Конспект урока по литературе 5 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
12.02.2017
Конспект урока по литературе 5 класс
Конспект разработан в форме технологической карты. разработан в соответствии с ФГОС второго поколения. Тема урока : Николай Алексеевич Некрасов "Отрывок из поэмы"Мороз, Красный нос". Есть женщины в русских селеньях...". Основной вид работы - групповой, дифференцированный. Тип урока: урок «открытия» нового знания.
литер. 5 класс.doc
Конспект урока  Класс: 5 Предмет: литература Дата: 15.12.2016 г. Тема: Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный Нос») Цели: = продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; = развивать навыки анализа лирического произведения; = формировать читательские навыки, свое отношение к прочитанному; = воспитывать чувство любви к русской поэзии. Планируемые результаты:  Предметные:   = формировать умение анализировать текст художественного произведения; = формировать представление о лирическом герое на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки). Метапредметные:  познавательные:  = формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; регулятивные:  =   уметь   планировать   работу,   выполнять   самоконтроль, самооценку, рефлексию; коммуникативные:  =   владеть   монологической   и   диалогической   формами речи; слушать и слышать других. Личностные:   = развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Оборудование: проектор, экран, учебник, тетрадь, доска. Этапы урока I. Организа ционный момент. II.  Актуали зация знаний. Ход урока: Деятельность учителя Деятельность учащихся Примеча ние  Цель: включение учащихся в деятельность на личностно­значимом уровне. Садитесь     поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что рядом с вами ваша мама, она гладит   своей   теплой   рукой   ваши   волосы   и шепчет   нежно:   «Успокойся,   все   у   тебя получится,   все   будет   хорошо».   Я   вижу   на выших   лицах   успокоение,   умиротворение,   у всех   прекрасное   самочувствие,   веселое, творческое настроение.  Цель: поторение изученного материала, необходимого для «открытия» нового знания Сегодня   вы   сами   будете   оценивать   работу одноклассников   на   уроке,   поэтому   будьте внимательны друг к другу, отмечайте для себя важные моменты в работе. Начнём наш урок с “Мысли в подарок” Прочтите эпиграф к уроку.  «Я   лиру   посвятил   народу   своему...»                                    Н.А.Некрасов Кто   автор   этих   строк?   (Николай Алексеевич Некрасов) Обяъясните, как вы понимаете эти строки? Мы   продолжаем   с   вами   цикл   уроков, которые   совпали   с   юбилейной   датой­   195­ летием Николая Алексеевича Некрасова. На прошлом уроке мы много говорили об этом поэте.  Что   вы   узнали   о   личности   Некрасова? (Некрасов  выступал   за  отмену  крепостного права,   «воспевал   страдания   русского Слайд 1 Сдайд 2 Слайд  Учащиеся размышляют . Учащиеся читают текст со слайда, учитель проговарива ет стихи. Ответы на вопросы, выспроизведе ние изученного ранее народа»). материала С   каким   прозведениями   этого   великого поэта вы уже знакомы? Почему   Н.Некрасов   обращает   свое внимание на Волгу? (Это его родные места — родовое имение Грешнёво, автор вырос среди живописной природы, близ реки Волга) С каким чувством относился поэт к Волге? (Посвятил   стихотворение   «На   Волге»,   в котором написал о своих воспоминаниях) В чем хочет нас убедить автор?  (Некрасов рассказывает   о   тяжелой   жизни,   силе, величии, красоте русского народа) Давайте   прочтем   еще   раз   это   творение Николая Алекссевича. Что   печалит   поэта?   (Некрасов   говорит   о труде   бурлаков,   о   крепостном   праве   ради своего куска хлеба) Цель: обсуждение затруднений, возбуждение желания познать то, что предстоит изучить. Обратите   внимание   на   экран.   Перед   вами картины   русских   художников,   которые объединены   одной   общей   темой.   Что   это   за тема? Свяжите ее с эпиграфом нашего урока. О   чем   мы   сегодня   будем   говорить?  (о русских женщинах­ крестьянках) Исходя   из   темы,   скажите,   какие   цели   вы можете поставить перед собой? Какие   качества   нам   помогут   в  достижении цели? (Внимательность, умение слушать) Вернемся   к   картинам.   