Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Линия как средство выражения" (4 класс)
ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ.
РИТМ ЛИНИЙ
Вид занятий: графическое изображение весеннего лесного пейзажа.
Цели и задачи: формирование умения чувствовать и определять красоту
линий как средства художественной выразительности, использовать ее
возможности в собственном творчестве; закрепление умения передавать свои
наблюдения в рисунке; учить приемам композиции; формирование навыков
пользования линейкой; укрепление межпредметных связей (математика).
О б о р у д о в а н и е у р о к а : карандаши, фломастеры, пастель, восковые или
цветные мелки (как подмалевок используются работы с изображением весенней
земли, можно работать гуашью на чистом листе, но создавать линейное
изображение, а не живописное), уголь, тонированная бумага (можно черную
бумагу, под мел белый, пастель).
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа о средствах рисунка.
О том, как прекрасен и разнообразен мир, можно узнать из стихов и
рассказов, слушая музыкальные произведения и всматриваясь в картины
художников. Но поэт, музыкант и художник воспевают мир, природу каждый
посвоему. Живописцы, например, пишут красками, мастерски пользуясь
цветом. Графики передают свои впечатления о мире часто с помощью черного и
белого цветов на бумаге.
Слово «графика» – производное от греческого «графо» («черчу», «пишу»,
«рисую»). Линия, штрих и тон стали основными изобразительными и
выразительными средствами графики.
Рисунок образуется линиями, штрихами и петлями.
Штрих – это короткий след пера или карандаша, он приобретает значение
вместе с другими штрихами, создавая тон, пятно.
Линия – это след более протяженный. Это один из самых главных и
наиболее выразительных элементов рисунка. Линия может то утолщаться, то
утончаться, то усиливаться, то ослабевать до полного исчезновения.
Умело распоряжаясь этими средствами, художник создает графический
образ. В силу доступности материальноизобразительных средств, быстроты
выполнения, ясности изобразительного языка, произведения графики получилимассовое распространение (особенно с XIV века, в Европе – с изобретением
книгопечатания, а на Востоке – и еще раньше).
Разнообразие материальнотехнических и изобразительных средств и приемов
позволило использовать графику в различных целях, вследствие чего в графике
сложились отдельные в и д ы и ж а н р ы:
– станковая (самостоятельного значения, на отдельных листах);
– книжная;
– плакат;
– промышленная (в торговле, открытки, проспекты, буклеты и т. п.);
– газетножурнальная;
– учебнооформительская (обслуживает учебновоспитательный процесс:
карты, графики, наглядные пособия, наглядная агитация).
По использованию изобразительных средств рисунки бывают линейными,
светотеневыми, тоновыми (тональный, силуэт).
Силуэт – простейший вид тонового рисунка – контурный рисунок,
заполненный одним ровным тоном.
Самое темное у художника – это карандаш, самое светлое – бумага. Он берет
самое темное в изображаемом объекте в полную силу своего карандаша, а самым
светлым остается бумага. Все остальные тоновые градации он укладывает
между этими крайностями.
III. Графические упражнения.
Этапы выполнения упражнений:
1) Лист
расположить
горизонтально (рис. 1):
а) делим его пополам линией
сверху вниз;
б) еще раз делим пополам
образовавшиеся прямоугольники
вертикальными линиями.
2) В прямоугольнике 1 (см. рис.
2 на с. 121) штриховку наносим в
виде сетки линиями, идущими в
направлении,
противоположном
образовывая
мелкую
прямоугольную клетку. Заполняем
весь квадрат (линии доводим до
сторон
прямоугольника).
Рис. 1
Рис. 2Расстояние
одинаковое.
между линиями
3) В прямоугольнике 2 (рис. 3)
рисуем волнистые линии (волны и
расстояние
ними
одинаковые).
между
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
4) В прямоугольнике 3 (рис. 4)
линии зигзагообразные.
5) В прямоугольнике 4 (рис. 5)
рисуем линии наклонные или точки.
6) В прямоугольнике 5 (рис. 6)
рисуем линии по кругу от центра и
концентрические окружности.
7) В прямоугольнике 6 (рис. 7)
рисуем спирали.
8) В прямоугольнике 7 (рис. 8)
рисуем линии вначале толстые, в
полную силу, а в конце – еле
видные.9) В прямоугольнике 8 (рис. 9)
рисуем снежинку или много
снежинок.
Рис. 9
Мы заполнили две левые полосы.
Теперь переходим к третьей полосе (слева, а справа – вторая). Здесь мы
работаем или черной и белой гуашью, акварелью либо графическими
материалами (карандаш, уголь, фломастер и т. п.).
10) Прямоугольник 9 мы закрашиваем черной краской.
11) Прямоугольник 12 или оставляем белым, или закрашиваем белым.
12) Прямоугольник 10 закрашиваем смесью белого и черного (в соотношении
1:2).
13) Прямоугольник 11 закрашиваем смесью черного и белого (соотношение
1:2).
Получится растяжка от черного к белому, через серые.
14) В прямоугольнике 13 (рис. 10) придумаем какойнибудь сюжетный
рисунок: горы, лес, ручьи, речки, травка, ежик, зайчик и т. п.
– Ребята, а что можно нарисовать линиями из наших прямоугольников 1–8?
Рис. 10
IV. Работа над заданием.
На тонированной бумаге или подмалевке изображаем весенний лесной пейзаж
с использованием графических упражнений.
В рисунке обязательно должны быть весенние ручьи, извивающиеся
змейками, задумчивые и тихие, бегущие наперегонки. Задание посвящено
ритмической организации места с помощью линий. Ритм линий – важнейшее
средство композиционной выразительности.
V. Итоги урока.Экспрессвыставка, анализ выполненных работ.
Домашнее задание: подумать, где в жизни, в природе встречаются линейные
ритмы; принести репродукции произведений графики, книги о деревьях.