Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство +1
5 кл
16.12.2018
Открытый урок в по ИЗО в 5 классе. Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект урока содержит цели и задачи урока. Ход урока подан в виде технологической карты. Урок состоит из следующих этапов: организационный этап, этап мотивации и актуализации знаний, постановка учебной задачи, "открытие" нового знания, первичное закрепление, физкультминутка, творческая практическая деятельность, рефлексия деятельности.
открытый урок 5 кл 10.12.2018.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Котельниковская основная общеобразовательная школа»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
на тему: «Хохлома».
Выполнила: учитель
начальных классов и
изобразительного искусства
Боброва Анастасия Сергеевна Тема урока: Хохлома.
Цель урока: ознакомление с народными промыслами России, с историей промысла и произведениями декоративно
– прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.
2018
Задачи:
Личностные:
− создавать условия для раскрытия интеллектуальных возможностей детей;
− работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Метапредметные:
− воспитывать наблюдательность, способность видеть прекрасное в искусстве народных промыслов и жизни.
Предметные:
− сформировать умения выявлять в произведениях традиционных промыслов единство материала, формы и
декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной
композиции;
− развивать умения и навыки художественной росписи;
− совершенствовать умения и навыки декоративной росписи в изучении народных художественных промыслов.
Оборудование: учебник, модели для росписи, гуашь, кисти, непроливайка. Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный этап
Организация местоположения каждого ученика.
Занимают свои места,
приветствуют присутствующих.
Этап мотивации и
актуализации знаний
Учитель предлагает найти содержание темы
урока.
Загадки:
Ученики отгадывают загадки,
пытаются сформулировать тему
урока.
1. Из меня посуду тонкую,
Нежнобелую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор
Что вы знаете о фарфоре? Какой
народный промысел связан с росписью по
фарфору?
2. В форме круга и овала,
В форме рыбы есть немало.
А нужна для дележа,
Но бессильна без ножа!
Разделочная доска
Мастера какого народного промысла
расписывают деревянные разделочные
доски?
3. Ветка плавно изогнулась, и колечком
завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника
Планируемые
результаты
(личностные,
метапредметные,
предметные)
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
одноклассниками
Коммуникативные:
сотрудничества с учителем и
одноклассниками;
Познавательные:
умение структурировать знания,
умение осознанно строить
речевое высказывание; цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком
налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Хохлома
Как, по вашему мнению, звучит тема
сегодняшнего урока?
Учитель активизирует знания учащихся, создаёт
проблемную ситуацию.
Как вы думаете, какие задачи нужно поставить
перед собой, чтобы научиться выполнять
роспись «Хохлома»?
Постановка учебной
задачи
Ученики ставят перед собой
задачи.
«Открытие»
обучающимися нового
знания
Учитель организует учащихся по исследованию
проблемной ситуации.
Что вы знаете о хохломе?
Как вы думаете, где и как появилась хохлома?
Рассказ учителя о хохломе.
Ученики отвечают на
поставленные вопросы.
Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
самостоятельное выделение
формулирование
познавательной цели
Регулятивные: целеполагание;
Познавательные:
построение логической цепи
рассуждений;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в
поиске и выборе информации
Первичное закрепление
Учитель устанавливает осознанность восприятия
Где появилась хохлома?
Что вы можете рассказать о этапах
изготовления хохломской посуды?
Какие виды хохломской росписи вы знаете?
Учащиеся отвечают на вопросы. Коммуникативные:
сотрудничества с учителем и
одноклассниками
Познавательные:
умение структурировать знания,
осознанно и произвольно
строить речевое высказывание.
Физкультминутка
Выполнение движений вместе с
учителем
Личностные
Творческая
Учитель организует деятельность по
Учащиеся отвечают на вопросы,
Регулятивные: практическая
деятельность.
применению новых знаний.
Сейчас мы попробуем применить полученные
знания на практике. Вы поделены на две группы.
У каждой группы на столах лежат модели
посуды для росписи. Как вы думаете, почему
они разного цвета?
