Конспект урока ОРКСЭ "Нормы морали"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Нормы морали. Этика» УМК: А.Я.Данелюк «Основы светской этики» Тип урока: изучение нового материала Цель урока: формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии норм морали и этикета; повышение мотивации к осознанному применению норм морали, правил этикета. Задачи урока: 1. ввести понятия «нормы морали», «этикет»; 2. развивать познавательный интерес к предмету; коммуникативные навыки и культуру выражения мысли; логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся; адекватную самооценку. 3. формировать ценностное отношение к нормам морали, правилам этикета.
Иконка файла материала Нормы морали.docx
Технологическая карта урока Дата:20.11.17 Класс:  4 Школа:  Учитель:  Студент: Вашута Юлия Андреевна Тема: «Нормы морали. Этика» УМК: А.Я.Данелюк «Основы светской этики» Тип урока: изучение нового материала Цель урока:   формирование у учащихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии норм морали и этикета; повышение мотивации к осознанному применению норм морали, правил этикета. Задачи урока:  1. ввести понятия «нормы морали», «этикет»; 2. развивать познавательный интерес к предмету;  коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;  логическое мышление,  воображение, эмоциональную сферу; творческие способности обучающихся; адекватную самооценку. 3. формировать ценностное отношение к нормам морали, правилам этикета. Оборудование:  учебник, конспект, раздаточный материал, кинофрагмент.Этапы урока Деятельность учителя Ход урока 1.Организационны й момент. ­Здравствуйте! Меня зовут Юлия Андреевна, и сегодня урок ОРКСЭ проведу   у вас я 2. Изучение нового материала ­Прочитайте отрывок из рассказа В.Катаева «Цветик­семицвктик» – Правильно или нет поступила девочка, по отношению к мальчику? –  Как можно назвать данный поступок?  –  Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы  можете назвать? ­А что такое мораль? Формируемые УУД Регулятивные:  волевая  саморегуляция. Личностные:  действие  смыслообразовани я. Регулятивные:   определение и  формирование  цели деятельности  на уроке с  помощью учителя;  самостоятельное  формулирование  темы и цели урока. Деятельность учащихся Приветствуют  учителя Читают ­Девочка  поступила  правильно. ­Моральным ­Этика,  культура,  мораль. ­Это система  норм и  ценностей,  которые  регулируют  поведение  людей.­В обществе есть много различных ценностей и норм, которые имеют свои  особенности. С  ними мы и познакомимся на уроке.  ­ Ребята, давайте разгадаем кроссворд. 1. Как называется наш модуль? 2. Что мучает человека, который совершил плохой поступок?  3. Действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе    и в ущерб интересам других людей.  4 Свод законов, по которым живет наше государство. 5. Положительное нравственное качество, высокая нравственность.  6 Мораль, правила, которые регулируют отношения между людьми при  распределении благ, наград и наказания. ­ Какое ключевое слово получилось?  ­ Сегодня на уроке мы поговорим еще и об этикете и какую роль он играет в  нашей жизни.  – А как вы понимаете , что такое нормы морали?  1.Основы  светской этики. 2.Совесть 3.Эгоизм  4.Конституция 5.Добродетель  6.Справедливост ь Познавательные:  умение строить  речевое  высказывание ­Этикет  ­Нормы  поведения  человека,  возникающие из  морали ­Существуют  ­Нигде не  записаны– Существует ли нормы морали?   – Как и где они оформлены?    – Нормы морали и нравственности хоть и меняются, но всегда остаются  актуальными и значимыми.  – Давайте обратимся к толковому словарю В.Даля, С.Ожегова и выясним, что  такое нормы морали.  – Рассмотрим две ситуации. 1.Старшеклассник говорит малышу на перемене обидные слова, дразнит его. 2. Старшеклассник отнимает у малыша деньги, бьет его. Вопросы:  ­В каком случае старшеклассник может быть наказан по закону?    ­Можно ли его наказать за то, что он дразнит малыша? Коммуникативны е: владение  монологической и  диалогической  формами речи;   коммуникативно  оправданное  высказывание и  обоснование своей точки зрения в  соответствии с  моральными  нормами и  правилами  этикета. ­Нравственные  нормы  поведения,  отношении с  людьми, а также  сама  нравственность. ­Во 2 случае ­Только  взрослому ­Неморальным   ­С точки зрения морали как можно назвать его поведение в обоих случаях? Какой вывод мы можем сделать из сравнения этих двух историй? ­Большинство законов основано на нормах морали, но при этом моральные  нормы – понятие более широкое, чем нормы закона. ­Моральные  нормы нигде не  записаны, но их  можно увидеть в  произведениях иГрупповая работа  I группа. Работа с текстом учебника с. 10. – Прочтите второй и третий  абзацы текста. Выберите, о какой особенности  морали идет речь?  т.д., где герои  попадают  в  ситуации  морального  выбора. ­М.н не имеют  документального оформления.  ­Сам человек,  семья, друзья… II группа. Работа с текстом учебника с. 11 – Прочтите первый и  второй абзацы текста. Выберите, о какой особенности  морали идет речь? III группа. Работа с текстом учебника с. 11 – Прочтите третий и четвертый  абзацы текста. Кто заботится о морали в  обществе?   Индивидуальная работа          Как я понимаю моральные нормы ? Выбери правильный ответ 1. Если вы увидите, как знакомые ребята мучают бездомную собаку, то а) забросаете живодеров камнями ; б) попросите отпустить собаку ; в) присоединитесь к ним.2. Если для успешной сдачи контрольной  вам понадобится обмануть  учителя, то: а) вы сделаете это; б) вы этого не сделаете и получите « 2»; в) честно признаетесь в слабости и попросите повторить попытку. 3. Если пожилой человек пытается объяснить вам ошибочность ваших  действий, то вы : а) внимательно выслушаете и благодарите; б) пропускаете мимо ушей, но делаете вид, что слушаете; в) хамите в ответ. 4. Если кто – то в классе отлично учится и радуется жизни, то: а) это доставляет вам неприятные ощущения; б) у вас появляется желание унизить отличника; в) вы радуетесь его успехам 5. Если ваши друзья при вас используют нецензурные выражения в  присутствии окружающих, то вы: а) испытываете неловкость; б) просите изменить лексикон; в) поддерживаете разговор в том же духе. 6. Если у вас просят денег взаймы или какую­то вещь на время, то вы:а) категорически отказываете; б) спрашиваете  «а что мне за это будет?» в) выполняете просьбу с легкой душой. 7. Если вы, находясь с друзьями, видите пьяного на улице, то: а) у вас возникает неприятное чувство; б) не обращаете внимания; в) смеётесь над ним. Оценка  ответов Ответ Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос Вопрос 1 10 5 3 а б в 2 5 10 3 3 3 10 5 Результаты 4 10 5 3 5 5 10 3 6 5 10 3 7 3 5 10 10 60 – 80 очков. У вас есть возможность прожить   жизнь по­человечески, не принося   страданий   и   неприятных   чувств   окружающим.   В   вашем   характере неплохо   сочетаются   моральные   качества   и   готовность   к   действию   для предотвращения зла. 33 – 59 очков. Вы обладаете рядом качеств, необходимых для того, чтобы вас уважали.   Но   вам   нужно   получше   разобраться   в   самом   себе   и   недопускать«прорыва легкомысленных желаний и поступков, которые вам же часто мешают жить. Если вы этого не сделаете, у вас могут развиться те самые качества, которые все так не любят в людях. ­Правила  поведения дома,  в школе ­Из литр­ры… 24 – 32 очка. Вам нужно всерьез подумать о себе и о своем будущем, поскольку   у   вас   явно   выраженный   провал   в   понимании   моральных   норм   и нормального   человеческого   поведения   среди   людей.   Если   не   постараетесь круто   изменить   свою   позицию   –   вас   ждут   большие   неприятности,   а   ваших близких – переживания за вас.   ­ Ребята, вы узнали, что моральные нормы не имеют документального  оформления, нигде не записаны.  Мы с вами живем в обществе: общаемся  друг с другом, по телефону, ходим в  школу, на концерты, в гости, ездим в общественном транспорте, носим  определенную одежду, питаемся в общественных местах и сами должны  учиться нормам морали.   ­ С какими правилами  этикета вы уже знакомы?  ­ Из каких источников можно узнать об этикете? ­Этикет   уже   был,   когда   самого   слова   ещё   не   было.   Это   воспитанность, хорошие   манеры,   умение   вести   себя   в   обществе.   На   одном   из   пышных   и изысканных   приемов   у   французского   короля   Людовика     гостям   вручали карточки   с   перечислением   некоторых   обязательных   правил   поведения.   От французского названия карточек – «этикетка» ­ и произошло слово  этикет. Правил этикета множество, запомнить их всех очень трудно.  Но одно правило следует   помнить   твердо:   человек   своим   поведением,   внешним   видом   не должен доставлять неудобства окружающим.  Смотрят ­Смешно вел  себя за столом ­Ел руками,  бросал еду…– Этикет – это внешние формы поведения, в том числе фразы, жесты, одежда,  которые помогают человеку соблюдать внутренний смысл правил этики  (морали). ­А   сейчас   посмотрим   один   отрывок   из   журнала   «Ералаш»   «Царевна Несмеяна».   Когда   вы   будете   смотреть,   обратите   внимание   на   поведение мальчика и подумайте, что в нем было необычного.   Что было необычного в поведении мальчика? Почему клоун Олег Попов не смог рассмешить царевну Несмеяну, а ученик 5 класса Петя Ручкин смог?  Назовите, какие ошибки допустил ученик во время обеда. ­О нашей воспитанности можно судить по нашей речи. Огромное значение  придает ей  речевой этикет. Прочитайте. 1. Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель  предстоящего общения. 2. Научитесь быть внимательным к собеседнику, слушать его мнение и  следовать ходу его мыслей, следовать логике, чтобы вывод не противоречил  посылке. 3. Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно. Избегайте  многословия и слов­паразитов. 4. Будьте позитивны, вежливы и дружелюбны. Не отвечайте грубостью на  грубость. Не опускайтесь до употребления нецензурных слов. 5. Непременно отвечайте собеседнику, если видите, что он нуждается в Вашем  совете или внимании. Но не навязывайте разговор человеку, не желающему  беседовать.6. Следите за тем, чтобы во время разговора или публичного выступления  эмоции не пересиливали Ваш разум. Сохраняйте самоконтроль и  самообладание. Столовый этикет 1.Входить в столовую надо организованно, не крича, не толкаясь, не забыв  поприветствовать работников столовой. 2.Перед едой необходимо вымыть руки с мылом, экономно пользуясь водой и  энергией. 3.Во время еды разговаривать нельзя. 4.Есть надо аккуратно, не спеша, стараясь съесть предложенную вам еду  полностью. 5.Не забывайте пользоваться салфетками. 6. Свою грязную тарелку нельзя двигать в сторону соседа. 7.Поев, задвинь за собой табуретку, и отнеси грязную посуду. Не забудь при    этом разобрать её. 8.После еды необходимо вымыть руки. 9.Уходя из столовой, поблагодари всех работников столовой за вкусно    приготовленную еду. Гостевой этикет. Прочтите правила.  "    Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем,  которого следует принять любезно и сердечно.  "    Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить  ему раздеться. Нужно помочь ему повесить пальто, убрать шапку.  "    Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место.  "    Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.  "    Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо  отвлечься, непременно извинись перед ним.  "    Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела,  ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.  Объясняют  ПеречисляютИндивидуальная работа с пословицами  и поговорками:   Выберите из списка одну пословицу и объясните ее смысл.        Пословицы и поговорки:              ­ Гостю щей не жалей, а погуще лей.              ­ В чужом доме не будь приметливым, а будь приветливым.              ­ Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя стоящего.              ­ В ногах правды нет.              ­ Гостям дважды радуются: встречая и провожая.              ­ Хозяин весел ­ гости радостны.              ­ Желанный гость зова не ждет.              ­ Частые пирушки изведут полушки.              ­ Гость часто за шапку берется ­ не скоро уйдет.              ­ Вслед гостя не употчевать.      Правил этикета много. Основа у всех правил одна – здравый смысл и уважение к другим людям. Правила этикета конкретны, ценны и доступны каждому.  Знание этих правил не передается по наследству. Правилам этикета люди  должны учиться. ­Перечислите изученные правила этикета.  На положительный ответ дети кивают головой. На отрицательный ответ дети топают ногами. ­ Обзываться? Выражаться нецензурными словами? ­ Драться? ­Помочь человеку перейти дорогу если он испытывает трудности; ­ Уступить место в автобусе взрослому человеку;  ­ Толкнуть одноклассника или учителя?  ­ Грубо доказывать свою точку зрения?  ­ Клеветать на товарища?  ­Поздравить одноклассника с днем рождения?  ­ Помочь учителю принести в класс учебники? Выполняют  3.Физминутка­ Первым поздороваться со взрослым. 4.Закрепление  нового материала Игровая ситуация. Наступает праздник День рождения или вы приглашены к другу на день  рождения. 1 группа ­ вы пришли на День рождения; 2 группа – вы именинник. Перечислите нормы морали, что  такое этикет, какие  правила этикета вы  запомнили. А теперь вы поработаете в парах и выведите правила этикета: Инсцинируют  1. Этикет в школе. 2. Этикет в театре. 3. Этикет за столом. 4.   Этикет в автобусе. 5.       Этикет в гостях. ­Заполните пропуски Правила поведения в театре. Главное правило – приходить  _____________________________________. Приезжайте в театр минут за 20­ 30. Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места.  Первыми должны сесть те, кто сидит в  _______________________________________ ряда, остальным нужно  подождать.  У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и  Регулятивные:  выделение и  осознание  учащимися того,  что уже усвоено  и что  еще нужно  усвоить, осознание качества и уровня  усвоения. Коммуникативны е:  умение слушать и вступать  в  диалог. Познавательные:  умение делать  выводы в  результате  совместной  работы класса и  учителя.теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись  __________________________________________________________ к  сидящим. Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны  были бы сесть на любое свободное место и уже только после  _________________ (перерыва) сесть на своё место. Нельзя в театре занимать  ___________________________________ места!  В театр приходят _______________________ одетыми, ведь это  праздник. Не рекомендуется приносить в зал шоколад, _____________,  ________________________________________________________________.  Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться  там до третьего звонка.  Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило.  Перед началом действия__________________________________ мобильные  телефоны. Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов  ___________________________________________________________________ Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь.  Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в  последний раз.  На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно  ________________________ и внимательны, и тогда у Вас останутся самые  приятные впечатления от этого праздника – посещения театра.5. Подведение  итогов урока ­С чем мы сегодня познакомились?  ­Перечислите правила поведения за столом,  в школе. ­С нормами  морали и  этикетом. ­Перечисляют  Регулятивные:  анализ  собственных  действий. 6. Домашнее  задание 1) Вместе  с  родителями  или  друзьями  составьте  перечень  правил  этикета, Записывают  которые должен соблюдать каждый школьник. 2) Какие правила этикета нарушает в мультфильме Вини – Пух, когда пришел в гости к Кролику. 3) Приведите   примеры   неравнодушного   поведения   людей   в   сложных   или опасных ситуациях. Параграф 4   27