Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"
Оценка 5

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Оценка 5
Разработки уроков
docx
изобразительное искусство
3 кл
19.05.2018
Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"
Обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая родина», «памятник архитектуры», «зодчество». школьники получат представление о бережном отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек
урок 9.docx
Урок 9. Памятники архитектуры – наследие веков. Цели: обратить внимание школьников на оформление города; акцентировать  интерес на памятниках архитектуры и бережном отношении к ним; обучить созданию проекта здания или архитектурного ансамбля; познакомить с понятиями «малая  родина», «памятник архитектуры», «зодчество». Вид деятельности: бумажное конструирование, рисование, складывание из  шаблонов. Планируемые результаты: школьники получат представление о бережном  отношении к памятникам архитектуры; научатся создавать плоские проекты и эскизы архитектурных построек. Оборудование: фотографии с образцами архитектурных строений разных видов и  назначений, бумага, карандаши, краски, бумажные шаблоны. Ключевые слова и понятия: малая родина, памятники архитектуры, Покровский  собор, Дом Пашкова, МГУ, Кижи. Примечание. Педагог заранее вырезает из разноцветной бумаги геометрические  формы — шаблоны для составления облика зданий (большие и маленькие круги,  полукруги, квадраты, прямоугольники, треугольники). Для пояснения темы  «Памятники архитектуры» можно подготовить компьютерную презентацию. Ход урока I. Организационный момент (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.) II. Вводное слово Вы каждый день выходите на улицы вашего родного города, и уже, наверное, не  глядя, можете рассказать, где какое здание расположено. Закройте на минуту глаза и  вообразите, что шагаете по своей улице. Вспомните, мимо каких зданий вы  проходите, когда идете из дома в школу. ­ Кто хочет рассказать об этом? (Ответы школьников.) Как называется страна, в  которой родился человек?{Родина.) Верно, наша общая родина ­ Россия, это могучая и великая страна, самая большая в  мире. Но еще у каждого из нас есть город или село, в котором он родился, и это  место принято называть малой родиной. Например, знаменитый русский поэт  Александр (Сергеевич Пушкин родился в Москве, значит, Москва ­ это и есть его  малая родина. ­ Все ли из вас знают, где родились? Можете вы назвать этот город (село)? (Ответы  школьников.) Человек может родиться в одном месте, а потом переехать в другое, но его малая  родина останется с ним навсегда. И каждый город, каждое село имеют свой  неповторимый облик. Часто это связано со зданиями, которые там построены. ­ Есть ли в нашем городе (селе) красивые здания, о которых бывает приятно  вспомнить? ­ Чем вам нравятся эти здания? ­ Видели ли вы по телевизору или на фотографиях здания, которые являются  знаменитыми? ­ Что это за здания? (Ответы школьников.) Сегодня на уроке вы узнаете много о памятниках архитектуры и сами попробуете  создать проект такого здания. III. Работа в тетради Откройте тетради, запишите тему урока: «Памятники архитектуры». Запишите  определение понятия «памятники архитектуры». Памятники архитектуры — не просто здания, а хранители наследия предков. Они  составляют часть культурного достояния страны, народа, человечества. IV. Беседа по теме урока ­ Чем отличаются друг от друга городские сооружения? ­ В чем заключается их различие? ­ Можем мы отличить здание театра от жилого дома? В чем заключается их  различие? ­ Можем мы отличить здание завода от здания школы? В чем заключается их  различие? Откройте учебник на с. 46, прочитайте текст. Очень интересно наблюдать за  памятниками архитектуры, построенными в разное время и разными мастерами,  находить в них различия и особенности построения каждого здания. — Назовите профессии людей, которые оставили нам в наследство памятники  архитектуры. (Архитекторы, строители.) Профессия «архитектор» имеет еще другое название — «зодчий», в старину это  слово даже было более популярным. В переводе с греческого языка слово «зодчий»  означает «главный строитель», т. е. — автор проекта, по которому проводится  строительство. От этого слова произошло другое — «зодчество», что означает науку  и искусство созидать здания. Запишите в тетрадях эти два новых определения: Зодчий — автор проекта, по которому ведется строительство. Зодчество ­ наука и искусство создавать здания. Когда рассказывают о старинных постройках, о зданиях, которые являются  памятниками архитектуры, то чаще используют слово «зодчий». Повторите его все  вместе и запомните. К памятникам архитектуры надо относиться бережно, это здания, которые имеют  историческую ценность. Если мы знаем, в каком веке был выстроен тот или иной дом, то по его облику можно представить себе, как выглядели тогда города, какие  материалы для этого использовались. В этом можно убедиться, рассмотрев здания старинной архитектуры и современной. (Педагог проводит демонстрацию фотографий старинного и современного зданий.) Мы можем проанализировать только внешнюю часть зданий, их фасады. Запишите в  тетради определение. Фасад — это передняя часть здания. У поэта В. Маяковского есть стихотворение «Кем быть?». В нем говорится о разных  профессиях, в том числе — и архитектора, зодчего. Вот как поэт описывает начало  работы зодчего. ...