Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
19.04.2017
на уроке учащиеся ознакомятся с художественным миром В. П. Астафьева, будут учится производить анализ рассказа.
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
-расширять и обогащать словарный запас школьников
-совершенствовать навыки работы с текстом
-воспитывать внимательного читателя
-воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в любых ситуациях
астафьев 6 класс конь с розовой гривой.docx
МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
Урок литературы в 6 классе по произведению
В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Тема урока: «Жизненные уроки героя»
Цели урока:
1. Образовательные:
знакомство с художественным миром В. П. Астафьева
анализ рассказа «Конь с розовой гривой»
2.Развивающие:
совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся
расширять и обогащать словарный запас школьников
совершенствовать навыки работы с текстом
3.Воспитательные:
воспитывать внимательного читателя
воспитывать чувство доброты стремление оставаться человеком в
любых ситуациях
Оформление: портрет В. Астафьева, выставка его книг.
Методы: слово учителя, опрос, беседа, словарная работа.
Эпиграф: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Определение цели урока.
Виктор Петрович Астафьев – известный талантливый писатель, наш
современник. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском
детстве, которое было удивительно прекрасной порой.
Рассказ « Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир
народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и
наблюдательный детский характер.
Наша с вами задача сегодня: проанализировать содержание рассказа и
выяснить, какие уроки он несет.
1. Беседа по вопросам.
Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с
розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые
годы после гражданской войны.)
Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа сирота, у него мать утонула, жил
он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья
Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не
хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не
любил.)
Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в
Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими
словами?
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
2. Создание проблемной ситуации
Ребята, напомните, пожалуйста, какое событие лежит в основе
рассказа «Конь с розовой гривой»? (В основе рассказа «Конь с розовой
гривой» лежит обман самого родного человека, бабушки, и справедливое
наказание).
Как вы думаете, почему автор в основу рассказа берет такую
неприятную жизненную ситуацию? (Рассказ носит поучительный характер.
Обманом опозорив бабушку, Витька ждет справедливого наказания.
Посрамленный и обличенный внук чувствует стыд и раскаяние. Но какой
поражающей неожиданностью явился для него обещанный бабушкой за
землянику пряник, с мечтой о котором Витька по понятным причинам уже
распрощался. Бабушка наказывает внука…добротой. И дело не только в
понимании, что нельзя обманывать и предавать близких, а в сознании
необходимости прощать.
Почему же тогда своему рассказу Астафьев дает такое поэтичное
название «Конь с розовой гривой»? Давайте вернемся к Эпиграфу
нашего урока: Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника того
дивного коня с розовой гривой.
Почему бабушка всетаки купила «пряник конем» внуку, который её
обманул?
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в
своих злодеяниях. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет:
«А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой
гривой»)
Каким вы себе представляете главного героя рассказа – Витю?
(Устное словесное рисование, защита рисунков) (Учащиеся отмечают
душевную чуткость мальчика, его обостренную совестливость, неприятие зла
в любых его проявлениях, любовь ко всему прекрасному: как он рассуждает о
«коренных песнях» каждой семьи на селе.)
— Почему мальчик отправился в лес?
(Он своим трудом хотел заработать на пряник, который в городе ему должна
была купить бабушка.)
— Почему этому плану не суждено было сбыться, ведь вначале всё
складывалось хорошо?
Давайте в тетрадях запишем такую цепочку: искушение, преступление, муки
совести, наказание, прощение.
Класс делится на группы. Задача каждой группы — найти в тексте
соответствующий эпизод, важную цитату для пересказа. Заслушиваем по
порядку.
1я группа. Главный змейискуситель — сосед Санька — “был вреднее и
злее всех левонтьевских ребятишек”. Когда его сёстренки и братишки съели
все свои ягоды, он упрекнул Витю в жадности и трусости. Этого стерпеть
мальчик никак не мог и легко “попался на уду”, позволил съесть и свою
землянику.
2я группа. Этот же Санька посоветовал обмануть бабушку: “Ты в туес
травы натолкай, сверху ягод — и готово дело!” Мальчик так и поступил. МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
Чтобы вредный Санька не проболтался, пришлось для него из кладовой
украсть калач.
3я группа. Вину свою мальчик почувствовал сразу: долго не мог уснуть,
с тоской ожидал возвращения бабушки, думал: “Вон как хорошо было жить.
Ходи, бегай, играй и ни о чём не думай”. Вечером он не спешит домой, спать
ложится в кладовке.
4я группа. “И срамила же меня бабушка! И обличала же! Только теперь,
поняв до конца, в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на
какую «кривую дорожку» оно меня ещё уведёт, коли я так рано взялся
шаромыжничать, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уж заревел не
просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврату
нету...”
5я группа. “Я зажмурился и открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз
открыл. По скоблёному кухонному столу, будто по огромной земле, с
пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с
розовой гривой”.
3. Задания исследовательского характера.
Как Витя относится к бабушке и как это его характеризует?
Найдите подтверждение в тексте. (Витя боится ее, но любит, в последствии
даже благодарен: «Бабушка знает все мои повадки», «бабушка моя – не тетка
Васеня», «а бабушка только кричит да нетнет и поддаст – у нее не
задержится», «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых
дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу
забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».)
Каково отношение к нему автора? В каких словах, эпизодах это
видно? (Автор сочувствует своему герою, сопереживает ему, так описывая
муки совести мальчика: «Терзался ночью», «слезы хлынули». «Не буду так МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
делать и слушаться тебя буду», «боже упаси сейчас перечить бабушке… она
должна» «разрядиться, …душу отвести должна». Мы глазами автора видит
становление личности главного героя, воспитание характера.)
О чем бы вы спросили Витю?
(Метод автобиографического опросника позволяет ученикам вжиться в
образ своего сверстника, почувствовать себя на его месте, а значит сделать
этот рассказ личностно значимым. Ребятам близок этот герой по возрасту и по
духу, значит – интересен.)
Какие черты характера героя есть у вас?
Можно ли у Вити чемулибо научиться?
4. Обращение к образу автораповествователя.
Каким вы представляете себе автора рассказа? (Пожилой человек,
любящий свою родину, родных, умеющий видеть прекрасное вокруг. Писатель
умеет и учит нас любить жизнь, уважать все то, что человеку в жизни
выпадает. Он всю жизнь благоговел перед чудом Природы, Слова, Музыки. И
свое благоговейное чувство он выразил живым, полнокровным, музыкальным
по ритмике и интонации, русским языком.)
5.Рефлексия урока.
Какие жизненные уроки получил герой?
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
6. Заключительное слово учителя. Да, этот рассказ о детстве – чудной
поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени, когда ты бывал
невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы МБОУ Павловская СШ, учитель русского языка и литературы Берлинская П.В.
родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно в становлении
характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето
любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой,
поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А
если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было
прекрасным, потому и помнится.
Домашнее задание
Небольшая письменная работа по теме:
Почему рассказ называется «Конь с розовой гривой»
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Конспект урока по литературе на тему: В.Астафьев "Конь с розовой гривой" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.