Конспект урока по литературе на тему: «Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка предназначается для литературоведческого анализа на уроке литературы в 6 классе рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Ресурс содержит презентацию к уроку, конспект, разъясняющий порядок проведения урока, кроссворд по литературоведческим терминам с ответами, задание, проверяющее знание сюжета произведения. В ходе урока, повторив теорию литературы, ученики выполняют литературоведческий анализ рассказа В.Распутина «Уроки французского», опираясь на текст произведения и материалы презентации, ищут ответ на проблемный вопрос урока.
Иконка файла материала Новик Н.Г. литер 6 кл Уроки французского.doc
Новик Надежда Григорьевна, учитель  русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ». Конспект урока  по литературе  на тему: «Урок жизни» (по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского»)  Цели и задачи урока: Обучающие: 1. 2. раскрыть проблемы, которые поднимает писатель в своем произведении познакомить   с   основными   фактами   и   событиями,   связанными   с   изданием произведения В.Распутина  Развивающие: 1. формировать интеллектуальные умения через работу с текстуальными источниками (словари, учебник, справочный материал, дополнительная литература) 2. 3. способствовать развитию творческих способностей учащихся развивать   связную   речь   учащихся,   пополнять   активный   словарь:  милосердие, понимание,  справедливость, честность, упорство  4. формировать   активную   жизненную   позицию,   через   самостоятельный   поиск проблемы Воспитывающие: 1. 2. воспитывать уважение к родному языку и слову в произведении В. Распутина способствовать   формированию   ответственного   отношения,   взаимопомощи   и сплоченности в коллективе 3. формировать новый взгляд на преемственность поколений, осмысление собственной жизни и деятельности  в плане уважения традиций, сопереживания, сострадания.  Оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   презентация,   записи   на   доске, карточки с заданиями, словарь Ожегова, портрет В. Г. Распутина, иллюстрации Ход урока Вступительное слово учителя: 1. ­ Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем   историю   создания   рассказа   «Уроки   французского»,   а   также   попытаемся   раскрыть нравственные   проблемы   рассказа.   Попытаемся   ответить   на   вопросы:   Каким   должен   быть учитель, чтобы остаться в памяти своих учеников? Легко ли быть учителем? 2. Сообщения учащихся о В.Г.Распутине. Ученики рассказывают краткую  биографию В.Г.Распутина.  Валентин Григорьевич  Распутин ­   один из ярких представителей «деревенской прозы». Родился в крестьянской семье 15 марта 1937г., в селе Усть­Уда   Иркутской области. Провел детские годы в Сибири. Детство будущего писателя было трудным,  его юность совпала с войной и тяжёлыми послевоенными годами. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать   за   пятьдесят   километров   от   дома,   где   находилась   средняя   школа.  После   школы поступил на историко­филологический факультет Иркутского государственного университета. Закончив университет, Распутин работал  журналистом  в газетах  Иркутска и Красноярска. В 1961 г. опубликовали его первый рассказ « Я забыл спросить у Лёшки». Самые известные его произведения ­ повести «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание сМатерой».  Самый   популярный   из   ранних   рассказов   писателя   –   это   рассказ   “Уроки французского”(1973г) Все, о чем пишет Распутин, связано с судьбами народа, с  проблемами общества. Эти темы ему близки потому, что пишет он о судьбе родной земли.  Игра «Да и нет» (блиц­задание на знание биографии). 1. Писатель Валентин Распутин родился и вырос в деревне, в Сибири. 2. Детство   провел   в   небольшой   деревне,   расположенной   в   низовьях   реки Ангары. 3. Средняя школа находилась в селе Усть­Уда (за пятьдесят километров от дома). 4. Закончил   физико­математический   факультет   и   готовился   стать   учителем, одновременно занимался журналистикой (историко­филологический). 5. После окончания университета Распутин работал журналистом. 6. В начале 60­х годов появились его первые рассказы. 7. В 1973 году вышел его лучший рассказ «Уроки французского». 8. Этот рассказ является автобиографическим. 9. Этот   рассказ   он   посвятил   Анастасии   Прокопьевне   Копыловой,   матери Александра Вампилова. 10. Его герой – двенадцатилетний мальчик, которого мать привозит из деревни и определяет на учебу в районную школу (одиннадцатилетний) 11. Распутин говорил о своем рассказе то, что ему многое пришлось выдумать. (ничего не пришлось выдумывать, все это происходило с ним). 3.Работа над содержанием текста 1) Из истории создания рассказа Сообщение учителя: «Уроки французского» Распутин написал в 1973 г. Как он сам говорил: « Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. За прототипом далеко идти не пришлось. Мне нужно было вернуть то добро, которое в свое время они сделали для меня». ­ Как вы думаете, почему этот рассказ написан от первого лица? (Потому, что в нем много автобиографического: «…Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой ..» (из статьи учебника)   – это описание своей жизни. Запишем определение автобиографии.  