Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Сказочная птица" (4 класс)
«СКАЗОЧНАЯ ПТИЦА».
ИЗОБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ
Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: знакомство с образом сказочной птицы в русском фольклоре и
других народов мира; закрепление знаний о жанре анималистки; повтор изученного
о «теплых» и «холодных» цветах, цветовом круге, контрастных цветах;
закрепление умения пользоваться палитрой, техникой мазка, линией, пятном,
светлотными и цветовыми контрастами как средствами художественной
выразительности; развитие эстетического отношения к действительности,
фантазии и умения творчески преображать формы реального животного мира в
условнодекоративные.
О б о р у д о в а н и е у р о к а : для учащихся – гуашь (2–3 краски или холодная
или теплая гамма), крупные и мелкие кисти, большой лист бумаги (желательно
цветной, тонированной), фотографии и открытки с изображением птиц, книги на ту
же тему, сувениры, игрушки.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Сообщение темы урока. Знакомство с образом волшебной птицы в
русском фольклоре и других народов мира.
– Какие вы можете вспомнить образы сказочных птиц? («Финист – ясный
сокол», А. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна Лебедь в «Сказке о
царе Салтане», Жарптица в сказке П. Ершова «КонекГорбунок», Матеуш –
попугай в сказке Я. Бжехвы «Академия Пана Кляксы», сирены в греческих
мифах, птица Феникс в восточных сказках, Сова в книге «ВинниПух и всевсе
все» А. Милна (пер. Б. Заходера) и др.)
Целесообразно зачитать некоторые литературные отрывки.
В народном календаре, обычаях и обрядах народа образ птицы неотделим от
начала весны. Один из обычаев был печь «жаворонки» – вкусные булочки в форме
птичек, так отмечали начало весны. А еще весной выпускали на волю птиц,
проживших в доме человека зиму. Был обычай, весело заклиная птиц, петь песенки
про птиц (закличка – просьба замкнуть зиму, отомкнуть лето):
Жавороночки, прилетите к нам,
Красно летичко принесите к нам,
А зимушку унесите от нас.Синички – сестрички,
Чечётки – тетки,
Кулички – мужички,
Скворцы – молодцы,
Изза моря к нам летите,
Весну красную несите,
С шёлковой травой,
С жемчужною росой,
С тёплым солнышком
С пшеничным зёрнышком!
Курлы, курлы, курлы!
Летят, летят журавли!
Курлыси, курлыси,
По Руси! По Руси!
Кукушечка, кукушечка,
Серая ребушечка,
Покукуй в лесу: «Ку, ку» –
Сколько лет я проживу?
Показать изделия, фотографии вещей, украшенных стилизованными рисунками
птиц (приамурские узоры, скопинские гончарные изделия, дымковская и
филимоновская игрушки, птицы из щепы Архангельской области). Объяснить, как
таким рисунком украшаются полезные в быту вещи (в технике вышивки,
аппликации, росписи).
– Должен ли художник, создающий подобные изображения, знать птиц, их
повадки? Можно ли отнести создание такого художественного образа к жанру
анималистки? (Отчасти, так как форма декоративно перерабатывается.)
Наглядно раскрыть принцип творческой переработки реальных форм в
декоративные с помощью методических таблиц, фотографий живых птиц и
изображений птиц (на изделиях).
Объяснить, что птица будет выполнена нарядно, выразительно и
привлекательно, если художником будут учитываться гармоничные сочетания
цветов в росписи. Рассмотреть методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и
холодные цвета», как брать сочетания контрастных цветов, сближенных, теплых и
холодных сочетаний.
III. Выполнение упражнений на освоение «теплых» и «холодных» цветов.
Вспомнить радугу. Расположить в порядке ее цветов все фломастеры, которые
дети смогли найти дома (или старые цветные карандаши). Разделить на 3 группы
цветов («теплые»,
Показывая попарно рядом
расположенные фломастеры, спросить, какой из них «холодный», а какой
«холодные»).
зеленые,«теплый»? Тот же вопрос задать по поводу фломастеров, расположенных не
рядом.
– Какую краску нужно добавить к краскам, чтобы высветлить цвет, сделать его
более нежным? (Белый.)
– А какой цвет добавляем, чтобы приглушить яркость? (Черный, чутьчуть и
очень осторожно.)
IV. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся: «Птица – фантазия «Сказочная
птица».
У ч и т е л ь. Особое условие при выполнении работы: вы изображаете свою
птицу либо в холодном, либо в теплом колорите. Значит, вы должны выбрать те
краски из 7 цветов радуги, которые вам подойдут, и дополнительно получить
смеси цветов на их основе.
Также условием будет выполнить фон в противоположном цвету птицы
колорите (птица в «теплом» цвете – фон в «холодном», и наоборот).
Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется
фантазия детей, увлеченность процессом изображения.
V. Итоги урока.
Можно выполнить из работ учащихся коллективное панно либо в виде полосы,
либо в виде прямоугольников (4–6 работ), придумать название.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: вспомнить, посмотреть в детских книжках, фильмах, какие
бывают сказочные персонажи в образе животных, птиц (дракон, кентавр, русалка).
Нарисовать «невиданного зверя» (рисунок – психологический тест), соединяя
воедино элементы разных животных, птиц, насекомых и даже растений.