У первой группы модели жёлтые. Вашу посуду
нужно расписать узором «Травка». У второй
группы посуда чёрная. Она расписывается
узором «Кудрина». Каждая группа должна
создать свой сервиз, объединённый общим
узором. Поэтому перед работой давайте
вспомним правила работы в группе.
Во время практической работы учитель
делает целевые обходы.
выполняют творческое задание.
выделение и осознание того, что
уже усвоено и что ещё
подлежит усвоению, осознание
качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.
Рефлексия деятельности Выставка работ учащихся на доске. Оценка
работ друг другом.
Учитель организует рефлексию.
Дети осуществляют
самооценку собственной
деятельности.
Закончить фразу:
Я знаю…
Я понимаю…
Для меня было открытием…
У меня получилось…
Мне понравилось…
Было ли мне комфортно заниматься, с каким
настроением я работал, доволен ли я собой?
Домашнее задание
Прочитать в учебнике материал о хохломе
Легенда о хохломе.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли; познавательные:
рефлексия;
личностные: смыслообразование Еще совсем недавно в сёлах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую
землю "хохлома" и где она взяла свои огненные краски.
Жил в давние времена в Москве мастер иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за
труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский
двор и перебрался в глухие керженские леса.
Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным
всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нём красота родной земли. Так и появились первые хохломскеи
чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.
Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его
мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но
быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты
своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо
художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые
словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая
всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера кисть из
солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и
большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику. Сегодня в нашей стране и за рубежом все знают, что родина пламенной Хохломы — Горьковская область. Здесь
живут талантливые потомственные мастера огненной росписи, здесь же находится и единственная в мире художественная
профессиональнотехническая школа хохломской росписи.
Город Семенов: родина Хохломской росписи
На территории фабрики «Хохломская роспись» стоят два памятника. Один — легендарному Семенуложкарю,
отцуоснователю промысла. Второй — Георгию Матвееву, основателю школы росписи. В 1916 году, Георгий Петрович
приехал в Семенов и создал школу художественной обработки дерева. А затем объединил местные артели в один большой
коллектив. Из них и выросла фабрика «Хохломская роспись».
На фабрике два цеха. Первый — где делают деревянную посуду для росписи. Там работают в основном мужчины,
они вытачивают на станках деревянные матрешки, чашки, миски, блюдца и тому подобные изделия.
В цехе художественной росписи работают исключительно женщины. Они расписывают эксклюзивные вещи и имеют
право ставить на них свой личный авторский знак.
Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. Позже, она
стала любимой, популярной и среди простого народа.
Хохломские изделия изготавливают из липы. Перед использованием древесину предварительно выдерживают на
открытом воздухе не менее года. Сначала из липы вытачивают на токарном станке формы изделий. Их просушивают, а
потом покрывают жидким слоем местной жирной глины. Изделия становятся похожими на глиняные. Это делают для
того, чтобы дерево не впитывало масло. Затем изделия смазывают льняным маслом и просушивают, потом три – четыре
раза покрывают олифой. В последний раз сушат не до конца, а так, чтобы пристал порошок алюминия, который заменяет дорогие серебро и олово, которыми пользовались раньше. От алюминия изделия становятся блестящими, похожими на
металлические. Теперь заготовки можно расписывать.
Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими
кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. Хохломские узоры наносят кистью без предварительной
прорисовки орнамента карандашом. Каждый раз мастера создают дивные узоры, никогда не повторяя в точности
предыдущий орнамент. Известный хохломской мастер Степан Павлович Веселов говорил своим ученикам: «Учитесь у
стариков, да и у природы, а пишите свои узоры, что близки сердцу. Это и будет настоящее творчество».
В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черные цвета. Иногда их дополняют зеленый,
коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным.
После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Под влиянием высокой температуры лак
желтеет, а слой алюминия под лаком отливает золотым блеском. И вот деревянное изделие на наших глазах стало
драгоценным, золотым.
Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни
стужи».
Сегодняшняя хохлома, можно сказать, получила второе рождение. Художники не только сохранили лучшие
традиции росписи, но и развили их, обогащая новыми приемами.
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству "Хохлома" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.