Конспект урока по чтению 8 класс
Оценка 4.8

Конспект урока по чтению 8 класс

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
28.11.2018
Конспект урока по чтению 8 класс
Я стремлюсь привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со стихотворением “Размышления у парадного подъезда”. Сформировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам, поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки.
“Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение “Размышления у парадного подъезда”..docx
Цели урока: Н.А.Некрасов “Размышления у парадного подъезда”  привлечь внимание учащихся к раздумьям поэта о народе, познакомить со  стихотворением “Размышления у парадного подъезда”;  формировать умение воспринимать поэтический текст, объяснять художественные  особенности стихотворения; развивать личностное отношение к вопросам,  поставленным на уроке, а также исследовательские и творческие навыки. Оборудование. 1. Компьютер, проектор. 2. Презентация “Н.А. Некрасов – народный поэт. Стихотворение “Размышления у  парадного подъезда”. 3. Проект учащихся “Н.А. Некрасов и народ”. 4. Проект “Поэт в памяти народа” (интервью с жителями села ­ видеозапись). Подготовка к уроку За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные  задания. 1. Коллективные задания.  Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А. Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми).  Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”.  Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий. 2. Групповые задания.  Проект “Н.А. Некрасов и народ”.  Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села ­ видеозапись).  Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда”. 3. Индивидуальные задания.  “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ  от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой).  Анализ отрывка произведения “Родная земля…”. Ход урока Слово учителя Ребята! Сегодня на уроке мы будем говорить о знакомом вам поэте, народном поэте Н.А. Некрасове, работать над его стихотворением “Размышления у парадного подъезда”.  (Слайд №2, 3). Презентация Вы много читали, самостоятельно выполняли различные задания. Наша задача: доказать, что Н.А. Некрасов – истинно народный поэт, что его  стихотворение “Размышления у парадного подъезда”­ тому доказательство. Итак, вам слово, ребята. 1 ученик. Поэт Н.А. Некрасов нам знаком. Мы изучали его биографию, читали стихи в  начальной школе, в 5, 6 классах. Мы знаем, что он по происхождению дворянин, но всю  свою жизнь боролся за освобождение крестьян от крепостного права. Он считал это своим  долгом. Поэт писал: “Я призван был воспевать твои страданья, терпеньем изумляющий народ”. 2 ученик. Наша группа перечитала знакомые нам произведения: “На Волге”, “Крестьянские дети”, поэму “Дедушка”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, а также мы  познакомились со стихотворениями: “Орина, мать солдатская”, “Несжатая полоса”, “Плач  детей”, “В полном разгаре страда деревенская”. Все эти стихи проникнуты скорбью, болью  за народ. Поэт Некрасов – это человек с большим сердцем, наполненным любовью к  простым людям: крестьянским детям, к крестьянским матерям, к бурлакам, ко всем  угнетенным, обиженным. 3 ученик. Не могут не взволновать такие строки: В полном разгаре страда деревенская Доля ты! – русская долюшка женская! Вряд ли труднеесыскать. Немудрено, что ты вянешь до времени, Все выносящего русского племени, Многострадальная мать! 2 ученик. Я над Ваней наклонилася, Покрестила, попрощалася, И погас он, словно свеченька, Восковая, предыконная. Мало слов, а горя реченька, горя реченька бездонная. 3 ученик. В золотую пору малолетства Всё живое счастливо живет, Не трудясь, с ликующего детства Дань забав и радости берет. Только нам гулять не довелося По полям, по нивам золотым: Целый день на фабриках колеса Мы вертим — вертим — вертим! 1 ученик. Так мог написать только народный поэт. Слово учителя А теперь слово 2 группе. Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села ­ видеозапись). 1 ученик. Мы считаем, что Н.А. Некрасов – народный поэт еще и потому, что его помнят и уважают до сих пор. 2 ученик. Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому  что не встретили ни одного человека, который не знал бы, кто такой Н.А. Некрасов.Слово  учителя ­ Ребята, что вы можете еще сказать о народном поэте? (Учащиеся отвечают на вопрос,  основываясь на личном опыте самостоятельного чтения дополнительной литературы). Слово учителя Да, Н.