Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
6 кл
16.02.2018
Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности с использованием элементов технологии театральной педагогики, проведённый в шестом классе МОУ СКШИ г.Нерюнгри.
Урок внеклассного чтения логично вливается в контекст любой учебной программы, так как основывается на ранее полученных знаниях учащихся и психологических особенностях данного возраста (визуальная работа, тактильное восприятие).
Основной задачей учебного занятия является создание условий для проявления познавательной активности учащихся, воспитания и развития индивидуальных творческих способностей.
Метод творческого чтения способствует формированию средствами искусства, включением интеграции в урок (живопись, музыка, видеофрагментов), художественных переживаний, усвоению логики образов, чтобы лично пережить их, чтобы в роли воспринимающего обогатиться ими, чтобы мысли и чувства внутренне определяющими личность.
МАРШАК 12 МЕСЯЦЕВ.docx
По страницам пьесысказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Урок внеклассного чтения в 6 классе
Урок подготовила и провела: учитель русского языка и литературы высшей
категории Третьякова С.И.
Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном
искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи:
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: обобщение знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование
умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев
произведения, определять особенности пьесы сказки.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе
работы с материалом учебника, текстом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках
учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с
поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме,
работать в паре (планирование совместной деятельности);
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям
речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать
текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Тип урока: обобщение изученного материала
Эпиграф:
Если только ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то
зацветут для тебя подснежники и в январе…
Г. Алигер (на доске)
Опережающие задания:
1ой группе – ОЗВУЧИТЬ эпизод «Урок королевы» (Максимов, Ковалева, Петрова)
2ей группе – инсценировать эпизод «ДОМ МАЧЕХИ» (Булкина, Чумакова, Лабутина)
3ей группе – составить презентациюкиносценарий по сказке (Ковалева)
1 Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
2. Объявление темы урока.
Музыка
Сегодня мы с вами выступим в роли составителей интерактивной книги по мотивам
пьесысказки Самуила Яковлевича Маршака «12 месяцев». И эта книга, составленная вами,
навсегда останется в истории нашей школы – достоянием нашей библиотеки.
Открываем книгу. Что видим? Пустые странички. Заполним их. Воссоздадим сказку.
Мы отправляемся в путешествие «По страницам сказки С.Я. Маршака «Двенадцать
месяцев».
3. Викторина «Угадай героя по высказываниям».
Кого же мы повстречаем на своём пути? Кто населяет страницы? (Герои, которые в пьесе
называются действующими лицами.)
Проверим, как хорошо вы знаете их.
(Ребята друг другу читают цитаты, отгадывают, о ком идёт речь.)
* умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая (падчерица)
*добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить (падчерица)
*неглупая, но избалованная, капризная девушка, привыкшая к тому, что ей все
поклоняются и исполняют все ее прихоти (королева)
*жадная, безжалостная, не уважает родителей, злая, равнодушная (дочка)
*корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая. (дочка)
*трое из них несут урожай; трое других дарят людям первое тепло, первую радость, первые
цветы; трое напускают метели и вьюги; а трое других дарят приятные минуты отдыха. (12
месяцев)
4. Киносценарий
Раз у нас есть действующие лица, то мы открываем «Киностудию», где режиссером
выступила Ковалева Саша. Ее задачей было создание фильма «12 месяцев» по сериям
иллюстраций. (режиссер показывает фильмпрезентацию)
5. Озвучка отрывка «Урок королевы».
А как мы узнаем о характерах персонажей? Ведь в пьесе нет авторской характеристики.
(О характерах персонажей мы узнаём по их по поступкам и действиям.)
Вспомним ключевые сцены, где проявляются как нельзя лучше характеры действующих
лиц. Первая наша остановка «Классная комната королевы во дворце». Посмотрим
озвученное представление.
2 (отрывок фильма с записанной озвучкой: Максимов Д. – профессор, Ковалева А. –
королева, Петрова О. канцлер)
Докажите, что во время «королевского урока» обучение проходит неправильно.
Каковы результаты такого «ученья»? (Королева издаёт сумасбродный приказ: доставить
во дворец подснежников из зимнего леса. И ктото должен стать жертвой королевского
каприза. Ясно, что человека, отправляющегося в лес для выполнения этого приказа, ждёт
гибель. Поэтому старуха с дочерью отправляют падчерицу. Да и как отправляют!)
ПОСМОТРИМ эту сцену.
