Конспект урока "Пересечение множеств" для 3 класса по программе "Школа 2100" содержит в себе материал, который соответствует программе, основан на знаниях учащихся по теме "Множества", "Пересечение геометрических фигур". Урок построен в форме исследования, используются технология проблемного диалога. Учащиеся сами открывают знания под руководством учителя, делают выводы, применяют полученные знания на практике.Конспект урока "Пересечение множеств" для учащихся 3 класса.
Пересечение множеств.docx
Тема урока «Пересечение множеств», 3 класс, УМК «Школа 2100»
Цель урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.
Задачи урока:
узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
узнать какие элементы множеств входят в «пересечение»;
научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели.
Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация к уроку; презентация физминутки
для глаз; иллюстрации желтых и красных домиков на доске; карточки для индивидуальной работы
(разноуравневые); карточки для работы в парах; доска; учебник «Математика» 3 класс (2 часть) Т.Е
Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких; сигнальные карточки, листы самооценивания.
Ход урока
I. Орг. момент.
(Слайд 1)
Учитель:
Мы начнем урок с улыбок.
Выполним всё без ошибок
Учащиеся:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
– Я рада, что у Вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что такое настроение у
Вас останется до конца урока, и вы будете старательны и внимательны.
– Сейчас урок математики.
– Давайте повторим то, что мы уже знаем.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Какой раздел мы начали изучать? (Мы начали изучать раздел «Множества»)
– Что такое множества? (Множество – это группа предметов, объектов или живых существ,
собранных вместе)
– Из чего состоит множества? (Множества состоят из элементов)
– Что можно сделать с элементами множества? (Посчитать и перечислить их.)
– Что означает: «задал это множество перечислением»? (Значит, перечислил все элементы
данного множества)
– А что значит: задать множество? (Это значит назвать общее свойство или признак всех его
элементов.) – Давайте зададим с вами множество, найдем умножения и деления
1. Первый множитель 14, второй 5. Произведение
2. Произведение 6 и 7
3. Частное чисел 48 и 6
4. Какое число больше 4 в 7 раз
5. 15 увеличить в 3 раза
6. Какое число меньше 60 в 10 раз
7. Я задумала число, увеличила его в 9 раз, получилось 81
8. Делимое 80, делитель 4. Найти частное
Оцените свою работу (!,?)
(Слайд 2)
Проверьте 70, 42, 8, 28, 45, 6, 9, 20
– Дайте общее название этому множеству. На какие подмножества можно его разбить?
Для чего нужно уметь задавать множества? Где это умение можно применять? На каких
учебных предметах?
– Приведите свои примеры, назовите общее свойство какихлибо объектов.
(Слайд 3)
Теперь я буду называть множества, а вы дайте им общее название
«Назовите множество».
Множество лошадей … (табун)
Множество коров … (стадо)
Множество волков … (стая)
Множество птиц … (стая)
Множество пчел … (рой)
Множество дубов … (дубрава)
Множество берёз … (роща)
Одно из домашних заданий в рамках декады наук: рассказать о том, как математика помогает нам в
жизни. Наш одноклассник Арсений подготовил минипроект «Математика вокруг» по теме прошлого
урока «Подмножество»
(Отдельная презентация Гаджиева А)
III. Постановка проблемы и поиск решения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним понятием, связанным с множеством предметов.
– Какое множество вы видите? (Множество домов)
– На какие две группы можно поделить множества домов на доске? (Красные дома и желтые
дома.)
– Какой основной признак у домов в первом множестве? (Красный цвет.)
– У домов второго множества? (Желтый цвет.)
– В нашем необычном городе живет странный архитектор. Кто такой архитектор? Ответы детей.
– Верно. Архитектор – человек проектирующий здания, создающий внешний вид городов.
– В нашем городе он разрешает строить на одной улице только красные дома, а на другой только
желтые дома. И живет в нашем городе веселый художник, он захотел построить дом красножелтого
цвета. Давайте поможем нашему художнику. Поставим дом на одну из улиц. – Можем ли мы поставить этот домик на первую улицу? (Нет, потому, что их общий признак
жёлтый цвет, а он желтокрасный)
– Можем ли мы поставить этот домик на вторую улицу? (Нет.)
(Дети пытаются выполнить задание сами.)
– Смогли вы выполнить мое задание? (Нет.)
– Почему? (Потому что на одной улице можно строить только желтые дома, а на другой
только красные дома.)
– Какой у нас возникает вопрос? (Куда поставить красножелтый дом?)
– Давайте вместе будем решать данную проблему.
– Какие признаки имеет наш дом? (Он желтого и красного цвета.)
– На каких улицах он может находится, благодаря своим признакам? (Он должен стоять на
красной улице, потому что он красный и на желтой улице, потому что он желтый.)
– То есть он должен находится на обеих улицах одновременно
– А как должны располагаться улицы, чтобы, находясь на одной улице, мы одновременно стояли и на
другой улице. В таких местах обычно ставят светофоры. (Улицы должны пересекаться.)
– Итак, какая гипотеза оказалась верной. (Поставить дом на пересечение двух дорог.)
– Каждая улица это множество домов, значит, куда мы поставили наш дом.
(На пересечение множеств.)
– Предположите, какова будет тема нашего урока. (Пересечение множеств)
(Слайд 4)
– Цель нашего урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.
