Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
10 кл
17.02.2017
Урок - размышление
Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Цели урока: расширить представление о герое романа;
помочь понять сложный и противоречивый характер героя;
раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;
показать власть теории над человеком.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н. Ярошенко «Студент», презентация.Конспект урока
Мастеркласс Путь к преступлению по роману ФМ Достоевского класс -.doc
Мастеркласс из серии уроков «Книгажизнь продолжает урок»
Урок размышление
Тема урока: «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
Цели урока: расширить представление о герое романа;
помочь понять сложный и противоречивый характер героя;
раскрыть причины зарождения теории Раскольникова;
показать власть теории над человеком.
Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, роман, репродукция картины Н.
Ярошенко «Студент», презентация.
Предварительное домашнее задание:
1. Рассказать о Раскольникове. Подобрать цитаты, характеризующие
внешность героя, его жилище, город, назвать определяющие черты
характера героя.
2. Перечитать главы 6,7 из 1 части. Пересказ эпизодов («Раскольников
идет к старухепроцентщице»
3. Индивидуальное задание: перечитать статью Раскольникова «О
преступлении», подумать над вопросом: в чем суть теории о «двух
разрядах людей»?
Словарь: гуманизм, психологизм, индивидуализм, теория.
Эпиграф к уроку:
«Не убий» (Из Библии)
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Что толкнуло Раскольникова на путь преступления? главный вопрос урока.
Подумаем и поразмышляем вместе о причинах и пагубности теории насилия.
Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание»
происходят в течение двух недель. Причем подготовка и само преступление
описаны Достоевским в первых главах, а мотивам и наказанию посвящен весь
роман. 2. Просмотр репродукции картины Н. Ярошенко
«Студент».
Вопросы:
Опишите героя картины Ярошенко Н.
Как вы думаете, в какой момент (до или после преступления) изображен
«Студент»?
Возможные варианты ответа:
На рисунке изображен человек, в котором происходит мучительная борьба.
«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном
состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился
от всех, что даже боялся всякой встречи…»
«Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без некоторого права на то».
(не разубеждаем учеников)
3. Беседа о герое романа.
Обратимся к образу Раскольникова.
Вопросы:
1. Кто такой Родион Раскольников? Как фамилия помогает раскрыть
характер героя?
Родион Романович Раскольников бывший студент Петербургского
университета юридического факультета. Его фамилия происходит от слова
раскол, что означает раздвоение. Второе толкование связано со словом
раскольничество, то есть одержимость одной мыслью, идеей, упрямством и
фанатизмом. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе
(раздвоении),
происходящем в душе бывшего бедного студента.
Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь
всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей
античеловеческой идеи. В Раскольникове разум борется с чувством, в его
душе идет раскол между гуманной, благородной целью: помочь людям
(спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство)
Таким образом в душе Раскольникова постоянно борются «две крайности»:
отзывчивый, чуткий человек, остро реагирующий на несправедливость, и
холодный, жестокий, равнодушный, злой.
Раскольников фанатик идеи, недоучившийся студент, который благодаря
своей образованности может уже самостоятельно мыслить, но еще не имеет
четких ориентиров в духовном мире.
2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где
живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает
жилище Раскольникова? Портрет «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами,
темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо
одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в
таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая,
циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и
пятнах…»
Интерьер «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого
пятиэтажного дома и проходила более на шкаф, чем на квартиру… Это была
крошечная клетушка, шагов десять длиной, имевшая самый жалкий вид со
своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до
того низкая, что чутьчуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все
казалось, что вотвот стукнется головой о потолок... Мебель соответствовала
помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в
углу… неуклюжая старая софа… когдато обитая ситцем, но теперь вся в
лохмотьях…»
Пейзаж «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня,
всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь
известная каждому петербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу…
Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенно
множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время,
довершили отвратительный и грустный колорит картины».
Перед нами смрадный город, засасывающий человека в трясину нищеты,
толкающий его на преступление
Может быть, Раскольников был преступником по сути?
Для этого вспомним его поступки до преступления.
1) помогает Мармеладовым, отдает последние деньги на похороны;
2) сострадает пьяной девочке, дает деньги , чтобы ее довели до дома;
3) переживает за мать и Дуню;
Следовательно, гуманный, сострадающий человек, но в то же время
Раскольников сложный, противоречивый образ.
