Конспект урока по изобразительному искусству "Сказочная птица" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Сказочная птица" (4 класс)
Иконка файла материала Сказочная птица.docx
«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА». ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ Вид занятий: рисование по памяти и представлению. Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного о   «теплых»   и   «холодных»   цветах,   цветовом   круге,   контрастных   цветах; закрепление   умения   пользоваться   палитрой,   техникой   мазка,   линией,   пятном, светлотными   и   цветовыми   контрастами   как   средствами   художественной выразительности;   развитие   эстетического   отношения   к   действительности, фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в условно­декоративные. О б о р у д о в а н и е   у р о к а : для учащихся – гуашь (2–3 краски или холодная или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту же тему, сувениры, игрушки. Х о д   у р о к а I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. II.   Сообщение   темы   урока.   Знакомство   с   образом   волшебной   птицы   в русском фольклоре и других народов мира. –   Какие   вы   можете   вспомнить   образы   сказочных   птиц?  («Финист   –   ясный сокол», А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о царе Салтане», Жар­птица в сказке П. Ершова «Конек­Горбунок», Матеуш – попугай   в   сказке   Я.   Бжехвы   «Академия   Пана   Кляксы»,   сирены   в   греческих мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «Винни­Пух и все­все­ все» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.) Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки. В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» – вкусные булочки в форме птичек,   так   отмечали   начало   весны.   А   еще   весной   выпускали   на   волю   птиц, проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето): Жавороночки, прилетите к нам, Красно летичко принесите к нам, А зимушку унесите от нас.Синички – сестрички, Чечётки – тетки, Кулички – мужички, Скворцы – молодцы, Из­за моря к нам летите, Весну красную несите, С шёлковой травой, С жемчужною росой, С тёплым солнышком С пшеничным зёрнышком! Курлы, курлы, курлы! Летят, летят журавли! Курлы­си, курлы­си, По Руси! По Руси! Кукушечка, кукушечка, Серая ребушечка, Покукуй в лесу: «Ку, ку» – Сколько лет я проживу? Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками птиц   (приамурские   узоры,   скопинские   гончарные   изделия,   дымковская   и филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как таким   рисунком   украшаются   полезные   в   быту   вещи   (в   технике   вышивки, аппликации, росписи). –   Должен   ли   художник,   создающий   подобные   изображения,   знать   птиц,   их повадки?  Можно   ли   отнести   создание   такого   художественного   образа   к   жанру анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.) Наглядно   раскрыть   принцип   творческой   переработки   реальных   форм   в декоративные   с   помощью   методических   таблиц,   фотографий   живых   птиц   и изображений птиц (на изделиях). Объяснить,   что   птица   будет   выполнена   нарядно,   выразительно   и привлекательно,   если   художником   будут   учитываться   гармоничные   сочетания цветов в росписи. Рассмотреть методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и холодных сочетаний. III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов. Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы цветов   («теплые»,   Показывая   попарно   рядом расположенные   фломастеры,   спросить,   какой   из   них   «холодный»,   а   какой   «холодные»).   зеленые,«теплый»?   Тот   же   вопрос   задать   по   поводу   фломастеров,   расположенных   не рядом. – Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его более нежным? (Белый.) – А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чуть­чуть и очень осторожно.) IV. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   работа   учащихся:   «Птица   –   фантазия   «Сказочная птица». У ч и т е л ь.   Особое   условие   при   выполнении   работы:   вы   изображаете   свою птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать те краски   из   7 цветов   радуги,   которые   вам   подойдут,   и   дополнительно   получить смеси цветов на их основе. Также   условием   будет   выполнить   фон   в   противоположном   цвету   птицы колорите (птица в «теплом» цвете – фон в «холодном», и наоборот). Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения. V. Итоги урока. Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы, либо в виде прямоугольников (4–6 работ), придумать название. Уборка рабочих мест. Домашнее задание:  вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка). Нарисовать   «невиданного   зверя»   (рисунок   –   психологический   тест),   соединяя воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.