Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
5 кл
09.08.2019
Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)
Орг. момент проходит в интересной форме.Обобщение изученного материала с помощью наглядности. Постановка учебной задачи с помощью ребуса и стихотворения которое приготовили обучающиеся. Решение учебной задачи с помощью подготовленных докладов. Выполнение пятилистника под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов». В течение урока заполняется индивидуальная карта и в конце урока рефлексия в интересной форме.
конспект урока по ИЗО 5 класс Кирютина Ю.В. 12.12.18.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение  Купанская средняя общеобразовательная школа  Переславского муниципального района  Ярославской области (МОУ Купанская СОШ) Конспект урока по ИЗО в 5 классе (ФГОС) Тема: Жостово. Роспись по металлу. Учитель: Кирютина Ю.В. 2018­2019  Класс: 5 класс Тема года: Декоративно­прикладное искусство в жизни человека. Тема четверти: Связь времен в народном искусстве. Тема урока: Жостово. Роспись по металлу . Тип урока: Урок открытия новых знаний Дидактическая цель урока: Знакомство с историей развития и особенностями росписи  жостовского промысла. Задачи: Личностные: ­активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал  обучающихся; ­ создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей  детей; ­ продолжать формировать способность к художественно­образному познанию  мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно­ творческой деятельности; Метапредметные: ­развивать навыки самостоятельной художественно­творческой деятельности; ­совершенствовать  умения учащихся анализировать, сравнивать, обобщать  информацию,планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной,  художественно­творческой деятельности; ­формировать  коммуникативные компетенции. Предметные: ­ углубить эстетические познания о народных художественных промыслах России; ­ освоить основные приёмы жостовского письма в процессе выполнения творческой  работы; ­ формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности; ­сформировать  понятие о жостовском подносе как предмете быта с характерными  особенностями декора, о традициях росписи подносов;    ­ формировать интерес к  народному искусству, как к художественной ценности;          ­развивать умение использовать полученные знания в украшении подноса;  воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков. Характеристика видов деятельности учащихся В ходе урока учащиеся получат возможность: • • рассуждать о разновидности и особенностях  росписи жостовских подносов; выбирать орнаментальную композицию подноса; • • овладевать навыками изображения росписи, включая в неё традиционные образы и мотивы растительных элементов;  развивать   творческую   и   познавательную   активность,   фантазию,   художественный вкус. Наглядный и дидактический материалы: Учебник  «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяевой ­ 5 класс,  варианты выполнения росписи, рабочая тетрадь «Жостовский букет» издательство  МОЗАИКА СИНТЕЗ. Общеклассный: иллюстрации  жостовских подносов, набор карточек (роспись: Хохлома,  гжель, городец, жостово, полхов­майдан, дымковская игрушка), шаблоны для росписи,  индивидуальная карта.  Литературный ряд: стихотворение «Подарок из Жостово», физкультминутка «Цветы» Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» ИКТ­оборудование:  компьютер для подготовки докладов Художественные   материалы:  краски,   лист   А4   с   шаблоном   подноса,   бумага   для упражнений, кисти, тряпочки, баночки с водой, палитра. Ход урока. 1. Орг. момент.   ­ Здравствуйте, ребята! (проверка рабочих мест) Парта это не кровать  И на ней нельзя лежать. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке,  Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! ­ На столе у каждого из вас лежит карта, в течение урока вы должны её заполнить.  (Приложение №1) ­ Послушайте стихотворение. Велика Россия наша И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет! ­О чем это стихотворение? 2. Этап мотивации и актуализации знаний  Работа с доской ­Всю четверть мы говорим о народных художественных промыслах. Вспомним, с какими  промыслами уже познакомились. (Учитель поочерёдно показывает предметы народных промыслов: Гжель, Хохлома,  Городецкая роспись, Полхов­Майдан, Дымковская игрушка, Жостово) Учитель задаёт вопросы ­К какому промыслу относятся эти предметы? ­ По каким признакам вы узнали, что  предмет относится именно к этому народному  промыслу? ­ Каковы основные приёмы росписи? ­ Почему  промыслы  получили такие названия?