Автобиография   Теория литературы ­ Что обозначает слово «прототип» в литературоведении? Прототип ­  Реально существовавшее лицо,  послужившее  источником для создания литературного образа. ­ В каких словах из произведения заключена  идея рассказа?    (В.Г. Распутин вспоминал: "Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была   в   нашей   учительнице   та   внутренняя   независимость,   которая   оберегает   от   ханжества. Совсем ещё молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своём примере, но поступки, которые для неё сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками доброты").  Главный герой ­ Как зовут главного героя рассказа? (в рассказе речь идет от первого лица).­   Почему   рассказ   называется   автобиографическим?   (автор   рассказывает   о   событиях, которые произошли с ним). ­ Давайте вспомним, в какое время происходят   события рассказа? (послевоенный 1948 год). ­Какие приметы послевоенного времени мы находим в произведении? («…Голод в тот год  еще не отступил  .. впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда­ нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что­то там делали неверно»). ­ Почему мальчик, герой рассказа, оказался в райцентре?  («Чтобы учиться дальше…. Мне пришлось снаряжаться в райцентр»).  ­Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? ­Что мы узнаём о семье героя? ­Почему он признавался в деревне за грамотея? В деревне  признавался за грамотея: .. Особенно в него верили, когда .. Его выделяли из     .. ­ Каковы были успехи героя рассказа в школе?  (по всем предметам, кроме французского, пятерки). держались ­ Каким перед нами предстает мальчик?  (стр. 128 «Посмотреть, конечно, было на что: деревенской ребятни         перед ней крючился на парте … со следами вчерашней драки»)  ­Каково было душевное состояние мальчика? («Так было мне плохо, горько и постыло! – хуже                  ­ Какие чувства переживает герой, оказавшись вдали от дома?  (тоску, одиночество, голод).  болезни»).  всякой     ­ Что заставило мальчика играть на деньги? (Стали пропадать хлеб и картошка, и ему нечего было кушать. Нужда заставила героя играть в азартные игры. У него не было другой возможности заработать). ­ Как научился герой играть на деньги?  (Сначала у него появилось стремление проявить ловкость, а потом он понял, что сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко).   ­Охарактеризуйте   игроков   в   «чику».   (Тишкин,   Птаха,   Вадик).   Как   они   играли   в   игру? Почему нашему герою пришлось «смириться»? Чтение по ролям диалога на стр. 114 со слов «Однажды, еще в сентябре» до слов «Вот еще! – обиделся я. ­ Какая это была игра? Как играл герой сначала?  ­Почему герой стал выигрывать каждый день один рубль? («У меня был свой расчёт..»). Чтение по ролям на стр. 121 со слов «Не в склад! – объявил Вадик до слов «Настаивать на своем было бессмысленно». Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну –у – ул!». ­ Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения? (Мальчик каждый день выигрывал, а это ребятам не нравилось.  «Они били меня по очереди… не было в тот день… человека несчастнее меня»). ­ Каким увидел себя герой на следующее утро, когда посмотрел в зеркало? Вывод:   Прообразом главного героя рассказа является сам В.Г. Распутин. Все события, которые произошли с героем, были в жизни писателя.  Одиннадцатилетний герой впервые волею обстоятельств оторван от семьи, он понимает, что на   него   возложены   надежды   не   только   родных   и   всей   деревни:   ведь   он,   по   единодушному мнению сельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.законам  улицы. Он получает в этой компании уроки жестокости, злобы, зависти. Герой рассказа сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по Мы увидели  героя «добросовестным,  который относиться к чему­нибудь спустя рукава не умел, упорным   и настойчивым…».     Игра для него не развлечение и не обман, а средство выживания.   Мальчик     показан   расчетливым,   рассудительным,   настойчивым   и   упорным человеком).    Роль учительницы французского языка Лидии Михайловны  в жизни героя.  ­ Думаю,   серой  и безрадостной была    бы наша жизнь, если бы взрослеющий  человек, получал только уроки жесткости, злобы. Но, к счастью,  находятся люди, которые  проявляют сердечность, теплоту, доброту. ­ Кто же в рассказе  противостоит злу?  (учительница французского языка Лидия Михайловна) (портрет учительницы) ­Каково   было   отношение   мальчика   к   учительнице?  («Я   пугался   и   терялся….   