Конспект урока по изобразительному искусству "Три основных цвета" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Три основных цвета" (4 класс)
Иконка файла материала Три основных цвета.docx
ТРИ ОСНОВНЫХ ЦВЕТА  Тема коллективной композиции «Цветы». Форма   организации   коллективной   деятельности:  индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости. совместно­ Вид занятий: рисование по памяти и впечатлению. Цели и задачи: изобразить цветы, заполняя крупными изображениями весь лист бумаги (без предварительного рисунка); воспитание любви и интереса к предмету. О б о р у д о в а н и е   у р о к а: для учителя – гуашь, акварель, кисти и пр.; для учащихся – гуашь (3 цвéта – желтая, красная, синяя краски), кисти, белая бумага, ножницы, клей, акварель (при отсутствии гуаши). З р и т е л ь н ы й   р я д:   живые   цветы;   слайды   цветов,   цветущего   луга; наглядные   пособия,   демонстрирующие   3   основных   цвéта   и   их   смешение (составные цвéта); методические таблицы, показывающие смешение цветов на палитре и перенос нового цвета на бумагу; репродукции с картин: Ф. Толстой «Букет цветов, бабочек и птичек», И. Хруцкий «Цветы и плоды» и др. Л и т е р а т у р н ы й   р я д: загадки по теме. Х о д   у р о к а I. Организация класса. Проверка отсутствующих, готовности к уроку. Напомнить порядок работы и поведения на уроке: приветствовать  друг друга   (учитель   и   ученики)   стоя.   Выкрики   с   места   ответом   не   считаются, учитель спрашивает тех, кто спокойно поднимает руку. Техника безопасности на уроке (карандаши, кисти, краски, ножницы и пр.). II. Беседа по теме урока. Первый   урок   вводный,   поэтому   учитель   в   самом   начале   проводит короткую беседу с детьми. Он спрашивает детей, что они рисовали дома, чем и по чему рисовали, что им особенно нравится рисовать и т. д. В   общих   чертах   необходимо   ознакомить   с   содержанием   уроков изобразительного   искусства,   выявить   уровень   знаний,   умений   и   навыков   в этой области. У ч и т е л ь. В течение всего года мы будем познавать образный строй языка искусства, развивать  познание красоты жизни. Помогать нам в этом будет игра и 3 «мастера­брата» (куклы) – Мастер Постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения.1) Многоцветие   мира   –   радость.   Это   первое,   что   на   этом   уроке   нужно усвоить и прочувствовать детям. 2) Многоцветие   мира   порождено   тремя   основными   цветами.   И   это   для детей – основное  открытие первого  урока,  ведь  все обилие  цвета осенних букетов, цветов, принесенных в класс (да и остального в окружающем мире) может быть воссоздано на бумаге смесями этих трех красок. Чтобы добиться многообразия цвета, «учимся быть живописцами», пользуясь палитрой, а не механически раскрашивая готовыми красками. 3) И, наконец, на данном уроке также важно следующее: весь лист бумаги занимается   изображением,   создается   живописная   фактура   на   всей поверхности   листа.   Дети   сразу   должны   уйти   от   «полоски   снизу»   (якобы земли)   и   пустоты   сверху.   Именно   поэтому   лучше   всего   изображать   «луг сверху». Дети учатся уже второй год, значит, некоторые знания и навыки у них уже есть,   поэтому   изученное   ранее   надо   напомнить,   систематизировать. Проверить,   что   ученики   приготовили   к   уроку.   Готовность   к   уроку   –   это обязательное требование, которое должен выполнять каждый ученик. У ч и т е л ь.   Когда   человек   работает,   он   часто   использует   какие­нибудь инструменты (ПК, молоток, иглу и др.). Когда работает художник, он также использует инструменты. Давайте назовем некоторые инструменты, которые будете использовать и вы. Я загадываю з а г а д к у, а ваш ответ подскажет, что это: Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш.) Разноцветные сестрицы Заскучали без водицы. Дядя длинный и худой Носит воду бородой, И сестрицы вместе с ним Нарисуют дом и дым. (Кисточка и краски.) Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Мел.) Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Резинка.) Свою косичку без опаски Она обмакивает в краски, Потом окрашенной косичкой В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, – красота. (Краски, цветные карандаши.) А также есть другие инструменты художника: ● Бумага –   она   бывает   разного   размера,   цвета   и   фактуры   (на   ощупь). Чаще всего покупают белую бумагу в альбомах или в папках для рисования. ● Линейка –   преимущественно   берем   около   25   см,   нескользкую, прозрачную,   с   хорошо   видимыми   делениями.   Лекала   –   криволинейные линейки. ● Циркуль – лучше пластмассовый, с регулируемой толщиной карандаша. ● Палитра –   небольшой   кусок   доски   у   художников,   а   у   нас   –   из пластика, керамической плитки, оргстекла, блюдца, бумаги. Предназначена для получения новых цветов. ● Фломастеры, маркёры  – используют как вспомогательный материал для контуров, мелких деталей, обводки. Необходимы художнику и  тряпочки  – для промокания кистей и уборки рабочего места, а также фартуки. Что еще надо знать? Краски   бывают   разные,   но   для   юного   художника   достаточно   иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных, они (кисти) подразделяются на круглые и плоские, по номерам. (Показать кисти ученикам в качестве примера.) Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета, без вкраплений – крупинок. Мелки бывают, кроме цветных, восковые, пастельные. – Какие из этих «инструментов» есть у вас? – Ребята, вам некоторые из этих предметов тоже понадобятся, поэтому приготовьте их к следующему уроку (или в течение сентября), если вы хотите стать   настоящими   художниками.   Акварель   с   палитрой,   альбом,   кисти, карандаш, резинка – наши основные материалы. Некоторые  п р а в и л а   работы: ● аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос; ● смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть; ● никогда   нельзя   пачкать   краски   грязной   кисточкой   (то   есть   в   другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру; ● нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);● карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима. III. Работа над заданием. С а м о с т о я т е л ь н а я   работа учащихся. Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры. Нарисовать   цветы,   заполняя   крупными   изображениями   весь   лист   (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии. Учитель   обращает   внимание   на   созвучие   слов   «цветы»   и   «цветá»,   на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п. – Можете ли вы привести еще примеры, ребята? Рассматривая   живые   цветы,   дети   называют,   какого   цвета   их   лепестки, определяют   оттенки   сплошного   цвета   (сине­зеленый,   желто­оранжевый, красно­коричневый). Литературные образы. З а г а д к а: Разноцветные ворота На лугу построил кто­то, Но пройти в них нелегко, Те ворота высоко. Постарался мастер тот, Взял он красок для ворот Не одну, не две, не три – Целых семь, ты посмотри. Как ворота эти звать? Можно их нарисовать? (Радуга.) – А вот маленькие стихотворные  с к а з к и: Не во сне, а наяву – Что же здесь такого? – Я на радуге живу В домике лиловом. Выбегаю поутру В бежевых сапожках, Ем в сиреневом бору Алую морошку. С листьев падает роса В тёмно­синей чаще, Филин жёлтые глаза На меня таращит. Там, где свищут соловьиВ закоулках бора, Пробираются ручьи К розовым озёрам, Машет белка за кустом Фиолетовым хвостом, Белорыбицы плывут Под вишнёвый мостик. Я на радуге живу, Приходите в гости. Т. Белозёрова БУКЕТ Побежала Таня за цветами, Свой букет она подарит маме. Вот ромашка с золотым сердечком, У нее высокий стебелёк, Рядом с нею синий, будто речка, Солнышком нагретый василёк. Колокольчик в шапочке лиловой Весело кивает головой. Одуванчик, улететь готовый, Шепчется с гвоздикой полевой. Всех цветов не сосчитать в букете! Жарко в поле, солнце ярко светит. Девочки зовут купаться Таню, – Ей на речку хочется самой, Но ромашка с васильками вянет. Надо их скорей нести домой. Надо ей бежать без остановки – Солнышко пригрело горячо, И ромашки светлые головки Положили Тане на плечо. Добежала до дому Танюшка, Бабочка за ней влетела вслед. И теперь стоит в зелёной кружке Первый Таней собранный букет. З. Александрова РОМАШКИ Рыжие макушки, Белые рубашки. По лесной опушке Разбрелись ромашки. ФИАЛКА У фиалки нежный аромат.И над лесом, может быть, от этого Нежный фиолетовый закат, Ароматный воздух фиолетовый. В. Орлов IV. Составление коллективной композиции. В школах, где есть возможность провести два и более уроков в неделю, а также при хорошей подготовке детей, можно усложнить   з а д а н и е: за 10–20 минут до конца урока изображения цветов вырезать и приклеить на общем листе формата А4, фон зеленый (цветная бумага, загрунтованная). Нарисовать бабочек (развернутых), обращая внимание не на симметрию, а яркость узора. Вырезать, приклеить. Целесообразно показать ученикам схемы, отражающие основные принципы составления   коллективных   композиций.   выполняя   задание индивидуально,   могут   до   конца   урока   не   догадываться   об   участии   в коллективной   работе.  Коллективная   композиция,  выставленная   учителем   в конце   урока   на   доске,   становится   для   них   приятной   неожиданностью. Большая и красивая, она приносит учащимся чувство радости и гордости, так как дети осознают сопричастность к настоящему «произведению искусства», которым можно украсить интерьер школы.   Дети, V. Итоги урока. При   подведении   итогов   урока   учитель   подчеркивает,   как   дети   смогли передать   красоту   цветов,  используя  3  основные   цвета,  как   проявили   свою наблюдательность и графические навыки. Анализируя   выполненную   детьми   коллективную   композицию,   учитель отмечает   разнообразие   оттенков   цветов,   которое   получается   от   смешения одних   и   тех   же   красок,   обращает   внимание   детей   на   красоту   большой совместной  работы – композиции, которая  будет  украшать  стены школы  и дарить всем хорошее настроение. Домашнее   задание:  понаблюдать   в   жизни   красоту   цветовых оттенков и запомнить, где можно увидеть смешение трех основных цветов (листья, овощи и фрукты).