УМК "Гармония". Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Чудо - дерево Иллюстрация" (3 класс). Расширить возможности ученика в получении дополнительной образовательной информации о видах и жанрах изобразительного искусства, художественных материалах и способах использования выразительных средств изображения для достижения замысла: цвет, линия, форма, штрих, пятно, композиция.
ИЗО. 3 класс. УМК «Гармония».
Тема: Чудодерево. Иллюстрация.
Задачи развития универсальных учебных действий:
– учить различать основные виды изобразительного искусства: архитектуру,
графику, живопись, скульптуру, декоративноприкладное искусство;
– выражать замысел через создание оригинальной композиции на тему «Чудодерево»,
развивать воображение и фантазию;
– оценивать выразительные качества своего рисунка и работ сверстников.
Ход урока.
I.
II.
III.
Организация класса.
Работа на уроке.
Актуализация знаний.
1. Вступительная беседа.
Сегодня мы отправимся путешествовать в сказочную страну Вообразилию.
Фантазировать – значит сочинять чтото такое, чего не существует на самом деле.
Представить образ сказочного, несуществующего дерева вам поможет чтение отрывка из
стихотворения К. Чуковского «Чудодерево» (с. 29 учебника).2. Иллюстрации к стихотворению К.И. Чуковского «Чудо дерево».– Какие деревья могли бы произрастать в сказочной стране Вообразилии?
Ответы юных рисовальщиков будут самыми различными: шахматное
дерево, на котором растут шахматные фигуры; дерево, на котором растут машины,
компьютеры и мобильные телефоны; деревоогонь; деревовода; деревоптица и т. п.Как создать оригинальный образ чудадерева? За основу образа можно взять как
лиственное дерево (берёзу, иву, дуб или др.), так и хвойное (ель, сосну или др.),
экзотическое (кипарис, пальму и т. п.).
3. Алгоритм творчества: вместо листьев на чудодереве могут расти самые
различные предметы. Возможно даже ствол и ветки представить в виде
разных образов: птицы (например, дереволебедь), животного (например,
деревоолень), насекомых (например, деревострекоза) и т. п.
Дерево можно изобразить в виде человека, у которого дупло воспринимается как рот,
корявые сучки – как нос и глаза, а длинные ветки – как волосы.
В русском фольклоре известен образ чудодерева как дерева, на котором
одновременно можно наблюдать все четыре времени года. На одних ветках
такого дерева цветут цветы, на других – висят плоды, а на третьих – голые ветки, на
четвёртых – появляются первые листочки. Задуманное чудодерево можно
выполнить любым художественным материалом. Однако прорисовать все
элементы сложного изобразительного образа поможет гелиевая ручка. Использование в
работе наряду с ручкой, имеющей чёрный стержень, ручек с золотым и серебряным
стержнем обогатит образ выразительными эффектами. Особой выразительности можно
добиться, если рисовать сказочное дерево на чёрной бумаге гелиевыми ручками с
белым, серебряным и золотым стержнями. Такое дерево может иметь оригинальные
названия: снежное дерево, деревоснежинка, золотое дерево, серебряное дерево и т. п.4. Физкультминутка.
5. Работа в творческой мастерской.а). Подготовка рабочего места.
Организуя творческую деятельность детей важно помнить, что работа
гелиевыми ручками не требует большого формата (не более 1/2 альбомного
листа). Небольшая по размеру изобразительная поверхность позволит юным
рисовальщикам сосредоточиться на деталях и чётко прорисовать все элементы чудо
дерева.
б). Самостоятельная работа.
IY. Выставка работ.
По завершении работы наиболее выразительные детские рисунки анализируются и
оформляются в минивыставку «Чудодерево».
Y. Подведение итогов.
YI. Задание на дом.
Дома ученики могут изготовить вощёные доски для техники граттаж
(процарапывания), которые могут пригодиться на следующем занятии. Плотный лист
бумаги (картон) натирается свечой (воском) и перекрывается гуашью, смешанной с
чёрной тушью с добавлением небольшого количества клея ПВА. В качестве
основы можно использовать пакет изпод молочных продуктов (молока, кефира и
др.). Из пакеты вырезается необходимый размер формата, вощёная поверхность
перекрывается смесью чёрной туши, гуаши и клея ПВА при помощи кисти или валика.
Загрунтованный лист приносится на следующее занятие.