Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему: «Поиски неведомой земли»,
Система РО Л.В.Занкова
Цель: Расширение представления обучающихся об освоении мира и открытии новых земель путешественниками.
Задачи:
- Познакомить учащихся с материком Австралия и его первооткрывателем; с природой, климатическими условиями, животным миром Австралии, учить объяснять особенности природных условий материка;
- Развивать умения читать карту; учить использовать учебные тексты для получения новой информации;
- Способствовать развитию умения анализировать и делать выводы; развивать внимание, мышление, познавательный интерес; способствовать формированию коммуникативных навыков;
- Воспитывать любовь и интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядность.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат совместной деятельности |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.Организационный
|
- Здравствуйте! Меня зовут Светлана Николаевна, и я проведу у вас урок окружающего мира. |
Дети приветствуют учителя, садятся за парты. |
Дети готовы к работе на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Этап проверки д/з. |
Читает стихотворение: Колышется даль голубая, Не видно нигде берегов… Мы с детства о море, о море мечтаем, О дальних огнях маяков. Летят белокрылые чайки – Привет от родимой земли! И ночью, и днём В просторе морском Стальные идут корабли! - Я думаю многие из вас мечтают побывать на море, увидеть бескрайние морские просторы, а потом рассказать о своей поездке друзьям, показать фотографии. - Как вы думаете, для чего люди путешествуют? - Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать что-то новое, интересное. - Путешествие является не только интересным увлечением для современных людей. - Ещё в давние времена люди отправлялись в экспедиции и совершали новые открытия. Имена некоторых из них вам уже известны. - Прочитайте имена этих людей. (один ученик по желанию, сами глазами – учитель вслух)Что их объединяет? - На какие две группы можно их распределить?
- В какую группу войдет каждое имя? - Сейчас ваша задача в парах распределить путешественников на две группы. Листочки с заданием находятся у вас на партах. Всем понятно? Можете приступать. - Все справились? Давайте проверим все ли правильно. Итак, Витус Беринг, Христофор Колумб, Васко да Гама, Семен Челюскин, Фернан Магеллан, братья Лаптевы(Проверка по слайду). Молодцы! - следующие задание: Соедините имена путешественников с географическими объектами, в честь которых они названы. Кто желает выйти к доске и выполнить задание? - Покажите эти объекты на карте.
|
Слушают стихотворение.
Высказывают свое мнение
Читают со слайда имена путешественников
Ответы учащихся: Путешественники эпохи Возрождения и Путешественники Великой северной экспедиции На листочках распределяют путешественников.
Проверяют, исправляют ошибки
Соединяют путешественников с географическими объектами. |
Проверили знания прошлого занятия
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III.Актуализация субъектного опыта обучающихся
|
- вы уже знаете о великих исследователях северных земель России, о поисках и открытии Индии, Америки. Неужели всю остальную часть нашей планеты занимает океан? Этот вопрос не оставлял умы путешественников всего мира. Что нужно сделать чтобы на него ответить? - Итак, тема нашего урока Поиски неведомой земли Нам предстоит ответить на вопросы: - Какие новые земли были открыты? - Кто явился их первооткрывателем? - Сегодня мы поговорим об уникальном материке, название которого вы узнаете из кроссворда. - я называю вам значение слова, кто знает ответ, поднимает руку и отвечает.
Итак какое же слово у нас получилось, прочитаем его хором. Молодцы, ребята!