– А вот задачи урока давайте попробуем сформулировать вместе. На какие вопросы по данной теме
вы бы хотели получить ответы? Ответы детей.
(Слайд 5)
– Задачи урока:
узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
узнать какие элементы множеств входят в пересечение»;
научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели;
научиться задавать множества и находить их пересечение
– Оценивать свою работу на уроке вы будете при помощи оценочных листов. Посмотрите на вопросы
в них. Они соответствуют задачам нашего урока. Если вы будете внимательны и старательны на уроке,
то и оцените себя по достоинству.
Если вы являетесь элементом названного множества, вы подпрыгиваете, если нет – приседаете:
ФИЗМИНУТКА
Множество мальчиков.
Множество девочек в юбочках.
Множество учениковспортсменов.
Множество учеников в сменной обуви.
Множество учеников со светлыми волосами.
Множество учеников с темными волосами.
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа с множествами (Слайд 6)
– Приступаем к открытию новых знаний.
– Перед вами два множества и элементы множества. Посмотрите внимательно на элементы
множества.
– Дайте названия данным множествам по цвету и материалу изготовления. (Множество зелёных
объектов и множество деревянных объектов)
– Давайте распределим данные объекты по множествам.
– Что вы заметили? (Что некоторые объекты, а именно карандаш и кубик вошли и в первое и во
второе множество.)
– По свойствам эти предметы подходят И к множеству деревянных предметов И к множеству
зелёных предметов. Они являются общими для этих двух множеств.
– Посмотрите, как это можно показать по другому . (Слайд 7)
– Эти элементы являются общими и для первого и для второго множества.
– Поэтому они находятся в пересечении множеств.
(Слайд 8)
– Дайте названия данным множествам.
(1 – зеленые объекты; 2 – деревянные объекты.)
– Попробуйте дать общее название элементам находящимся в пересечении.
(зелёные И деревянные объекты)
2. Вывод.
– Так какую часть множеств называют пересечением? (Общую часть множеств называют
пересечением.)
– Это мы с вами пришли к такому выводу.
Работа с учебником с.50
– Давайте проверим верно ли наше предположение. Прочитаем в учебнике вывод в оранжевой
рамочке (Учащиеся читают)
– Совпало ли наше предположение с выводами в учебнике? (Да.)
(Слайд 9)
– Давайте ещё раз проговорим, что называют пересечением? (Общую часть множеств называют
пересечением.)
Сообщение учителя со слайда
Каждый элемент пересечения множеств принадлежит каждому из этих множеств. 3. Знакомство с графическим обозначением.
– Обратите внимание, что графически принято изображать отношения между множествами с
помощью кругов. Математики называют их кругами Эйлера, т.к. они изобретены Леонардом Эйлером.
(Слайд 10)
– Леонард Эйлер швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в
развитие математики. Он почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в
становление российской науки.
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление нового материала.
1. Игра «Найди пересечение множеств»
(Слайд 11)
– Какие объекты вы видите?
Задайте 2 множества. Какое у каждого общее свойство?
– Какие объекты должны лежать в пересечении множеств?
– Дайте название пересечению множеств.
– Что мы называем пересечением множеств? (Общую часть множеств называют пересечением.)
(Слайд 12)
– Посмотрите на слайд, проверьте свою работу.
2. Работа в парах.
Учебник. С 50, №3
Проверка
3. Работа в группе.
– А сейчас вы будете работать в группе. У вас на столе лежит карточка с заданием. Вы должны будете
показать отношения между множествами, данными в задании. А элементами множеств будут члены
вашей команды. Старший группы должен будет объяснить, как группа выполняла задание.
(Ребята распределяют роли в группе.)
– Вы готовы. Сейчас каждая группа будет защищать свою работу, а учащиеся других групп будут
экспертами
1 группа
Покажите отношение между множеством учеников, которые занимаются спортом и множеством
мальчиков
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
2 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учеников в сменой обуви
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы. Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
3 группа
Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся в белом. Элементами
этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
4 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся, имя которых
начинается на букву «А». Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
5 группа
Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся, которые приняли
участие в школьных олимпиадах в третьем классе
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
6 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся, у которых темные
волосы
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
4. Индивидуальная дифференцированная работа.
VI. Домашнее задание.
(Слайд 13)
– У Вас на столах лежат карточки с заданием с красной, зелёной и жёлтой полосой. Эти задания
разного уровня сложности. С красной полосой самое сложное. С зелёной немного легче. С жёлтой
самое легкое. Выберите каждый для себя карточку и запишите домашнее задание
VII. Итог урока.
(Слайд 14)
– Какая была тема урока? (Пересечение множеств.)
– Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
– Давайте проверим, смогли ли мы решить поставленные перед нами задачи.
(Дети дают ответы по каждому пункту.) VIII. Оценивание.
(Слайд 15)
Листы самооценивания.
IX. Рефлексия.
(Слайд 16)
– Давайте подведём итог нашего урока. В этом вам помогут наши предложения (Высказывания
детей)
– Я сегодня узнал…
– Я сегодня научился…
– Мне было трудно…
– Мне понравилось…
– Было интересно…
– Могу похвалить себя за то, что …
– Могу похвалить одноклассников за то, что…
– Больше всего мне понравилось….
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 17)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.