Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения" (4 класс)
Иконка файла материала Линия как средство выражения.docx
ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ. РИТМ ЛИНИЙ Вид занятий: графическое изображение весеннего лесного пейзажа. Цели и задачи:  формирование умения  чувствовать и определять красоту линий   как   средства   художественной   выразительности,   использовать   ее возможности  в собственном творчестве; закрепление умения передавать свои наблюдения   в   рисунке;   учить   приемам   композиции;   формирование   навыков пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика). О б о р у д о в а н и е   у р о к а : карандаши, фломастеры, пастель, восковые или цветные мелки (как подмалевок используются работы с изображением весенней земли,   можно   работать   гуашью   на   чистом   листе,   но   создавать   линейное изображение,   а   не   живописное),   уголь,   тонированная   бумага   (можно   черную бумагу, под мел белый, пастель). Х о д   у р о к а I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II. Беседа о средствах рисунка. О   том,   как   прекрасен   и   разнообразен   мир,   можно   узнать   из   стихов   и рассказов,   слушая   музыкальные   произведения   и   всматриваясь   в   картины художников. Но поэт, музыкант и художник воспевают мир, природу каждый по­своему.   Живописцы,   например,   пишут  красками,   мастерски   пользуясь цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и белого цветов на бумаге. Слово «графика»  – производное от греческого «графо» («черчу», «пишу», «рисую»).   Линия,   штрих   и   тон   стали   основными   изобразительными   и выразительными средствами графики. Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями. Штрих – это короткий след пера или карандаша, он приобретает значение вместе с другими штрихами, создавая тон, пятно. Линия  –   это   след   более   протяженный.   Это   один   из   самых   главных   и наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то утончаться, то усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения. Умело   распоряжаясь   этими   средствами,   художник   создает  графический образ.   В   силу   доступности   материально­изобразительных   средств,   быстроты выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получилимассовое  распространение  (особенно  с XIV века,  в Европе –  с  изобретением книгопечатания, а на Востоке – и еще раньше). Разнообразие материально­технических и изобразительных средств и приемов позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике сложились отдельные  в и д ы   и   ж а н р ы: – станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах); – книжная; – плакат; – промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.); – газетно­журнальная; – учебно­оформительская   (обслуживает   учебно­воспитательный   процесс: карты, графики, наглядные пособия, наглядная агитация). По использованию изобразительных средств  рисунки бывают линейными, светотеневыми, тоновыми (тональный, силуэт). Силуэт  –   простейший   вид   тонового   рисунка   –   контурный   рисунок, заполненный одним ровным тоном. Самое темное у художника – это карандаш, самое светлое – бумага. Он берет самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым светлым   остается   бумага.   Все   остальные   тоновые   градации   он   укладывает между этими крайностями. III. Графические упражнения. Этапы выполнения упражнений: 1) Лист   расположить горизонтально (рис. 1): а) делим   его   пополам   линией сверху вниз; б) еще   раз   делим   пополам образовавшиеся   прямоугольники вертикальными линиями. 2) В прямоугольнике 1  (см. рис. 2   на   с. 121)  штриховку   наносим   в виде   сетки   линиями,   идущими   в направлении, противоположном   образовывая   мелкую прямоугольную   клетку.   Заполняем весь   квадрат   (линии   доводим   до сторон прямоугольника).   Рис. 1 Рис. 2Расстояние одинаковое.   между   линиями 3) В   прямоугольнике   2  (рис. 3) рисуем   волнистые   линии   (волны   и расстояние ними одинаковые). между     Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 Рис. 7 Рис. 8 4) В   прямоугольнике   3  (рис. 4) линии зигзагообразные. 5) В   прямоугольнике   4  (рис. 5) рисуем линии наклонные или точки. 6) В   прямоугольнике   5  (рис. 6) рисуем линии по кругу от центра и концентрические окружности. 7) В   прямоугольнике   6  (рис. 7) рисуем спирали. 8) В   прямоугольнике   7  (рис. 8) рисуем   линии   вначале   толстые,   в полную   силу,   а   в   конце   –   еле видные.9) В   прямоугольнике   8  (рис. 9) рисуем   снежинку   или   много снежинок. Рис. 9 Мы заполнили две левые полосы. Теперь   переходим   к   третьей   полосе   (слева,   а   справа –   вторая).   Здесь   мы работаем   или   черной   и   белой   гуашью,   акварелью   либо   графическими материалами (карандаш, уголь, фломастер и т. п.). 10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской. 11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым. 12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного (в соотношении 1:2). 13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого (соотношение 1:2). Получится растяжка от черного к белому, через серые. 14) В   прямоугольнике   13  (рис.   10)  придумаем   какой­нибудь   сюжетный рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п. – Ребята, а что можно нарисовать линиями из наших прямоугольников 1–8? Рис. 10 IV. Работа над заданием. На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж с использованием графических упражнений. В   рисунке   обязательно   должны   быть   весенние   ручьи,   извивающиеся змейками,   задумчивые   и   тихие,   бегущие   наперегонки.   Задание   посвящено ритмической организации места с помощью линий.  Ритм линий  – важнейшее средство композиционной выразительности. V. Итоги урока.Экспресс­выставка, анализ выполненных работ. Домашнее задание: подумать, где в жизни, в природе встречаются линейные ритмы; принести репродукции произведений графики, книги о деревьях.