Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,
Оценка 5

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Оценка 5
Рабочие тетради +1
docx
русская литература
7 кл
21.03.2018
Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,
XIX век был бурным и противоречивым. Это век расцвета романтизма и в живописи, и в музыке, и в литературе.В живописи - яркие краски, в музыке - вальс - король балов и маскарадов XIX века.Романтик - в переводе с французского - таинственный, странный, нереальный.Романтическое направление в русской литературе не было однородным. Одни романтики прославляли революционную борьбу, доблесть борцов, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Таким романтиком был К.Ф.Рылеев. Другие - уходили в мир мечты, в мир своих чувств, переживаний. Таким был В.А.Жуковский.конспект
конспект.docx
Урок литературы.   «Жизнь и творчество В.А. Жуковского»  Эпиграф к уроку:                                                                                                  Он сердцем прост,                                                                                            он нежен был душою…                                                                                                           А.С. Пушкин. Оборудование:       портрет В.А.Жуковского портреты писателей и поэтов – современников портреты композиторов выставка книг, открыток о В.А.Жуковском рисунки учащихся к произведениям В.А.Жуковского  музыка Цели урока:    познакомить учащихся с биографией В.А.Жуковского показать тесную связь творчества с жизнью поэта Звучит вальс А.С.Грибоедова. Музыка стихает… Ход урока Учитель:XIX   век   был   бурным   и   противоречивым.   Это   век   расцвета   романтизма   и   в живописи, и в музыке, и в литературе.В живописи ­ яркие краски, в музыке ­ вальс ­ король балов   и   маскарадов   XIX   века.Романтик   ­   в   переводе   с   французского   ­   таинственный, странный,   нереальный.Романтическое   направление   в   русской   литературе   не   было однородным.   Одни   романтики   прославляли   революционную   борьбу,   доблесть   борцов, воспевали преданность Отчизне, гражданственность. Таким романтиком был К.Ф.Рылеев. Другие   ­   уходили   в   мир   мечты,   в   мир   своих   чувств,   переживаний.   Таким   был В.А.Жуковский. И   сегодняшний   Жуковского.   урок     посвящен   жизни   и   творчеству   Василия     Андреевича Снова   звучит   вальс   А.С.Грибоедова.     Музыка   стихает.   На   фоне   музыки   Л.Бетховена “Элизе” звучат слова учителя:­ Что остается от поэта, когда он уходит? Портреты? Но они редко бывают правдивыми: враги лгут, друзья приукрашивают. Урок судьбы? Но слишком часто он заслонен легендами. Строки? Но и они стареют. Часто ли мы берем в руки томики Кантемира, Суморокова, Державина? Нет не часто. Когда же они уходят, те благородные думы, те высокие дела, тот талант? Представьте: мы с вами присутствуем при довольно необычном явлении. Сейчас зима 1783 года, но история эта началась три года назад, когда крепостные люди барина Бунина пошли с румянцевской армией добывать славу и военные трофеи и привезли в село Мишенское Белевского уезда Тульской губернии не военные штандарты,   а   двух   диковатых   и   красивых   турчанок.   