Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Петербургская повесть Пушкина «Медный всадник». Человек и история в
произведении. Роль вступления к поэме.
Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать книгу «Пушкин.
Школьный энциклопедический словарь». Поэма невелика, поэтому стоит прочитать ее
вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики.
Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа. «Медный всадник»
создан во время второй Болдинской осени (1833) всего за 25 дней (6 октября — 31
октябр<я> 1833 г., 5 ч. 5 минут утра). Жанр «стихотворная повесть» восходит к
«восточным повестям» Байрона и связан со стремлением к бытописательной прозе,
активно создаваемой Пушкиным в 1830е гг. В поэме отразился его философский взгляд на
решение проблемы человека и истории.
Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший
шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько
возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“».
«„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем
проявлении; „бедный Евгений“ — воплощением крайнего бессилия обособленной,
незначительной личности»1. Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в
раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что
в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне.
Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем
нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже
не на царят — на власть.
Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и
внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором
будет жить Раскольников.
Две Невы...
Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»2.
Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять
над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения.
Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник»
1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом.
2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки
города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и
спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города
снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».)
3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)?
Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее?
4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)?
Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит
поэт?
5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль
они выполняют в тексте?
6. Как в третьей части вступления («Красуйся, град Петров...») закладывается
основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор
упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних
строках вступления происходит контрастный слом настроения?
1 Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81.
2 Гранин Д. Два лика. — С. 598.7. Индивидуальное задание. Выявите ключевые образы вступления, которые
построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?
думы Петра о новом городе — Петра творенье
приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво
у низких берегов — по оживленным берегам
один финский рыболов — корабли со всех концов земли
бедный челн — богатые пристани
старая Москва — младшая столица
прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой
пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой
живость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия...
торжествует
град Петров — финские волны, стихия
он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)
красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
8. Какой смысл в том, что поэма «Медный всадник» открывается гимном
Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее
главный герой.
Итог урока. Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные
философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как
претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова оборотная
сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова
роль и место человека в историческом процессе?
Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально
философский план, уже во вступлении намечая главные точки основного конфликта
поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном
счастье и независимости не погублены разбушевавшейся стихией, а его личность
раздавлена жестоким деспотизмом самодержавия? Этот и другие вопросы будут
обсуждены на следующих уроках.