Новик Н.Г., учитель русского языка и литературы, ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по литературе на тему: М.Ю.Лермонтов. Сюжет поэмы «Мцыри».
Тип урока: Урок анализа
Цели урока:
v Развивать навыки анализа текста
v Выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы
v Выявить структурные особенности поэмы
v Продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать выводы
v Воспитывать интерес к творчеству поэта
Наглядность и оборудование: карточки со словами и словосочетаниями, альбом "М.Ю.Лермонтов", компьютер, медиапроектор, учебник: Литература, 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009 г; словарь литературоведческих терминов, карточки для анализа поэтического текста, компьютерная презентация.
Ход урока
|
Этап урока |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
1. |
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) |
- Добрый день! Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! |
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
|
2. |
Опрос домашнего задания.
|
1. Разговор к уроку. -Назовите правила, которые надо соблюдать на уроке. -Какого писателя мы изучаем? -Кто такой М.Ю.Лермонтов? - Что было задано на дом?
|
E 1. Выучить определение «поэма». (Поэма – вид лироэпического произведения, основными чертами которого являются наличие сюжета и образа лирического героя)
2. Выучить выводы о романтизме, его чертах. Романтизм – литературное направление, появившееся в Западной Европе (Англия, Германия, Франция) и получившее расцвет в европейской и русской литературе в 19 веке. Для романтизма характерны следующие черты: · Герой – одиночка, мечтающий о свободе, противопоставленный всем, не может обрести счастье в реальной жизни. · Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (в неволе, в непривычной для себя среде, на лоне природы, в горах и т.д.). · Характерно особое романтическое двоемирие: мир в душе героя и реальный мир противопоставлены и находятся в противоречии друг с другом. |
3. |
Сообщение темы урока
|
Слово учителя. - Тема нашего урока сегодня: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет произведения». Сегодня мы с вами должны составить портрет нашего героя. Но не портрет – лицо, а характер. И в этом нам поможет сюжет поэмы, через который раскрывается характер героя. - Давайте обратимся к плану. Что мы с вами будем делать сегодня на уроке? |
Продолжим изучать произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри». E Мы узнаем… Мы научимся… Мы повторим…
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Сюжет поэмы». |
4. |
Введение нового материала. Работа над темой: «Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Сюжет поэмы».
|
1.Беседа по теме урока. -Что означает слово «Мцыри»?
- Вспомним, что такое сюжет произведения? Просмотр презентации. Слайды с иллюстрациями из поэмы «Мцыри» показаны в произвольном порядке. Работа в группах: определить хронологическую последовательность сюжетов из поэмы. -Подтвердите словами из поэмы (учащиеся зачитывают главы). |
Мцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», «послушник». Послушник – человек, живущий в монастыре и готовящийся принять монашество. Основные эпизоды художественного произведения, расположенные в определенной последовательности. Проверяем хронологию: Сюжет поэмы прост: 1. История короткой жизни Мцыри. 2. Рассказ о неудавшейся попытке бежать из монастыря. 3. Три дня на свободе, полные жизни. Вывод: Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие. |
5. |
Физкультминутка
|
Вновь у нас физкультминутка, Голова устала тоже. Хоть зарядка коротка,
|
|
6. |
Работа над содержанием поэмы «Мцыри».
|
4. Анализ поэмы 1) Пролог (1 глава) -О чём мы узнаём в прологе?
- Где происходят события поэмы?
-Дайте описание монастыря.
-Кто находится в старом монастыре?
2) Предыстория главного героя (2 глава). -Куда ехал и кого вёз русский генерал? - Расскажите его предысторию. Как герой очутился в монастыре? -Как он выглядел? Составьте его описание.
-Где его оставили? -Как жил мальчик в монастыре? -Почему он смотрел на восток? -Что хотел сделать он во цвете лет? -Что с ним случилось? -Как он выглядел?
Исповедь Мцыри (3 -23 главы). - Что представляет собой основная часть поэмы? Почему?
-Что такое «исповедь»? -О чём он думал, мечтал, живя в монастыре? - Какую мечту вынашивал в своем сердце Мцыри?
-Какой вопрос он задаёт старику?
-Какие средства выразительности использовал поэт в описании Кавказа? Находим их в тексте (гл 6) -О чём он вспомнил на природе? (гл.7)
-Чем, по Мцыри, отличается жизнь в монастыре от той жизни, которую он провел на воле? (гл.8)
- Какие испытания выпали на долю героя на свободе? Как он воспринял эти испытания?
-С кем он встретился у горного потока? Находим строчки о девушке, которая понравилась Мцыри (гл.13) -Как поэт описывает природу ночью? -Какую цель Мцыри имел в душе? -Почему, находясь в лесу, он был голодный?
-Мцыри с детства слезы не знал, но тут заплакал без стыда. Почему? -С кем он встретился ночью в лесу? -Как поэт описывает барса? (гл.16) -Опишите бой с барсом. (гл.17-18) -Какие качества Мцыри проявились в схватке с барсом?
