Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Три основных цвета" (4 класс)
ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА
Тема коллективной композиции «Цветы».
Форма организации коллективной деятельности:
индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
совместно
Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению.
Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь
лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к
предмету.
О б о р у д о в а н и е у р о к а: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.;
для учащихся – гуашь (3 цвéта – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая
бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши).
З р и т е л ь н ы й р я д: живые цветы; слайды цветов, цветущего луга;
наглядные пособия, демонстрирующие 3 основных цвéта и их смешение
(составные цвéта); методические таблицы, показывающие смешение цветов на
палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой
«Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: загадки по теме.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать друг
друга (учитель и ученики) стоя. Выкрики с места ответом не считаются,
учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку.
Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.).
II. Беседа по теме урока.
Первый урок вводный, поэтому учитель в самом начале проводит
короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем
и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать и т. д.
В общих чертах необходимо ознакомить с содержанием уроков
изобразительного искусства, выявить уровень знаний, умений и навыков в
этой области.
У ч и т е л ь. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка
искусства, развивать познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет
игра и 3 «мастерабрата» (куклы) – Мастер Постройки, Мастер Изображения
и Мастер Украшения.1) Многоцветие мира – радость. Это первое, что на этом уроке нужно
усвоить и прочувствовать детям.
2) Многоцветие мира порождено тремя основными цветами. И это для
детей – основное открытие первого урока, ведь все обилие цвета осенних
букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире)
может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться
многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не
механически раскрашивая готовыми красками.
3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги
занимается изображением, создается живописная фактура на всей
поверхности листа. Дети сразу должны уйти от «полоски снизу» (якобы
земли) и пустоты сверху. Именно поэтому лучше всего изображать «луг
сверху».
Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже
есть, поэтому изученное ранее надо напомнить, систематизировать.
Проверить, что ученики приготовили к уроку. Готовность к уроку – это
обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик.
У ч и т е л ь. Когда человек работает, он часто использует какиенибудь
инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также
использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые
будете использовать и вы. Я загадываю з а г а д к у, а ваш ответ подскажет, что
это:
Черный Ивашка –
Деревянная рубашка,
Где носом поведет,
Там заметку кладет. (Карандаш.)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой,
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.)
Белый камушек растаял,
На доске следы оставил. (Мел.)
Если ей работу дашь –
Зря трудился карандаш. (Резинка.)
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, – красота. (Краски, цветные карандаши.)
А также есть другие инструменты художника:
● Бумага – она бывает разного размера, цвета и фактуры (на ощупь).
Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования.
● Линейка – преимущественно берем около 25 см, нескользкую,
прозрачную, с хорошо видимыми делениями. Лекала – криволинейные
линейки.
● Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша.
● Палитра – небольшой кусок доски у художников, а у нас – из
пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена
для получения новых цветов.
● Фломастеры, маркёры – используют как вспомогательный материал
для контуров, мелких деталей, обводки.
Необходимы художнику и тряпочки – для промокания кистей и уборки
рабочего места, а также фартуки.
Что еще надо знать?
Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь
акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они
(кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти
ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого
цвета, без вкраплений – крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые,
пастельные.
– Какие из этих «инструментов» есть у вас?
– Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому
приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите
стать настоящими художниками. Акварель с палитрой, альбом, кисти,
карандаш, резинка – наши основные материалы.
Некоторые п р а в и л а работы:
● аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
● смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
● никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой
краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
● нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго
держать опущенной в воде (искривится волос);● карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и
без сильного нажима.
III. Работа над заданием.
С а м о с т о я т е л ь н а я работа учащихся.
Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями
крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а
придумывать на основе натуры.
Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без
предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цветá», на
схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый,
сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.
– Можете ли вы привести еще примеры, ребята?
Рассматривая живые цветы, дети называют, какого цвета их лепестки,
определяют оттенки сплошного цвета (синезеленый, желтооранжевый,
краснокоричневый).
Литературные образы. З а г а д к а:
Разноцветные ворота
На лугу построил ктото,
Но пройти в них нелегко,
Те ворота высоко.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три –
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можно их нарисовать? (Радуга.)
– А вот маленькие стихотворные с к а з к и:
Не во сне, а наяву –
Что же здесь такого? –
Я на радуге живу
В домике лиловом.
Выбегаю поутру
В бежевых сапожках,
Ем в сиреневом бору
Алую морошку.
С листьев падает роса
В тёмносиней чаще,
Филин жёлтые глаза
На меня таращит.
Там, где свищут соловьиВ закоулках бора,
Пробираются ручьи
К розовым озёрам,
Машет белка за кустом
Фиолетовым хвостом,
Белорыбицы плывут
Под вишнёвый мостик.
Я на радуге живу,
Приходите в гости.
Т. Белозёрова
БУКЕТ
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком,
У нее высокий стебелёк,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком нагретый василёк.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой.
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздикой полевой.
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню, –
Ей на речку хочется самой,
Но ромашка с васильками вянет.
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки –
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо.
Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зелёной кружке
Первый Таней собранный букет.
З. Александрова
РОМАШКИ
Рыжие макушки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
ФИАЛКА
У фиалки нежный аромат.И над лесом, может быть, от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
В. Орлов
IV. Составление коллективной композиции.
В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а
также при хорошей подготовке детей, можно усложнить з а д а н и е: за 10–20
минут до конца урока изображения цветов вырезать и приклеить на общем
листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать
бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора.
Вырезать, приклеить.
Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы
составления коллективных композиций.
выполняя задание
индивидуально, могут до конца урока не догадываться об участии в
коллективной работе. Коллективная композиция, выставленная учителем в
конце урока на доске, становится для них приятной неожиданностью.
Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так
как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства»,
которым можно украсить интерьер школы.
Дети,
V. Итоги урока.
При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли
передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою
наблюдательность и графические навыки.
Анализируя выполненную детьми коллективную композицию, учитель
отмечает разнообразие оттенков цветов, которое получается от смешения
одних и тех же красок, обращает внимание детей на красоту большой
совместной работы – композиции, которая будет украшать стены школы и
дарить всем хорошее настроение.
Домашнее задание: понаблюдать в жизни красоту цветовых
оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов
(листья, овощи и фрукты).