Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
17.02.2017
Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс
Методическая разработка урока литературы "Быть сопричастным ко всему живому" (по рассказу В. П. Астафьева "Хвостик""). Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 5 класса на тему «Быть сопричастным ко всему живому» (по рассказу В. П. Астафьева «Хвостик») Цель урока: произвести идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева «Хвостик»; Задачи: 1. Образовательные: - логически завершить тему красоты и богатства нашей природы, бережного отношения к ней после изучения произведений А.П. Платонова, М.М. Пришвина, Н.А. Заболоцкого, А.Я. Яшина. 2. Воспитательные: - вызвать интерес к личности В.П. Астафьева и его произведениям; - формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности перед ней и сопричастности ко всему живому; - убедить детей в необходимости «творить добро» ради сохранения жизни на земле, любви и красоты. 3. Развивающие: - развивать умение работать с текстом; - учить самостоятельно мыслить, высказывать свою точку зрения и делать выводы; - формировать грамотного читателя, способного понять авторскую позицию; - способствовать осмыслению учащимися трагических последствий человеческого равнодушия и жестокости по отношению к природе и живому существу; - развивать коммуникативные навыки.Конспект урока
Методическая разработка урока литературы Быть сопричастным ко всему живому а.doc
Урок внеклассного чтения по литературе для учащихся 5 класса на тему «Быть сопричастным ко всему живому» (по рассказу В. П. Астафьева «Хвостик») Цель урока: произвести идейно­художественный анализ рассказа В. П. Астафьева «Хвостик»;  Задачи: 1. Образовательные:  ­   логически   завершить   тему   красоты   и   богатства   нашей   природы,   бережного отношения   к   ней   после   изучения   произведений   А.П. Платонова,   М.М. Пришвина, Н.А. Заболоцкого, А.Я. Яшина. 2. Воспитательные: ­   вызвать интерес к личности В.П. Астафьева и его произведениям; ­   формировать бережное отношение к природе, чувство ответственности перед ней и сопричастности ко всему живому; ­   убедить детей в необходимости «творить добро» ради сохранения жизни на земле, любви и красоты. 3. Развивающие: ­   развивать умение работать с текстом; ­   учить   самостоятельно   мыслить,   высказывать   свою   точку   зрения   и   делать выводы; ­ формировать грамотного читателя, способного понять авторскую позицию; ­   способствовать   осмыслению   учащимися   трагических   последствий человеческого равнодушия и жестокости по отношению к природе и живому существу;  ­   развивать коммуникативные навыки.   Оборудование: ­  распечатанный текст рассказа на каждого ученика;  ­  рисунки ученика с изображением острова до прихода человека и после    него; ­  магнитофон; ­  компьютер; ­  медиапроектор. 2 Опережающее домашнее задание (прочитать рассказ В.П. Астафьева «Хвостик»)   На доске   эпиграфы       к уроку. «...И   был   бы   человек   счастлив   тем,   что   есть   мир   прекрасный   вокруг   него,   и назначение его на земле — творить добро».                                                                                                     В.Астафьев.  Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик   ­ В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык.                                                                                                    Ф.И. Тютчев Ход урока. Вступительное слово учителя (краткие сведения о Викторе Петровиче Астафьеве и о сборнике рассказов «Затеси») /внимание учащихся на слайд № 1/. Чтение эпиграфов урока для задания определённого тона разговора /слайды № 2, № 3/  Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья, затем характер мелодии меняется, слышен звук выстрела, удары топора (магнитофонная запись). Ученик читает стихотворение И. Северянина /одновременно текст стихотворения воспроизводится на слайде № 4/  О каждом новом свежем пне, О ветви, сломанной бесцельно, Тоскую я душой смертельно, И так трагично ­ больно мне. Редеет парк, редеет глушь, Редеют ёловые кущи... Он был когда­то леса гуще, И в зеркале осенних луж Он отражался исполином... Но вот пришли на двух ногах Животные ­ и по долинам 3 Топор разнёс свой гулкий взмах. Я слышу, как, внимая гулу Убийственного топора, Парк шепчет: «Вскоре я не буду... Но я ведь жил ­ была пора». Учитель:   С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова.   