Конспект урока "Пересечение множеств" для 3 класса по программе "Школа 2100" содержит в себе материал, который соответствует программе, основан на знаниях учащихся по теме "Множества", "Пересечение геометрических фигур". Урок построен в форме исследования, используются технология проблемного диалога. Учащиеся сами открывают знания под руководством учителя, делают выводы, применяют полученные знания на практике.Конспект урока "Пересечение множеств" для учащихся 3 класса.
Тема урока «Пересечение множеств», 3 класс, УМК «Школа 2100»
Цель урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.
Задачи урока:
узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
узнать какие элементы множеств входят в «пересечение»;
научиться понимать, читать и составлять данные высказывания;
научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели.
Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация к уроку; презентация физминутки
для глаз; иллюстрации желтых и красных домиков на доске; карточки для индивидуальной работы
(разноуравневые); карточки для работы в парах; доска; учебник «Математика» 3 класс (2 часть) Т.Е
Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких; сигнальные карточки, листы самооценивания.
Ход урока
I. Орг. момент.
(Слайд 1)
Учитель:
Мы начнем урок с улыбок.
Выполним всё без ошибок
Учащиеся:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
– Я рада, что у Вас хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что такое настроение у
Вас останется до конца урока, и вы будете старательны и внимательны.
– Сейчас урок математики.
– Давайте повторим то, что мы уже знаем.
II. Актуализация знаний учащихся.
– Какой раздел мы начали изучать? (Мы начали изучать раздел «Множества»)
– Что такое множества? (Множество – это группа предметов, объектов или живых существ,
собранных вместе)
– Из чего состоит множества? (Множества состоят из элементов)
– Что можно сделать с элементами множества? (Посчитать и перечислить их.)
– Что означает: «задал это множество перечислением»? (Значит, перечислил все элементы
данного множества)
– А что значит: задать множество? (Это значит назвать общее свойство или признак всех его
элементов.)– Давайте зададим с вами множество, найдем умножения и деления
1. Первый множитель 14, второй 5. Произведение
2. Произведение 6 и 7
3. Частное чисел 48 и 6
4. Какое число больше 4 в 7 раз
5. 15 увеличить в 3 раза
6. Какое число меньше 60 в 10 раз
7. Я задумала число, увеличила его в 9 раз, получилось 81
8. Делимое 80, делитель 4. Найти частное
Оцените свою работу (!,?)
(Слайд 2)
Проверьте 70, 42, 8, 28, 45, 6, 9, 20
– Дайте общее название этому множеству. На какие подмножества можно его разбить?
Для чего нужно уметь задавать множества? Где это умение можно применять? На каких
учебных предметах?
– Приведите свои примеры, назовите общее свойство какихлибо объектов.
(Слайд 3)
Теперь я буду называть множества, а вы дайте им общее название
«Назовите множество».
Множество лошадей … (табун)
Множество коров … (стадо)
Множество волков … (стая)
Множество птиц … (стая)
Множество пчел … (рой)
Множество дубов … (дубрава)
Множество берёз … (роща)
Одно из домашних заданий в рамках декады наук: рассказать о том, как математика помогает нам в
жизни. Наш одноклассник Арсений подготовил минипроект «Математика вокруг» по теме прошлого
урока «Подмножество»
(Отдельная презентация Гаджиева А)
III. Постановка проблемы и поиск решения.
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним понятием, связанным с множеством предметов.
– Какое множество вы видите? (Множество домов)
– На какие две группы можно поделить множества домов на доске? (Красные дома и желтые
дома.)
– Какой основной признак у домов в первом множестве? (Красный цвет.)
– У домов второго множества? (Желтый цвет.)
– В нашем необычном городе живет странный архитектор. Кто такой архитектор? Ответы детей.
– Верно. Архитектор – человек проектирующий здания, создающий внешний вид городов.
– В нашем городе он разрешает строить на одной улице только красные дома, а на другой только
желтые дома. И живет в нашем городе веселый художник, он захотел построить дом красножелтого
цвета. Давайте поможем нашему художнику. Поставим дом на одну из улиц.– Можем ли мы поставить этот домик на первую улицу? (Нет, потому, что их общий признак
жёлтый цвет, а он желтокрасный)
– Можем ли мы поставить этот домик на вторую улицу? (Нет.)
(Дети пытаются выполнить задание сами.)
– Смогли вы выполнить мое задание? (Нет.)
– Почему? (Потому что на одной улице можно строить только желтые дома, а на другой
только красные дома.)
– Какой у нас возникает вопрос? (Куда поставить красножелтый дом?)
– Давайте вместе будем решать данную проблему.
– Какие признаки имеет наш дом? (Он желтого и красного цвета.)
– На каких улицах он может находится, благодаря своим признакам? (Он должен стоять на
красной улице, потому что он красный и на желтой улице, потому что он желтый.)
– То есть он должен находится на обеих улицах одновременно
– А как должны располагаться улицы, чтобы, находясь на одной улице, мы одновременно стояли и на
другой улице. В таких местах обычно ставят светофоры. (Улицы должны пересекаться.)
– Итак, какая гипотеза оказалась верной. (Поставить дом на пересечение двух дорог.)
– Каждая улица это множество домов, значит, куда мы поставили наш дом.
(На пересечение множеств.)
– Предположите, какова будет тема нашего урока. (Пересечение множеств)
(Слайд 4)
– Цель нашего урока: сформировать представление о понятии «пересечение» множеств.
– А вот задачи урока давайте попробуем сформулировать вместе. На какие вопросы по данной теме
вы бы хотели получить ответы? Ответы детей.