- Почему Мцыри не принял ту жизнь, которую обещали ему рыбы «в воде»?
- Что же для Мцыри значит «жить»?
- Какова последняя просьба главного героя?
- Мцыри заплатил жестокую цену за своё стремление к совершенному, но не отказался от дерзаний. Перед смертью он желает услышать “родной звук”, увидеть вершины Кавказа. |
Даётся описание старого полуразрушенного монастыря. На Кавказе, среди вольной и мошной кавказской природы, родственной душе героя. Но герой томится в монастыре. Монастырь стоял на том месте, где сливались реки … и … . Из – за видны … обрушенных …, и …, и церковный …; не курится под ним … благовонный дым, не слышно … молящих иноков . (зачитывают)
E Словарная работа. Кудильщица – сосуд для благовонных курений во время церковной службы.
Самостоятельная работа. Ребёнку было лет шесть. По дороге он занемог (заболел). Ребёнок был пуглив и дик, слаб и гибок. Но в нём был могучий дух. Мальчик мучился от болезни тихо, не издавал стон. Ничего не кушал и гордо умирал. Занемочь – заболеть, захворать. Томиться – мучиться. Призреть – дать приют и пропитание. Изречь монашеский обет –принять монашество, стать монахом. Мальчик томился неясной тоской по своей родине.
Центральная часть поэмы – это исповедь героя. Такая форма выбрана поэтом потому, что так читатель может глубже понять внутренний мир главного героя, его мечты.
Исповедь –откровенное признание в чём – нибудь, сообщение своих мыслей, взглядов. Герой мечтает «хотя на миг когда-нибудь мою пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной». «Ты хочешь знать, что видел я на воле?» Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину.
(Ты хочешь знать, что делал я / На воле? Жил – и жизнь моя / Без этих трех блаженных дней / Была б печальней и мрачней / Бессильной старости твоей…). Природа открывает Мцыри смысл жизни: все рождается не для тюрьмы, а для воли.
Встреча с шакалом и змеей, с девушкой, с барсом, гроза в лесу (комментированное чтение отрывков из поэмы, в которых изображаются испытания героя, его чувства, переживания). Красива и стройна девушка-грузинка. И встреча эта была для Мцыри лишь мечтой.
«Пройти в родимую страну» Мцыри не “природный человек”, он не умеет ориентироваться в лесу, среди изобилия погибает от голода. Он заблудился, потерял дорогу.
зачитывают Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой. («В воде привольное житье И холод и покой…» Но Мцыри не нужен покой: он мечтает о настоящей жизни, полной борьбы, истинных чувств). «Жить» для Мцыри – значит чувствовать: испытывать страх, голод, радоваться красоте природы и женщины, ощущать свою силу, отвагу, любовь к жизни. Жить для Мцыри - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить, спускаться в “грозящую бездну”. Он говорит старому монаху: “Ты жил, старик! // Тебе есть в мире, что забыть, // Ты жил, — я также мог бы жить”. Жизнью Мцыри называет три дня, когда он любовался женщиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому. (Когда я стану умирать, И, верь, тебе недолго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста… Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он своих высот Привет прощальный мне пришлет…). |
7. |
Домашнее задание |
Выучить отрывки из поэмы «Мцыри». |
Открывают дневники, записывают домашнее задание. |
8. |
Рефлексия. Подведение итогов урока. |
Подведем итоги урока: - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из вариантов ответа» Закончите предложения На уроке я узнал … На уроке я научился … Я могу себя похвалить за … |
E Заполняют бланк самооценки. |
Композиционные части поэмы. |
Наиболее важные чувства, мысли, переживания героя |
Жизнь в монастыре |
Выносливый, желание быть свободным определяет его поведение, гордый, недоверчивый, в монахах видит своих врагов, одинокий |
Побег из монастыря чтобы увидеть мир, узнать его |
Хитрый, сильный, быть свободным для него вырваться из стен монастыря, вернуться в родной аул |
Пейзаж на свободе |
Природа поразила Мцыри, он слышит шум горного потока, шелест сырых листьев, пение птиц, а то раздается крик шакала. Его поражает богатство и многообразие природы (контраст с однотонной монастырской обстановкой) В гармонии с природой ему хорошо, он мечтает, ему легко, он вспоминает родину. |
Встреча с грузинкой |
Отвык от людей, смущение, тоска-печаль, трепет, волнение |
Бой с барсом\ могучий барс |
Мужественный, бесстрашный, отважный смертельная опасность рождает не страх, а мужество, он упивается борьбой. |
Опять монастырская стена |
Обманутые надежды, отчаяние, |
Исповедь |
Прощание с жизнью, его завещание. Не сумев вернуться на родину, Мцыри готов уйти из жизни. Последние его мысли о родине, свободе, жизни. |
Таким образом, мы с вами убедились, что ни одна композиционная часть не является в произведении лишней. А подчиняются главной мысли- раскрыть характер романтического героя. А Мцыри – романтический герой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.