Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Морской бой Салтана и пиратов" (4 класс)
«МОРСКОЙ БОЙ САЛТАНА И ПИРАТОВ».
ВЫРАЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЙ ЧЕРЕЗ УКРАШЕНИЕ
Вид занятий: украшение цветом, символами с выражением намерений –
добрых или злых.
Цели и задачи: дать понятие о символике изображений; знакомство с
произведениями изобразительного искусства в прикладных видах творчества.
О б о р у д о в а н и е у р о к а : гуашь, крупная и тонкая кисти, клей, булавки.
З р и т е л ь н ы й р я д : слайды и репродукции произведений художников,
иллюстрации детских книг: И. Билибин картины к «Сказке о царе Салтане»,
произведения народного искусства; Н. Рерих «Заморские гости».
Л и т е р а т у р н ы й р я д: «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
– Как могут говорить украшения? Например, в этих плавных формахузорах
больше спокойствия и доброты.
А эти острые формы кажутся злыми и колючими.
Эти цвета веселы: в них много солнечного света. А здесь яркие цвета кажутся
тревожными, потому что окружены темными.
– Из каких форм и цветовых сочетаний ты сделаешь украшение для злой и для
доброй фей?
– Вы помните «Сказку о царе Салтане» А. С. Пушкина? Помните, в гости к
князю Гвидону плыл флот царя Салтана? У царя и его свиты было хорошее,
доброе настроение. Свой флот они украсили празднично, весело.
– Представьте, что флот Салтана встретился в море с армадой (флотом)
пиратов злых и хищных. Как могли быть украшены их корабли?
(Ответы детей и обобщение учителя.)III. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Класс разделить на две группы.
З а д а н и е: украсить два сказочных флота – добрый и злой. Украшения
подобрать такие, которые выражали бы намерения – добрые и злые.
В начале урока на склеенном вдвое полотнище обоев (прикрепленном к доске)
прикалываем два одинаковых по силуэту флота, идущих навстречу друг другу.
Кораблики и паруса белые (размер в две ладошки). Флоты совершенно
одинаковы, и, значит, характеризовать их намерения невозможно.
– Как нужно украсить флот Салтана и флот пиратов, чтобы они не были
похожи? Какие цвета и формы узоров выбрать? (Ответы детей.)
Далее с к а з к а: злой волшебник стер все краски, и мы не можем разобраться,
где чей корабль и кто с кем воюет!
Задача двух групп ребят: цветом, элементарными символами различить
(оснастить) флоты.
Детям раздаются или заготовки, или трафареты для обводки и вырезания
элементов (лодка, парус). Заготовки парусов, кораблей учитель может вырезать
заранее и заранее придумать их композицию.
Проводится небольшая беседа о роли цвета, символов, пригодных здесь
(солнце, лебедь, коршун, змеи, драконы и т. п.).
К концу урока корабли, паруса закрепляются по своим местам на листе
(синего цвета). Итог – два совершенно разных флота. Один – веселый, радостный,
другой – страшный, мрачный. Можно дать названия кораблям (мелко написать
печатными буквами).IV. Итоги урока.
Анализ выполненной работы. Оценка работ.
Домашнее задание.