конспект урока "Петербургская повесть Пушкина "Медный всадник"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 9 класса к учебнику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Уроки 1.doc
Петербургская   повесть   Пушкина   «Медный   всадник».   Человек   и   история   в произведении. Роль вступления к поэме. Для рассказа об истории создания поэмы можно использовать  книгу «Пушкин. Школьный   энциклопедический   словарь».   Поэма   невелика,   поэтому   стоит   прочитать   ее вслух, что поможет эмоционально включиться в исследование ее проблематики и поэтики. Можно творчески использовать и иллюстрации художника А. Бенуа. «Медный всадник» создан   во   время   второй   Болдинской   осени   (1833)   всего   за   25   дней   (6   октября   —   31 октябр<я>   1833   г.,   5   ч.   5   минут   утра).   Жанр   «стихотворная   повесть»   восходит   к «восточным   повестям»   Байрона   и   связан   со   стремлением   к   бытописательной   прозе, активно создаваемой Пушкиным в 1830­е гг. В поэме отразился его философский взгляд на решение проблемы человека и истории. Интересно познакомиться с различными оценками поэмы. В. Брюсов, изучивший шесть ее рукописных вариантов, пишет, что Пушкин стремится сделать Петра «сколько возможно более „великим“», а Евгения «сколько возможно более „малым“, „ничтожным“». «„Великий Петр“ ... должен был стать олицетворением мощи самодержавия в ее крайнем проявлении;   „бедный   Евгений“   —   воплощением   крайнего   бессилия   обособленной, незначительной личности»1. Д. Гранин в эссе «Два лика» рассматривает основные образы «в раздвоении», как бы расщепляя их и обнаруживая в них «верх» и «низ». Он утверждает, что в поэме «два Петра: Петр живой и Петр — Медный всадник, кумир на бронзовом коне. Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своем нехитром счастье, и Евгений безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царят — на власть. Два   Петербурга:   Петербург   прекрасных   дворцов,   набережных,   белых   ночей   и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий  город, в котором будет жить Раскольников. Две Невы... Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь ее образный строй»2. Противоречие в прозвучавших оценках поможет школьникам начать размышлять над страницами поэмы, находя подтверждение и первой, и второй точкам зрения. Вопросы и задания к вступлению к поэме «Медный всадник» 1. Каков пафос вступления к поэме? Подтвердите свои мысли текстом. 2. На какие композиционные части его можно разделить? (1 — история постройки города; 2 — гимн городу от лица поэта; 3 — пожелание городу красоты, стойкости и спокойствия морской стихии; 4 — финал, в котором пафос величия и красоты города снижается переходом к «печальному рассказу» и повествованию об «ужасной поре».) 3. В чем видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1—43)? Как в первой части вступления противопоставлены прошлое и настоящее? 4. Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44—84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова «люблю»? Что и почему любит поэт? 5. Найдите во вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте? 6.  Как в  третьей  части  вступления  («Красуйся,   град Петров...»)  закладывается основной   конфликт   поэмы?   Почему   в   пожелании   городу   стоять   непоколебимо   автор упоминает «финские волны»? Какую характеристику стихии он дает? Почему в последних строках вступления происходит контрастный слом настроения? 1 Брюсов В. Я. Ремесло поэта. Статьи о русской поэзии. — М., 1981. — С. 81. 2 Гранин Д. Два лика. — С. 598.7.  Индивидуальное   задание.  Выявите   ключевые   образы   вступления,   которые построены на контрасте? Что это дает для понимания конфликта поэмы?  думы Петра о новом городе — Петра творенье  приют убогого чухонца — юный град... вознесся пышно, горделиво  у низких берегов — по оживленным берегам  один финский рыболов — корабли со всех концов земли  бедный челн — богатые пристани  старая Москва — младшая столица  прозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокой  пишу, читаю без лампады — час пирушки холостой  живость   потешных   Марсовых   полей   —   победу   над   врагом   Россия... торжествует  град Петров — финские волны, стихия  он стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)  красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ  8.   Какой   смысл   в   том,   что   поэма   «Медный   всадник»   открывается   гимном Петербургу? Докажите, что город Петра — это не только место действия поэмы, но и ее главный герой. Итог урока.  Во вступлении к поэме «Медный всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чем двойственность петровских преобразований в России? Как претворились   в   жизнь  его   думы   о   величии   России   и   новом   городе?   Какова   оборотная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?  Столкновение   между   человеком   и   стихией   поэт   переносит   в   социально­ философский   план,   уже   во   вступлении   намечая   главные   точки   основного   конфликта поэмы: между личностью и властью. Почему, по мысли автора, мечты Евгения о личном счастье   и   независимости   не   погублены   разбушевавшейся   стихией,   а   его   личность раздавлена   жестоким   деспотизмом   самодержавия?   Этот   и   другие   вопросы   будут обсуждены на следующих уроках.

Посмотрите также