(по названию населенного пункта) ­Как называются населённые пункты, в которых возникли эти промыслы? (деревня Гжель, недалеко от Москвы; Городец недалеко от Нижнего Новгорода; поселок  Хохлома близ Городца; Дымковская игрушка близ города Вятка(свистульки); Полхов­ Майдан – Нижний Новгород( пасхальные яйца, матрешки, солонки). Последним учитель показывает жостовский поднос. ­ Ребята, как вы думаете, что это такое? (Это поднос) 3. Постановка учебной задачи ­А кто знает, что это за промысел?   Попробуйте отгадать ребус: 1 = Ж ­А что значит слово жостово, жесть, жестко? ­ Из чего делают подносы? ­Какова же тема сегодняшнего урока? Послушаем стихотворение которое нам приготовили девочки: «Подарок из Жостово»  (открываем доску с иллюстрациями различных Жостовских подносов) Вот жостовский чёрный изящный поднос  С букетом из лилий, пионов и роз. В нём бликами летнее солнце играет,  Каймой золотистой по краю сверкает. Чтоб круглым и гладким поднос получился, Сначала жестянщик усердно трудился.                      Он долго шпаклёвкой его грунтовал – И лаком поверхность не раз заливал. Чтоб роспись художник нанёс по металлу,                 Фон чёрным на нём должен быть или алым. Букеты цветов из сада и луга Кисть живописца выводит по кругу. Вальсирует ловко и быстро кружится, Мазками упругими краска ложится. Смотри: разлетелись по чёрному лаку Пионы, ромашки, розаны и маки. Когда за окном снегопад и мороз, Живыми цветами усыпан поднос. Посмотришь с улыбкой на дивный букет И, кажется, лето нам шлёт свой привет.  ­Какие задачи мы поставим перед собой на урок? (Сегодня на уроке мы узнаем где делают такие подносы, историю возникновения данного  промысла, интересные факты из жизни и выполним практическую работу в технике  живопись подноса, ответим на вопрос: «Почему до сих пор занимаются этим  промыслом?»). 4. Решение учебной задачи ­Сейчас мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю послушать  доклады: ­ После рассказа каждого ученика нам нужно заполнить таблицу. 1. История возникновения промысла.  2. Почему этим промыслом раньше занимались мужчины?  3. Жостовские подносы в современной жизни.  4. Интересные факты из жизни «Жостовских подносов»  1 ученик  ­ Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. Это село  прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто  лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах. Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей  листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон. Нередко цветы сопровождают  изображения фруктов, ягод , птиц  Бортики подносов часто украшены лёгким золотым  рисунком. ­ Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое  распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития.  Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным  участником русского чаепития. Долгое время в центральной России использовались подносы из папье­маше. ее (фр. papier mâché букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке  Папь ­машее масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона)  с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье­маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки,  театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях из папье­маше изготавливают  даже мебель и светильники, которые не так­то просто отличить от «настоящих».  Металл появился в 30­х годах XIX века. После войны 1812 года многие генералы начали  строить дачи в Москве и Подмосковье и крыли их уральским железом. Наладились  постоянные поставки железа из Нижнего Тагила. Оттуда стали приходить и готовые  изделия, в том числе металлические подносы ручной ковки с заводов Демидова.  Жостово и окрестные села издавна славились кузнецами, многие из них работали при  монастырях, ковали церковную утварь ­ светильники, оклады для икон. Поэтому им  легко было перенять опыт.  ­ Раньше этим промыслом занимались мужчины.  ­Как Вы думаете почему?  2 ученик Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса  попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году  местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению  металлических расписных подносов. Кузнец из листового железа, ножницами выкраивал листы нужной формы и размеров.  Нарезанное железо выбивал деревянным молотком на чугунной плите, соответствующей  форме и размеру будущего подноса.  Бортик также требовал от кузнеца внимания, выбивался зубилом и мог быть «простым»  или волнистым – «крылатым».  