Широкая Масленица
Цель урока:
дать представление о народных праздничных гуляниях.
Содействовать развитию эмоционально- эстетической отзывчивости учащихся.
Воспитывать интерес к национальным традициям своего народа.
Способствовать формированию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать,понимать и ценить художественное творчество других.
Раздел: Конспекты уроков по ИЗО для 5 класса
Тема урока:«Масленица – праздник конца зимы и начала весны.»
Тема коллективной работы: «Широкая Масленица»
Форма организации совместной деятельности: совместно индивидуальная,
совместно взаимодействующая.
Цель урока:
дать представление о народных праздничных гуляниях.
Содействовать развитию эмоционально эстетической отзывчивости учащихся.
Воспитывать интерес к национальным традициям своего народа.
Способствовать формированию у учащихся положительных взаимоотношений со
сверстниками, умения сотрудничать,понимать и ценить художественное творчество
других
Оборудование:
Музыкальный ряд: обрядовые ( анс. Русь и Карагод)
Зрительный ряд:репродукции, оформление доски (1плакат)
Материалы и инструменты:
1 урок – альбомные листы, карандаш, резинка.
2 урок – эскизы фигурок людей, краски, кисточки.
3 урокцветная бумага, клей ,ножницы, нитки, фломастеры.
План уроков:
1й урок
1.Вводная беседа или знакомство с новым материалом
2.Формулировка идеи проекта
3.Определение задачи что нам необходимо для этого сделать (анализ задания)
4.Постановка художественнойзадачи
5. Практическое выполнение задания
6. Подведение итогов, анализ работ
7. Рефлексия
1.Знакомство с новым материалом
2й урок
2. Постановка художественнойзадачи
3. Практическое выполнение задания
4. Подведение итогов, анализ работ
5. Рефлексия
3й урок
1 Обобщение ране пройденного материала2 Постановка художественнойзадачи
3 Организация совместной деятельности и руководство ее процессом
6. Практическое выполнение задания .
7. Анализ и оценка результата совместного творчества.
8. Рефлексия.
1й урок
Ход урока
1.Орг. момент. Проверка готовности к занятию.
2. Знакомство с новым материалом .
Слово учителя:
Сегодня на занятии вы узнаете, как проходили народные гулянья, посвящённые
традиционным праздникам, в городах России конца 19начала 20 века.
Одним из самых популярных праздников, который сопровождался массовыми
гуляньями, был праздник Масленицы, иначе его называют проводами русской зимы.
Масленица – самый весёлый и беззаботный праздник. Длился он неделю, которая так
и называлась – масленичная.
Намасленичной недели каждый день проходили многолюдные шумные катания с
горок, на лошадях, каруселях и качелях. Устраивали театральные представления
(балаган), представления Петрушки, весёлые ярмарки. Масленица продолжалась
целую неделю. Каждый день имел своё название:
Понедельниквстреча;
Вторникзаигрыш;
Средалакомка;
Четвергразгул;
Пятницатёщины вечера
Субботазоловкины посиделки;
Воскресеньепрощённый день (целовальник).
А вот, что происходило в эти дни, мы узнаем на следующем занятии из рассказа
ребят.
И, конечно, самым главным героем ярмарок был народ. Давайте посмотрим, как
одевались люди в конце 19 века.Ярмаркаэто праздник, и каждый старался надеть на
ярмарку самые красивые и новые наряды.(Учащиеся рассматривают репродукции,
вывешенные на доске. Педагог рассказывает про одежду)
2. Постановка художественной задачи
Выполнить фигуры людей в народных костюмахпокупающих и торгующих,
веселящихся и развлекающихся для панно «Широкая Масленица».На следующем
занятии вы должны будете раскрасить свои эскизы.
23. Практическая работа.
Зарисовки с натуры, по памяти людей в народных костюмах, в движении для панно
«Широкая Масленица». В ходе самостоятельной работы учитель помогает правильно
выполнить фигуры людей, следит за соблюдением размеров изображения.
Каждая артель получила своё задание. Можно приступать к работе. (По ходу работы
помощь педагога)
4. Подведение итога занятия.
2й урок
Ход урока
1.Орг. момент. Проверка готовности к занятию.
2. Изложение нового материала.
Учитель:
Как вы уже знаете, каждый день имел свое название. А вот что делали в эти дни, мы
узнаем из рассказов ребят.
( На сцену выходят 5 человек и рассказывают о днях недели)
Понедельник – «встреча»
С первой зарёй строили снежные горы, забирались на них, пели масленичные песни.
Вторник «заигрыш»
Начинаем собираться масленичные игрища и потехи: девичьи качели, поездки на
лошадях, катание с ледяных гор.
Среда«лакомка»
Лакомились блинами, сметаной, мёдом.
Четверг «широкий, разгуляй»
Жгли костры, возили Масленицу в санях по деревне, пели, кричали, свистели, ездили
по дворам, а хозяева их угощали.
Пятница и суббота – «гостевые дни»
Посвящались хождению по родне.
Ведущий. Последний день недели – воскресенье назывался «прощеным»,
(«целовальником»). В этот день прощались с зимой и встречали весну.
Учитель:
Проводы Масленицы.
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы,
который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы
(Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было
традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы
везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот
лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу
(блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует
3традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили
все невзгоды.
На масленицу в городах устраивались веселые ярмарки.
3.Постановка художественной задачи
4 Практическое выполнение задания
выполнение фигур людей в цвете.
5 Подведение итогов, анализ работ
3й урок
1. Орг. момент. Проверка готовности к занятию.
