Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
23.04.2017
Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)
Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями разных поэтов о родной природе, имеют возможность проанализировать их, понаблюдать за работой не только поэтов над этой темой ,но и художников и композиторов. Развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь.
Край ты мой родимый край Microsoft Office Word (2).docx
МБОУ Павловская СШ Конспект  урока литературы Тема:   «Край ты мой родимый край», стихотворение о родной природе разных поэтов. (6 класс)                                                                             Подготовила:                                                                                  Берлинская П.В.,                                                                                  учитель русского                                                                                       языка и литературы. 2016­2017уч.год  Тема:  «Край ты мой родимый край», стихотворение о родной природе  разных поэтов. Цели урока: Образовательные: Познакомить со стихотворениями разных авторов о  природе, проанализировать их. Развивающие: Развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в  связную, последовательную речь. Воспитательные: Способствовать воспитанию бережного отношения к  природе. Оборудование: 1) Выставка книг; 2) Выставка картин; 3) Музыка Чайковский «Времена года»; 4) Рифмы – карточки. Можно заменить презентацией. Ход урока 1.Орг.момент Ребята, здравствуйте! ­ Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ­ А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние) ­ А как вы думаете, есть ли настроение   у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)    2. Актуализация знаний  Эпиграфом к нашему уроку я подобрала такие слова: Край родной! Сады твои и нивы, Цепи гор, седая даль морей. Был бы ты, а мы – то будем живы. Щедростью и радостью твоей.   Как вы думаете почему? О чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?  (Ответы учащихся)  В это время звучит шум грозы плавно переходящий в  музыку Чайковского  П.И. «Времена года». Слово учителя Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из  Чайковского П.И.  «Времена года – так он  представлял себе осень – октябрь, вальс­листопад. В   музыке   композиторы     часто   использовали   природные   мотивы.   Вальс, например,     напоминает   кружение   листьев   в   листопаде.   Веселый   перезвон колокольчиков – это весенняя капель. В музыке можно   встретить и трели соловья, и перестукивания дятла, и журчание ручейка, и шум леса. Но   не   только   в   музыке   использовались   мотивы   природы.   Многие художники писали  пейзажи, изображая на них родные просторы. Взгляните не доску, здесь представлено несколько репродукций с картин великих русских художников.   ­ А как вы думаете, есть  ли в литературе мотивы природы? А где они  встречаются чаще? (В поэзии часто описывается природа) Верно!    И сегодня мы с вами должны познакомиться с некоторыми произведениями русских поэтов, посвященных родной природе. 3. Сотворчество ( анализ произведений) А) времена года в поэзии ­ Итак, сегодня мы говорим о природе в разные времена года. Какие  эти времена года в поэзии: ведь это нечто большее, чем  биологические явления. Это символы настроения, чувств.  Сформулируйте их в своих группах. Работа в группах: с какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии. Осень – грусть, утрата; весна – пробуждение,  обновление; (хотя у Пушкина она другая), лето –радость, полнота;  зима – и красота, и суровость. Б)Описание и сравнение картины и стихотворения – Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники  красками. Попробуйте описать то, что смог увидеть И.И. Левитан  весной. (картина «Весна – большая вода»,  описывают картину,  пользуясь разными тропами, обращают внимание на  преобладающий цвет) – Сравните творчество поэта и художника. ­ Проанализируйте стихотворение по плану: 1)настроение, чувства; 2)изобразительно­выразительные средства, синтаксис; 3)цвета; 4)звуки; 5)статика или движение. (Учитель консультирует учеников в  группах, помогает наводящими вопросами по стихотворению  В.