Бумага – доступный для любого ребёнка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применении разных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образцы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.Конспект урока по изобразительному искусству "Узоры паутины" (4 класс)
«УЗОРЫ ПАУТИНЫ».
Вид занятий: рисование узора паутинки.
Цели и задачи: ознакомить с деятельностью художников по украшению,
преобразованию окружающего мира на основе прообразов из природы; дать
общее понятие о дизайне; выбор единого изобразительного материала и техники
изображения для фона и изображения узора; укрепление межпредметных связей
(литература, естествознание); дать представление об использовании линейной и
центральной симметрии; отработка графических навыков.
О б о р у д о в а н и е у р о к а : тонированная бумага (или белая), уголь, пастель,
мел (если бумага черная), тонкая кисть, тушь или гуашь (один цвет), лак для
волос, сладкая вода.
Х о д у р о к а
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
На уроке беседа ведется от имени Мастера Украшения, рассказывающего об
истоках работы художника, о том, что украшение, красота, используется самой
природой, ею рождена; человек наблюдает, заимствует у природы и продолжает
ее работу, создавая свой вещественный мир.
Дети могут (с помощью учителя) догадаться, что именно в природе художник
находит образы кружев, узоров для тканей, платьев, обоев, ювелирных
украшений, предметов быта и т. д.
У ч и т е л ь. Посмотрите, как природа умеет себя украсить. Снежинки – они
хрупки и изящны. И ни один узор в них не повторяется. Сосульки, как
хрустальные подвески, украшают наши дома зимой. Морозные узоры на стекле
тоже похожи на украшения. Они напоминают сказочные деревья, цветы. В
глубинах океана живут удивительные создания: раковины, морские звезды,
рыбы, водоросли. И их природа украсила ярко и пестро. А как много
украшенных созданий в лесу, поле: природа щедро украсила листья, цветы и
многих лесных жителей!
– А видели ли вы в лесу, поле паутинки? В их нежных нитях можно
разглядеть листочки, капли дождя, росу, запутавшихся насекомых. Паутинки
тоже украшение леса.
З а г а д к и:
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит. (Паук.)
Одежды не шью,А ткань всегда тку. (Паук.)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка.)
Какой это мастер
На стекле нанёс
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)
Муха охнула сперва:
– Ах, какие кружева!
А попала в кружева –
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).
Не снег и не лед,
А серебром деревья уберёт. (Иней.)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Это – клён, а это – ива,
Вот и пальма предо мной.
Как рисует он красиво
Белой краскою одной! (Мороз.)
Утром бусы засверкали
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса.)
III. Работа над заданием.
Дети изображают паутинки с помощью принесенных ими материалов.
Возможны несколько в а р и а н т о в рисунка:
а) на белой бумаге, тушь, пастель, уголь, гуашь;
б) тем же, но на тонированной бумаге;
в) на черной бумаге белым мелом с закреплением (лак для волос, сладкая
вода).
Этапы рисования узора паутинки:
1) лист расположить горизонтально;
2) вписать в него квадрат (его сторона почти равна меньшей стороне листа);
3) поделить лист вертикально, горизонтально, пополам по двум диагоналям;
4) затем рисовать узор паутинки (либо прямыми, либо вогнутыми линиями);
5) дорисовать узор дополнительными элементами (паучок, насекомые).Если паутинку нарисовать разноцветными мелками, будет похоже, что она
освещена солнцем.
IV. Итоги урока.
Просмотр, анализ выполненных работ, отбор лучших.
Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: посмотреть, какие из природных мотивов можно
угадать в различных украшениях, встречаемых детьми вокруг.