Давайте   попробуем создать   образ   идеальной   русской   женщины­ крестьянки. Какой   портрет   из   предложенных   наиболее точно подходит к нашему образу? Николая   Алексеевича   Некрасова   называют «певцом   женской   доли».   Давайте   попробуем Выразитель ное чтение стихотворе ния учениками. Размышлени я учащихся об общности картин и эпиграфа. Учащиеся выделяют цель,задачи урока, планируют результат Составляют ся кластеры: внешний вид и внутренний Слайд  Слайд  Постанов III. ка проблем ного вопроса. мир женщины по ответам учащихся. Слайды понять,   что   же   такое   «доля   женщины   в   19 веке». Для этого я заранее дала задание ____, чтобы   была     обязана он(а) подготовила нам историческую справку. В 19 веке доля крестьянской женщины была весьма   тяжелой.   Женщина   в   крестьянской семье выполнять многочисленные работы по дому и хозяйству, помогать   мужчинам   в   поле,   заботиться   о детях,   муже   и   родителях.   Работала женщина   наравне   с   мужчинами.   А   если крестьянка оставала одна,то после смерти мужа   на   ее   плечах   были   и   дом,   и   детии работа   на   помещичьих   полях,   чтобы прокормить   своих   детишек.   Работали крестьянки 6 дней в неделю, и только в один выходной   могли   ухаживать   за   своими посадками. большинство крестьянских семей жили бедно и голодно. Подлинным   певцом   русской   женщины   был Н.А. Некрасов. Ни один поэт ни до Некрасова, ни   после   него   не   уделил   столько   внимания русской   женщине.  Поэт   с  болью   говорит  о тяжелой   доле   русской   крестьянкив   своих поэмах   «Мороз,   Красный   нос»   и   «Комуна Руси жить хорошо» о том, что "ключи от счастья   женского   утеряны   давно".   Но никакая   рабски­приниженная   жизнь   не сможет   сломить   гордость   и   чувство собственного русской крестьянки. достоинства   Поэтому       IV. “Откры тие» нового знания. Цель: построение проекта выхода из затруднений. Именно   об   отрывке   их     поэмы   «Мороз, Красный нос», которую поэт создал в 1863 г мы сегодня и поговорим. Немного расскажу вам об этом прозведении. В   поэме   «Мороз,   Красный   нос»   Некрасов рассказывает   о   нелёгкой   судьбе   русской женщины, крестьянки Дарьи. Начинается поэма с  того, что  муж  Дарьи,  Прокл,  как  и  многие крестьяне,   отправляется   с   обозом   за   много вёрст   на   базар.   На   дворе   в   это   время   стоит очень холодная зима, обоз попадает в метель, Прокл   замерзает.   Героиня   остаётся   одна,   с детьми.   Чтобы   прокормить   ребят,   берется   за самую   тяжелую,   мужскую   работу.   В   этой женщине, русской крестьянке Дарье, Николай Алексеевич увидел не просто силу, а красоту, поэзию. V. Первич Цель: знакомство с отрывком из поэмы, восприя ное тие осознание и анализ прочитанного. Давайте прочтем этот отрывок из поэмы. Вы должны после прочтения ответить на вопрос: какое впечатление производит отрывок? Какие чувства предает нам автор? С кем  или  с чем  сравнивает  поэт  русскую женщину? (Царица, солнце, жемчуг...) Физминут ка VI. Анализ произведе ния Цель: проанализировать отрывок с точки зрения создания образов. Подумайте, какие образы русской женщины собрал Некрасов в описании Дарьи? (женщина­ мать,     хозяйка   дома,   труженица,   царица, женщина­«утеха»). Подкрепите   свои   догадки   примерами   из текста. Запишите эти образы в тетрадь. Ни   одно   литературное   прозведение   не обходится без средств выразительности. Какие образные   средства   вам   известны?   (Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение). Вспомните их определения. МЕТАФОРА ­ скрытое образное сравнение,  перенесение   свойств   одного   предмета   или явления   на   другой   на   основании   общих признаков. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ   ­   вид   метафоры; одушевленных перенесение предметов на неодушевленные. свойств     СРАВНЕНИЕ –   слово   или   выражение, Чтение наизусть заранее подготовлен ными учениками Слайд Учащиеся показывают умение выделять главное из прочитанного текста, умение владеть приемами анализа. содержащее   уподобление   одного   предмета другому, одной ситуации ­ другой.  