Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
11 кл
24.06.2019
Разработка конспекта урока для учащихся 11 класса по теме "Тэффи. Художественный мир писателя" (на примере рассказа "Вася Щеголёк". Форма урока: урок-рассуждение. К конспекту прилагается само произведение, которое используется для остановочного чтения на уроке.Материал будет полезным для учителей русской литературы. Конспект можно использовать для проведения урока по творчеству Тэффи.
Конспект урока.docx
МОУ г. Горловки «Гимназия «Интеллект»
Разработка
планаконспекта урока по
литературе
для учащихся 11го класса по теме
«Тэффи. Художественный мир
писателя»
Подготовила Волошинова Е.Я.
учитель русского языка и литературы Тема урока. «Тэффи. Художественный мир писателя».
2019
Цель урока:знакомство с жизнью и творчеством Тэффи на примере рассказа
«Ваня Щеголёк».
Задачи урока:
1. Образовательные:
Познакомить учащихся с творчеством Н.А. Тэффи (Лохвицкой).
Учить учащихся осмысленно читать художественный текст, анализировать
его, оценивать поведение героев, высказывать своё мнение.
Понять, в чем особенности художественного мира писателя.
2. Развивающие:
Развить навык устной речи
Развить умение анализировать, сравнивать, обобщать;
Развить память, внимание
3. Воспитательные:
Воспитать интерес к творчеству писателя, чувство гуманизма.
Тип урока: формирование новых знаний.
Форма урока: урокрассуждение.
Материальнодидактическое оснащение урока: презентация, тексты
рассказа, мультимедийный проектор.
Методы:
1. По источнику знаний:
Словесные.
Наглядные.
Практические.
2. В зависимости от характера познавательной деятельности:
Проблемный метод.
Частично – поисковый
3. По дидактическим целям.
Метод повторения, закрепления знаний.
Метод применения знаний.
Содержание учебного материала.
Чтение и анализ рассказа Н.А. Тэффи «Ваня Щеголёк». Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация учебной деятельности.
1. Эмоциональный настрой обучающихся.
2. Слово учителя
Наш урок – урок размышление. Значит, вы сегодня будете размышлять.
Обратите внимание на тему нашего урока.
Как вы думаете, о чём?
Как понимаете свою задачу?
3. Определение цели и задач урока.
Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым автором и новыми
героями, но и попытаемся понять их поведение, поступки.
Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой
писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в
которое она творила.
13летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы
тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и
получила от писателя только автограф;
Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин,
Владимир Ильич Ленин;
Е. Шварц называл её "королевой русского юмора";
Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не
женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".
Учитель: Правильно. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним
Тэффи (18721952).
III. Восприятие нового материала.
1.Знакомство с биографией
Учитель: Прослушайте краткое сообщение вашей одноклассницы«Жизнь и
творчество Тэффи (краткий обзор)».
2.Выступление учащейся (презентация, краткиекоментарии)
IV. Комплексное применение знаний.
Учитель: Итак, мы познакомились с биографией писателя. Представьте, что
перед вами сама Тэффи. О чём бы вы хотели спросить у неё? 1.Ролевая игра (в класс входит учащаяся, которая изображает
писательницу). Учащиеся задают вопросы
Учитель: «Тэффиюмористка – культурный, умный, хороший писатель.
Серьёзная Тэффи – неповторимое явление русской литературы, подлинное
чудо, которому через сто лет будут удивляться» (Г. Иванов).
Учитель: Насколько справедлива вторая часть высказывания Георгия
Иванова, мы сможем убедиться, прочитав рассказ «Ваня Щеголёк».
2. Работа с текстом рассказа. «Читаем с остановками». ( У каждого ученика
распечатан текст)
Рассказ – самый трудный эпический жанр. Тэффи писала после А.П. Чехова,
и мы можем заметить в её произведениях то, что свойственно прозе великого
писателя: тонкую иронию, психологизм, изящество языка. Однако она сумела
не только сохранить и свою редкую индивидуальность рассказчика, но и
утвердить новый тип рассказа, где бытовые истории или житейские встречи
оказываются поводом для лирикофилософских раздумий о смысле бытия.
Попытаемся это увидеть при чтении текста.
Чтение учителем и
произведения.
Учитель: Можно ли назвать это произведение «чудом», которому стоит
удивляться? Ответ обоснуйте.
Учитель: Составьте синквейн к прочитанному рассказу.
3.Творческая работа.
