Конспект
урока по окружающему миру в 3 классе на тему «Превращения и круговорот воды», программа
«Школа России».
Цель: организовать деятельность обучающихся по изучению трех состояний воды и ее круговорота в природе.
Задачи:
- формировать у детей представление о круговороте воды и превращениях воды (переходе из одного состояния в другое) как важнейших явлениях природы;
- развивать умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы, обогащать и активизировать словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к водоемам, аккуратность при выполнении заданий.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядность.
Оформление доски.
|
Число Тема
|
|
Ход урока.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Результат совместной деятельности |
Организационный |
- Здравствуйте! Меня зовут … урок окружающего мира проведу у вас я. |
Дети приветствуют учителя, садятся за парты. |
Дети готовы к работе на уроке. |
Этап проверки д/з. |
Ребята, дома вам был задан пересказ по теме «Вода и ее свойства» (спрашиваю 1 или 2). |
Дети пересказывают текст о воде, остальные слушают. |
Проверили готовность д/з. |
Актуализации знаний детей, подготовка к восприятию нового материала. |
- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с таким природным веществом как вода. Какими свойствами обладает вода? Отгадайте мои загадки:
Кругом вода, а с питьем беда (море).
Лежало одеяло мягкое, белое, землю грело. Ветер подул, одеяло сдул. Солнце припекло, одеяло потекло (снег).
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает, он от матери рожден, сам ее рождает (лед).
Не снег, не лед, А серебром деревья уберет (иней).
В белом бархате деревня – и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет (туман). Что объединяет все загадки? Значит, в каких состояниях существует вода в природе? Правильно. Обратимся к учебнику на стр. 53, вопрос 1 на стр. 55 (рассуждаем). |
Дети отвечают на вопросы: не имеет формы, бесцветна, прозрачна, текуча, без запаха, без вкуса.
Отгадывают загадки.
Ответы – это вода. Вода в природе бывает в трех состояниях – жидком, твердом, газообразном. Работают с учебником.
|
Обеспечена мотивация к изучению нового материала, активизирован опыт детей для дальнейшей работы. |
Этап изучения нового материала: три состояния воды, ее круговорот в природе. |
-Итак, мы выяснили, что вода в природе существует в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном. - Где мы можем наблюдать воду в твердом состоянии? (лед на руке, снег, сосульки, айсберги). - Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (пар). В чем особенность воды при нагревании? (расширяется). А что происходит с водой при охлаждении? (сжимается). Есть одна особенность превращения воды в лед, казалось бы, она должна особенно сильно сжаться, но наоборот, вода расширяется! Поэтому зимой иногда лопаются водопроводные трубы, в которых замерзает вода и, расширяясь, давит на них. - От чего зависит состояние воды? (от температуры) При 0*вода переходит из жидкого состояния в твердое. При 100 градусах она кипит и превращается в пар (схема на доске). Хорошо. Физкультминутка. Проведем опыт (схематично). Нагреваем колбу с водой. Что происходит? (Вода закипает, переходит из жидкого состояния в газообразное). Что для этого нужно? (Высокая температура). Теперь над колбой подержим блюдце со льдом. Что заметили? (На дне блюдца образовались капельки). Почему? (Под действием низкой температуры частицы воды собираются в капли. Вода переходит из газообразного состояния в жидкое). Как можно назвать весь процесс? (Круговорот воды). Круговорот воды происходит и в природе. Открываем учебники на стр. 54. Посмотрите на схему круговорота воды в природе (обсуждаем, материал учебника). |
Дети отвечают.
Высказывают свои предположения.
Наблюдают, делают выводы.
|
Дети усвоили и первично запомнили три состояния воды, причины ее превращения, принцип круговорота воды в природе. |
Этап закрепления и практического применений обучающимися полученных знаний. |
Выполним задания в рабочей тетради. Стр. 23, задание 1 (самостоятельно, с последующей проверкой). Задание 3, по цепочке. Вопросы после параграфа. |
Дети выполняют задания.
Отвечают на вопросы. |
Применили свои знания при выполнении заданий, ответах на вопросы. |
Этап информирования обучающихся о д/з. |
- Ребята, записываем д/з: раб. тетрадь, стр. 25, № 5. |
Дети записывают д/з. |
Обучающиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з. |
Итог занятия. |
- О чем мы сегодня говорили на уроке? Ребята, угрожает ли что-то водоемам на Земле? Какие проблемы с водой существуют в Курганской области? Какие меры вы бы предприняли? Вывод. Для человека очень важно знать свойства воды, так как в своей жизнедеятельности он очень тесно соприкасается со всем живым на нашей планете, чья жизнь невозможна без воды. Вода — одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, она вредна для здоровья человека. Поэтому воду — наше главное богатство — ее надо беречь! |
Дети высказывают свои предположения. |
Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке. |
Рефлексия. |
- Что вам особенно запомнилось на уроке? Вы очень хорошо поработали на уроке, спасибо вам! |
Дети поднимают руки. |
Дети самостоятельно оценили свою работу на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.