Постичь символическую картину жизни, которую мастерски изобразил великий писатель. Обратить внимание на символическое и реальное сказки- были, на две линии борьбы добра и зла и ее разрешении как в жизни вообще, так и в конкретной ситуации. Развивать метопредметные знания. Игровая форма урока.
Конспект урока по литературе 6 класс
Тема урока:»М.Пришвин «Кладовая солнца» Вера писателя в человека доброго и мудрого
хозяина природы.
Цель урока: проследить путь, который проделали по Блудову болоту Настя и Митраша.
Посмотреть, как на действия детей реагирует природа, что она им предсказывает.
Планируемый результат: постичь символическую картину жизни, которую мастерски изобразил
великий писатель. Обратить внимание на символическое и реальное сказки были, на две линии
борьбы добра и зла и ее разрешении как в жизни вообще, так и в конкретной ситуации.
Оборудование: макеты болотных кочек с заданиями, рисунок Насти и Митраши, кроссворд, текст
для восстановления, картинки с болотными растениями.
1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы ребята отправимся с вами в трудный путь по
болоту, вместе с Настей и Митрашей, героями сказки были М. Пришвина «Кладовая
солнца».
Работа по учебнику: найдите в тексте описания этих ребят и прочитайте их.
Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель?
Золотая.
Как вы думаете, почему?
Золотая значит солнечная. Автор подчеркивает в ней светлое, солнечное начало.
Какими эпитетами автор характеризует Митрашу?
Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Этот мадьчик был
упраямый и сильный.
2. Итак, дети в предрассветный час пришли на болото. Давайте и мы с вами
последуем за ними. Чтобы аккуратно пройти и не провалиться в болото
необходимо выполнить задания, которые спрятали в болотных кочках.
1 кочка.
С какими деревьями, растущими на болоте, встретились наши герои и почему?
Найдите доказательства в тексте.
Брат и сестра Настя и Митраша. Ель и сосна растут в неподходящем для
деревьев месте на болоте. Сироты дети осиротевшими выглядят и деревья. Дети
ссорятся и мирятся. Ветками ранет друг друга деревья, а дети словами. Но
ссоры между детьми редко, чаще они проводят время мирон; так и деревья, даже
«ветки перекинули друг на друга, как мостики».
Значит на болоте выросли ель и сосна, растения, которые обычно растут в лесу.
А какие растения растут на болоте.
Рассказ о болотных растениях.
2 кочка.
Всегда ли природа благожелательна к человеку? Когда мы это видим впервые?
чтение отрывка про облака.
Какой из этого можно сделать вывод?
Впереди детей ждут препятствия.
3 кочка.
Какую тропу выбирает Настя? Почему? Как это характеризует девочку?
Подтвердите текстом.
Настя идет по общей тропе. Это значит, что и в своей жизни Настя пройдет, как
большинство других людей.
А что у Насти в руках?
Большая корзинка.Найдите в тексте место, в котором описывается, как Настя собирает ягоду, о
какой черте девочки помогает судить это описание?
А как Настя очнулась?
4 кочка.
А Митраша какую тропу выбрал? О какой черте характера мальчика это
говорит? Что можно предсказать в дальнейшей судьбе этого мальчика?
Митраша живет своим умом. Мало кто ходит по еле заметной тропинке,
которую он выбрал. И вот он в Слепой елани, куда залез сам, отбросив
человеческий опыт другакомпаса, травы белоус.
5 кочка.
Разгадывание кроссворда.
1. Какая первая птица встретилась детям у Лежачего камня?
2. Кто прогнал тетерева?
3. Кто такой Серый помещик/
4. Увидев кого, опомнилась Настя?
5. Кто из птиц откликнулся на зов Митраши, провалившегося в болото, и «начал
на него наступление»?
6. Кого гоняла собака, перед тем как прийти на помощь мальчику?
В
Р
О
Г
О
З
Т
Р
А
В
К
А
Е
О
Д
О
И
Й
Т
Н
Ю
Л
Ц
Е
К
К
А
С
О
Е
В
Р
А
Прочитайте, чья кличка вписана в выделенном столбике? Какое место в жизни
детей она сыграла?
Чья собака Травка?
А кто такой Антипыч?
Какую «правду жизни» передает Травка детям?
Вывод: друг самое ценное в жизни и показывает это на собственном примере
А вы знаете, что в эпизоде спасения Митраши Пришвин описывает случай
,который однажды произошел с ним самим. Это было в начале 40х годов, в
ПереславлеЗалесском. С утра Пришвин пошел на болото поохотиться с собакой.
Он возвращался домой по слабо натоптанной тропинке и провалился в торфяное
«окно». Мощный пойнтер Ромка пришел в восторг, потому что хозяина стал ниже
него ростом. Пришвин погружался в трясину. Несколько задержать погружение
удалось подложенным под мышки ружьем. Пришвин позвал Ромку, но он не
подходил. И тогда Михаил Михайлович пошел на хитрость, он замер, не
показывая признаков жизни. Собака приблизилась и стала его обнюхивать, и в это
момент Пришвин схватил Ромку за заднюю лапу. В ужасе мощный пес рванулся
со страшной силой и наполовину вытянул хозяина на луговину.
Итог урока: Какие выводы сделали для себя дети после своего похода на болото?
Как это видно по их поведению?
Как же достигается великое единство человека и природы?
3. Домашнее задание. Оценки.