Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс
Оценка 4.8

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
06.06.2018
Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс
Урок литературы в 11 классе (начало учебного года) ТЕМА УРОКА: Панорама интерпретаций рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой» ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей; урок применения ИТ и ООТ. ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть загадочную поэтику произведения А.П.Чехова ЗАДАЧИ УРОКА: • рассмотреть высказывания о произведении известных литературоведов и критиков; • рассмотреть панораму интерпретаций рассказа, соотнести с замыслом писателя; • соотнести своё истолкование рассказа с интерпретациями известных литературоведов; • изучение темы на четвёртом уровне системности знаний; • развитие эмоциональной сферы учащихся; • развитие способности выражать себя через восприятие искусства; • развитие монологической речи.конспект
конспект.docx
Урок литературы    в  11 классе     (начало учебного года)    ТЕМА   УРОКА:   Панорама интерпретаций  рассказа А.П.Чехова                          «Дама с собачкой»                      ТИП   УРОКА:     комбинированный  урок; урок межпредметных связей;                                урок применения  ИТ  и  ООТ.                                                         ЦЕЛЬ  УРОКА:   рассмотреть  загадочную поэтику произведения А.П.Чехова ЗАДАЧИ  УРОКА:      рассмотреть  высказывания  о произведении известных  литературоведов и критиков; рассмотреть  панораму интерпретаций рассказа,  соотнести с замыслом писателя;  соотнести  своё истолкование рассказа  с  интерпретациями известных литературоведов; изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;    развитие  эмоциональной  сферы  учащихся; развитие способности выражать себя через восприятие искусства; развитие  монологической речи. ВИДЫ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:                            презентация виртуальных  версий учащихся по теме: «Загадки                            «Дамы  с собачкой»;  классификация   данных;                              пополнение  и    активизация  словаря;  поиск  аргументов,                               подтверждающих   правильность  выбора  интепретации;                               совершенствование речевой  культуры;  обобщение. МЕТОДЫ  РАБОТЫ:   проблемный,  деятельностный подход НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:  смарт­доска,  компьютер,                                               экран для проецирования.   ЗАДАНИЕ  К  УРОКУ:  подготовить  компьютерные  презентации  «Страничка к                                          уроку» СМЫСЛОВОЕ ДВИЖЕНИЕ УРОКА 1.  Вопрос­завязка урока: .  в статье «Проблема человеческого счастья»  писал, что      Бердников Г. П  Чехов рисует «драму обездоленности и бесприютности человека,  сбросившего с себя обывательское забытье».  Автор статьи пришёл к  следующему выводу: «Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не  беднее, а богаче. Большая любовь очеловечила его».                Л.Н Толстой  в «Избранных дневниках»  заметил: «Читал «Даму            с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не выработавшие в себе              ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде робели,           искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются           по сю сторону, то есть почти животные».   Как вы думаете,  кто  прав?  Каковы ваши аргументы? 2. Панорама интерпретаций Задание группам:   обсудить  существующие варианты                                   интерпретаций, выбрать  соответствующие вашим                                   читательским истолкованиям,  назвать их,                                    аргументировать свой  выбор.       ПАНОРАМА     ИНТЕРПРЕТАЦИЙ                       рассказа А.П.Чехова «Дама с собачкой» «Дама с собачкой»  ­  это... история  двух семейных катастроф история  пошлых  супружеских измен история  большой и хрупкой  любви банальная  история  курортной любви история  любви к обыкновенной  женщине история  встречи  с женщиной­богиней история  любви к роковой  женщине история  утраченных иллюзий история  ожидания новой,  прекрасной  жизни история  обретения  счастья история  утраты  счастья история  утраченных иллюзий история  преображения  человека воплощение  отражения жизни в кривом зеркале повседневности ещё одна  «скучная  история» история  столкновения  иллюзий героев  с действительностью история обретения человеком истинного смысла жизни история  малодушия  и  боязливого отказа от  возможного счастья история  «расфутляривания»  человека                    .............................................................................................................................. 3.    Рассмотрение   выбранных  интерпретаций, обсуждение   аргументов          с опорой на текст произведения          Детям   предлагается  выбрать   работу  парами  или  групповую.            Мои  ученики  выбрали   работу  парами,  выбор оказался   удачным. 4.    Просмотр  мини­презентаций  (« электронных страничек к уроку»)  с   комментариями  авторов 5.    Обсуждение результатов  работы.  Выводы  гимназистов 6.  Рефлексия:       Оцените свою работу на уроке.  Какие  чувства  вы испытали,  обсуждая  проблему урока? Дополнительные материалы   к уроку:  Сементковский Р. И. Что нового в литературе? // Ежемес. лит. и поп.­науч. прил. к журн.   «Нива». 