Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
19.04.2017
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
на уроке учащиеся ознакомятся с художественным миром В. П. Астафьева, будут учится производить анализ рассказа. -совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся -расширять и обогащать словарный запас школьников -совершенствовать навыки работы с текстом -воспитывать внимательного читателя -воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях
астафьев 6 класс конь с розовой гривой.docx
МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. Урок литературы в 6 классе по произведению  В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя» Цели урока: 1. Образовательные:  знакомство с художественным миром В. П. Астафьева  анализ рассказа «Конь с розовой гривой» 2.Развивающие:  совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся  расширять и обогащать словарный запас школьников  совершенствовать навыки работы с текстом 3.Воспитательные:  воспитывать внимательного читателя  воспитывать   чувство   доброты   стремление   оставаться   человеком   в любых ситуациях  Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг.  Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа. Эпиграф:                Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!                                              А я все не могу забыть бабушкиного пряника ­ того                                              дивного коня с розовой гривой. В.П. Астафьев.                                             Ход урока 1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока. Виктор   Петрович   Астафьев   –   известный   талантливый   писатель,   наш современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. все   они   о   родине   Виктора   Петровича   –   Сибири,   о   далеком   деревенском детстве, которое было удивительно прекрасной порой. Рассказ   «   Конь   с   розовой   гривой»   открывает   добрый   и   светлый   мир народной   жизни,   увиденный   детскими   глазами,   показывает   живой   и наблюдательный  детский характер. Наша   с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие уроки он несет. 1. Беседа по вопросам.  Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа  «Конь с  розовой гривой»? (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые  годы после гражданской войны.)  Что это было за время? Как жилось людям? (время было трудное, герой рассказа ­ сирота, у него мать утонула, жил  он  с бабушкой, дедушка   приезжал с заимки время от времени; семья  Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не  хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не  любил.)  Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в  Сибири? (автор использует сибирские диалектизмы)  С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими  словами?           Увал – пологий холм           Туесок – берестяная корзина с крышкой           Заполошная – суетливая           Бадога – длинные поленья МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.           Шаньга – булочка с творогом           Заимка – земельный участок, вдали от села           Поскотина – пастбище, выгон           Яр – крутой край оврага 2. Создание проблемной ситуации                                                       ­   Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе рассказа «Конь с розовой гривой»?    (В основе рассказа «Конь с розовой гривой»   лежит   обман   самого   родного   человека,   бабушки,   и   справедливое наказание).    ­   Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер. Обманом   опозорив   бабушку,   Витька   ждет   справедливого   наказания. Посрамленный   и   обличенный   внук   чувствует   стыд   и   раскаяние.   Но   какой поражающей   неожиданностью   явился   для   него   обещанный   бабушкой   за землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже распрощался.     Бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в понимании,   что   нельзя   обманывать   и   предавать   близких,   а   в   сознании необходимости прощать.   ­    Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное название   «Конь   с   розовой   гривой»?     Давайте   вернемся   к   Эпиграфу нашего урока:     Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!                                 А я все не могу забыть бабушкиного пряника ­ того                                  дивного коня с розовой гривой.  Почему бабушка все­таки купила «пряник конем» внуку, который её   обманул?                  (бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих   злодеяниях.     Милосердие,   доброта   и   прощение   сделали   то,   чего   не МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)  ­ Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?                 (Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают  душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла  в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о  «коренных песнях» каждой семьи на селе.) — Почему мальчик отправился в лес? (Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна была купить бабушка.) — Почему   этому   плану   не   суждено   было   сбыться,   ведь   вначале   всё складывалось хорошо? Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки совести, наказание, прощение.       Класс   делится   на   группы.   Задача   каждой   группы   —   найти   в   тексте соответствующий   эпизод,   важную   цитату   для   пересказа.   Заслушиваем   по порядку. 1­я группа. Главный змей­искуситель — сосед Санька — “был вреднее и злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть мальчик   никак   не   мог   и  легко   “попался   на   уду”,  позволил   съесть   и  свою землянику. 2­я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. Чтобы   вредный   Санька   не   проболтался,   пришлось   для   него   из   кладовой украсть калач. 3­я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть, с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить. Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать ложится в кладовке. 4­я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь, поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую   «кривую   дорожку»   оно   меня   ещё   уведёт,   коли   я   так   рано   взялся шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату нету...” 5­я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл.   По   скоблёному   кухонному   столу,   будто   по   огромной   земле,   с пашнями,   лугами   и   дорогами,   на   розовых   копытцах   скакал   белый   конь   с розовой гривой”.                                                                                                   3. Задания исследовательского характера.     ­   Как   Витя   относится   к   бабушке   и   как   это   его   характеризует? Найдите подтверждение в тексте. (Витя боится ее, но любит, в последствии даже  благодарен: «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка Васеня»,   «а   бабушка   только   кричит   да   нет­нет   и   поддаст   –   у   нее   не задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)     ­ Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это видно? (Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. делать и слушаться тебя  буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит становление личности главного героя, воспитание характера.)  ­ О чем бы вы спросили Витю?  (Метод автобиографического опросника позволяет ученикам вжиться в образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по духу, значит – интересен.)  ­ Какие черты характера героя есть у вас?  ­ Можно ли у Вити чему­либо научиться? 4. Обращение к образу автора­повествователя.  ­ Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек, любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель умеет   и   учит   нас   любить   жизнь,   уважать   все   то,   что   человеку   в   жизни выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным по ритмике и интонации, русским языком.)  5.Рефлексия урока. ­ Какие жизненные уроки получил герой? ­ Не  поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок ­Признайся в содеянном ­Раскаяние приносит облегчение ­Спешить делать добро ­Надо быть милосердным всегда ­Люби ближнего своего как самого себя 6. Заключительное слово учителя. Да, этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени,  когда ты бывал невозможно  счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В. родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно  в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора   в жизни любого человека. А если   оно   пришлось   на   суровые,   голодные   годы?   Но   и   тогда   оно   было прекрасным, потому и помнится. Домашнее задание Небольшая письменная работа по теме: Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)

Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2017