Нет. Он относится к царству грибов, но живет в ярусе трав.) – Какую роль выполняют грибы в лесу?  (Грибы нитями своих грибниц помогают деревьям добывать воду и минеральные соли из почвы.) Учащиеся выполняют в рабочей тетради задание № 20 на с. 50. – Укажите названия грибов. О т в е т ы .   Пластинчатые:   опенок,   рыжик,   бледная   поганка   (ядовитый гриб), шампиньоны, лисички. Трубчатые: масленок, белый, сатанический гриб (ядовитый), моховик, подосиновик. – Нужны ли лесу ядовитые грибы? (Лоси питаются мухоморами.) – Как человек использует грибы? – Вспомните названия двенадцати съедобных грибов и заполните пустые клетки. К л ю ч е в о е   с л о в о : подберёзовик. О т в е т ы :   1.   Шампиньон.   2.   Боровик.   3.   Подосиновик.   4.   Дубовик.   5. Сыроежка. 6. Сморчок. 7. Опенок. 8. Груздь. 9. Строчок. 10. Моховик. 11. Лисичка. 12. Рыжик. 2. Животный мир лесной полосы. – Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей. Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или норку зверька. Строят птицы свои гнезда и в дуплах деревьев. В таком укрытии и тепло и безопасно. Под корягами и  валежником делают себе норы   барсуки,   лисицы,   в   глухих   местах   находят   убежища   волки.   Жизнь многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки, куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево. Куницы и горностаи питают в основном мышами, рыси – мелкими зверьками, особенно зайцами. Эти животные – хищники. В глухом лесу, заваленном буреломом, живет бурый медведь. Он питается как животной, так и растительной пищей: любит лакомиться ягодами, поедает корни растений, насекомых и их личинок. Крупный   зверь   лесной   полосы   –   лось.   Его   стройные   сильные   ноги заканчиваются   широкими   копытами,   благодаря   которым   лось   легко передвигается даже по топким болотистым участкам леса. Большую ценность представляют пушные звери: соболи, куницы, норки, лисицы,   горностаи,  бобры.   Из   шкурок   этих   животных   шьют   шубы,   шапки, воротники. Они теплы, легки и красивы. Бобры обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев (ивы, осины, березы),   которые   составляют   основной   корм   этих   животных.   Своими мощными резцами бобры подгрызают стволы деревьев и валят их на землю, затем   объедают   кору   и   ветки.   Часто   бобры   сооружают   прочные   плотины, длина которых иногда достигает нескольких десятков метров. В глухих хвойных лесах Урала и Сибири обитает небольшой зверек соболь, шкурка которого высоко ценится из­за превосходного меха. Отдельные животные леса подлежат охране. В нашей стране создано много заповедников,   в   которых   запрещена   охота.   Здесь   свободно   живут   и размножаются многие дикие животные. Некоторые заповедники сохранили и восстановили   ряд   ценных   исчезающих   животных,   например   заповедник Воронежский – бобров, Баргузинский – соболей. – Прочитайте текст «Чем питаются лесные животные» на с. 132 учебника. – Используя текст, составьте цепи питания:  малина  бурый медведь;  растения леса  зайцы  лисы;  растения леса  насекомые  птицы  куница. – Выполните в рабочей тетради задание № 21 на с. 51. О т в е т ы : 1 ряд – барсук, куница, глухарь; 2 ряд – кабан, волк, лось; 3 ряд – рысь, лиса, зубр, бурый медведь.  Растительноядные  Хищники  Глухарь Лось Зубр  Рысь Куница Волк Барсук Всеядные  Кабан Бурый медведь Лиса  Далее учитель предлагает решить кроссворд, назвать животных и указать их способ питания. –   Если   вы   правильно   отгадаете   все   загадки,   то   в   выделенных   клетках прочитаете название другого лесного зверя. П о   г о р и з о н т а л и : 1. На свинью похож, а в лесу живет. 2. Всю зиму спит, Весной на пасеку спешит. 3. В птичник повадится – жди беды: Рыжим хвостом заметает следы. 4. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. 5. Посреди поля белый клубок катается. О т в е т ы : 1. Кабан – всеядное. 2. Медведь – всеядное. 3. Лиса – хищник. 4. Волк – хищник. 5. Заяц – растительноядное. К л ю ч е в о е   с л о в о : белка – растительноядное. V. Итог урока. – Какие деревья растут в тайге? – Чем особенны широколиственные леса? – Какие животные живут в лесу?

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"

Конспект урока окружающего мира "Россия-страна лесов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2018