А. Некрасов – это поэт, который писал о народе и для народа. Русский писатель 19 века Ф. М. Достоевский о нем сказал: “Это было раненное в самом  начале жизни сердце; и эта­то никогда не зажившая рана его и была началом и источником  всей страстной страдальческой поэзии его на всю потом жизнь”. (Слайд № 4) ­ Как вы понимаете эти слова? (Ответ учащихся) Слово учителя Страдания эти явились источником написания стихотворения “Размышления у парадного  подъезда”. У этого произведения интересная история создания. Поведала о ней Авдотья  Яковлевна Панаева, гражданская жена поэта, большой друг его, помощник. (Слайд № 5). Индивидуальное сообщение: “История создания стихотворения “Размышления у  парадного подъезда” (рассказ от первого лица) Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами,  сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр  государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное,  дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое – нибудь прошение и  спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за  выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на  дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему  рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали  крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел  мне стихотворение. (Слайд № 6) Беседа. ­ Как вы думаете, что почувствовал поэт, когда подошел к окну? Слово учителя В течение 5 лет Некрасов не мог опубликовать стихотворение. Оно переписывалось,  ходило по рукам. Писатель А.И. Герцен опубликовал его без подписи в газете “Колокол”,  но с примечанием: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет  возможности не поместить”. ­ Почему Герцен рискнул именно это стихотворение опубликовать? (Cлайд № 7) На этот вопрос ответим после анализа произведения. А сейчас послушаем стихотворение  Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. Выразительное чтение стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (читают  подготовленные дети). Анализ произведения. ­ Какое впечатление произвело на нас стихотворение? ­ Как вы думаете, почему автор назвал стихотворение “Размышления у парадного  подъезда”? ­ На какие части можно поделить стихотворение? 1. Парадный подъезд в торжественные и будничные дни. 2. Крестьяне у парадного подъезда. 3. “Владелец роскошных палат”. 4. “Не беда, что потерпит народ”. 5. “Ты проснешься ль, исполненный сил?”. ­Что означает парадный подъезд? ­ Что представлял он в торжественные, т.е. праздничные дни? Спомощью каких  художественных средств и приемов показывает его автор? (Автор использует иронию.С  помощью эпитета холопским (недугом) автор показывает чинопочитание,  низкопоклонство) ­ Зачем приезжает “целый город” к парадному подъезду? (В праздничные дни в домах вельмож выставлялись особые книги, куда записывали свое  имя и званье посетители, которых не допускали к господину.Этим они показывали свое  почтение) ­ Что представлял собой подъезд в будничные дни? (В будничные дни парадный подъезд осаждали люди убогие, те, которым нужна была  помощь). (Слайд № 8) ­ Каково авторское отношение к бедным людям? ­ Как он их показывает? (Автор уважительно относится к крестьянам, сострадает им. Использует эпитеты, слова с  оценочными суффиксами, просторечные слова. Многоточие после слов “с непокрытыми  шли головами…” заставляет задуматься о многовековой покорности крестьян.) ­ Как показывает автор “владельца роскошных палат”? (Поэт использует иронию, сарказм, пишет о нем язвительно. Применяет антитезу. Если  крестьяне покорны господину, то автор обращается к нему наты, использует глаголы в  повелительной форме,показывая свое негодование, гнев. Сарказм виден в описании  предполагаемой смерти вельможи в Сицилии, в том, как “любящая” семья с нетерпением  ждет его смерти.) ­ Какие художественные средства использует поэт, чтобы показать положение народа? С  чем ассоциируется у него народ? (Народ ассоциируется со словом “стон”. Использует анафору: слово “стонет” употребляет  пять раз, сравнение: Волга! Волга! Весной многоводной Ты не так заливаешь поля, Как великою скорбью народной  Переполнилась наша земля) ­ Прочитаем строки: “Выдь на Волгу…” ­ В каком стихотворении Некрасова вы видели подобное? (Слайд № 9) (В стихотворении “На Волге”) ­ Найдите строки, соответствующие картине художника. (“… чей стон раздается над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется ­ то бурлаки идут бечевой!) ­ Как характеризует поэта строка: “Эх, сердечный!”? (У поэта душевная мука, он страдает, у него болит сердце за народ.) Слово учителя Во второй половине 19 века отрывок из стихотворения, начинающийся со строк “Назови  мне такую обитель…” стал студенческой песней. ­ Чем заканчивается стихотворение? (Вопросом, обращенным к народу) ­ Что можно сказать о поэте? (Н.А. Некрасов беспокоился о будущем своего народа) ­ Так почему же писательГерцен решился опубликовать стихотворение Н.А. Некрасова  “Размышления у парадного подъезда в газете “Колокол”? На этот вопрос ответьте письменно, используя известные вам художественные средства. Творческая работа. Сочинение­миниатюра “Размышления о стихотворении Н.А. Некрасова “Размышления у парадного подъезда”. (Слайд № 10) Зачитывание творческих работ. Домашнее задание (слайд № 11): 1. Прочитать поэму Н.А. Некрасова “Русские женщины”. 2. Индивидуальное задание: презентация “Жены декабристов”. Оценки. ­ Ребята, что вам дал урок?

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс

Конспект урока по чтению 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2018