Конспект урока по литературе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.09.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Постичь символическую картину жизни, которую мастерски изобразил великий писатель. Обратить внимание на символическое и реальное сказки- были, на две линии борьбы добра и зла и ее разрешении как в жизни вообще, так и в конкретной ситуации. Развивать метопредметные знания. Игровая форма урока.
Иконка файла материала литература (1).docx
Конспект урока по литературе­ 6 класс  Тема урока:»М.Пришвин «Кладовая солнца» Вера писателя в человека­ доброго и мудрого  хозяина природы. Цель урока: проследить путь, который проделали по Блудову болоту Настя и Митраша.  Посмотреть, как на действия детей реагирует природа, что она им предсказывает. Планируемый результат: постичь символическую картину жизни, которую мастерски изобразил  великий писатель. Обратить внимание на символическое и реальное сказки­ были, на две линии  борьбы добра и зла и ее разрешении как в жизни вообще, так и в конкретной ситуации. Оборудование:  макеты болотных кочек с заданиями, рисунок Насти и Митраши, кроссворд, текст для восстановления, картинки с болотными растениями. 1. Вступительное слово учителя: Сегодня мы ребята отправимся с вами в трудный путь по  болоту, вместе с Настей и Митрашей, героями сказки­ были М. Пришвина «Кладовая  солнца». Работа по учебнику: найдите в тексте описания этих ребят и прочитайте их. ­Какой эпитет при описании Насти повторяет писатель? ­ Золотая. ­ Как вы думаете, почему? ­Золотая­ значит солнечная. Автор подчеркивает в ней светлое, солнечное начало. ­ Какими эпитетами автор характеризует Митрашу? ­Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Этот мадьчик был  упраямый и сильный. 2. Итак, дети в предрассветный час пришли на болото. Давайте и мы с вами  последуем за ними. Чтобы аккуратно пройти и не провалиться в болото  необходимо выполнить задания, которые спрятали в болотных кочках. 1 кочка. С какими деревьями, растущими на болоте, встретились наши герои и почему?  Найдите доказательства в тексте. Брат и сестра­ Настя и Митраша. Ель и сосна­ растут в неподходящем для  деревьев месте­ на болоте. Сироты дети­ осиротевшими выглядят и деревья. Дети ссорятся и мирятся. Ветками ранет друг друга  деревья, а дети словами. Но  ссоры между детьми редко, чаще они проводят время мирон; так и деревья, даже  «ветки перекинули друг на друга, как мостики». ­ Значит на болоте выросли ель и сосна, растения, которые обычно растут в лесу.  А какие  растения растут на болоте. ­ Рассказ о болотных растениях. 2 кочка. ­Всегда ли природа благожелательна к человеку? Когда мы это видим впервые? ­ чтение отрывка про облака. ­ Какой из этого можно сделать вывод? ­ Впереди детей ждут препятствия. 3 кочка. ­Какую тропу выбирает Настя? Почему? Как это характеризует девочку?  Подтвердите текстом. ­ Настя идет по общей тропе. Это значит, что и в своей жизни Настя пройдет, как  большинство других людей. ­ А что у Насти в руках? ­ Большая корзинка.­Найдите в тексте место, в котором описывается, как Настя собирает ягоду, о  какой черте девочки помогает судить это описание? ­ А как Настя очнулась? 4 кочка. ­ А Митраша какую тропу выбрал? О какой черте характера мальчика это  говорит? Что можно предсказать в дальнейшей судьбе этого мальчика? ­Митраша живет своим умом. Мало кто ходит по еле заметной тропинке,  которую он выбрал. И вот он в Слепой елани, куда залез сам, отбросив  человеческий опыт друга­компаса, травы белоус. 5 кочка. Разгадывание кроссворда. 1. Какая первая птица встретилась детям у Лежачего камня? 2. Кто прогнал тетерева? 3. Кто такой Серый помещик/ 4. Увидев кого, опомнилась Настя? 5. Кто из птиц откликнулся на зов Митраши, провалившегося в болото, и «начал на него наступление»? 6. Кого гоняла собака, перед тем как прийти на помощь мальчику? В Р О Г О З Т Р А В К А Е О Д О И Й Т Н Ю Л Ц Е К К А С О Е В Р А ­ Прочитайте, чья кличка вписана в выделенном столбике? Какое место в жизни  детей она сыграла? ­ Чья собака­ Травка? ­ А кто такой Антипыч? ­ Какую «правду жизни» передает Травка детям? Вывод: друг­ самое ценное в жизни и показывает это на собственном примере ­ А вы знаете, что в эпизоде спасения Митраши Пришвин описывает случай  ,который однажды произошел с ним самим. Это было в начале 40­х годов, в  Переславле­Залесском. С утра Пришвин пошел на болото поохотиться с собакой.  Он возвращался домой по слабо натоптанной тропинке и провалился в торфяное  «окно». Мощный пойнтер Ромка пришел в восторг, потому что хозяина стал ниже него ростом. Пришвин погружался в трясину. Несколько задержать погружение  удалось подложенным под мышки ружьем. Пришвин позвал Ромку, но он не  подходил. И тогда Михаил Михайлович пошел на хитрость, он замер, не  показывая признаков жизни. Собака приблизилась и стала его обнюхивать, и в это момент Пришвин схватил Ромку за заднюю лапу. В ужасе мощный пес рванулся  со страшной силой и наполовину вытянул хозяина на луговину. Итог урока: Какие выводы сделали для себя дети после своего похода на болото? Как это видно по их поведению? Как же достигается великое единство человека и природы? 3. Домашнее задание. Оценки.

Посмотрите также