В нем, по мнению
Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются».
Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион
Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый,
надменный.
3. Выделите определяющие черты характера главного героя.
Его девиз: «Разум и воля». Характер героя сумрачный, замкнутый, одинокий,
болезненно самолюбивый, восприимчивый.. Вывод: окружающая жизнь и желание вырваться из нищеты толкает Родиона
Раскольникова на преступление.
3. Размышления над причинами преступления
Раскольникова (беседа с учащимися)
Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова
мысль об убийстве старухи. Достоевский примечает «малейшие движения его
души, все оттенки его состояний…» Мысль крепнет, набирает силу.
Проследим путь героя Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ –
глава 6,1 ч. Раскольников идет к старухе –процентщице. Пересказ сцены
убийства старухи и смиренной Лизаветы глава 7, 1 ч.
Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую
из них можно считать главной?
1) помочь сестре и матери
2) самому выбраться из нищеты
3) спасти от нищеты Мармеладова
4) практически подтвердить свою теорию
Вывод: Мотивы преступления сложны и многослойны. Прежде всего это
1) бедность. Страшно жить в ужасающей нищете, быть вечно голодным, плохо
одетым.
2) Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он тварь дрожащая или
право имеет.
3) Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы
враждебного человеку общества, прийти к счастью.
Выводы (записать в тетрадь)
«Путь Раскольникова к преступлению»:
А) душевные муки и поиски выхода из тупиковой ситуации,
Б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности
В) разговор студента и офицера в распивочной,
Г) теория о «двух разрядах»
Д) «случайности», подталкивающие на убийство (страшная история жизни
Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девушка на бульваре,
случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой)
Е) мысль героя решиться хоть на что –нибудь,
Ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести».
Он убивает процентщицу и сестру ее Лизавету.
Поговорим о теории Родиона Раскольникова «о двух разрядах» людей. Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». Как вы поняли суть
теории Раскольникова о «двух разрядах»?
Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два
разряда: «обыкновенные», т. е. живущие «в послушании», безропотно
принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», т. е. имеющие «дар
или талант сказать новое слово «Это сильные люди, Наполеоны. Все они
«переступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе
«кровь по совести».
К какой группе людей принадлежит сам герой?
Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических
примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги
процентщицы.
Соне он открывает свою душу: «Не для того, чтоб матери помочь, я убил,
вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться
благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… для себя одного: а там
стал ли бы я чьим –нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы
всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне в ту минуту , все равно
должно было быть… Мне надо было узнать тогда и поскорее узнать, вошь ли
я, как все, или человек?.. Тварь я дрожащая или право имею?»
Итак, Раскольников погружен в свою идею. Его разум поражен, ктото
невидимый, неизвестный, ведет его к роковой черте.
Почему Раскольников совершает 2 убийства? (Человек, совершивший
однажды преступление, способен его повторить. Включается цепная реакция,
в которую увлекаются новые жертвы. Убита старухапроцентщица, потом
совершенно невинная Лизавета)
Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после
преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается
духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не
старушонку!» Обратимся к эпиграфу «НЕ УБИЙ». Преступление,
совершенное Раскольниковым, это преступление против человека.
Вывод. Невозможно делать добро с помощью насилия и жестокости. Путь к
преступлению лежит в душе человека, где борется разум с чувствами, и разум
в виде антигуманной теории побеждает. Условия жизни не снимают
ответственности с человека.
5. Заключительное слово учителя.
Чему учит классическое произведение? Мотивы преступления в самом
человеке. Актуальность романа в вечных вопросах добра и зла, преступления
и наказания. Он связан с проблемами современности. Никакая теория или учение не оправдывает насилие, за каждым преступлением следует наказание.
И главное в романе – гуманизм и духовный путь к спасению.
6. Домашнее задание.
1. Перечитать страницы о Лужине и Свидригайлове. Ч.1 гл. 3, ч. 2 гл.45, ч.4
гл. 12, ч.5 гл. 13.
2. Сообщения о «сильных мира сего». Наполеон: историческая справка.
Лужин подлец «по убеждению».
В чем причина самоубийства Свидригайлова?
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Конспект урока по литературе на тему «Путь к преступлению» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.