3 ученик В настоящее время процесс изготовления стальных листов­заготовок для подносов  (толщиной до 1 мм), конечно же, механизирован: сначала из железного листа вырубается  заготовка нужного размера, а затем на мощном прессе ей придают одну из 30 принятых на  фабрике форм. Но эксклюзивные авторские подносы изготавливаются мастером­ковалем  на чугунной форме до сих пор. И расписываются они не так, как штампованные, да и стоят  соответственно. ) Сегодня мастера жостовской росписи создают уникальные металлические подносы  которые можно  использовать как с чисто утилитарной целью вроде подачи блюд на стол,  так и в качестве элемента декора. Главный мотив росписи – букет несложной композиции,  в котором присутствуют как мелкие, так и крупные цветы. По установившейся традиции  роспись производят по лаковому черному фону, но иногда используются подносы зеленого, красного, серебряного и синего цвета. Иногда могут использоваться белый и темно­ красный цвета. Сами подносы могут иметь различную форму: ­круглую или овальную – это классические формы жостовских подносов; ­прямоугольную; ­восьмиугольную – очень интересная форма для элементов декора; ­комбинированную и другие. На сегодняшний день жостовские подносы – одни из самых популярных изделий, которые  можно использовать в качестве стильного и дорогого подарка по любому поводу. Рассмотрим композиции: веночек, букет, корзинка, полувенок, роспись с углов, букет в  раскидку. 4 ученик Некоторые интересные факты из "жизни" Жостовских подносов: Факт 1. На родине жостовских подносов они используются как таблички для указания номеров домов. Жостовские подносы используют как декоративного панно, чтобы украсить интерьер в  русском стиле. При желании произвести впечатление на своих иностранных партнёров на  жостовских подносах выносят визитки.  Мотивы росписи, которой традиционно украшают подносы, иногда используются в  "высокой" моде.  В современные дни модно расписывать дорогие авто и особняки.  Факт 2. В каждом доме деревни Жостово живёт как минимум один художник. В Жостово живут знаменитые династии людей, причастных к созданию подносов­панно.  Однако нельзя сказать, что каждый член семьи старинных династий работает на  Жостовской фабрике. Жаль что, ремесло, которое веками передавалось от родителей к  детям, не приносит достаточного дохода.  Факт 3. В день из­под кисточки мастера выходит 10 непохожих друг на друга  подноса. Дело в том, что жостовская роспись это импровизация художника, поэтому наносится она  без предварительного эскиза, что ускоряет создание изделия.  Это при условии, что художник в достаточной степени опытный Вы ни разу не встретите  два одинаковых!  Факт 4. После рабочего дня художникам делают массаж. Во время ручной росписи художник держит поднос на коленях и постоянно вертит по  кругу, чтобы видеть рисунок с всесторонне.  Мастеру приходится полный рабочий день сидеть в согнутом положении, поэтому ему  нужен массаж шеи и плеч.  Факт 5. Жостовским подносам присваивают кодовые названия. Подносы, изготовленные с помощью штампов и прессформ, за вековую историю получили  рабочие кодовые названия, основанные на сходстве форм с предметами.  Так, форму с артикулом А­1 называют «цветочком», а форму А­2 ­ «ладошкой» и по  кодовым названиям, а не по сюжету росписи определяется цена изделия стандартной  формы.  Так что если у вас спросят, «кудрявый» вы хотите поднос или «цветочком», знайте, что  речь о форме и цене.  Жостовские подносы радуют своей красотой не один век. Интересным фактам о  Жостовских подносах нет счету. ­ А сейчас  задание по рядам (работа в группах) Мы послушали стихотворение и доклады ребят, просмотрели иллюстрации, а теперь  ответьте на вопросы.   первый ряд  расскажет какой формы бывают жостовские подносы второй ­ какого цвета бывает фон у жостовских подносов третья – как составлена композиция на подносах.     Проверяем варианты ответов Форма жостовских подносов: ­ многоугольная ­ круглая ­ овальная ­ комбинированная ­ треугольная (для угловых столиков)  Цвета фона: ­ Чёрный ­ красный ­ Зелёный ­ Бордовый ­ Синий Композиция: ­«веночек», ­«букет», ­«корзинка». Присмотритесь   к   росписи   подносов.   На   черном,   синем,   красном   или   палевом   фоне выполнялись самые разнообразные цветочные композиции: и венки из цветов, и пышные букеты (показать репродукции). Букеты – плотные, стеблей почти не видно. Одни головки цветков и листья. В центральной части – самые крупные, а края и промежутки украшает кружево из мелких цветочков и тонких стебельков и листьев.    