Я бы строить дом пошел, Пусть меня научат! Я сначала начерчу Дом такой, какой хочу. Это будет перед, Называется фасад. Это — каждый разберет: Это — ванна, это — сад. — Как называется передняя часть здания? (Фасад.) Рассмотрим фасады зданий,  построенных в разные эпохи. (Демонстрация зданий старинной постройки.) Это старинный жилой дом. Вы видите, что он невысок, сделан из камня, имеет  большое число украшений по фасаду. Дом оформлен декоративными деталями —  вьюшками, изображениями животных. Они называются словом «лепнина». Раньше их  делали из глины. Окна небольшие, оформленные резными деревянными наличниками. По внешнему виду здания ясно, что это дом зажиточного человека. (Демонстрация современной постройки.) А вот фасад современного жилого дома. Он сделан из современных материалов,  скорее всего, из железобетонных плит. Железобетон — строительный материал,  который был придуман в ХХ в. ­ Расскажите о фасаде современного дома. (Дом имеет большое число этажей,  преобладают прямые линии, нет украшений, много стеклянных окон.) V. Демонстрация электронной презентации Педагог демонстрирует презентацию с показом знаменитых исторических построек  (Покровский собор, Дом Пашкова, новое здание МГУ, комплекс в Кижах и др.),  давая пояснения по каждой постройке. Школьники выясняют роль Мастеров Постройки, Изображения и Украшения в  каждом памятнике архитектуры. Материал для комментариев 1. Покровский собор, или храм Василия Блаженного ­ православный храм,  расположенный на Красной площади в Москве. Это широко известный памятник  русской архитектуры, который входит в список объектов Всемирного наследия  международной организации ЮНЕСКО. В настоящее время Покровский собор —  филиал Государственного исторического музея. Храм построен и середине XVI в. по  приказу царя Ивана Грозного в честь взятия Казани и победы над Казанским  ханством. Существует много версий о создателях собора. Ранее считалось, что его  строили двое зодчих — Барма и Постник. В настоящее время выяснилось, что эти имена принадлежат одному человеку ­ Постнику Яковлеву по прозвищу Барма,  который потом также возводил Кремль в Катни. Вид собора необычен для русской церкви, на Руси чаще строились пятиглавые  церкви, а этот собор — девятиглавный. Он построен так, что восемь храмов  окружают самый большой, девятый, и все они объединены общим основанием и  переходами из одного храма в другой. Главы церквей увенчаны куполами­луковками, которые расписаны травяными орнаментами, и все они не похожи один на другой. Место, где он воздвигнут, неслучайное. Вы знаете предание о том, что Москва  строилась на семи холмах, так Покровский собор находится на главном холме —  Кремлевском. Хотя храм стоит не на территории самого Кремля, а на Красной  площади, он является настоящим центром нашей столицы. А вот еще одна из самых известных достопримечательностей России, которая для  многих является символом Москвы. Перед Покровским собором с 1931 г.  размещается бронзовый памятник героям России ­ Кузьме Минину и князю Дмитрию  Пожарскому. 2. Дом Пашкова — одно из самых знаменитых зданий Москвы классической  постройки. Дом выстроен рядом с Кремлем, на Ваганьковском холме, на  возвышении, поэтому из его окон можно обозревать площади и здания на территории  Кремля, за кремлевскими стенами. Дом Пашкова построен в конце XVIII в. и его  считают одним из красивых зданий столицы. Первым его владельцем был капитан­ поручик П. Пашков, по фамилии которого дом получил свое название, а потом он  был приобретен в собственность Москвы. Здесь сначала располагался университет, а  в настоящее время дом принадлежит главной библиотеке страны — Государственной Российской библиотеке. Архитектором дома считается В. Баженов. У Дома Пашкова интересный силуэт: в середине ­ центральный корпус, а по его  краям — боковые флигели, поэтому он имеет вид городской усадьбы. Корпуса дома  украшены колоннами, а центральный корпус — еще и вазами по периметру крыши и  верхней постройкой на крыше в виде цилиндра. Первоначально дом был окружен  богатым садом, в котором был пруд, в позолоченных клетках жили экзотические  птицы. 3. Новое здание МГУ — высотное здание, которое было возведено в 1949­1953 гг.  группой архитекторов (Л. Руднев, С. Чернышев и др.). В то время это было самое  высокое здание Москвы, его высота вместе со шпилем составляет 240 м, в нем 32  этажа. Это здание стало центром огромного комплекса Московского  государственного университета, который находится на самой высокой точке Москвы — на Воробьевых горах. В главном здании МГУ размещается несколько учебных  факультетов, библиотека, актовый зал, Дом культуры, плавательный бассейн, а в  боковых флигелях — общежития для студентов, квартиры для профессора. Главное  здание увенчано шпилем в 57 м, на конце которого — звезда с колосьями, ее диаметр  ­9 м. Чуть ниже ­ часы, также диаметром 9 м. Перед зданием МГУ. на площадке Воробьевых гор с видом на Москву­реку, устроена смотровая территория, с которой прекрасно просматривается панорама всей Москвы. Поэтому всех, кто приезжает в Москву на экскурсию, непременно привозят  сюда, чтобы люди восхищались красотой нашей столицы. 