Я стремлюсь привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением “Размышления у парадного подъезда”. Сформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам, поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки.
Цели урока: Н.А.Некрасов “Размышления у парадного подъезда”
привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со
стихотворением “Размышления у парадного подъезда”;
формировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные
особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам,
поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки.
Оборудование.
1. Компьютер, проектор.
2. Презентация “Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение “Размышления у
парадного подъезда”.
3. Проект учащихся “Н.А. Некрасов и народ”.
4. Проект “Поэт в памяти народа” (интервью с жителями села видеозапись).
Подготовка к уроку
За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные
задания.
1. Коллективные задания.
Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А.
Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми).
Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.
Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий.
2. Групповые задания.
Проект “Н.А. Некрасов и народ”.
Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села видеозапись).
Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда”.
3. Индивидуальные задания.
“История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ
от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой).
Анализ отрывка произведения “Родная земля…”.
Ход урокаСлово учителя
Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о знакомом вам поэте, народном поэте
Н.А. Некрасове, работать над его стихотворением “Размышления у парадного подъезда”.
(Слайд №2, 3). Презентация
Вы много читали, самостоятельно выполняли различные задания.
Наша задача: доказать, что Н.А. Некрасов – истинно народный поэт, что его
стихотворение “Размышления у парадного подъезда” тому доказательство.
Итак, вам слово, ребята.
1 ученик. Поэт Н.А. Некрасов нам знаком. Мы изучали его биографию, читали стихи в
начальной школе, в 5, 6 классах. Мы знаем, что он по происхождению дворянин, но всю
свою жизнь боролся за освобождение крестьян от крепостного права. Он считал это своим
долгом.
Поэт писал: “Я призван был воспевать твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.
2 ученик. Наша группа перечитала знакомые нам произведения: “На Волге”, “Крестьянские
дети”, поэму “Дедушка”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, а также мы
познакомились со стихотворениями: “Орина, мать солдатская”, “Несжатая полоса”, “Плач
детей”, “В полном разгаре страда деревенская”. Все эти стихи проникнуты скорбью, болью
за народ. Поэт Некрасов – это человек с большим сердцем, наполненным любовью к
простым людям: крестьянским детям, к крестьянским матерям, к бурлакам, ко всем
угнетенным, обиженным.
3 ученик. Не могут не взволновать такие строки:
В полном разгаре страда деревенская
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднеесыскать.
Немудрено, что ты вянешь до времени,
Все выносящего русского племени,
Многострадальная мать!
2 ученик.
Я над Ваней наклонилася,
Покрестила, попрощалася,
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предыконная.
Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная.
3 ученик.
В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!1 ученик. Так мог написать только народный поэт.
Слово учителя
А теперь слово 2 группе.
Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села видеозапись).
1 ученик. Мы считаем, что Н.А. Некрасов – народный поэт еще и потому, что его помнят и
уважают до сих пор.
2 ученик. Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому
что не встретили ни одного человека, который не знал бы, кто такой Н.А. Некрасов.Слово
учителя
Ребята, что вы можете еще сказать о народном поэте? (Учащиеся отвечают на вопрос,
основываясь на личном опыте самостоятельного чтения дополнительной литературы).
Слово учителя
Да, Н.А. Некрасов – это поэт, который писал о народе и для народа.
Русский писатель 19 века Ф. М. Достоевский о нем сказал: “Это было раненное в самом
начале жизни сердце; и этато никогда не зажившая рана его и была началом и источником
всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. (Слайд № 4)
Как вы понимаете эти слова? (Ответ учащихся)
Слово учителя
Страдания эти явились источником написания стихотворения “Размышления у парадного
подъезда”. У этого произведения интересная история создания. Поведала о ней Авдотья
Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник.
(Слайд № 5).
Индивидуальное сообщение: “История создания стихотворения “Размышления у
парадного подъезда” (рассказ от первого лица)
Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами,
сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр
государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное,
дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и
спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за
выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на
дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему
рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали
крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел
мне стихотворение. (Слайд № 6)
Беседа.