Ей   посвящены   проникновенные   слова   поэтов   и   писателей,   пламенные   речи политиков, акции экологов... Но всё так же вырубаются и горят леса, «редеют парки», уничтожаются  редкие виды животных, загрязняются  водоёмы... /слайд № 5/. Значит, проблемы экологии по­прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до   сердец   читателей,   чтобы,   говоря   словами   Виктора   Астафьева,   «писаное   и   не чувствовалось   вовсе,   а   душа   читателя   таяла,   знобило   бы   кожу   у   него,   и   от   любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку». Виктор   Петрович   Астафьев,   известный   вам   по   рассказу   «Васюткино   озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он «рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю» и не устаёт «удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте». Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель   бесчеловечное   отношение   ко   всему   живому.   Обо   всём   этом   его   книга   с кратким   названием   «Затеси».   Свою   задачу   автор   книги   видит   в   том,   чтобы   «учить понимать   добро,   утверждать   его,   не   доводить   человека   до   самоистребления   и уничтожения всего живого на земле». Дома вы прочитали рассказ из этой книги «Хвостик». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя. (Запись темы в тетради.) ­  Определите тему рассказа. (Тема рассказа ­ гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей и, как следствие, детей.) 4 ­ Как построен рассказ? На сколько частей он делится? Что помогло вам прийти к такому выводу? (Рассказ делится на три части; автор «подсказывает» читателю: после каждой части оставлен пробел, стоит многоточие.) ­ Давайте озаглавим каждую часть рассказа. В беседе выясняем, что наиболее удачные заголовки ­ это: 1. «История Овсянского острова». / слайд № 6/ 2. «Оглохла земля». /слайд №7/ 3. «Хвостик суслика». (Запись в тетради.) ­ А   теперь   подумаем:   рассказ   называется   «Хвостик»,   а   о   суслике,   которому принадлежит   хвостик,   автор   пишет   только   в   последней,   третьей   части.   Две   трети рассказа ­ об острове. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте первое предложение рассказа. («Смеётся, заливается, хохочет мальчик...») ­ Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие? (Потому что дальше речь идёт не о мальчике, а о другом ­ об острове. Видимо, смех мальчика вызвал у автора воспоминания.) ­ Где ещё упоминается о смехе мальчика? (В конце второй части и в конце рассказа.) ­ Что же получилось? (Описание острова, его история оказались между описаниями веселья мальчика, в кольце.   Такая   композиция   называется   кольцевой.   Композиция   рассказа   строго продумана,   имеет   значение   не   только   содержание   каждой   части,   но   и   их последовательность.) ­ Итак,   что   из   себя   представлял   Овсянский   остров?   Какой   приём   использует автор в его описании? (Остров напоминал «голову» ­ «туповатую с затылка» и «чубатую со лба», «в окладе венца», «с зимней плешью, обметанной черноволосьем...» Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы ­ всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.) 5 ­ Какую   цветовую   лексику   использует   автор,   какие   художественно­ выразительные средства? (Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки:   «бледная»,   «черноволосье»,   «серо­свалявшийся»,   «багряно­мерцающие», «рыхлый   цвет»,   «бронзовел»,   «зелёная»,   «серебряно­жёлтая»,   «алый»...  (Попутно объясняется значение слов «оклад», «отава», «оподолье».) Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они «утихали», чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.  Автор   использует   новые   яркие   эпитеты   –   «свалявшаяся   отава,   вспененный черёмушник, небоязный смородинник», которые помогают лучше представить красоту природы;   развёрнутые   метафоры:   «тальники   погружались   в   глубину   черёмушника», «черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет», «оробело останавливалась гуща», «утихали листом тальники», «остров победно возносил мачту», «темечко земли» и др.) ­ В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.) (Путалась,   погружались,   кружилась,   метелила,   вспыхивала,   останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.) ­ Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе? (Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова,   он   относится   к   нему   как   к   живому,   знает   его   жизнь,   чувствует   настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.) ­ Как звучат последние строки первой части? (Они звучат поэтично, величественно.) Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова. ­ Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции? (Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.) ­ Назовите   ключевые   слова,   характеризующие   эти   перемены.   (Слова записываются на доске во вторую колонку.) 6 («Вода откатилась», «Захудала некошеная трава», «Усохли», «Оголилась», «Вода цветёт»,   «Перестала   рожать   черёмуха»,   «Обуглились   ветки»,   «Не   полыхают   цветы», «Вытоптаны и вырваны».) ­ Законы острова, его процессы, гармония и красота ­ всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора? (Речь   очень   изменилась,   стала   резкой,   обрывистой,   почти   пропали   метафоры, эпитеты,   сравнения.   Изменилось   и   настроение   автора:   оно   стало   грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую ­ плачем по острову.) Вывешиваем   и   рассматриваем   рисунок   ученика   с   изображением   умирающего острова. ­ Кто же виноват в происшедшем? (Виноваты люди, их вмешательство в жизнь острова.) ­Но   разве   всё   так   плохо?   Посмотрите,   сюда   “валом   валят”   хозяйственные дачники, кипит их деятельность. Может быть, это новая, современная жизнь острова, ставшего полуостровом? Может быть, так и должно быть и перемены естественны и необходимы? Нет. Взаимодействие человека и природы неизбежно, но оно должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга. Как, по­вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение? (Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: «прилипают к причалу», «валом валят», «жизнерадостный народ», «под бравую песню... расползаются они», «холить и выхаживать на личных огородах».) ­ Как дачники относятся к природе? (Они «жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят». Оставляют после себя «бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой».) ­ Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части. («Ещё   раз   убеждаешься,   что   в   смысле   выделения   нечистот   и   мусора   никто сравниться с высшим существом не может ­ ни птица, ни зверь».) ­ Как откликнулась земля на это «хозяйствование»? («Оглохла земля», «коростой покрылась» ­ она серьёзно больна. Может рождать только «кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое», а не красивое, совершенное, благоухающее.) 7 ­ Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет   видеть   происходящее   вокруг.   Какой   приём   использует   писатель   для   большей убедительности? (Астафьев использует антитезу ­ противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно... А мальчик хохочет, ему весело.) ­ Так   что   же   рассмешило   его?   Давайте   послушаем.  (Чтение   третьей   части рассказа.) ­ Какие чувства вызывает у вас этот эпизод? (Дети делятся своими впечатлениями.) ­ А сейчас самое время вернуться к вопросу: почему же две трети рассказа с названием «Хвостик» посвящены жизни острова? О чём этот рассказ? Чему учит нас Виктор Астафьев, о чём предупреждает?  (Высказывания   учеников.   Объяснение   значения   слова   «цинизм»,   используя Толковый словарь С.И. Ожегова) ­ То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика   вызван   не   смешным,   а   печальным   событием,   тем,   над   чем   смеяться недопустимо,   противоестественно,   ­   всё   это   неслучайно,   это   только   следствие отношения   взрослых   к   природе,   потому   что   большое   зло   начинается   с   малого:   со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.  В конце урока снова обращаемся к эпиграфам. Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, «творить добро», «быть сопричастным всему живому» Этому учит нас Виктор Петрович Астафьев /слайд № 8/. Помните об этом всегда.  Учитель благодарит учащихся за работу на уроке, за их искренность. Домашнее   задание.  Напишите   небольшое   сочинение   «О   чём   меня   заставил задуматься рассказ В. Астафьева».

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс

Конспект урока по литературе  на тему "Быть сопричастным ко всему живому"5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2017