4. Деревянный архитектурный комплекс размещен на острове Кижи, на Онежском  озере в Карелии. Это всемирно известный ансамбль, который начинался с двух  церквей и колокольни. И 1966 г. здесь был основан музей под открытым небом, куда  привезли большое количество построек из разных районов Карелии ­ часовни, дома,  мельницу. По одной из легенд, Преображенская церковь в Кижах была выстроена  мастером­строителем из дерева одним топором, без единого металлического гвоздя.  А по окончании постройки мастер выбросил свой топор в озеро, подчеркнув тем  самым, что закончил возведение самого выдающегося творения в своей жизни и  лучше ему просто не построить. Деревянный архитектурный комплекс в Кижах —  уникальное собрание, музей под открытым небом, который входит в список особо  ценных объектов культурного наследия народов России. Каждый памятник архитектуры отличается своей неповторимостью, уникальностью,  является единственным в мире, поэтому к нему следует относиться с величайшей  бережностью. Недаром множество старинных построек в нашей стране находится  под охраной государства, об этом можно узнать, прочитав над входом в здание на  специальной доске: «Здание является памятником архитектуры, охраняется  государством». Конечно, подобных зданий больше всего в городах, которые уже  стоят на земле несколько исков, — в Москве, Санкт­Петербурге, в городах Золотого  кольца России. VI. Создание проекта здания Сейчас вам предстоит испытать свои силы, взяв на себя роль архитекторов. Вы  получите наборы геометрических форм, из которых надо сложить воображаемое  здание. Подумайте, как можно выполнить его необычным, привлекающим взгляд. Это может быть как современный дом, так и средневековый замок. Подумайте над  вопросами. ­ Каково предназначение будущего здания? ­ Из каких частей оно будет состоять? — Как его можно украсить? При желании вы можете даже сделать проект не одного дома или здания, а  нескольких. У вас получится целый архитектурный ансамбль. (Школьники получают наборы плоских геометрических фигур, вырезанных из  бумаги, выполняют задание.) — У кого готов плоский проект его оригинального здания? — Кто хочет рассказать о нем? (Ответы школьников.) (Педагог проверяет и  оценивает выполнение задания.) VII. Задание для самостоятельной работы Вы проверили свои возможности при создании нового здания. Теперь вам надо  нарисовать его — то, которое вы сложили из отдельных частей, или новое, какое вам  подскажет ваша фантазия. Материал можете взять любой — карандаши или краски. Сделайте вашу постройку  такой нарядной, чтобы про нее можно было сказать, что она со временем станет  памятником архитектуры. Если вы будете выполнять работу акварельными красками, то сначала выполните для нее хотя бы простой карандашный эскиз, как вы уже делали на предыдущих уроках. (Школьники выполняют задание.) — Каким слоем надо наносить краску на фон здания, если вы делаете рисунок  акварелью? (Тонким, чтобы краска быстрее высохла.) — Какой кисточкой надо пользоваться, раскрашивая фон? (Широкой.) — Как надо набирать краску для рисования деталей? (На самый кончик кисточки.) — Какой кисточкой рисуют детали картины? (Тонкой.) VIII. Физкультминутка Пока ваши работы высыхают, проведем физкультминутку. (Педагог читает текст с  одновременным выполнением метроритмических движений, которые за ним  повторяют школьники.) Дождик, дождик, что ты льешь? (Четыре хлопка в ладоши.) Погулять нам не даешь. (Четыре притопа каждой ногой по очереди.) Дождик, дождик, полно лить, (Четыре хлопка в ладоши.) Нашу землю, лес мочить. (Четыре прыжка на месте.) После дождичка на даче (Ходьба с высоким подниманием бедра.) Мы по лужицам поскачем. (Прыжки на  месте через лужицы.) IX. Завершение работы (Школьники завершают работу над рисунками.) х. Рефлексия ­ Какие здания называют памятниками архитектуры? ­ Приведите примеры памятников архитектуры? ­ Есть ли памятники архитектуры в том месте, где мы с вами живем? ­ Какой памятник архитектуры вам понравился больше остальных? ­ Чем он вам понравился? ­ Что такое фасад? ­ Как государство относится к памятникам архитектуры? ­ Как можно отличить памятники архитектуры разных веков? ­ Какова роль братьев­Мастеров при создании памятников архитектуры? А теперь сочиним синквейн на тему «Памятник». (Педагог проверяет выполнение задания и выставляет оценки.) XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок Принадлежности для рисования уберите, воду из­под акварельных красок вылейте. На следующий урок принесите принадлежности для рисования, а для аппликации —  цветную бумагу, ножницы, клей.

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"

Конспект урока по изобразительному искусству  на тему "Памятники архитектуры – наследие веков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.05.2018