Свободная   манера   письма,   кистевая   живописная   импровизация   –   основной   принцип жостовской росписи. Мастер расписывает подносы в несколько этапов, сразу красками, без предварительного рисунка. Каждый этап имеет свое название (приложение №2) Рассмотрим   этапы   выполнения   на   примере   пятилистника   (цветок   яблони)   и листочков. (приложение №3) ­ А сейчас заполним таблицу ( индивидуальная карта). Заполняем все, кроме шкалы достижений (последняя строчка) 5. Физкультминутка «Цветы» ­Перед тем, как приступить к практической части урока, проведем физкультминутку. На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают И по­прежнему цветут Потягивания — руки в стороны. Потягивания — руки вверх. Дети машут руками, изображая ветер. Наклоны. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» Ну, вот отдохнули. А теперь за работу. Сегодня мы с вами будем расписывать жостовский поднос   по   шаблону  (приложение   №4).   Сначала   распишем   самый   большой   цветок (замалевок)   а   потом   остальные.   Когда   подсохнет,   выполним   тенёжку,   бликовку   и четрёжку. При необходимости используем палитру для смешивания цветов. Приступаем   к  работе.  (Ребята  начинают   работать,  а  учитель   показывает  на  доске,   как выполняются   некоторые   элементы   росписи:   «лепесток»,   «стебелек»   и   т.д.   По   ходу выполнения задания дает учащимся практические советы. Во время работы учитель делаю целевые обходы: контроль организации рабочего места; контроль   правильности   выполнения   приёмов   работы;   оказание   помощи     обучающимся, испытывающим   затруднения;   контроль   объёма и качества выполненной работы.) 7. Итог. Рефлексия деятельности ­ Какова была тема урока? (Жостовская роспись) ­ С каким новым понятием вы познакомились на уроке? (приёмы жостовской росписи:  замалёвка, тенёжка, бликовка, уборка.) ­ Из чего состоит композиция жостовской росписи? (Цветы, букеты) ­ В чём особенность жостовской росписи и в чём её декоративность? ­ Почему жостовскую роспись можно назвать народным художественным промыслом? ­ Почему это искусство много лет живёт и не умирает. ­Что на уроке вам сегодня понравилось?  Сначала отметьте на шкале достижений, как вы знаете тему урока и как умеете(как  научились рисовать) Выполнили? Учитель вывешивает 3 корзинки. Посмотрите на доске  три корзинки,  если вы считаете, что сегодняшний урок вам  понравился и знания пригодятся вам в жизни, то наклейте цветочек на зелёную корзинку,  если урок вами усвоен, но вы считаете, что знаний недостаточно, наклейте на жёлтую  корзинку, если не понравился и ничего нового вы не узнали, то на красную. Давайте посмотрим в какой корзинке у вас больше всего цветов ( делаем вывод)  8. Оценка ­Ребята,   сегодня   мы   с   вами   познакомились   с   удивительным   и   очень   праздничным искусством   Жостово.   Давайте   еще   раз   полюбуемся   им.   Прошу   ребят,   чьи   работы выполнены наиболее удачно, выйти к доске. Как вы думаете, достойны эти работы представлять народный промысел Жостово? Ответы учащихся.  9 Домашнее задание  По желанию найти информацию по теме: Щепа. Роспись по лубу. Заканчиваю урок стихами Как удивительно тепло И хмурый день наполнен светом, Когда в руках ожившим летом Горит такое мастерство. Приложение №1 ФИ учащегося Тема урока Задачи и вопросы,  которые я хотел(а) бы разрешить на  сегодняшнем уроке Название промысла Месторасположение Предмет Материал Узоры Цвета (фон) Композиция Этапы росписи Шкала достижений Приложение №2 Этапы росписи:                            Я знаю Я умею 1)   Замалевок.   На   заранее   подготовленную   поверхность   художник   наносит силуэты цветов и листьев. 2) Тенежка. Это слово созвучно слову «тень». Обозначаются теневые места  растений, прописка затенённых мест тем же цветом, но более тёмным.  Появляется объем. 3)   Бликовка.   Художник   создает   эффект   освещенности   букета   за   счет высвечивания бликом части цветка и листьев. Поэтому передняя часть цветов как бы «выступает вперед», а отвернутая от зрителя «уходит вглубь». 4) Чертежка. При помощи тонкой кисточки прописывают «семенца» в центре чашек. 5) Привязка. Тонкой кисточкой прописываются стебельки, травинки, усики. Букет объединяется в единое целое. 6) Уборка. Украшаются борта подноса геометрическими или растительными узорами. Приложение №3 Приложение №4

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)

Конспект урока по ИЗО "Жостово.Роспись по металлу" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2019