Конспект урока по литературе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

7 класс Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов». Цели урока: - выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме М.Ю. Лермонтова; - формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах; - воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства. Оборудование урока: - учебник под редакцией В.Я. Коровиной; - иллюстрации; - раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв).
Иконка файла материала конспект урока по литературе 7 класс.docx
Конспект урока по литературе 7 класс Тема: «Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном  Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов». Цели урока: ­ выявить значение «нравственного поединка», его роль в поэме  М.Ю. Лермонтова; ­ формировать знания учащихся о достоинстве и нравственных идеалах; ­ воспитывать у учащихся чувство собственного достоинства. Оборудование урока: ­ учебник под редакцией В.Я. Коровиной; ­ иллюстрации; ­ раздаточный материал (рассказ об истории кулачных боёв). Ход урока: I. Организационный момент. Приветствие учащихся, объявление темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания. 2 ученика рассказывают отрывки наизусть из «Песни…» III. Лексическая работа. На доске записаны понятия, а учащиеся работают над значением данных понятий (нравственность, нравственный, поединок, песня, поэма, достоинство, идеал,  благородство, мужество, честь, честный, смелый, былина, иллюстрация). IV. Работа с текстом. А). На восприятие.Слово учителя: Что такое нравственный идеал? Каждый из нас выбирает ту или  иную манеру поведения, модель действий. Для одних – это что­то хорошее, для  других – плохое. Какой же нравственный идеал у каждого человека? Это то, к  чему человек стремится. Читая поэму М.Ю. Лермонтова, мы можем это  определить. Недаром Михаил Юрьевич обращается к старинным временам,  приводит нам в пример сильных, мужественных, благородных людей, для  которых важно защищать не только свою честь, но и честь своей семьи.  Впоследствии такие люди становились народными идеалами. ­ Как вы думаете, кто их героев поэмы подходит под данную характеристику?  (Калашников). Слово учителя: Так в чём же проявляется благородство Калашникова, какова  позиция самого М. Лермонтова в поэме, ­ обо всём этом мы будем говорить на  уроке. Итак, ­ Какое чувство у вас осталось после прочтения поэмы? ­ Какой из героев запомнился вам больше всего? Почему? Что это за человек? Б). Работа над теорией литературы. Как вы уже знаете, ребята, жанром «Песни про купца Калашникова» яляется  поэма. ­ А что такое поэма? ­ Почему М.Ю. Лермонтов называет её песней? (Действительно, здесь собраны и  поэтические переработанные народные песни, былины, сказы о грозном царе  Иване IV, в ней мы видим отзвук народной, разбойничьей лирики. Фольклорным  источником лермонтовской поэмы считают так называемые исторический песни  об Иване Грозном. В то же время повествование ведётся от лица гусляров,  которые тешат этой песней «боярина Матвея Ромодановского» и православный  народ, получают за своё исполнение подарки и угощения в течение 3 дней и 3  ночей). ­ Найдите строки, которые позволяют автору назвать её песней. Ребята, вы все прочитали поэму, поэтому обратимся к её содержанию. Беседа:­ Какова тема «Песни…» М. Лермонтова? (История, которая произошла с  купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем). ­ А какая это история? (Трагическая). ­ Какова основная мысль «Песни…»? (Т.е. здесь мы можем проследить позицию  автора: увидеть тех героев, кого Лермонтов защищает, кому сочувствует, кого  осуждает). ­ О каких героях мы узнаём из « Песни…»? В). Работа над образной системой. 1. Кирибеевич (опричник): ­ Где мы впервые встречаемся с Кирибеевичем? Каким он нам представляется?  (ответы подтверждайте текстом). (Обратить внимание на эпитеты и сравнения!) Чтение отрывка на стр. 77. ­ Почему Кирибеевич не веселится со всеми, не радуется, а сидит грустным. Что  или кто является этому причиной? ­ Но что главного не сказал Кирибеевич Ивану Грозному? (Алёна Дмитриевна  была замужем). ­ Почему он так поступил? Откуда мы об этом узнаём? (Из песни гусляров,  чтение стр. 77). 2. Калашников (купец): ­ Какой герой в поэме противопоставляется Кирибеевичу? ­ Где мы впервые встречаемся с Калашниковым? Что это за купец? (Работа с  текстом). Сравнение Кирибеевича и Калашникова (социальное положение, внешность). Слово учителя: Мы видим, что это совершенно два разных человека. И пусть  Калашников не богат материально, в отличии от Кирибеевича, который ходит в  дорогих нарядах; но зато Степан Парамонович богат духовно, он обладает  духовной красотой, он является благородным защитником своей семьи, своей  чести, в отличии от Кирибеевича, который не заслуживает ни уважения, ни  признательности.Таким образом, истинно народным героем является купец Калашников. ­ Но в чём же заключается трагедия Калашникова? ­ Что видит он, придя домой? Что произошло с его женой? ­ На что решается Калашников, чтобы защитить честь своей жены, и тем самым  свою честь? (На поединок). Г). Выступление подготовленного ученика с сообщением об истории  кулачных боёв. Д). Выразительное чтение сцены поединка (стр. 85­87). Беседа: ­ Как ведут себя Кирибеевич и Калашников перед боем? ­ Как характеризует Лермонтов речь Калашникова? (стр. 86). Что для него  главное? (Система ценностей: бог, товарищи, жена, семья. Преступить  нравственный закон считалось грехом). ­ С чем сравнивает автор умирающего Кирибеевича? (стр. 87). ­ А что же такое поединок? (Борьба двух противников). ­ Можно ли данный поединок назвать нравственным? Почему? Работа с понятиями «поединок» и «нравственность». Запись определений в  тетрадь. ­ Что же вышел защищать Калашников? Какие нравственные идеалы? Что для  него было важным? (Честь свою, своей жены, достоинство, свою семью). Е). Работа с иллюстрациями на доске. Беседа: ­ Какова роль Ивана Грозного в кульминационном моменте, т.е. поединке? Как  вы думаете, почему автор делает царя Ивана Васильевича непосредственным  участником этого поединка? (Т. к. царь является символом власти, культуры,  уклада жизни того времени).­ Как царь воспринимает смерть своего опричника? Кто такой опричник для  Ивана Грозного? (Как трагедию, т.к. Кирибеевич был для царя правой рукой). ­ Как поступает Иван Грозный с Калашниковым, его семьёй? Почему?  (Калашников по совести ему ответил; но казнит за то, что он убил его опричника, тем самым нарушив правила кулачного боя, т.е. совершил убийство, а не просто  развлекал царя). V. Итоги урока. ­ Для чего М.Ю. Лермонтов вводит поединок между главными героями,  названный нравственным? Какова его роль в поэме? ­ Какова позиция М.Ю. Лермонтова в поэме? (Поэма пронизана нотками горечи  и сострадания. Так проявляется позиция автора: он сочувствует купцу  Калашникову, горю, которое с ним приключилось. И в то же время Лермонтов  гордится своим главным героем, т.к. тот, идя на верную смерть, защищает честь  своей жены, семьи, и именно здесь проявляется его чувство собственного  достоинства). VI. Вывод учителя: Таким образом, поэма провозглашает вечные ценности (уважение сильных,  удалых, благородство, справедливость), без которых никак не может быть  нравственного идеала. Не хочется, чтобы сила применялась не по адресу. И нет,  наверное, человека, который бы хотел походить на обманщика, эгоиста и  криводушного Кирибеевича. VII. Домашнее задание: мини­сочинение на тему «Читая поэму М.Ю.  Лермонтова…». VIII. Выставление оценок за урок.

Посмотрите также