Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
13.10.2017
Цель данного занятия: ознакомить детей с народным ремеслом России. Развивать познавательную и творческую активность детей через искусство городецких мастеров
Помогает формировать практическое умение расписывать, располагать узор на деревянной дощечке; совершенствовать навыки рисования и работы с кистью развивать чувство ритма и композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству;
воспитывать в детях трудолюбие, умение доводить начатое до конца;
Рекомендую учителям для использования на уроках изобразительного искусства в 5-7 классах. Можно порекомендовать и педагогам дополнительного образования.
городецкая роспись.docx
Примерный план урока ИЗО в 5-м классе:
Автор-составитель: учитель изобразительного искусства
Николаева Н.П.
ТЕМА: «Ярмарка»
ЦЕЛЬ:
Ознакомить детей с народным ремеслом России.
Развивать познавательную и творческую активность
детей через искусство городецких мастеров
ЗАДАЧИ:
Формировать практическое умение расписывать,
располагать узор на деревянной дощечке;
совершенствовать навыки рисования и работы с кистью;
развивать чувство ритма и композиции;
формировать эстетическое отношение к народному
творчеству;
воспитывать в детях трудолюбие, умение доводить
начатое до конца;
Методы и приемы:
Беседы
Рассматривание открыток, картинок, фото о
городецкой росписи
Художественное слово;
Вопросы поискового характера;
Самостоятельная деятельность детей;
Динамическая пауза;
Просмотр презентации - «Городецкие умельцы»
Предваритльная работа:
Беседа о Городце и городецкой росписи, ярмарках;
Рассматривание иллюстраций с городецкой росписью;
• экспериментирование с художественным материалом;
• закрашивание разных по форме деревянных
предметов ;
Материал для непосредственно-образовательной
деятельности:
Посуда с различными видами росписей ;
Короба, расписанные злементами «городецкой
росписи» для посуды
Костюмы русские народные
Головные уборы, деревья, сделанные своими руками из
бумаги и расписанные элементами городецкой росписи;
Образцы пошаговой «городецкой росписи» розана и
купавки;
Карусель ленточная; Панно: «Ярмарка» , «Городец»
Подарки, расписанные детьми
Гуашь;
Кисточки;
Деревянные дощечки разных форм
Салфетки;
Звучит музыка «Ярмарка»
У 4-х детей на лентах висит коробейник с предметами
городецкой росписи (доски, подставки…)
Педагог приглашает детей (в центре -столы с
предметами народного творчества)
- Заходи, честной народ!
Веселее, не зевайте!
Всех вас ярмарка зовёт!
Ярмарка! Ярмарка!
Русская ярмарка!
Кто на ярмарку придёт.
Что захочет – всё найдёт!
- Эй, добры молодцы и красны девицы! Купите у меня
посуду хохломскую.
Ответ детей:
- Нет! Не нужна нам посуда хохломская. Мы пришли за
городецкой посудой»
- Ну, посуды у нас много. Выбирайте! Хоть такую! Хоть
такую!
(Дети не берут)
- Объясните тогда, что же это за посуда и чем она
отличается от всей остальной, что у меня?
Дети:
- «Городецкая посуда самая яркая и красочная»
- Городецкая роспись выполняется на желтом, красном,
синем фоне.
- Художники используют различные цвета их 11»
Дети (с коробейниками).
- У нас есть, заходите к нам в чудесный, старинный
город Городец.
Есть на Волге город древний по названью Городец.
Славится по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты ярко-красками горя,
Чудо птицы там порхают будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечку, то увидишь чудеса,
Городецкие узоры тонко вывела рука. Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит
Чудо-птица там порхает и кувшинки расцветают
Буд-то в сказку нас зовя.
(На мольберте нарисован город-Городец)
Педагог:
Вы знаете, что старинный город Городец основал Юрий
Долгорукий. Да, да, именно в этом городе и его
окрестностях и зародилась Городецкая роспись.
Рассказ ребенка.
-На реке Волге есть старинный город-Городец. А за ним
леса, леса большие, дремучие. Еще давным –давно
люди строили дома из дерева. Построят дом из толстых
бревен и украсят его деревянными изделиями, а еще
делали из дерева посуду, короба, сундуки, прялки,
детские игрушки и даже части дома-ставни, двери
,ворота. А брали белое дерево липы, липу непростую, а
та что лежала на самом дне воды -набухнет она,
высушат ее распилят на мелкие доски- вот такие. Потом
делали цветы из липы и вставляли их в белую липовую
доску. Но это было очень трудоемко. Думали, они
думали, как научиться делать доски быстрее. И
придумали! Стали они не вырезать, а рисовать узоры на
изделиях. И стали они все заниматься этим ремеслом.
Называться они стали - городецкими мастерами. Везли
они весь свой товар на ярмарку- нижегородскую
ярмарку.
Педагог:
Сначала они рисуют розовые и голубые круги –это
будущие розаны и купавки, размещают их веником-
букетом и пририсовывают листья, а потом листья
оживляют черной и белой краской, а когда рисунок
закончен, то покрывают все лаком. Вот и готов
орнамент с пышными бутонами и розанами.
Ребенок.
Городецкая роспись символична.
Конь-символ богатства.
Птица –счастье семейное.
Гирлянда – символ здоровья
Такие цветы не увидишь в природе, потому что они
сказочные: бутоны, розаны, купавки и заканчивается
гирлянда трилистником. Ребенок.