Она представлялась мне человеком необыкновенным»). ­  Как  мальчик описывает внешность Лидии Михайловны в  начале рассказа? (стр. 127 «Она сидела перед мной аккуратная вся, умная и красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре…» стр. 133 «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; «В лице ее не было жестокости…»; стр. 124 «Она  входила, здоровалась, но до того, как посадить класс, имела привычку внимательным образом осматривать почти каждого из нас, делая будто бы и шутливые, но обязательные для исполнения замечания». Это говорит   о делу.) ­ Как держалась Лидия Михайловна в классе? неравнодушном учительницы отношении своему     к         (Спокойно, уверенно. Говорила она немного, правильно, задавала вопросы, так как всегда пыталась разобраться в ситуации). ­  Как   реагирует   Лидия   Михайловна,   увидев   в  первый   раз  синяки   у  своего   ученика?  (стр. 124 чтение по ролям: «Ну вот, сказала Л. М., открывая журнал. – Сегодня среди нас есть …А говорит ­ упал»).  ­ Как Лидия Михайловна выяснила причины случившегося?   (Внимательно   рассматривает   героя.     Она   пытается   все   выяснить   шуткой.   Она понимает, что мальчик ее обманывает, и решает разобраться после уроков.)  ­ Какие чувства испытывает герой?  (врет, но неумело, его терзают противоречивые чувства:  стр. 126  «А что, интересно, скажу я»…но так домой ехать нельзя»). ­ Что чувствует герой, ожидая после уроков Лидию Михайловну? ­ Как меняется интонация учительницы во время разговора после уроков?   (стр. 126  «Это   правда,   что   ты   играешь   на   деньги?­  сразу   начала   она.   Л.   М.   начала разговор слишком громко, как показалось мальчику. Когда она поняла, что мальчик попросту голодает и тратит выигранные деньги на молоко, то молча, внимательно рассматривает мальчика;  стр.   128  «И   все­таки   на   деньги   играть   не   надо,   ­   задумчиво   сказала   Л.   М.). ­   Что   пообещал   мальчик   Лидии   Михайловне? (Не   играть   больше   на   деньги). ­ Почему главный герой нарушает слово не играть на деньги? («В те дни мне пришлось совсем плохо…», «мне все время хотелось есть…».)  ­ Почему Л. М. решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?   (Она решила  отвлечь его от игры с ребятами, от избиений). ­   Какие   чувства   испытывает   герой,   оказавшись   в   квартире   учительницы   в   первый   раз? Докажите словами текста. (Стыд, неловкость, стеснение.)  ­ Как Лидия Михайловна занимается с мальчиком?  ­ Что она предлагает своему ученику после занятий?­ Принимает ли мальчик ее приглашение поужинать? Почему? (стр.  133  «Стыдно сейчас вспомнить, как я пугался и терялся…) ­ Как реагировала Лидия Михайловна на отказы мальчика ужинать? (Л.М. смотрела на меня с удивлением и обидой). ­ Какое качество учительницы в этот момент проявляется? (милосердие, сострадание) ­ Как вы понимаете слово «милосердие»? Милосердие   ­    готовность   помочь   кому­нибудь   или   простить   из   сострадания, человеколюбия. От ­   однажды ­ Почему герой не взял посылку с продуктами?  кого       получил   мальчик   посылку? (   В   нем   проявилось   не   только  упрямство,   но   и  чувство   собственного   достоинства.)  ­ Как он догадался, от кого посылка? (В деревне не продают гематоген и макароны). ­ Сразу ли учительница призналась, что это она отправила мальчику посылку? ­ Как она объяснила свое желание помочь мальчику? («Я знаю, что ты голодаешь. Тебе надо обязательно есть досыта, чтобы учиться»). Просмотр фрагмента фильма. ­Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент фильма, где Лидия Михайловна играет с Володей в «замеряшки», а затем вы мне постараетесь ответить на вопросы. (Просмотр фрагмента) ­ Почему Лидия Михайловна решилась играть на деньги со своим учеником?  ­Какие правила она нарушает?  (Учитель не может играть на деньги   с учеником, но Лидия Михайловна сделала это из добрых намерений).  ­ Какое вы дадите определение ее поступку?  (Он был человечным, милосердным). ­Какова   реакция   мальчика   на   её   предложение?   («Как   же   я   с   вами   буду   играть?   Вы   же учительница!»).  ­ Какой урок мудрости преподаёт Л.М. в ответ на его недоумение? (стр. 140 Она поняла, что помощи мальчик не примет, и решила использовать игру на деньги. Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику).  ­ Опишите, как играли Лидия Михайловна и герой. (составление выборочного пересказа) Игра в «пристенок». Игра началась. Били о ..заборку. Били, ..по полу, .. пальцы. Играла Л.М. ..: .., .. в ладоши, .. себя как девчонка. Но .. она, а я ..Тут я заметил, что Л.М. не старается ..Это меня … Зачем вы мне подыгрываете? Это .. ­ Как ведет себя учительница во время игры?  (Она подыгрывает ученику для того, чтобы тот выиграл). ­ Кто неожиданно становится свидетелем их игры? ­ А как назвал поступок учительницы директор школы Василий Андреевич? (стр. 146 « Мы замерли. В дверях стоял Василий Андреевич..). ­Как вы думаете, какой урок преподала Лидия Михайловна герою?  (Лидия Михайловна своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).  ­ Чем заканчивается рассказ? (Директор уволил учительницу с работы за не педагогический поступок. Лидия Михайловна вынуждена была уехать). ­   Итак,   попробуем   дать   ответ   на   вопрос:   Поступок   Лидии   Михайловны   –   это   подвиг доброты или преступление педагога, как сказал директор?  (Учительница   поступила   непедагогично.   Можно   согласиться   с   мнением   директора, что   поступок   учительницы   –   «…педагогическое   преступление   ..».   Но   если   знать,   что учительница   решилась   на   это   не   ради   забавы,   а   ради   спасения   жизни   ребенка,   то   еепоступок выглядит совсем по­другому. В нем ­ желание помочь голодному ученику выжить, сохранить свою духовную чистоту. В   основе   поступка   ­   милосердие   и   доброта.   А   результат   ее   поступка   налицо   –   из главного героя получился хороший человек, благодарный своей учительнице. Её поступком руководили доброта, милосердие, чуткость, отзывчивость, душевная щедрость.)      Выводы: ­ Какие качества личности Лидии Михайловны вы особенно ярко почувствовали?  (На доску вывешиваются яблоки, на которых напечатаны качества Л. М.: смелость,  доброта, порядочность, сострадание, милосердие). ­ Как вы думаете, почему все качества Л. М. я написала на рисунках с яблоками?  ­   Какие   новые   черты   Л.   М.   открывает   послесловие?   (выдержка,   чувство ответственности, ничем не выдала своего душевного состояния, всю «вину» взяла на себя). ­ А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы  охарактеризовать Лидию Михайловну.                                                        Словарь добрых качеств   Доброта,   понимание,   чуткость,   справедливость,   отзывчивость,   уважительное                                              отношение к детям, милосердие, щедрость, сострадание, сочувствие   4.Итоги   урока. ­ Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?    ­Какое главное слово в названии рассказа? (Слово «урок» в названии рассказа имеет два значения:  Во­первых, это учебный час, посвященный отдельному предмету,  во – вторых, это нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего. Определяющим для понимания замысла рассказа становится именно второе значение этого слова.  Уроки доброты и сердечности, душевной щедрости, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь).  ­ Какие уроки преподал нам Валентин Распутин? Как вы думаете, чему учит этот рассказ? («Уроки   французского»   ­   уроки   жизни,   мужества,   доброты,  внимательного   и   чуткого отношения друг к другу, бескорыстия. Этот рассказ учит людей состраданию и тому, что надо не просто посочувствовать человеку, которому трудно, но и посильно помочь ему. И если каждый из нас поможет хоть одному человеку, то жизнь станет светлее и чище).  ­ Как  вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа? ­ Мы справились с задачами урока: ­ Поговорили о душевном состоянии героя ­ Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна ­ Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память 5. Домашнее задание.  1. Ответить на вопросы викторины. 2.Подобрать высказывания великих людей о добре. Приложение. Викторина 1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе? (автобиографическое). 2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара). 3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген). 4. Из чего были перешиты штаны героя? (из галифе).5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик). 6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки). 7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение). 8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11) 9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль) а) «Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками» (тётя  Надя) б) «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону,   показывая,   что   дело   сделано,   и   ленивым,   нарочито   замедленным   шагом   ступал   к деньгам.» (Вадик) в) «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагам плечи,   так   что   казалось,   будто   наглухо   застегнутый,   оттопыривающийся   темный   френч двигается самостоятельно чуть наперед директора» (Директор) г) «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой­ нибудь,   не   истории,   а   загадочного   французского   языка,   от   которого   тоже   исходило   что­то особое, сказочное, неподвластное любому­каждому, как, например, мне.» (Лидия Михайловна) д) «… перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был   на   груди,   но   из   которого   далеко   вылезали   руки;   в   перешитых   из   отцовских   галифе   и заправленных в чирки марких светло­зеленых штанах со следами вчерашней драки.» (герой)     записать высказывание Высказывания   великих   людей   о   добре  (объяснить   значение   этих   высказываний). Понравившееся литературе. 1. Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.  Л.Толстой  2.   Умей   чувствовать   рядом   с   собой   человека,   умей   читать   его   душу,   увидеть   в   его   глазах радость, горе.  В.А. Сухомлинский  3.   Чем   человек   умнее   и   добрее,   тем   больше   он   замечает   добра   в   людях.  Л.Н. Толстой несчастье, по   беду,   в   тетрадь   4.Доброта — качество, излишек которого не вредит.  Д. Голсуорси

Посмотрите также