И   вот   сейчас   Сальха   становится матерью великого русского поэта. Барин, правда, не даст сыну ни фамилии, ни отчества и крестными его станут сестра по отцу Варенька да бедный сосед дворянин Жуковский. Но вот что любопытно: жена Бунина не возненавидит турчанку, к сыну мужа будет относиться как к собственному ребенку. А Сальха так привяжется к Буниной, что заболеет от горя и сойдет в могилу через две недели после ее смерти. I ученик:­ Говорится об этом не из праздного любопытства. Доброта и верность ­ вот две сестры, стоявшие у изголовья поэта. У мальчика было две матери и девять племянниц, и все обожали его. Не потому ли всю жизнь Василий Андреевич был не только мужественным и порядочным до щепетильности, но и необычайно ласковым с друзьями? "Ласковым" ­ не правда ли странно звучит, когда речь идет о мужчине, да еще в эпоху дуэлей, отточенного честолюбия и нудных дворцовых интриг, где человек просто не имел права быть самим собой. Он всегда был таким, как его поэзия: такой же мягкий и лиричный, мелодичный, чистый. С годами он располнеет, облысеет, но да последнего дня будет сиять эта ласковая улыбка доброты. “Он сердцем прост, он нежен был душою”, ­ скажет о нем его ученик Пушкин. II ученик:­ Был ли он тем, кого сейчас называют вундеркиндами? Ребенком, еще до школы, говорил на нескольких языках. Образование его не разминулось с самообразованием души. Рядом с ним учились будущие холодные вельможи и палачи декабристов. Он же записал в дневнике:   “Побороть   лень,   которая   есть   паралич   души.   Научиться   обращать   зависть   в соревнование или искреннее и приятное удивление. Каждый день ­ доброму делу, мысли или чувству”, ­ и этим правилам он не изменит до гроба.  Звучит стихотворение “Муза” в исполнении первого чтеца. III   ученик:­   Василий   Андреевич   Жуковский   почти   юношей   становится   знаменитым. Внебрачный   отпрыск,   сын   русского   и   турчанки,   мог   ли   он   не   разделить   идею   о внесословной ценности человека, которой сентиментализм покорил всю современную ему поэзию? Он мало теоретизировал, просто поэзия заговорила его языком ­ языком чувства, братства и любви. Он всегда писал и поступал так, как подсказывало ему сердце. Когда ему было грустно, он писал печальные элегии. Вторгся в Россию Наполеон, и он стал поручиком   народного   ополчения   и   написал   непревзойденные   по   силе   страсти,   по безусловно народному патриотизму стихи “Певец во стане русских воинов”.  Звучит отрывок из стихотворения “Певец во стане русских воинов” в исполнении второго чтеца. IV ученик:­ Он стал воспитателем престолонаследника, когда тщетная, но прекрасная идея образумить   деспотизм   образованием   не   давала   ему   покоя.   Прекрасная   ­   по   силе самоотверженности и вере. Но тщетная… Можно ли образумить царственных истуканов? Будущие декабристы, уважавшие благородное сердце и глубокий ум поэта звали его в свои тайные общества. Он отказывался, потому что не верил в вооруженный переворот. Но когда герои Сенатской площади были разгромлены, он, как никто из современников помог им, идя даже на абсолютно несвойственный ему обман и заигрывания с государем.  V ученик:­ Свое поэтическое дело он вершил легко и просто, с наслаждением. И песни его вскоре услышала вся страна. Именно услышала, а не прочитала. Молодые люди обливались слезами над его “Сельским кладбищем”, суровые солдаты Бородина предавали из уст в уста строфы “Певца во стане…”. Он вставал в пять утра, работал, и так продолжалось всю жизнь. Очень рано он понял, что его страна обделена мировой культурой.  VI ученик:­ Патриотизм ­ это не только тогда, когда пишется “Певец во стане русских воинов”. Это и тогда, когда он делает достоянием России шедевры мировой поэзии ­ от славного рыцаря Дон Кихота до седых приданий Индии. С огромным уважением и горечью Пушкин   как­то   заметил,   что   Жуковского   переводили   бы   все   народы,   если   бы   он   сам поменьше переводил. Но разве был он волен от себя? Василий Андреевич посчитал более важным   для   России   переводы   и   поступал   в   соответствии   с   этим.   