прочитанный текст).
(Зачитывание и обсуждение нескольких работ).
Беседа о прочитанном рассказе.
Учитель: Какова тема произведения?
Учитель: Определите идею рассказа. Запись в тетрадь.
Учитель: Прочитайте экспозицию рассказа.
Учитель: От чьего лица ведётся повествование?
Учитель: Обратите внимание на стиль изложения. Что отличает поэтику
Тэффи? (Запись в тетрадь: лаконизм, внимание к каждому слову, каждому
знаку, определённая жесткость и изящество драматургии).
Учитель: Что даёт такая манера повествования?
V. Закрепление материала.
1. Работа с основной частью текста.
Составление синквейна (рефлексия на
подготовленными учащимися текста Учитель: Выпишите в тетрадь слова, помогающие составить портретную
характеристику героя. (Молодой, яркий, горящий, баской, сросшиеся союзные
брови…)
Какие средства выразительности использует автор для характеристики
героя? (эпитеты, сравнения, инверсию…). Приведите примеры, запишите их.
Учитель: Обратите внимание на речь героя. Почему так много просторечных
слов? (Тэффи передаёт красоту простонародного языка и характеризует
героя через речь).
Учитель: Значения просторечных слов раскрывает заранее подготовленный
ученик. Толкование слов можно найти в словаре В.И. Даля. Например:
всугонь – вдогонку, баской – красивый, пригожий, игрунок – шутник, векша –
лесной зверёк, белка.
Учитель: Перечитайте воспоминания героя.
Что добавляют они к его характеристике? Ответ запишите в тетрадь.
Что объединяет эти воспоминания? Каким пронизаны настроением?
(Воспоминания наполнены лиризмом, музыкальны.Герой любит родную землю,
тонко чувствует природу, подетски наивен…).
Учитель: Укажите средства выразительности, используемые автором для
создания этих зарисовок.
2.Чтение эпилога. Запись выводов в тетрадь
Учитель: Как звучат последние строки рассказа?
Что подчёркивается таким образом? (Трагизм происходящего: из жизни
ушёл красивый молодой человек, полный сил…)
Какой синтаксический приём создаёт ощущение невосполнимой потери?
(Использование односоставных предложений, инверсии).
Что противопоставляет Тэффи в рассказе?
Каково ваше отношение к герою?
Можно ли сказать, что история жизни и смерти Вани Щеголька стала
поводом для раздумий о смысле бытия?
VI. Подведение итогов.
Учитель: Н. Тэффи говорила: «Больно тебе, читатель? Больно. И слава
Богу, что больно. Слава Богу!». «Если больно, значит, ещё не всё потеряно,
значит, ты человек!»
А вас затронул ли рассказ о жизни героя?
Можно ли сказать, что история Вани Щеголька это искренний плач по
человеческой жизни? Ответ обосновать. Так о чём же этот рассказ? (О жестокости войны, о жизни и смерти, о любви
к родине, о русской душе).
Учитель: «Тэффи в нашей литературе (и только ли в нашей!) – явление
единственное и едва ли повторимое. Многоликая, сама по себе, независимая,
ни на кого не похожая Тэффи». Время неумолимо идёт вперёд, но рассказы
Тэффи попрежнему вызывают у читателя не только смех, но и слёзы. А
значит, свою главную задачу – растормошить, задеть за живое, пронять
жалостью – писательница выполнила полностью.
VII. Рефлексия
VIII.Оценивание
IХ. Домашнее задание.
Написать миниатюру «Впечатления от первой встречи с Тэффи».
.
Приложение
Ваня Щеголёк
Г.Е. Жукову
Врач был опытный. Осмотрел раненого номер шестьдесят семь, сказал:
— Отделить и понаблюдать.
Я тоже стала опытная и поняла: «отделить и понаблюдать» значило, что
номеру шестьдесят седьмому капут.
— До утра доживет? — спросила я тихонько.
Доктор поморщился, двинул губами вбок, приподнял глаза и ничего не сказал.
Это значило: может быть, но вернее, что нет.
Мое дежурство кончится в двенадцать ночи. Передам ли я его живым — этот
номер шестьдесят седьмой?
Его перенесли в уголок около двери — иначе отделить невозможно при нашей
тесноте.
Он был очень молодой, какойто весь яркий и горящий.
— Чего они на меня все морщатся? — сердито спросил он. — Думают — я
помру? Ничего я не помру. Так и скажи им, что не помру. Выдумали тоже.