6. ИНСЦЕНИРОВКА СЦЕНЫ «ДОМ МАЧЕХИ»
Но прежде прослушайте советы артистам: как они должны держаться, каким голосом и с
какой интонацией читать?
*Старуха говорит с падчерицей сурово, властно, в её голосе нет сострадания, жалости. Тон
приказной, угрожающий. С дочкой она ласкова, уступчива.
*Дочка обращается к своей сестре грубо, требовательно, она не терпит пререканий,
насмехается над бедняжкой, пускается в слёзы, чтобы её послушали.
*Падчерица говорит ласково, приветливо, пытается подоброму переубедить.
Сценарий:
Дочь перебирает корзины.
Дочь. Наверное, посмеяться над нами захотела королева. Подснежников не найти в лесу.
Нет, пойду да и все. Разве посчастливится когдато во дворец попасть, к самой королеве
на праздник? И еще целую корзину золота дадут.
Мачеха. Замерзнешь в лесу!
Дочь. Ну, так вы сами в лес идите, наберите подснежников, а я их во дворец отнесу.
Мачеха. Или тебе, доченька, родной матери не жаль?
Дочь. И хотя и жаль вас, да и золота жаль, а еще больше себя жаль!
Мачеха. Хорошая дочь, что и говорить! В такое ненастье хозяин собаки на улицу не
выгонит, а она мать гонит.
Заходит падчерица с улицы, встряхивает снег.
Падчерица. Так метет, что ни земли, ни неба не видно. Будто по тучам идешь. Едва домой
добралась.
Дочь. Надо тебе еще в лес сбегать.
Падчерица. В лес? Зачем?
3 Дочь. За подснежниками!
Падчерица. (Смеясь) Разве что за подснежниками! В такую метель! А я сразу и не поняла,
что ты шутишь. Испугалась: ныне и погибнуть нетрудно снег так и валит, так и кружит.
Дочь. Я и не шучу.
Падчерица. Неужели же вам меня совсем не жаль? Погибну я в лесу.
Дочь. А что же, мне вместо тебя в лес идти?
Мачеха. А ты платок на голову, корзину в руки и иди! И гляди мне: в дом не пущу
замерзай на дворе!
Падчерица закутывается платком, берет корзину и выходит.
А замерзнет... Это, значит, такая уже ее судьба. Кто за ней плакать станет?
После ИНСЦЕНИРОВКИ:
Убедительны были наши актёры, использовали они советы?
В отношении каких героинь верна пословица: «Яблоко от яблони недалеко падает»?
Обоснуйте свою точку зрения. (У старухи и её дочки много общего. Они подлые,
бездушные, привыкли думать о себе, своей выгоде, ненавидят падчерицу, завидуют ей.)
7. Разгадывание кроссворда.
И следующая наша остановка «Костер в лесу». Кого мы там встретим? (12 МЕСЯЦЕВ)
Каждый месяц обладает своим характером. Давайте отгадаем, каким. (кроссворд)
Как именно братьямесяцы помогли падчерице?
Почему они решили помочь девочке?
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Пьеса С. Я. Маршака «Двенадцать Месяцев» рассказывает о том, что добро всегда
побеждает зло, что силы природы помогают только добрым и трудолюбивым людям.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, сочувствуем Падчерице и
Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью и верим в добро и
справедливость.
Обращение к эпиграфу урока.
Верны ли слова эпиграфа нашего урока? Согласны вы с этим высказыванием?
Сам Маршак сказал о своей сказке: «Мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том,
что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны
может только тот, кто соприкасается с трудом».
Выберите по смыслу подходящую пословицу к нашей сказке.
«Волков бояться, в лес не ходить».
4 «Каждый сверчок знай свой шесток».
«Живи добрее – будешь всем милее».
Чему учит сказка? Какие качества осуждаются?
Чья работа на уроке понравилась? Какие будут пожелания?
Выставление отметок.
ОРИГАМИ. ПОДСНЕЖНИК
Кому понравился урок, прикрепите цветок к корзине в книге.
9. Домашнее задание
ПРОИЛЛЮСТРИРОВАТЬ ПОНРАВИВШИЙСЯ ЭПИЗОД ПЬЕСЫСКАЗКИ ДЛЯ
СОСТАВЛЕНИЯ КНИГИ
Петрова – подготовить краткое содержание сказки (на флешке)
5
Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Конспект урока по чтению "С.Я.Маршак. Двенадцать месяцев" (6 класс, чтение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.