(Слайд 5)
– Задачи урока:
узнать какую часть множеств называют «пересечением»;
узнать какие элементы множеств входят в пересечение»;
научиться изображать пересечение множеств при помощи графической модели;
научиться задавать множества и находить их пересечение
– Оценивать свою работу на уроке вы будете при помощи оценочных листов. Посмотрите на вопросы
в них. Они соответствуют задачам нашего урока. Если вы будете внимательны и старательны на уроке,
то и оцените себя по достоинству.
Если вы являетесь элементом названного множества, вы подпрыгиваете, если нет – приседаете:
ФИЗМИНУТКА
Множество мальчиков.
Множество девочек в юбочках.
Множество учениковспортсменов.
Множество учеников в сменной обуви.
Множество учеников со светлыми волосами.
Множество учеников с темными волосами.
IV. «Открытие» новых знаний.
1. Работа с множествами (Слайд 6)
– Приступаем к открытию новых знаний.
– Перед вами два множества и элементы множества. Посмотрите внимательно на элементы
множества.
– Дайте названия данным множествам по цвету и материалу изготовления. (Множество зелёных
объектов и множество деревянных объектов)
– Давайте распределим данные объекты по множествам.
– Что вы заметили? (Что некоторые объекты, а именно карандаш и кубик вошли и в первое и во
второе множество.)
– По свойствам эти предметы подходят И к множеству деревянных предметов И к множеству
зелёных предметов. Они являются общими для этих двух множеств.
– Посмотрите, как это можно показать по другому . (Слайд 7)
– Эти элементы являются общими и для первого и для второго множества.
– Поэтому они находятся в пересечении множеств.
(Слайд 8)
– Дайте названия данным множествам.
(1 – зеленые объекты; 2 – деревянные объекты.)
– Попробуйте дать общее название элементам находящимся в пересечении.
(зелёные И деревянные объекты)
2. Вывод.
– Так какую часть множеств называют пересечением? (Общую часть множеств называют
пересечением.)
– Это мы с вами пришли к такому выводу.
Работа с учебником с.50
– Давайте проверим верно ли наше предположение. Прочитаем в учебнике вывод в оранжевой
рамочке (Учащиеся читают)
– Совпало ли наше предположение с выводами в учебнике? (Да.)
(Слайд 9)
– Давайте ещё раз проговорим, что называют пересечением? (Общую часть множеств называют
пересечением.)
Сообщение учителя со слайда
Каждый элемент пересечения множеств принадлежит каждому из этих множеств.3. Знакомство с графическим обозначением.
– Обратите внимание, что графически принято изображать отношения между множествами с
помощью кругов. Математики называют их кругами Эйлера, т.к. они изобретены Леонардом Эйлером.
(Слайд 10)
– Леонард Эйлер швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в
развитие математики. Он почти полжизни провёл в России, где внёс существенный вклад в
становление российской науки.
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепление нового материала.
1. Игра «Найди пересечение множеств»
(Слайд 11)
– Какие объекты вы видите?
Задайте 2 множества. Какое у каждого общее свойство?
– Какие объекты должны лежать в пересечении множеств?
– Дайте название пересечению множеств.
– Что мы называем пересечением множеств? (Общую часть множеств называют пересечением.)
(Слайд 12)
– Посмотрите на слайд, проверьте свою работу.
2. Работа в парах.
Учебник. С 50, №3
Проверка
3. Работа в группе.
– А сейчас вы будете работать в группе. У вас на столе лежит карточка с заданием. Вы должны будете
показать отношения между множествами, данными в задании. А элементами множеств будут члены
вашей команды. Старший группы должен будет объяснить, как группа выполняла задание.
(Ребята распределяют роли в группе.)
– Вы готовы. Сейчас каждая группа будет защищать свою работу, а учащиеся других групп будут
экспертами
1 группа
Покажите отношение между множеством учеников, которые занимаются спортом и множеством
мальчиков
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
2 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учеников в сменой обуви
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
3 группа
Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся в белом. Элементами
этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
4 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся, имя которых
начинается на букву «А». Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
5 группа
Покажите отношение между множеством мальчиков и множеством учащихся, которые приняли
участие в школьных олимпиадах в третьем классе
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
6 группа
Покажите отношение между множеством девочек и множеством учащихся, у которых темные
волосы
Элементами этих множеств являются учащиеся вашей группы.
Какие элементы множеств находятся в пересечении и почему?
Старший группы поясняет, как выполнили задание.
4. Индивидуальная дифференцированная работа.
VI. Домашнее задание.
(Слайд 13)
– У Вас на столах лежат карточки с заданием с красной, зелёной и жёлтой полосой. Эти задания
разного уровня сложности. С красной полосой самое сложное. С зелёной немного легче. С жёлтой
самое легкое. Выберите каждый для себя карточку и запишите домашнее задание
VII. Итог урока.
(Слайд 14)
– Какая была тема урока? (Пересечение множеств.)
– Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
– Давайте проверим, смогли ли мы решить поставленные перед нами задачи.
(Дети дают ответы по каждому пункту.)VIII. Оценивание.
(Слайд 15)
Листы самооценивания.
IX. Рефлексия.
(Слайд 16)
– Давайте подведём итог нашего урока. В этом вам помогут наши предложения (Высказывания
детей)
– Я сегодня узнал…
– Я сегодня научился…
– Мне было трудно…
– Мне понравилось…
– Было интересно…
– Могу похвалить себя за то, что …
– Могу похвалить одноклассников за то, что…
– Больше всего мне понравилось….
СПАСИБО ЗА УРОК! (Слайд 17)