Некогда мне.
— Что тебе некогда?
— Помирать некогда. Я домой поеду. Пускай смерть за мной всугонь бежит.
Я от ей утекну. Я ни за что не помру. Некогда мне. Хочу домой. Дома
красиво. Я и сам баской. Он повернулся, чтобы я видела его лицо. Действительно, красив был.
Смуглый, быстроглазый, с сросшимися союзными бровями — будто черная
птица раскинула крылья.
Показал он лицо свое так просто, словно не его оно, а какаянибудь
посторонняя красивая вещь, что досталась ему случайно, он и радуется.
— Вот, смотри. Ну что тут скажешь?
— Лежи тихо, не вертись. А то больно будет.
— Домой хочу. Все красиво будет. Ничего дрянного не хочу. Прочь его.
Раскидаю направо, налево.
Он вдруг раздвинул брови, полуоткрыл рот — словно улыбнулся.
— А видала ты, сестрица, как лебеди пьют? Дикие лебеди. У нас в Сибири
много. Не видала? Нужно с подветру тихо подойти, камыш не рушить — ти
ихо. Он ведь не человек, он гордый, близко не подпустит. Тихонько смотри. А
он грудью на воду ляжет, а той воды, что все видят да все знают, пить не
станет. Он ударит клювом вправо, влево, размечет брызгами, разобьет гладь
— гей! — да в самую в сердцевину, в нетронутую, в невиданную, в незнанную,
голову окунет. А ты смотри, не дыхни. Он — не человек, он гордый, он не
подпустит. Ты не видала? Я видал. А ты говоришь — помирать!
— Что ты, голубчик! Я не говорила. Бог даст, поправишься.
— Пущай смерть всугонь бежит — утекну. Я, Ваня Щеголек, первый бегун,
первый игрунок. Мне некогда, мне еще надо на полянку ходить, ведмедя
смотреть. Луна светит, томно ему. Лежит на спине, брюхо мохнато, лапы
задрал, гнилую корягу цапает. Бренькает гнилье, щепится — брррынь. А
ведмедь цапнет да слушает и урлит — уррр… Поет — ндравится. А зимой в
мерлоге тихо уего. Тепло. Лапу сосет и сны снит. Снит, быдто лапуто в мед
запустил. Сосет. Сладко. А пчелы кругом так и звенят, так и гудят,
заливаются. Шевельнулся, проснулся — ан и не пчелы, а собаки, псы
человечьи, над мерлогой брешут, лают, заливаются. Страх в живот подступил.
Вскочил — и нет ничего. И все сам наснил. Обидится, уляжется, опять лапу
засосет; ведмежий покой до весны сладок. А весной вылезет — худой, шерсть
мотается, шкурабура болтается — смехота. А ты говоришь — помирать.
— Помолчика ты лучше, усни.
— Не хочу спать. Некогда мне. Я домой хочу. Лесныхто людей, небось, не
видала? А я увижу. Нашитовидали. В тайгу надо подальше да поглыбже,
низком, ползком по подкорью, топориком врубаться, векшей продираться,
гадючкойпрошныривать. А там полянка, а на полянке они и бывают. Сидят,
лапти плетут. Как выскочишь на них, сразу гони, пугай, не давай им друг к дружке прицепиться, потому лесной человек кажный об одной ноге. У одного
правая, у другого левая. Обнимутся вместе и побегут. И загубить могут
христианскую душу. А как не дать им друг до дружки добежать да спариться,
тут они на одной ножке прыг, скок да и свалятся. Тогда бери голой рукой,
поясом вяжи, домой тащи, а он те и сказки, и песни, и было не было, все. А ты
говоришь — помирать. Мне нельзя помирать, мне некогда. Я — Ваня
Щеголек, первый бегун, первый игрунок. Пущай она за мной всугоньбежит. Я
утекну. Плечи у меня широкие, ноги крепкие, и сам я баской. Ни за что не
помру.
В полночь сменили меня. А утром я снова пришла в лазарет.
Спрашивать не хотелось. Пошла прямо к тому месту, к углу около двери.
Кровать стояла белая, тихая, ровная, застланная чистой, гладкой простыней.
Ровно, гладко… Нету Вани Щеголька.
Кончено.
«…Знаешь ты, как лебеди пьют? Дикие лебеди? Воду нетронутую,
невиданную, незнанную?..»
Знаю.
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Конспект урока по литературе на тему "Тэффи. Художественный мир писателя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.