Конспект урока по литературе на тему "Край ты мой родимый край" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок разработан в соответствии с ФГОС. На уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями разных поэтов о родной природе, имеют возможность проанализировать их, понаблюдать за работой не только поэтов над этой темой ,но и художников и композиторов. Развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь.
Иконка файла материала Край ты мой родимый край Microsoft Office Word (2).docx
МБОУ Павловская СШ Конспект  урока литературы Тема:   «Край ты мой родимый край», стихотворение о родной природе разных поэтов. (6 класс)                                                                             Подготовила:                                                                                  Берлинская П.В.,                                                                                  учитель русского                                                                                       языка и литературы.2016­2017уч.год  Тема:  «Край ты мой родимый край», стихотворение о родной природе  разных поэтов. Цели урока: Образовательные: Познакомить со стихотворениями разных авторов о  природе, проанализировать их. Развивающие: Развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в  связную, последовательную речь. Воспитательные: Способствовать воспитанию бережного отношения к  природе. Оборудование: 1) Выставка книг; 2) Выставка картин; 3) Музыка Чайковский «Времена года»; 4) Рифмы – карточки. Можно заменить презентацией. Ход урока 1.Орг.момент Ребята, здравствуйте! ­ Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? ­ А каково значение слова “настроение”? (Настроение – внутреннее душевное состояние) ­ А как вы думаете, есть ли настроение   у окружающего нас мира? (Ответы учащихся)    2. Актуализация знаний  Эпиграфом к нашему уроку я подобрала такие слова: Край родной! Сады твои и нивы, Цепи гор, седая даль морей.Был бы ты, а мы – то будем живы. Щедростью и радостью твоей.   Как вы думаете почему? О чем пойдет речь сегодня на нашем уроке?  (Ответы учащихся)  В это время звучит шум грозы плавно переходящий в  музыку Чайковского  П.И. «Времена года». Слово учителя Ребята, сейчас вы прослушали отрывок из  Чайковского П.И.  «Времена года – так он  представлял себе осень – октябрь, вальс­листопад. В   музыке   композиторы     часто   использовали   природные   мотивы.   Вальс, например,     напоминает   кружение   листьев   в   листопаде.   Веселый   перезвон колокольчиков – это весенняя капель. В музыке можно   встретить и трели соловья, и перестукивания дятла, и журчание ручейка, и шум леса. Но   не   только   в   музыке   использовались   мотивы   природы.   Многие художники писали  пейзажи, изображая на них родные просторы. Взгляните не доску, здесь представлено несколько репродукций с картин великих русских художников.   ­ А как вы думаете, есть  ли в литературе мотивы природы? А где они  встречаются чаще? (В поэзии часто описывается природа) Верно!    И сегодня мы с вами должны познакомиться с некоторыми произведениями русских поэтов, посвященных родной природе. 3. Сотворчество ( анализ произведений) А) времена года в поэзии ­ Итак, сегодня мы говорим о природе в разные времена года. Какие  эти времена года в поэзии: ведь это нечто большее, чем  биологические явления. Это символы настроения, чувств.  Сформулируйте их в своих группах.Работа в группах: с какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии. Осень – грусть, утрата; весна – пробуждение,  обновление; (хотя у Пушкина она другая), лето –радость, полнота;  зима – и красота, и суровость. Б)Описание и сравнение картины и стихотворения – Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники  красками. Попробуйте описать то, что смог увидеть И.И. Левитан  весной. (картина «Весна – большая вода»,  описывают картину,  пользуясь разными тропами, обращают внимание на  преобладающий цвет) – Сравните творчество поэта и художника. ­ Проанализируйте стихотворение по плану: 1)настроение, чувства; 2)изобразительно­выразительные средства, синтаксис; 3)цвета; 4)звуки; 5)статика или движение. (Учитель консультирует учеников в  группах, помогает наводящими вопросами по стихотворению  В.А. Жуковского «Приход весны»:  Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод,­ Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход?­ После обсуждения от каждой группы выступает спикер с  анализом стихотворения, остальные дополняют. В) Работа с учебником. Беседа по вопросам. А   теперь   откройте   свои   учебники   на   странице   196   там   расположено стихотворение   Ивана   Бунина   «Родина»  (Выразительное   чтение стихотворения учителем)  ­  Понравилось  вам  стихотворение?  Какие   чувства     вы  испытываете,  читая Бунинские строки? Стихотворение   написано   очень   лаконично,   рифма   почти,     идеальная. Дело в том, что характерной чертой творчества Бунина было то, что он ставил перед   собой,   прежде   всего   эстетические   задачи   и   лишь   через   них   –   в опосредованной форме – задачи нравственно­духовные. Он считал, что стихотворение должно быть идеально и по форме и по содержанию. ­ Здесь описано время года (Зима) ­   Какими   цветовыми   эпитетами   сопровождаются   слов:   «небо» (мертвенно­свинцовое)  «даль» (сумрачная), туман (молочно­синий). С чем связно нагнетание мрачных тонов в стихотворении?   Дело   в   том,   что   зима   в   народных   представлениях   ассоциировалась всегда с такими понятиями как мрак, тучи, смерть снега сравнились с белым саваном (покрывало для мертвых), покрывшим землю, в которой до весны замерла (умерла жизнь). ­ В стихотворении присутствует как бы чувство безысходности.   А что смягчает это ощущение. (Сравнение тумана с чьей­то кроткой печалью – введение живого человеческого начала). ­ А как вы считаете, почему стихотворение названо «Родина».(Речь   идет   о   типичной   русской     зимней   картине:   огромные просторы, леса, снега, деревеньки, разбросанные на большом расстоянии друг от друга). Г) Работа с картинами    Эти переливы зимнего пейзажа сумели уловить и поэт А.А. Фет, и  известный художник­пейзажист И.Э. Грабарь. Красота зимнего  пейзажа поразила художника: «В природе творилось нечто  необычное. Казалось, она праздновала какой­то небывалый  праздник, ­ праздник лазоревого неба, жемчужных берёз,  коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» ­ Итак, сейчас мы говорили о весне и зиме и увидели, что времена года можно описать и в красках, и словами. Часто для  художников источником вдохновения становится поэтическое  произведение. Например, А.А. Рылов под впечатлением от  стихотворения Н.А. Некрасова написал картину «Зелёный  шум»(1904г.). Давайте сравним эти произведения и посмотрим,  как поэтические строки нашли изобразительное воплощение в  полотне художника. ( подготовленный ученик читает стих.Н.А.  Некрасова «Идёт­гудёт зелёный шум…»: стихотворение  проецируется на мультимедийной доске). Анализ стихотворений в группах:  ­Каково общее настроение произведения?( Радость, задор) ­Как художник передаёт изобразительные находки поэта: «ветер  верховой», сравнение леса с «облаком», «зелёный воздух и воду»?­ Какой цвет преобладает в стихотворении? ( Зелёный: «Как  облако: всё зелено, и воздух и вода!») ­ Какие звуки мы слышим? ( Шум леса, вишнёвых садов, щебет птиц, плеск воды, слышится песня) ­Как и поэт, и художник передают движение? 4.Подведение итогов    Итак, ребята мы с вами посмотрели несколько стихотворений о природе. ­Скажите, что именно  воспевают поэты в природе? (Волю, красоту, простор,  раздолье, молодость, зрелость) ­ А какими художественными приемами   пользуются авторы? Подтвердите примерами  (олицетворение, эпитет, метафора, призыв) 5.Рефлексия ­ Что вам понравилось в сегодняшнем уроке? ­ О чём бы вы рассказали своим родителям или друзьям?  Закончить наш урок я бы хотела стихотворением И.С. Никитина: В синем небе плывут над полями  Облака с золотыми краями; Чуть заметен над лесом туман, Теплый вечер прозрачно­румян. Вот уже веет прохладной ночной; Грезит колос над узкой межою; Месяц огненным шаром встает, Красным заревом лес обдает. В темной чаще замолк соловей, Прокатилась звезда в синеве; Месяц светит сквозь сетку ветвей, Зажигает росу на траве.Дремлют розы. Прохлада плывет. Кто­то свистнул… вот замер и свист. Ухо слышит – едва упадет Насекомым подточенный лист. Как при месяце кроток и тих У тебя милый очерк лица! Эту ночь, полный грез золотых, Я б продлил без конца, без конца. 6. Домашнее задание 1.Выучить наизусть стихотворение о природе по выбору 2. Сильным ученикам можно предложить написать стихотворение о временах  года.

Посмотрите также