Урок литературы в 11 классе (начало учебного года)
ТЕМА УРОКА: Панорама интерпретаций рассказа А.П.Чехова
«Дама с собачкой»
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова
ЗАДАЧИ УРОКА:
• рассмотреть высказывания о произведении известных литературоведов и критиков;
• рассмотреть панораму интерпретаций рассказа, соотнести с замыслом писателя;
• соотнести своё истолкование рассказа с интерпретациями известных литературоведов;
• изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
• развитие эмоциональной сферы учащихся;
• развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
• развитие монологической речи.конспект
Урок литературы в 11 классе (начало учебного года)
ТЕМА УРОКА: Панорама интерпретаций рассказа А.П.Чехова
«Дама с собачкой»
ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;
урок применения ИТ и ООТ.
ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова
ЗАДАЧИ УРОКА:
рассмотреть высказывания о произведении известных литературоведов и критиков;
рассмотреть панораму интерпретаций рассказа, соотнести с замыслом писателя;
соотнести своё истолкование рассказа с интерпретациями известных литературоведов;
изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
развитие эмоциональной сферы учащихся;
развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
развитие монологической речи.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
презентация виртуальных версий учащихся по теме: «Загадки
«Дамы с собачкой»; классификация данных;
пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,
подтверждающих правильность выбора интепретации;
совершенствование речевой культуры; обобщение.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход
НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смартдоска, компьютер,
экран для проецирования.
ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к
уроку»
СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА
1. Вопросзавязка урока:
. в статье «Проблема человеческого счастья» писал, что
Бердников Г. П
Чехов рисует «драму обездоленности и бесприютности человека,
сбросившего с себя обывательское забытье». Автор статьи пришёл к
следующему выводу: «Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не
беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его».
Л.Н Толстой в «Избранных дневниках» заметил: «Читал «Даму
с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе
ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,
искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются
по сю сторону, то есть почти животные».
Как вы думаете, кто прав? Каковы ваши аргументы?
2. Панорама интерпретацийЗадание группам: обсудить существующие варианты
интерпретаций, выбрать соответствующие вашим
читательским истолкованиям, назвать их,
аргументировать свой выбор.
ПАНОРАМА ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой»
«Дама с собачкой» это...
история двух семейных катастроф
история пошлых супружеских измен
история большой и хрупкой любви
банальная история курортной любви
история любви к обыкновенной женщине
история встречи с женщинойбогиней
история любви к роковой женщине
история утраченных иллюзий
история ожидания новой, прекрасной жизни
история обретения счастья
история утраты счастья
история утраченных иллюзий
история преображения человека
воплощение отражения жизни в кривом зеркале повседневности
ещё одна «скучная история»
история столкновения иллюзий героев с действительностью
история обретения человеком истинного смысла жизни
история малодушия и боязливого отказа от возможного счастья
история «расфутляривания» человека
..............................................................................................................................
3. Рассмотрение выбранных интерпретаций, обсуждение аргументов
с опорой на текст произведения
Детям предлагается выбрать работу парами или групповую.
Мои ученики выбрали работу парами, выбор оказался удачным.
4. Просмотр минипрезентаций (« электронных страничек к уроку») с
комментариями авторов
5. Обсуждение результатов работы. Выводы гимназистов
6. Рефлексия:
Оцените свою работу на уроке.
Какие чувства вы испытали, обсуждая проблему урока?
Дополнительные материалы к уроку:
Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.науч. прил. к журн.
«Нива». 1900. № 1. Стб. 191—203.Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются
подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей,
общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными
интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых
педагогов.
Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков
М., 2001. С. 330—338. 1я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt
Brace & Company, 1981.
В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940е годы,
отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой
литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу:
естественность повествования; достижение точных характеристик за счет
распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи,
«которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения;
Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не
кончается.
Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.
Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна
Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела Гурова к
резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы любви так
близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное в рассказе
— постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким образом
«перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма, творчества,
красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав, возводя мораль
чеховских героев к Ницше.
Белкин А. А. Художественное мастерство Чеховановеллиста // Читая Достоевского и
Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1я публ.:
русских классиков: сборник. М., 1959.
Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый банковский
служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится подлинно
человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об осетрине с
душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком освобождения от
пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость».
Мастерство
Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие
искания / Г. Бердников. 3е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1я публ.: А. П. Чехов.
Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя
обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а
богаче. Большая любовь очеловечила его.
Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я.
Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.
Чехов слегка презирает обоих. Оба посвоему сговорчивы в отношении к злу. Они
имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть сам
подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем
позволено понимать читателям через автора». Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм / Г.
А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.
Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где люди
ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как освободиться
от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь, поднявшая их высоко над
миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им нравственную силу поставить
вопрос об освобождении. Чехов показывает, что «жизнь начинает требовать от
людей какихто решительных действий, разрыва с привычным существованием».
Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы
интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.
Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход
героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых
вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются
при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и
«кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная
женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит, причина
не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов пишет о тайне
в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев, каждый случай
уникален.
Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова),
1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.
Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время
бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их
общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек
преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым
целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.
Л.Н.Толстой: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не
выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде
робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по
сю сторону, то есть почти животные. […]»
Л.Н.Толстой Избранные дневники