2.Обобщение ране пройденного материала
а) Слово учителя:
Прошу обратить внимание на ряд репродукций русских художников…..
Какая общая тема объединяет данные репродукции( Народные гуляния)
По каким признакам вы это определили? ( Много людей, люди веселятся ,катаются,
развлекаются, лица задорные ,веселые)
Учитель:
БЛИНЫ
Обычай издавна такой,
Обряд заведенный не нами:
Весну с языческой мечтой
Встречали русичи блинами.
Обряд языческих письмен
Живет, хранимый вечно нами.
Он изменен и обновлен,
Но замечателен блинами.
О каком народном гулянии говорится в стихотворении? ( О Масленице)
СЛАЙД 1
Чтобы приступить к завершающему этапу нашего проекта, мы с вами воспроизведем
в памяти все ,что мы узнали о старославянском празднике – Масленице. А для этого
нам необходимо разгадать кроссворд, который так и называется « МАСЛЕНИЦА»
СЛАЙД 2
б) Кроссворд « Масленица»:
41. Назовите время года, которое провожают славяне в последний день
праздника. (Зима)
2. Назовите транспортное средство, которое использовали в прошлые века для
катания по улицам.(Тройка)
3. Назовите время года, которое встречали славяне в последний день
Масленицы.(Тройка)
4. Что сжигали в последний день Масленицы?(Чучело)
5. Веселый мальчуган, который веселит и развлекает честной народ на
празднике.(Петрушка)
6. Передвижная сцена для театральных представлений на городских
праздниках.(Балаган)
7. Символ солнца, красных дней, хороших урожаев и здоровых детей.(Блин)
8. Что символизирует блин?( Солнце)
9. Украшение любого стола. Без него не обходилось ни одно
чаепитие(Самовар)
Учитель:
Сколько дней праздновалась Масленица? ( 7 дней)
Как назывался понедельник? ( Встреча)
СЛАЙД 3
Вторник? (Заигрыш)
СЛАЙД 4
Среда ( Лакомка)
СЛАЙД 5
Четверг ( Широкий разгул)
СЛАЙД 6
Пятница (Тещины вечерки)
СЛАЙД 7
5Суббота (Золовкины посиделки)
СЛАЙД 8
Воскресенье (Прощеный день или Прощеное Воскресенье)
СЛАЙД 9
Как в народе называют Масленицу? ( широкая, разгульная, весёлая)
Масленица проводы зимы, встреча весны!
А еще это семейный праздник!
Как вы думаете почему Масленица семейный праздник? ( Люди семьями
встречаются, общаются, друг другу прощают обиды, мирятся)
2.Постановка художественной задачи
СЛАЙД 10
Провожали зиму весело, ярко. И для этого на площадях устраивали большие ярмарки
– гулянья.
Просмотр репродукций картин Б. Кустодиева «Балаганы», « Масленица».
Внимательно рассмотрите и скажите , что вы видите?
Учащиеся: ярмарочные лавки, качели, ледяные горки ,карусели, катания на
тройках, театральное представление ( балаган), народ в праздничной одеже.
Невозможно представить праздник в городе без участияхудожников.Художники
объединялись в артели и специально приезжали в город, чтобы подготовить главную
площадь для праздника.
Они оформляли торговые ряды, карусели, театральные балаганы, рисовали афиши и
торговые рекламы.
Вот и мы сегодня должны будем выполнить коллективную композицию на тему :
«Широкая Масленица», для чего организуем артели, которые будут создавать и
оформлять торговую площадь для праздничного гуляния.
Каждая группа будет заниматься своей работой:
1 артельстроителейвыполняет фонгородскую среду: архитектурные постройки
2 артельстроителей и художников выполняет торговые ряды, ярмарочные балаганы
3 артель строителей и художников выполняют увеселительные сооружения (горки,
качели, карусели);
4 артель портных выполняют (вырезают) фигуры людей
65 артель народных умельцевмастерят Масленицу ( чучело)
(Педагог разбивает всех на группы и выдаёт каждой группе своё задание. )
Работать должны все дружно и быстро, но аккуратно, т.к. от работы каждой артели
зависит окончательный результат, а именно, панно – праздник.
3. Физминутка
( Детям предлагается сыграть в русскую народную игру « Ручеек»)
Музыкальный фон: обрядовые ( анс. Русь и Карагод)
4. Практическое выполнение задания
( музыкальный фон: обрядовые ( анс. Русь и Карагод)
а) Правила безопасной работы с режущими инструментами
б) Работа в группахартелях над фрагментами коллективного панно.
в) Монтаж коллективной работы(составление коллективной композиции
осуществляется по принципу от дальнего плана к ближнему, в техниекаппликация)
5. Анализ и оценка результата совместного творчества
Коллективная композиция анализируется и получает эстетическую оценку учащихся
6.Рефлексия
Красный цвет: «Я все понял и справился с заданием. У меня отличное настроение»
Желтый цвет: «Я все понял, но трудно было выполнить задание. У меня хорошее
настроение»
Синий цвет: «У меня не все получилось. Мне грустно»
7КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
Артель строителей
Артель портных
Выполнить фон (городскую среду ):
архитектурные постройки,
стволы деревьев.
Выполнить ( вырезать) фигуры людей
(покупающих и торгующих, веселящихся и
развлекающихся)
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
КАРТОЧКА ЗАДАНИЕ
Артель строителей и художников
Артель оформителей
Выполнить торговые ряды, ярмарочные
балаганы.
Выполнить шары , флажки.
Артель строителей и художников
Выполнить увеселительные сооружения
(горки, качели, карусели)
89