1900. № 1. Стб. 191—203. Гуровых на Руси очень много. Чехов поднял очень важный вопрос: как создаются  подобные ненормальные типы, почему для них семья, воспитание детей,  общественная служба отодвигаются на задний план и заменяется любовными  интрижками? Необходимо воспитывать общество с помощью просвещённых  педагогов.      Набоков В. В. Антон Чехов // Лекции по русской литературе: пер. с англ. / В. В. Набоков  М., 2001. С. 330—338. 1­я публ.: Lectures on Russian Literature / v. Nabokov. Harcourt  Brace & Company, 1981.  В лекции, которую Набоков читал американским студентам в 1940­е годы,  отмечено, что «Дама с собачкой» — один из самых великих рассказов в мировой  литературе. В частности, он отмечает семь свойств, присущих рассказу:  естественность повествования; достижение точных характеристик за счет  распределения незначительных деталей; отсутствие особой морали, особой идеи,  «которую нужно было бы уяснить»; рассказ основан на оттенках настроения;  Чехову одинаково дорого и высокое, и низкое; рассказ в действительности не  кончается.  Мейлах Б. С. Два решения одной темы // Нева. 1956. № 9. С. 184—188.    Сравнительный анализ сюжетных линий «Анна Каренина — Вронский» и «Анна  Сергеевна — Гуров». Героинь объединяет тоска по счастью. Любовь привела Гурова к резкому осуждению окружающей жизни, и «такая трактовка темы любви так  близка роману Толстого, что кажется прямым её развитием». Главное в рассказе  — постановка вопроса о причинах трагедий, и вопрос о любви таким образом  «перерастал у Чехова в мечту об иной жизни, полной героизма, творчества,  красоты». По мнению критика, Толстой, осуждая рассказ, не прав, возводя мораль  чеховских героев к Ницше.  Белкин А. А. Художественное мастерство Чехова­новеллиста // Читая Достоевского и         Чехова: ст. и разборы / А. А. Белкин. М., 1973. С. 190—192. 1­я публ.:  русских классиков: сборник. М., 1959.  Психологически очень правдив эпизод, в котором показано, как пошлый банковский  служащий под влиянием глубокой любви к женщине становится подлинно  человечным. Этот эпизод, или художественная деталь — упоминание об осетрине с душком. «Обыденная и пошлая реплика потому стала признаком освобождения от  пошлости, что Гуров впервые сам осознал её пошлость». Мастерство     Бердников Г. П. Проблема человеческого счастья // А. П. Чехов. Идейные и творческие  искания / Г. Бердников. 3­е изд., доработ. М., 1984. С. 413—414. 1­я публ.: А. П. Чехов.  Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.  Чехов рисует драму обездоленности и бесприютности человека, сбросившего с себя  обывательское забытье. Но, утратив свою безмятежность, Гуров стал не беднее, а  богаче. Большая любовь очеловечила его.        Берковский Н. Я. Чехов, повествователь и драматург // Статьи о литературе / Н. Я.      Берковский. М. ; Л., 1962. С. 430—431.  Чехов слегка презирает обоих. Оба по­своему сговорчивы в отношении к злу. Они  имитируют жизнь, имитируют любовь, веря, что их подражание — это и есть сам  подлинник, не понимают себя. «Их счастье, что они понимают меньше, чем  позволено понимать читателям через автора».  Бялый Г. А. «Пути, мною проложенные…» А. П. Чехов // Чехов и русский реализм / Г.   А. Бялый. Л., 1981. С. 68—69.  Семья в рассказе имеет отношение к тому миру, где «осетрина с душком», где люди ведут «куцую и бескрылую жизнь». Семейный союз — это путы. Как освободиться  от этих пут? — спрашивают себя герои рассказа. Любовь, поднявшая их высоко над  миром, подобном сумасшедшему дому, даёт им нравственную силу поставить  вопрос об освобождении. Чехов показывает, что «жизнь начинает требовать от  людей каких­то решительных действий, разрыва с привычным существованием».  Катаев В. Б. Две оппозиции в «Даме с собачкой» // Проза Чехова: проблемы      интерпретации / В. Б. Катаев. М., 1979. С. 250—268.  Чехова больше интересует образ Гурова. Финал рассказа указывает на переход  героя в новое состояние, его отказ от некоторых стереотипов и появление новых  вопросов. Эти перемены в представлениях Гурова, полагает критик, проясняются  при сопоставлении двух контрастных пар — оппозиций: «казалось — оказалось» и  «кончаться — начинаться». Анна Сергеевна, кажется, ничем не примечательная  женщина, но именно она оказалась для Гурова настоящей любовью. Значит, причина не столько в ней, сколько в том, что происходит в душе героя. Чехов пишет о тайне  в любви, то есть о том, что любовь — тайна для его героев, каждый случай  уникален.    Звонникова Л. А. «Ложные представления» // Заколдованный круг (проза А. П. Чехова),  1880—1904 / Л. А. Звонникова. М., 1998. С. 103—107.  Художественное время рассказа — время духовного пробуждения Гурова. Время  бежит вне встреч Анны Сергеевны и Гурова и замедляет свой ход в моменты их  общения. Бежит «бытовое» время, замедляется время «любви»; человек  преодолевает время, под влиянием любви приобщаясь к «высшим и отдалённым  целям» — к правде и красоте, к природе, к самому себе, к ближним.    Л.Н.Толстой: «Читал «Даму с собачкой» Чехова. Это все Ницше. Люди, не  выработавшие в себе ясного миросозерцания, разделяющего добро и зло. Прежде  робели, искали; теперь же, думая, что они по ту сторону добра и зла, остаются по  сю сторону, то есть почти животные. […]»                                  Л.Н.Толстой  Избранные  дневники

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс

Конспект урока "Панорама интерпретаций рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой»" 11 класс
Скачать файл