ЭПИТЕТ­   образное определение,   дающее художественную дополнительную характеристику кому­либо или чему­либо    Класс делится на пять групп. Какие   слова   и   выражения   употребляет Некрасов, описывая русскую женщину? Какие средства выразительности он использует? 1   группа:   Сравнения:   «пройдет   —   словно солнце   осветит»,   «посмотрит   —   рублем одарит», «красивые ровные зубы, что крупные перлы у ней»... 2   группа:   Эпитеты:   «красавица,   миру   на диво,   румяна,   стройна,   высока»,   «всегда терпелива, ровна», «сердечный смех» 3 группа: Метафоры: «лицо величаво, как в   смущеньем   и   гневом   горит...», раме, «внутренней силы печать» 4 группа: Олицетворение: «красивые русые косы упали на смуглую грудь». 5 группа: Найдите в тексте фразы, которые люди в своей речи стали употреблять часто, то есть   они   стали   «крылатыми».  («Есть женщины в русских селеньях», посмотрит — рублем одарит», «коня на скану остановит, в горящую избу войдет»).  Определите значения этих фраз. С   какой   целью   поэт   использует   тропы   в своем   произведении?  (Таким   образом   он выражает свое отношение к этой женщине, создает особый образ) Давайте сделаем вывод из всего, о чем мы говорили, что анализировали. Каков все­таки образ русской женщины? Он освещен с одной стороны или он многогранен? (Образ   многогранен:   здесь   она   и   царица,   и простая русская женщина) Есть   ли   в   описании   Дарьи   отрицательные   Значит   она   — качества?   положительный образ в поэме) (Нет. РЕЗЕРВ:   определение   ритма   и   способа VII. Включени е новых знаний в систему знаний. рифмовки строк в произведении. Выразительное чтение отрывков­образов. Вспомните, с каких слов мы начинали урок? (Со слов о маме) Используя   материалы   нашего   урока,   ваши личные   впечатления,   наблюдения,   составьте синквейн на  тему МАМА. Для   того,   чтобы   вам   удобнее   было выполнять   работу,   порядок   расположения строк  написаны  на листочках, которые  лежат на столах.  Обратите   внимание   на   синквейн   о ЖЕНЩИНЕ, который составлен вам в качестве помощника: ЖЕНЩИНА КРАСИВАЯ, ТЕРПЕЛИВАЯ ЛЮБИТЬ, ВОСХИЩАТЬСЯ, ЛЮБОВАТЬСЯ ДОСТОЙНА УВАЖЕНИЯ ГОРДОСТЬ Самостоя тельная работа по последующей выборочной проверкой VIII. Рефлек сия учебной деятель ности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности себя и всего класса  Итак,   сегодня   мы   с   вами   продолжали говорить о творчестве Н.А.Некрасова. О какой поэме шла речь на уроке? («Мороз, Синтез. Красный нос») Какой   образ   создал   поэт?  (Образ   русской женщины­крестьянки) Теперь,   когда   мы   подробно   разобрали   это произведение,   назовем   его   основную   мысль, т. е. с какой целью автор показал нам русскую женщину   именно   так,   а   не   иначе?  (В   поэме Некрасов   рассказывает   о   нелегкой   жизни русской   крестьянки.   Автор   хочет   показать нам силу духа, трудолюбие, красоту русской женщины) Прием рефлексии «Букет» На   парте   у   каждого   ребёнка   три   цветочка разных цветов. Голубой   цветочек   вы   дарите   самому Домащнее задание IX. Итог урока вежливому   в   общении   (кому   хочется   сказать сегодня спасибо); зелёный – активному участнику на уроке; фиолетовый   –   самому   скромному,   с   вашей точки зрения. По   итогам   нашей   работы   предлагаю   вам домашнее задание: 1.   Выучить   отрывок   «Есть   женщины   в русских селеньях...» наизусть. 2. Письменно ответить на вопрос «Что мне больше   всего   понравилось   в   образе   русской женщины, созданном Н.А.Некрасовым?» Закончить наш урок хочется словами того же Некрасова: «Однако же речь о крестьянке Затеяли мы, чтоб сказать, Что тип величавой славянки Возможно и ныне сыскать». Что   хотел   сказать   нам   Некрасов   этими строками?   Да   то,   что   и   в   современном   мире есть   такие   же   великие   русские   женщины, которые   «и   коня   на   скаку   остановят,   и   в горящую избу войдут». Урок окончен. Спасибо за работу и вашу помощь на уроке.

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс

Конспект урока по литературе 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017