Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри» (8 класс, литература)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри» (8 класс, литература)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
07.01.2017
Конспект урока  по литературе  на тему:  М.Ю.Лермонтов. Сюжет  поэмы «Мцыри» (8 класс, литература)
Методическая разработка предназначена для учителей литературы, работающих в 8 классах. Папка содержит конспект урока по теме, подробную презентацию . Данный урок развивает и совершенствует навыки и приемы работы с художественным текстом: (умения анализировать, сопоставлять, делать выводы); развивает речь и воображение учащихся, умения находить в тексте художественного произведения изобразительно-выразительные средства языка; воспитывает такие чувства, как сопереживание, сочувствие, человеколюбие.
М.Лермонтов Мцыри (2).docx

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».

Конспект урока  по литературе  на тему:  М.Ю.Лермонтов. Сюжет  поэмы «Мцыри».   

Тип урока: Урок анализа

Цели урока:

v  Развивать навыки анализа текста

v  Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы

v  Выявить структурные особенности поэмы

v  Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы

v  Воспитывать интерес к творчеству поэта

Наглядность  и  оборудование: карточки со  словами  и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.

                               

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать!

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

 

2.

Опрос домашнего задания.

 

1. Разговор к уроку.

-Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке.

-Какого писателя мы изучаем?

-Кто такой М.Ю.Лермонтов?

- Что было задано на дом?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

E

1. Выучить определение «поэма».

(Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)

 

2. Выучить выводы о романтизме, его чертах.

Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты:

·       Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни.

·       Исключительный герой в исключительных обстоятельствах  (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.).

·         Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом.

3.

Сообщение темы урока

 

Слово учителя.

- Тема нашего урока сегодня: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет произведения». Сегодня мы с вами должны составить портрет нашего героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя.  

- Давайте обратимся к плану.  Что мы с вами будем делать сегодня на уроке?

Продолжим  изучать произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

E

Мы узнаем…

Мы научимся…

Мы повторим…

 

Тема урока: М.Ю. Лермонтов.

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сюжет поэмы».

4.

Введение нового материала.  Работа над темой:

«Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет поэмы».

 

 

1.Беседа по теме урока.

-Что означает слово «Мцыри»?

 

 

 

 

- Вспомним, что такое сюжет произведения?

Просмотр презентации.

Слайды с иллюстрациями из поэмы «Мцыри» показаны в произвольном порядке.

Работа в группах: определить хронологическую последовательность сюжетов из поэмы.

-Подтвердите словами из поэмы (учащиеся зачитывают главы).

 

Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник».

Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество.

Основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности.

Проверяем хронологию:

Сюжет поэмы прост:

1. История короткой жизни Мцыри.

2. Рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. 3. Три дня на свободе, полные жизни.

Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.

5.

Физкультминутка

 

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

 

6.

Работа над содержанием поэмы «Мцыри».

 

4. Анализ поэмы

1) Пролог (1 глава)

 -О чём мы узнаём в прологе?

 

 

- Где происходят события поэмы?

 

-Дайте описание монастыря.

 

 

 

 

 

 

-Кто находится в старом монастыре? 

 

2) Предыстория главного героя (2 глава).

-Куда ехал и кого вёз русский генерал?

- Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре?

-Как он выглядел? Составьте его описание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Где его оставили?

-Как жил мальчик в монастыре?

-Почему он смотрел на восток?

-Что хотел сделать он во цвете лет?

-Что с ним случилось?

-Как он выглядел?

 

Исповедь Мцыри (3 -23 главы).

- Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?

 

 

-Что такое «исповедь»?

-О чём он  думал, мечтал, живя в монастыре?

- Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?

 

-Какой вопрос он задаёт старику?

 

-Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте (гл 6)

-О чём он вспомнил на природе? (гл.7)

 

 

 

 

-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)

 

 

- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?

 

-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о  девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13)

-Как поэт описывает природу ночью?

-Какую цель Мцыри имел в душе?

-Почему, находясь в лесу, он был голодный?

                                  

-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему?

-С кем он встретился ночью в лесу?

-Как поэт описывает барса?

(гл.16)

-Опишите бой с барсом.

(гл.17-18)

-Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?

 

 

 - Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?

 

- Что же для Мцыри значит «жить»?

 

 

 

 

 

 

 

- Какова последняя просьба главного героя?

 

- Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа.

 

 Даётся описание старого полуразрушенного монастыря.

На Кавказе, среди вольной и мошной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре.

Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков .

(зачитывают)

 

E  Словарная работа.

Кудильщица – сосуд для благовонных курений во время церковной службы.

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа.

Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал.

Занемочь – заболеть, захворать.

Томиться – мучиться.

Призреть – дать приют и пропитание.

Изречь монашеский обет –принять монашество, стать монахом.

Мальчик томился неясной тоской по своей родине.

 

 

 

 

 

Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.

 

Исповедь –откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов.

Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной».

«Ты хочешь знать, что видел я на воле?»

Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.

 

(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.

 

Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются испытания героя, его чувства, переживания).

Красива и стройна девушка-грузинка. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.

 

«Пройти в родимую страну»

Мцыри не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода.

Он заблудился, потерял дорогу.

 

 

 

зачитывают

Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.

(«В воде привольное житье И холод и покой…» Но Мцыри не нужен покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств).

«Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни.

Жить для Мцыри - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил, старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил, — я также мог бы жить”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому.

(Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…).

7.

Домашнее задание

Выучить отрывки из поэмы «Мцыри».

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

8.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Подведем итоги урока:

- Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа»

Закончите предложения

На уроке я узнал …

На уроке я научился …

Я могу себя похвалить за …

 

 

 

 

 

 

 

E Заполняют бланк самооценки. 

 

 

 

 

Композиционные части поэмы.

Наиболее важные  чувства, мысли, переживания героя

Жизнь в монастыре

Выносливый, желание быть свободным определяет его поведение, гордый, недоверчивый, в монахах видит своих врагов, одинокий

Побег из монастыря чтобы увидеть мир, узнать его

Хитрый,  сильный,  быть свободным для него вырваться из стен монастыря, вернуться в родной аул

Пейзаж на свободе

Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.

Встреча с грузинкой

Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение

Бой с барсом\ могучий барс

Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой.

Опять монастырская стена

Обманутые надежды, отчаяние,

Исповедь

Прощание с жизнью, его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Последние его мысли о родине, свободе, жизни.

Таким образом, мы с вами убедились, что ни одна композиционная часть  не является в произведении лишней. А подчиняются главной мысли- раскрыть характер романтического героя. А Мцыри – романтический герой.


 

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы,

E 1. Выучить определение «поэма»

E 1. Выучить определение «поэма»

Все события трёхдневных скитаний

Все события трёхдневных скитаний

Где его оставили? -Как жил мальчик в монастыре? -Почему он смотрел на восток? -Что хотел сделать он во цвете лет? -Что с ним случилось? -Как…

Где его оставили? -Как жил мальчик в монастыре? -Почему он смотрел на восток? -Что хотел сделать он во цвете лет? -Что с ним случилось? -Как…

Какие испытания выпали на долю героя на свободе?

Какие испытания выпали на долю героя на свободе?

Какова последняя просьба главного героя? -

Какова последняя просьба главного героя? -

Пейзаж на свободе Природа поразила

Пейзаж на свободе Природа поразила
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.