Как вы думаете, что почувствовал поэт, когда подошел к окну?
Слово учителяВ течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось,
ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”,
но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет
возможности не поместить”.
Почему Герцен рискнул именно это стихотворение опубликовать?
(Cлайд № 7)
На этот вопрос ответим после анализа произведения. А сейчас послушаем стихотворение
Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”.
Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (читают
подготовленные дети).
Анализ произведения.
Какое впечатление произвело на нас стихотворение?
Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение “Размышления у парадного
подъезда”?
На какие части можно поделить стихотворение?
1. Парадный подъезд в торжественные и будничные дни.
2. Крестьяне у парадного подъезда.
3. “Владелец роскошных палат”.
4. “Не беда, что потерпит народ”.
5. “Ты проснешься ль, исполненный сил?”.
Что означает парадный подъезд?
Что представлял он в торжественные, т.е. праздничные дни? Спомощью каких
художественных средств и приемов показывает его автор? (Автор использует иронию.С
помощью эпитета холопским (недугом) автор показывает чинопочитание,
низкопоклонство)
Зачем приезжает “целый город” к парадному подъезду?
(В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое
имя и званье посетители, которых не допускали к господину.Этим они показывали свое
почтение)
Что представлял собой подъезд в будничные дни?
(В будничные дни парадный подъезд осаждали люди убогие, те, которым нужна была
помощь). (Слайд № 8)
Каково авторское отношение к бедным людям?
Как он их показывает?
(Автор уважительно относится к крестьянам, сострадает им. Использует эпитеты, слова с
оценочными суффиксами, просторечные слова. Многоточие после слов “с непокрытыми
шли головами…” заставляет задуматься о многовековой покорности крестьян.)
Как показывает автор “владельца роскошных палат”?(Поэт использует иронию, сарказм, пишет о нем язвительно. Применяет антитезу. Если
крестьяне покорны господину, то автор обращается к нему наты, использует глаголы в
повелительной форме,показывая свое негодование, гнев. Сарказм виден в описании
предполагаемой смерти вельможи в Сицилии, в том, как “любящая” семья с нетерпением
ждет его смерти.)
Какие художественные средства использует поэт, чтобы показать положение народа? С
чем ассоциируется у него народ?
(Народ ассоциируется со словом “стон”. Использует анафору: слово “стонет” употребляет
пять раз, сравнение:
Волга! Волга! Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля)
Прочитаем строки: “Выдь на Волгу…”
В каком стихотворении Некрасова вы видели подобное? (Слайд № 9)
(В стихотворении “На Волге”)
Найдите строки, соответствующие картине художника.
(“… чей стон раздается над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется то бурлаки идут бечевой!)
Как характеризует поэта строка: “Эх, сердечный!”?
(У поэта душевная мука, он страдает, у него болит сердце за народ.)
Слово учителя
Во второй половине 19 века отрывок из стихотворения, начинающийся со строк “Назови
мне такую обитель…” стал студенческой песней.
Чем заканчивается стихотворение? (Вопросом, обращенным к народу)
Что можно сказать о поэте? (Н.А. Некрасов беспокоился о будущем своего народа)
Так почему же писательГерцен решился опубликовать стихотворение Н.А. Некрасова
“Размышления у парадного подъезда в газете “Колокол”?
На этот вопрос ответьте письменно, используя известные вам художественные средства.
Творческая работа.
Сочинениеминиатюра “Размышления о стихотворении Н.А. Некрасова “Размышления
у парадного подъезда”. (Слайд № 10)
Зачитывание творческих работ.
Домашнее задание (слайд № 11):
1. Прочитать поэму Н.А. Некрасова “Русские женщины”.
2. Индивидуальное задание: презентация “Жены декабристов”.
Оценки. Ребята, что вам дал урок?