|
Разгадывают кроссворд |
Подготовили к восприятию нового материала |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап изучения нового материала
|
- Покажите на карте Австралию. Что вы можете сказать об этом материке? - Кому же принадлежит честь открытия Австралии? Об этом вы прочитаете из учебника на страницах 7 и 8, 1-й абзац. Правильно. - Первыми открыли континент голландцы Виллем Янсзон (1606 г.) и Абел Тасман (1642 г.). Однако, официально нанесен на географические карты он был только после того, как в 1770 году на его берегу высадился Джеймс Кук.. Рассказывает учитель или ученик - Кук Джеймс (родился 27 ноября 1728 г., в Англии – умер14 февраля 1779 г. на острове Гавайи), английский мореплаватель, трижды обогнувший землю, первый антарктический мореход, первооткрыватель восточного побережья Австралии, Новой Зеландии; капитан высшего ранга (соответствует российскому капитан –командору; 1775), член Королевского общества (1776). Родившись в семье батрака – поденщика, с 7 лет стал работать вместе с отцом, в 13 лет начал посещать школу, где научился читать и писать, в 17 лет нанялся в ученики приказчика к торговцу в рыбацком поселке и впервые увидел море. Во время последнего путешествия открыл Гавайи, поплыл дальше, но, натолкнувшись на сплошные льды, вернулся на зимовку на Гавайские острова, где в очередной ожесточенной схватке с жителями был убит. Кук обладал выдающимися способностями и сам «сделал» благодаря огромному трудолюбию, несгибаемой воле и целеустремленности. «Стремиться и достигать» вот девиз его жизни; он шел к намеченной цели мужественно, не страшась трудностей и неудач, не теряя присутствия духа. Кук был женат и имел 6 детей, умерших в раннем детстве. Его именем названо более 20 географических объектов, включая три залива, две группы островов и два пролива. Что ж, ребята, мы узнали название материка, который будем изучать, его открывателя. Теперь вам предстоит на контурной карте полушарий (с. 46-47) в вашей рабочей тетради подписать этот самый маленький материк, который открыл Джеймс Кук. - Австралия – необычный материк. - Сейчас, ребята, самостоятельно прочитайте текст из учебника на странице 8 2-й абзац – страница 9 (до слов «…более половины недр материка») все посмотрите глазками. А затем, когда прочитаете, посоветуйтесь в паре, определите, чем необычна Австралия. |
(Самый удаленный, маленький, расположен в Южном полушарии…) Учащиеся читают текст, отвечают на вопрос.
Слушают рассказ учителя
Самостоятельно читают текст из учебника.
|
Дети усвоили и первично запомнили положение материка Австралия, его открывателя. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап закрепления учащимися нового материала. |
- Итак, ребята, чем же отличается Австралия от других материков? Молодцы. Сейчас еще раз, для закрепления, прочитаем особенности Австралии.(По представителю с каждого ряда читают две особенности.) - А какой климат в Австралии? - А еще это материк-заповедник. Каких животных и растения Австралии вы можете назвать? Что вы можете о них рассказать? Посмотрите в учебнике. - Рассказ учителя. Австралия также самый плоский из всех континентов. И хоть около половины территории страны занимают пустыни и полупустыни, но вдоль северо-восточного побережья, где чаще идут дожди, растут влажные тропические леса. По мере продвижения в глубь материка их сменяют светлые эвкалиптовые леса. Австралия – богатая страна - в ее недрах имеются почти все виды полезных ископаемых: золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, бокситы, уран. Важнейшая отрасль хозяйства – овцеводство, овечья шерсть, сыр идут во многие страны Европы, Азии и Америки. С 1779 года Австралия стала английским владением. В 1778 году к восточному побережью Австралии причалил корабль из Англии, на борту которого было несколько сотен каторжников. Английское правительство сделало Австралию местом ссылки. Каторжники стали осваивать континент, а аборигенов (коренных жителей) стали оттеснять в неудобные места. Аборигены - хорошие охотники, рыболовы, они изобретали бумеранг. Так как материк заселен сравнительно недавно, памятников старины там нет. У австралийцев нет национальных костюмов. Они носят европейскую одежду.
|
Ответы учащихся
Самый сухой и жаркий
Слушают рассказ учителя
|
Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итог занятия. |
Итог 1. - Какие новые земли были открыты? 2. – Кто явился их первооткрывателем? 3. – Что интересного вы узнали об Австралии? 4. – Что вас удивило, заинтересовало? Молодцы, ребята. А сейчас я вам прочитаю стихотворение Галины Усовой, которое она посвящает Австралии. Она располагается под нами. Там, очевидно, ходят вверх ногами, Там наизнанку вывернутый год. Там расцветают в октябре сады, Там в январе, а не в июле лето, Там протекают реки без воды (Они в пустыне пропадают где-то). Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют. Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней, чем наводненье, Спасает юг от северной жары, Столица не имеет населенья. Австралия — страна наоборот. Ее исток — на лондонском причале: Для хищников дорогу расчищали Изгнанники и каторжный народ. Австралия — страна наоборот. (Галина Усова)
|
Ответы учащихся |
Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап информирования обучающихся о д/з. |
Домашнее задание 1. Учебник, стр. 7-11. 2. Подготовить сообщения по группам а. о животном мире Австралии; б. о растениях Австралии; в. о населении материка; г. интересные факты.
|
Записывают д/з |
Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия. |
- Какие новые знания вы приобрели на уроке? - что особенно запомнилось? Ребята вы сегодня были все молодцы спасибо вам за хорошую работу на уроке! Урок окончен |
Ответы учащихся |
Дети самостоятельно оценили свою работу на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.