Правда   поэзия   не позволила шутить собою, и при всей безупречной точности его переводов все они ­ от внутреннего дыхания до запятой ­ стихи Жуковского. Долг его состояния  души. “Нет ничего выше, как быть писателем в настоящем смысле, ­ писал он. ­ Особенно для России. У нас писатель с гением сделал бы более Петра Великого”. Звучит “Лунная соната” Бетховена. VII   ученик:­   Жизнь   ­   постоянная   отдача   долгов:   собою   ­   за   себя.   Академик   и   доктор философии,   кавалер   военного   ордена   святой   Анны   и   шведской   Полярной   Звезды,   он никогда   не   упивался   своими   достижениями   и   славой.   Каждое   предыдущее   поколение поэтов   считало   своим   долгом   (подчас   в   ущерб   собственному   творчеству)   воспитание следующего поколения. Это щедрость народных поэтов. За это не ждали ни признания современников,   ни   благодарности   потомков.   Это   было   само   собой.   Как   дыхание.   Как осенняя грусть и чистота первого снега. Жуковского воспитал Карамзин. Жуковский стал литературным   и   нравственным   отцом   Пушкина   и   Гоголя.   Жуковский   написал   о   своем учителе:   “Лучше   моего   чувства,   чистое   и   высокое,   как   религия,   была   моя   к   нему привязанность”. Пушкин ­ о своем: “Что за прелесть чертовская его небесная душа! Он святой, хотя родился романтиком, а не греком, и человеком, да и каким еще!” Звучит элегия “Море” в исполнении третьего чтеца. VIII ученик:­ Кузнецы передают свой опыт кузнецам; поэты, естественно, поэтам. Все так, но какой опыт передают поэты? Жуковский записывает в дневник: “Поэзия принадлежит народному воспитанию. И дай бог в течение жизни сделать хоть шаг к этой прекрасной цели”. Хоть шаг… Поэзия ­ народное воспитание, просвещение. Но какова же цель самого просвещения?   И   вот   ответ:   “Возможное,   близкое   благоденствие   Отечества   моего   меня трогает;   охота   читать   книги­очищения,   образование   сделается   общим,   просвещение исправит понятия о жизни, о счастии: лучшая, более благородная деятельность оживит умы. Что есть просвещение? Искусство жить, искусство действовать…”. Так жил, этому и учил. Звучит стихотворение “Дружба” в исполнении четвертого чтеца. IX ученик:­ Мы бесконечно спорим, обязывает ли дружба или снисходит, и так и не можем решить. Вот что пишет Василий Андреевич опальному Пушкину: “Талант ничто. Главное: величие нравственное”. Он всегда был изящен и учтив, красив и ласков. И печален. Только близкие   друзья   знали   истоки   его   печали.   Представьте   себе   22­летнего   поэта,   уже обласканного известностью. Он делит время между столицей и деревней. А семья Буниных все больше нищает. Самая младшая дочь его отца Катя Бунина, в замужестве Протасова, уже   успела   овдоветь,   девочек   не   на   что   учить.   Жуковский   становится   их   домашним воспитателем.   Позже   они   станут   красавицами,   которым   посвятят   восторженные   стихи лучшие поэты эпохи. Красавицами, умницами, преданнейшими и несчастливейшими. Но это позже, а сейчас Маше 12 лет, Сашеньке ­ 10. Четыре года будут продолжаться эти упоительные занятия, он вылепит их по своему образу и подобию, как Пигмалион Галатею. Вам только кажется, что вы не знаете этих прелестных девочек. Вспомните:  Раз в крещенский вечерок Девушки гадали: За ворота башмачок,  Сняв с ноги, бросали… Звучит отрывок из баллады “Светлана” под “Шутку” Моцарта. X ученик:­ Знаменитая “Светлана”. Это о Саше, для Саши. Это свадебный подарок поэта. Ученицы   подросли.   Они   столь   же   обаятельны   и   женственны,   сколь   и   бедны.   