Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"
Оценка 4.9

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
10.03.2018
Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"
Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга. Обучение анализу эпизода. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». В   рассказе   учителя   сообщается   об   истории   создания   книги   «Лунный   свет   в разбитом окошке чердака на Васильевском острове в 16­й линии», которая выросла в цикл «Петербургские повести». Учащимся нужно вспомнить, каким изображался Петербург в произведениях,   изученных   ранее,   например   в   «Ночи   перед   Рождеством»   Гоголя, «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасова, «Медном всаднике» Пушкина и «Белых ночах» Достоевского. Для «погружения»  класса  в атмосферу  Невского  проспекта школьникам  могут быть   показаны   иллюстрации   Д.   Кардовского   к   повести   Гоголя   и   сделан   их искусствоведческий анализ. Для   более   глубокого   понимания   повести   необходимо   составить   к   ней комментарии, которые отдельные десятиклассники могут сделать самостоятельно. Как   минимум   нужно   дать   лексический   комментарий   к   следующим   словам   и выражениям:   сюртук,   фрак,   салоп,   фантасмагория,   пестрядевый,   штоф,   редингот, веленевая   бумага,   фризовая   шинель,   ридикюль,   демикотоновый   сюртук,   эстампы,   агат, алебарда,   ливрея,   чухонка,   фагот,   опиум,   ключница,   инвалидный   солдат,   капуцин, швабский немец, кабриолет, фунт, рапе, живет на фуфу. Исторического комментария требуют слова и выражения, обозначающие чины и звания   и   их   иерархию   в   табели   о   рангах:   титулярный   советник,   надворный   советник, коллежский   регистратор,   губернский   секретарь,   коллежский   секретарь,   повытчик, камергер, действительный статский советник, поручик, прапорщик, юнкер. Более   основательный   культуроведческий   комментарий   необходим   к   словам   и выражениям,   отражающим   атмосферу   эпохи   Гоголя,   его   «энциклопедию»   Петербурга: ганимед,   Перуджинова   Бианка,   Геркулес,   Булгарин,   Греч,   А.   А.   Орлов,   «Филатки», «Димитрий  Донской»,  Шиллер,  Гофман,  «Вильгельм  Телль»,  «История Тридцатилетней войны», Главный штаб, «Северная пчела», Лафаэт. Описание Невского проспекта имеет смысл прочитать вслух (с начала повести до слов «...всегда в немецких сюртуках гуляющими целою толпою и обыкновенно под руку»), а затем проанализировать этот эпизод. Примерный план анализа эпизода 1. Проанализируйте образы, с помощью которых Гоголь рисует картину Невского проспекта. Какова здесь роль изобразительно­выразительных средств и художественных деталей? 2. Объясните роль художественного времени и пространства в этом фрагменте. 3. Прокомментируйте авторские оценки в описании Невского проспекта. 4. Как в эпизоде намечаются главная проблема и конфликт всей повести? 5. Докажите, что в этом описании присутствуют черты романтизма и реализма. Приведите примеры. 6. Какова функция этого эпизода во всей повести? Анализ   эпизода   даст   возможность   подчеркнуть,   что   Петербург   —   город   без целостных   лиц,   которые   заменяются   их   частями   или   частями   тела   и   одежды. Действительность не такая, какой мы ее видим, и в любой момент может повернуться к нам своей оборотной стороной. Жизнь призрачна, поэтому ничему нельзя верить. На   втором   уроке   следует   побеседовать   о   двух   историях   молодых   людей: художника   Пискарева   и   поручика   Пирогова.   Школьникам   важно   понять,   почему   такие разные истории таких разных людей автор все же ставит рядом и делает сопоставимыми. Вопросы и задания для беседы 1. Проследите и расскажите, как терпят крах романтические иллюзии Пискарева. 2. Какое значение в его истории имеют черты романтической иронии, фантастики, гротеска? 3. Какова смысловая роль сна Пискарева? 4. В чем трагический смысл истории Пискарева? Почему автор приводит его к самоубийству? 5. Расскажите историю поручика Пирогова. 6. Какова ее композиционная роль в повести? 7.   Какую   роль   в   истории   Пирогова   играют   Шиллер   и   Гофман?   В   чем   здесь проявляется авторская ирония и гротеск? 