конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности с использованием элементов технологии театральной педагогики, проведённый в шестом классе МОУ СКШИ г.Нерюнгри. Урок внеклассного чтения логично вливается в контекст любой учебной программы, так как основывается на ранее полученных знаниях учащихся и психологических особенностях данного возраста (визуальная работа, тактильное восприятие). Основной задачей учебного занятия является создание условий для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных творческих способностей. Метод творческого чтения способствует формированию средствами искусства, включением интеграции в урок (живопись, музыка, видеофрагментов), художественных переживаний, усвоению логики образов, чтобы лично пережить их, чтобы в роли воспринимающего обогатиться ими, чтобы мысли и чувства внутренне определяющими личность.
Иконка файла материала МАРШАК 12 МЕСЯЦЕВ.docx
По страницам пьесы­сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» Урок  внеклассного чтения в 6 классе              Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы высшей  категории  Третьякова С.И. Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном  искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Задачи: Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщение знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев  произведения, определять особенности пьесы ­ сказки. Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе  работы с материалом учебника, текстом; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках  учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с  поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме,  работать в паре (планирование совместной деятельности); Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям  речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать  текст, обогащение словарного запаса. Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям,  выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;  умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению. Тип урока: обобщение изученного материала Эпиграф: Если только ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе…                                                                                                              Г. Алигер (на доске) Опережающие задания:  1­ой группе – ОЗВУЧИТЬ эпизод «Урок королевы» (Максимов, Ковалева, Петрова) 2­ей группе – инсценировать эпизод «ДОМ МАЧЕХИ» (Булкина, Чумакова, Лабутина) 3­ей группе – составить презентацию­киносценарий по сказке (Ковалева) 1Ход урока 1.   Вступительное слово учителя.  2. Объявление темы урока. Музыка ­ Сегодня мы с вами выступим в роли составителей интерактивной книги по мотивам  пьесы­сказки Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». И эта книга, составленная вами, навсегда останется в истории нашей школы – достоянием нашей библиотеки.  ­ Открываем книгу. Что видим? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку.  ­ Мы отправляемся в путешествие «По страницам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать  месяцев». 3. Викторина «Угадай героя по высказываниям». ­ Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе  называются действующими лицами.) ­ Проверим, как хорошо вы знаете их.  (Ребята друг другу читают цитаты, отгадывают, о ком идёт речь.) * умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая (падчерица) *добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить (падчерица) *неглупая,   но   избалованная,   капризная  девушка,   привыкшая   к   тому,   что   ей     все поклоняются и исполняют все ее прихоти (королева) *жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная (дочка) *корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая. (дочка) *трое из них несут урожай; трое других дарят людям первое тепло, первую радость, первые цветы; трое напускают метели и вьюги; а трое других дарят приятные минуты отдыха. (12 месяцев) 4. Киносценарий ­  Раз у нас есть действующие лица, то мы открываем «Киностудию», где режиссером  выступила Ковалева Саша. Ее задачей было создание  фильма  «12  месяцев» по сериям  иллюстраций. (режиссер показывает фильм­презентацию) 5. Озвучка отрывка «Урок королевы». ­ А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики.  (О характерах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.) ­ Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих  лиц. Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце».  Посмотрим  озвученное представление.  2(отрывок фильма с записанной озвучкой: Максимов Д. – профессор, Ковалева А. –  королева, Петрова О. ­ канцлер) ­ Докажите, что во время «королевского урока» обучение проходит неправильно. ­ Каковы результаты такого «ученья»? (Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить  во дворец подснежников из зимнего леса. И кто­то должен стать жертвой  королевского  каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт  гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да и как отправляют!) ­ ПОСМОТРИМ эту сцену.  6. ИНСЦЕНИРОВКА СЦЕНЫ «ДОМ МАЧЕХИ» ­ Но прежде прослушайте советы артистам: как они должны держаться, каким голосом и с  какой интонацией читать?  *Старуха говорит с падчерицей сурово, властно, в её голосе нет сострадания, жалости. Тон приказной, угрожающий. С дочкой она ласкова, уступчива. *Дочка обращается к своей сестре грубо, требовательно, она не терпит пререканий,  насмехается над бедняжкой, пускается в слёзы, чтобы её послушали. *Падчерица говорит ласково, приветливо, пытается по­доброму переубедить. Сценарий: Дочь перебирает корзины. Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу.  Нет, пойду ­ да и все. Разве посчастливится когда­то во дворец попасть, к самой королеве  на праздник? И еще целую корзину золота дадут. Мачеха. Замерзнешь в лесу! Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу. Мачеха. Или тебе, доченька, родной матери не жаль? Дочь. И хотя и жаль вас, да и золота жаль, а еще больше себя жаль! Мачеха. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не  выгонит, а она мать гонит. Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег. Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой  добралась. Дочь. Надо тебе еще в лес сбегать. Падчерица. В лес? Зачем? 3Дочь. За подснежниками! Падчерица. (Смеясь) Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла, что ты шутишь. Испугалась: ныне и погибнуть нетрудно ­ снег так и валит, так и кружит. Дочь. Я и не шучу. Падчерица. Неужели же вам меня совсем не жаль? Погибну я в лесу. Дочь. А что же, мне вместо тебя в лес идти? Мачеха. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: в дом не пущу ­  замерзай на дворе! Падчерица закутывается платком, берет корзину и выходит. А замерзнет... Это, значит, такая уже ее судьба. Кто за ней плакать станет? После ИНСЦЕНИРОВКИ: ­ Убедительны были наши актёры, использовали они советы? ­  В отношении каких героинь верна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»?  Обоснуйте свою точку зрения. (У старухи и её дочки много общего. Они подлые,  бездушные, привыкли думать о себе, своей выгоде, ненавидят падчерицу, завидуют ей.) 7. Разгадывание кроссворда. ­ И следующая наша остановка «Костер в лесу». Кого мы там встретим? (12 МЕСЯЦЕВ)  ­ Каждый месяц обладает своим характером. Давайте отгадаем, каким. (кроссворд) ­ Как именно братья­месяцы помогли падчерице?  ­ Почему они решили помочь девочке? 8. Подведение итогов. Рефлексия. ­ Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда  побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям. Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и  Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и  справедливость. Обращение к эпиграфу урока.  ­ Верны ли слова эпиграфа нашего урока? Согласны вы с этим высказыванием? ­ Сам Маршак сказал о своей сказке: «Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны  может только тот, кто соприкасается с трудом». ­ Выберите по смыслу подходящую пословицу к нашей сказке.   «Волков бояться, в лес не ходить». 4«Каждый сверчок знай свой шесток».  «Живи добрее – будешь всем милее». ­ Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?  ­ Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания? Выставление отметок. ОРИГАМИ. ПОДСНЕЖНИК ­ Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине в книге.  9. Домашнее задание ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЭПИЗОД  ПЬЕСЫ­СКАЗКИ ДЛЯ  СОСТАВЛЕНИЯ КНИГИ  Петрова – подготовить краткое содержание сказки (на флешке) 5