А. Жуковского «Приход весны»:  Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод,­ Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? ­ После обсуждения от каждой группы выступает спикер с  анализом стихотворения, остальные дополняют. В) Работа с учебником. Беседа по вопросам. А   теперь   откройте   свои   учебники   на   странице   196   там   расположено стихотворение   Ивана   Бунина   «Родина»  (Выразительное   чтение стихотворения учителем)  ­  Понравилось  вам  стихотворение?  Какие   чувства     вы  испытываете,  читая Бунинские строки? Стихотворение   написано   очень   лаконично,   рифма   почти,     идеальная. Дело в том, что характерной чертой творчества Бунина было то, что он ставил перед   собой,   прежде   всего   эстетические   задачи   и   лишь   через   них   –   в опосредованной форме – задачи нравственно­духовные. Он считал, что стихотворение должно быть идеально и по форме и по содержанию. ­ Здесь описано время года (Зима) ­   Какими   цветовыми   эпитетами   сопровождаются   слов:   «небо» (мертвенно­свинцовое)  «даль» (сумрачная), туман (молочно­синий). С чем связно нагнетание мрачных тонов в стихотворении?   Дело   в   том,   что   зима   в   народных   представлениях   ассоциировалась всегда с такими понятиями как мрак, тучи, смерть снега сравнились с белым саваном (покрывало для мертвых), покрывшим землю, в которой до весны замерла (умерла жизнь). ­ В стихотворении присутствует как бы чувство безысходности.   А что смягчает это ощущение. (Сравнение тумана с чьей­то кроткой печалью – введение живого человеческого начала). ­ А как вы считаете, почему стихотворение названо «Родина». (Речь   идет   о   типичной   русской     зимней   картине:   огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии друг от друга). Г) Работа с картинами    Эти переливы зимнего пейзажа сумели уловить и поэт А.А. Фет, и  известный художник­пейзажист И.Э. Грабарь. Красота зимнего  пейзажа поразила художника: «В природе творилось нечто  необычное. Казалось, она праздновала какой­то небывалый  праздник, ­ праздник лазоревого неба, жемчужных берёз,  коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» ­ Итак, сейчас мы говорили о весне и зиме и увидели, что времена года можно описать и в красках, и словами. Часто для  художников источником вдохновения становится поэтическое  произведение. Например, А.А. Рылов под впечатлением от  стихотворения Н.А. Некрасова написал картину «Зелёный  шум»(1904г.). Давайте сравним эти произведения и посмотрим,  как поэтические строки нашли изобразительное воплощение в  полотне художника. ( подготовленный ученик читает стих.Н.А.  Некрасова «Идёт­гудёт зелёный шум…»: стихотворение  проецируется на мультимедийной доске). Анализ стихотворений в группах:  ­Каково общее настроение произведения?( Радость, задор) ­Как художник передаёт изобразительные находки поэта: «ветер  верховой», сравнение леса с «облаком», «зелёный воздух и воду»? ­ Какой цвет преобладает в стихотворении? ( Зелёный: «Как  облако: всё зелено, и воздух и вода!») ­ Какие звуки мы слышим? ( Шум леса, вишнёвых садов, щебет птиц, плеск воды, слышится песня) ­Как и поэт, и художник передают движение? 4.Подведение итогов    Итак, ребята мы с вами посмотрели несколько стихотворений о природе. ­Скажите, что именно  воспевают поэты в природе? (Волю, красоту, простор,  раздолье, молодость, зрелость) ­ А какими художественными приемами   пользуются авторы? Подтвердите примерами  (олицетворение, эпитет, метафора, призыв) 5.Рефлексия ­ Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? ­ О чём бы вы рассказали своим родителям или друзьям?  Закончить наш урок я бы хотела стихотворением И.С. Никитина: В синем небе плывут над полями  Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Теплый вечер прозрачно­румян. Вот уже веет прохладной ночной; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встает, Красным заревом лес обдает. В темной чаще замолк соловей, Прокатилась звезда в синеве; Месяц светит сквозь сетку ветвей, Зажигает росу на траве. Дремлют розы. Прохлада плывет. Кто­то свистнул… вот замер и свист. Ухо слышит – едва упадет Насекомым подточенный лист. Как при месяце кроток и тих У тебя милый очерк лица! Эту ночь, полный грез золотых, Я б продлил без конца, без конца. 6. Домашнее задание 1.Выучить наизусть стихотворение о природе по выбору 2. Сильным ученикам можно предложить написать стихотворение о временах  года.

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.