8. Можно ли считать историю Пирогова торжествующим фарсом? Аргументируйте свое мнение. 9. Как в повести отразились принципы романтического двоемирия? 10. Докажите, что повесть Гоголя носит автобиографический характер и отражает его религиозные представления о морали и нравственности. В финале  урока  можно прочитать и  обсудить  фрагмент статьи Белинского  «О русской повести и повестях г. Гоголя», где дается позитивная оценка повести «Невский проспект»,   со   слов   «„Невский   проспект“   есть   создание   столь   же   глубокое,   сколько   и очаровательное...» до слов «Да, господа, скучно на этом свете!..». Итог уроков.  Повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить только романтическими   иллюзиями,   верить   в   несбыточные   мечты.   Они   неизбежно   будут разрушены самой жизнью. В жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно   учиться   их   различать,   понимать,   что   очень   многое   в   жизни   —   это   обман, призрачность. Как и на Невском проспекте, в нашей жизни именно «демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде». Вернуть всему истинный вид может   только   гротеск,   фантастика,   которые   восстанавливают   и   обнажают   глубинную правду и содействуют ее пониманию. Уроки 49—50*. «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою...»1  Н.  В.   Гоголь.   «Портрет».   Проблематика  и поэтика  повести.   Ее место  в  сборнике «Петербургские повести». В. Г. Белинский. «О русской повести и повестях г. Гоголя». Для   понимания   повести   необходимо   организовать   работу   школьников   по составлению комментариев к тексту. Слова можно сгруппировать по смысловым гнездам. Лексический   комментарий:   ширмы, нагрунтованный   холст,   червонец,   забубенный,   разговеться,   василиск,   гарпия,   пунш, генуэзские купцы.   двугривенный,   охтенка,   калякать, Исторический комментарий: Щукин двор, квартальный надзиратель, Пятнадцатая линия Васильевского острова, Коломна, пуристы, Гостиный двор, Французская революция. Культуроведческий   комментарий:   Хозрев­Мирза,   Милитриса   Кирбитьевна, Еруслан   Лазаревич,   объедалы   и   обпивалы,   Фома   и   Ерема,   Рафаэль,   Гвид,   Тициан, фламандцы, антики из натурного класса, Психея, Леонардо да Винчи, Вазари, манекен, гипсовый   торсик,   Вандики   и   Тицианы,   Корредж   (Корреджий),   Марс,   Корина,   Ундина, Аспазия, Микель­Анжел, зефиры и амуры, меценат, Грандиссон. Вопросы и задания для беседы 1 Гоголь Н. В. Портрет // Н. В. Гоголь. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1949. — Т. 3. — С. 121. 1. Какие проблемы ставит Гоголь в повести «Портрет»? 2.   Проследите   ступени   нравственного   падения   Чарткова.   Какие   изменения происходят в его отношении к труду художника и в его внешнем виде? 3. Как в образе Чарткова отразились черты поэтики романтизма и реализма? 4. Найдите в тексте повести фрагменты, в которых изображена борьба святости и дьявольского наваждения. Объясните их смысловую роль. 5.   Какой   новый   поворот   приобретает   в   повести   традиционная   для   русской литературы тема власти денег? На   уроке   возможна   и   практическая   (коллективная,   групповая   или самостоятельная) работа по анализу одного из эпизодов повести: 1.   Чартков   пишет   портрет   девушки   в   виде   Психеи   (со   слов   «На   другой   день раздался колокольчик у дверей его...» до слов «...черты бледной девушки стали наконец выходить   яснее   из   облика   Психеи»).   Как   в   этом   фрагменте   отразилась   идейно­ нравственная позиция автора об истинном и ложном в искусстве? 2. Безумие и смерть Чарткова (со слов «Он остановился и вдруг затрясся всем телом...»   до   конца   I   части).   Какими   средствами   Гоголь   передает   психологическое состояние Чарткова в этом фрагменте? Второй урок можно начать с проблемной ситуации, которая может быть создана при обсуждении оценки Белинским повести «Портрет». Белинский пишет: «„Портрет“ есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом   падении   остается   талантом.   Первой   части   этой   повести   невозможно   читать   без увлечения;   даже,   в   самом   деле,   есть   что­то   ужасное,   роковое,   фантастическое   в   этом таинственном   портрете,   есть   какая­то   непобедимая   прелесть,   которая   заставляет   вас насильно   смотреть   на   него,   хотя   вам   это   и   страшно.   