(Зазывает купить)
Заходи честной народ!
Веселее , не зевайте!
Из липы доски сделаны
И прялки и лошадки
Цветами разрисованы
Как будто полушалки,
Тут лихо скачут всадники
Жар-птицы ввысь летят
И точки черно-белые
На солнышке блестят.
Ребенок
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан.
До чего ж красивый он.
Ребенок.
Собирайся народ мастер торговать идет!
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Говорим о ГОРОДЦЕ!
Кто рисует Городец –
Ах, какой он молодец!
И листочки и цветы –
Это всё для красоты!
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо – конь и чудо – птица –
Значит это ГОРОДЕЦ!
Педагог.
- А теперь мастера
Подходите все сюда Ярмарку продолжаем
В карусель поиграем!
Подвижная игра «Ели, ели закружились карусели»
Вот на улице веселье
Запестрели карусели.
Ели, ели, ели , ели
Закружились карусели
А потом , потом, потом
Все бегом, бегом ,бегом.
Тише, тише не спешите
Карусель остановите
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Посмотрите, пока мы на карусели катались –весь товар
раскупили.
Так поспешим быстрее в мастерскую городецкую.
Какая же ярмарка- да без нее.
- А вот и столы дубовые, из дерева, мы потихоньку
усаживаемся, да и в мастеров превращаемся. Работа
нас ждёт!
(Дети надевают фартуки)
1-ый ребенок
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили
Своему искусству молодых учили.
(На столе заранее приготовленные дощечки,
покрашенные фоном городецкой росписи- часто
желтый, так как раньше окрашивали дерево луковой
шелухой.)
Наши дощечки без рисунка, совершенно невзрачные. Как вы думаете,
что надо для того, чтобы товары, приобрели яркость, заиграли в ваших
руках? (ответы детей)
- Почему городецкая роспись такая праздничная, да
потому что используются разные цвета-розовый,
красный, синий, голубой, желтый, оранжевый,
коричневый, бардовый, черный , белый, зеленый…Их
11.
- Как называются цветы городецкой росписи- купавки и розаны.
Розан -самый крупный цветок, изображает цветок
шиповника, круглой формы, а лепестки в виде дужек
по краю цветка, напоминают ромашку.
Оживку рисуют тонкими мазками , штрихами.
- Как могут располагаться узоры на рисунке?
(«По центру», «По бокам», «Сверху и снизу»,
«Полукругом»)
Педагог:
- Чтобы расписать деревянную посуду нужно разделить
всю работу на этапы. Вспомним, как выполняются этапы
рисования городецкой росписи.
Первый этап – подмалёвок.
Второй этап – разживка.
Третий этап - оживка»
Подмалевка- цветное пятно круглой формы- намечаем
основной сюжет композиции.
Надо разживить и оживить ваши рисунки.
- Каким цветом делается разживка? –
- Разживка рисуется черным цветом.
- Каким цветом делается оживка?
- Оживка рисуется белым цветом, который наносится на
сверху на узор тонкими штрихами.
Заканчивают цветочную композицию голубые бутоны
и листья.
Красным цветом рисуется рамка, даём хорошо
высохнуть изделию и покрываем бесцветным лаком.
Наше изделие готово!
Так как, наша роспись предназначена для детей, мы
используем гуашевые краски.
(играет фольклорная музыка: «Сударушка», Д.
Калинин-«Балалайка»).
Ох, Россия, ты Россия –
Слава не убавилась.
Городцом, ты Городцом
На весь мир прославилась!
Показ напоминание педагога.
Подмалевок – розан выполняется обычно розовым цветом, а
купавка – голубым. Для этого надо белую краску смешать с
красной гуашью, а потом – с синей. Выполняют два круга в
центре листа голубым и розовым цветом.
В середине розового круга красным цветом нарисуем небольшой
кружочек — это центр цветка и половина его находится на подмалевке. Другая часть кружка расположена на белом поле
листа.
Для того, чтобы выполнить одинаковые лепесткидужки, надо:
(показ схемы). У купавки нечетное количество лепестков.
Напротив центра находится самый крупный лепестокдужка, а по
обе стороны от него располагаются по три лепестка. Последние
белые штрихи как бы оживляют цветок, и называют их «оживка».
Ставим в центре розана и купавки и вокруг него белые точки. У
розана в каждом из восьми лепестков также ставим короткие
штрихи. А у купавки «оживка» подчеркивает его форму – в
середине длинный штрих, а с каждой стороны от него лежат
более короткие. Рисунок закончен.
А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.
Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки.
Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы
(розаны, купавки, листья).
(Ребята самостоятельно выбирают композиционное и цветовое
решение работы, в этом им помогают карточки
«Последовательность выполнения розана и купавки, листочка,
кустика. Схемы узоров».)
Я -мастерица на ярмарке буду ждать ваши работы.
И мое пожелание каждому из вас:
Ничего не бойся –
Ты делаешь для всех.
Ты на тебя надейся
Я верю в твой успех.
Самостоятельная работа.
Во время расписывания дети читают .
Ребенок
Городецкие узоры
Сколько радости для глаз.
Подрастают мастерицы
Может быть среди и нас.
Ребенок.Если взглянешь на дощечки
Ты увидишь чудеса
Городецкие узоры
Точно вывела рука.
Итог.
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Конспект урока по ИЗО "Городецкая роспись" (5-7 классы)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.