Прибавьте   к   этому   множество юмористических   картин   и   очерков   во   вкусе   г.   Гоголя;   вспомните   квартального надзирателя, рассуждающего о живописи; потом эту мать, которая привела к Черткову свою дочь, чтобы снять с нее портрет, и которая бранит балы и восхищается природою, — и вы не откажете в достоинстве и этой повести. Но вторая ее часть решительно ничего не стоит; в ней совсем не видно г. Гоголя. Это явная приделка, в которой работал ум, а фантазия   не   принимала   никакого   участия»2.   Можно   попросить   класс   подтвердить   или опровергнуть мнение критика, аргументируя свою позицию цитатами из II части повести. В урок возможно включить практическую работу по анализу эпизода «История создания таинственного портрета» (часть II со слов «Отец мой был человек замечательный во   многих   отношениях...»   до   слов   «...удалился   в   одну   уединенную   обитель,   где   скоро постригся в монахи»). Эта работа может быть и предварительным домашним заданием, тогда на уроке прозвучат отчеты о его выполнении. Необходимо также выяснить, в чем символический смысл этой истории. Продолжить урок можно в форме мини­конференции, состоящей из сообщений учащихся на темы индивидуальных заданий. Индивидуальные задания 1. Сопоставьте повесть «Портрет» с одним из произведений русской и мировой литературы, где показана губительность для человека власти денег («Гобсек» Бальзака, «Анна на шее» Чехова и др.). 2. Сопоставьте «Портрет» Гоголя с «Портретом Дориана Грея» О. Уайльда. В чем сходство   и   различие   идейно­эстетических   взглядов   двух   писателей   на   проблемы нравственной ответственности человеческой личности? 3. Сопоставьте 2 редакции «Портрета». Как изменилось фантастическое начало во второй редакции повести? 2 Белинский В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя // В. Г. Белинский. Собр. соч.: В 3 т. — М., 1948. — Т. 1. — С. 143. 4. Рассмотрите рисунок В. Васнецова «В мастерской художника». Сопоставьте его эмоциональный пафос с финалом I части повести. Какими способами состояние художника передано В. Васнецовым? На   уроке   обязательно   должен   быть   прочитан   и   прокомментирован   фрагмент финала всей повести, в котором отец, ставший монахом, напутствует сына (часть II со слов «Я   ждал   тебя,   сын   мой...»   до   слов   «...на   буднишных   одеждах   не   замечаются   пятна»). Необходимо выяснить, как в этом эпизоде отразились мысли писателя об ответственности художника   за   нравственный   смысл   своих   творений,   о   приоритете   нравственности   над талантом. Для обобщения изученного может быть проведена итоговая беседа. Вопросы и задания для итоговой беседы 1.   Сопоставьте   истории   жизни   двух   художников:   Чарткова   и   автора   портрета. Каков смысл двухчастной композиции повести? 2. В чем смысл нарушения реального времени в финале повести? 3. Как в повести проявились мысли Гоголя о взаимосвязях таланта и духовности? 4.   Как   в   тексте   отражены   религиозно­мистические   представления   Гоголя   о божественной и дьявольской сущности искусства? 5.   Прокомментируйте   смысл   финала   повести.   Почему   исчезает   таинственный портрет? 6.   В   чем   философский   смысл   повести   «Портрет»?   Какой   моральный   урок преподает читателям Гоголь? Итог   уроков.  В   повести   «Портрет»   отразились   сокровенные   мысли   Гоголя   о духовной   ответственности   художника   за   свои   творения.   Он   уверен,   что   талант   может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Демоническое начало в любой момент может поразить слабых духом людей. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять   соблазнам,   в   труде   и   вере.   Понять   смысл   повести   помогает   мастерство писателя:   его   живые   картины   Петербурга,   изображение   борьбы   добра   и   зла   в   душе человека, использование фантастики и гротеска для создания образов героев, мотивация читателя к раздумьям о вечных проблемах и ценностях.

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"

Конспект урока "Он лжет во всякое время, этот Невский проспект"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018