Бедны настолько, что из­за этого откладывается Сашина свадьба. Василий Андреевич продает то, что мог продать, и вырученные деньги, одиннадцать тысяч рублей, привозит Екатерине Протасовой, человеку, причинившему ему так много зла и чуть не погубившему его жизнь. Матери ­ деньги, невесте ­ “Светлану”, обессмертившую и Сашеньку Протасову и поэта. Звучит “Лунная соната” Бетховена. XI ученик:­ К великому сожалению, стихи, как и заклятия, не спасают от страшных снов жизни. Мужем Саши стал человек, в удивительно мерзком коктейле смешавший в себе способности   к   литературе   со   способностями   ко   лжи,   доносам,   предательству, вымогательству   и   прочей   гнуси.   Василий   Андреевич   будет   всю   жизнь   помогать   ей. “Светлана” умрет в возрасте 38 лет. Жуковский возьмет на себя заботы о воспитании четверых ее детей; он купил имение Мейерсгоф, чтобы жить там на старости лет, ­ теперь он продает его и делит вырученные 115 тысяч между бесприданницами.  XII ученик:­ Пока она совсем еще дитя, эта Сашенька. А рядом с нею взрослеет старшая сестра,  девочка  становится   девушкой.  Да  кто  же  знает  ­ когда,  как  и  зачем  приходит любовь? И можно ли влюбиться в ученицу? И что делать с ней, с этой проклятой, окаянной, невыносимо   сладостной   любовью?   И   куда   же,   скажите,   деваться,   если   нет   смысла преодолеть ее, потому что счастье ­ вот оно, “так возможно, так близко”, потому что и во втором сердце горит тот же пожар. Звучит стихотворение “Когда я был любим…”. XIII ученик:­ Здесь только одна поэтическая условность. Машенька Протасова никогда не забывала его. Ни девочкой, боготворившей учителя. Ни девушкой, необычайно обаятельной и окруженной поклонниками. Ни тогда, когда, спасаясь от изверга Воейкова, мужа Саши, с которым   была   вынуждена   жить   в   одном   доме,   вышла   замуж   за   умного,   порядочного, преданного ей, но не любимого человека. Ни накануне смерти. Последнее, не дописанное ею письмо Жуковскому: “Друг мой! Это письмо получишь ты тогда, когда меня подле вас не будет, но когда я еще буду к вам душою. Тебе обязана я самым живейшим счастьем, которое только ощущала! Не огорчайтесь, что меня потеряли. Я с вами! Теперь прощай. Будь счастлив!..” Звучит “Полонез” Огинского XIV ученик:­ Она умерла в 30 лет, и ей первой поставил на могилу Василий Андреевич большой чугунный крест, точно такой же, какой через несколько лет воздвигнет на могиле “Светланы”. Он писал Маше в 25 лет: Мой друг, хранитель­ангел мой, О ты, с которой нет сравненья, Люблю тебя, дышу тобой… (Читается одноименное стихотворение) И через 10 лет: Минувших дней очарованье,  Зачем опять воскресло ты?.. (Читается одноименное стихотворение) И вспоминая ее и “Светлану”: Не говори с тоской: их нет; Но с благодарностию: были… XV ученик:­ Была еще одна девушка во все этой злополучной истории, Дуняша Елагина. Это она носила записочки от Жуковского Машеньке, это она гнала коня, чтобы умолить Протасову   не   губить   жизни   Жуковского   и   Машеньки,   расстроить   свадьбу   девушки   с другим, провалилась под лед, опоздала, заболела и всю жизнь не могла простить себе этого. И это она безмерно, безнадежно любила Василия Андреевича ­ и не говорила ему об этом… Ну, если не злодейка судьба, то кто же она? Звучит отрывок из стихотворения “Сельское кладбище” XVI ученик:­ Их, ушедших, становилось все больше. Пожалуй, только смерть Карамзина была   хоть   и   невыразимо   горькой,   но   естественной.   Василий   Андреевич   закроет   глаза Пушкину, “сверчку моего сердца”, убитому в 37 лет. Сделает все, чтобы спасти его, и все­ таки не убережет. Он возьмет часы Пушкина и остановит их в ту минуту, когда перестало биться сердце гения. Он положит свою перчатку в гроб Пушкина в знак будущей встречи в лучшем мире. Он передаст пушкинские часы другому гению, но переживет и эту смерть ­ Николая Васильевича, “моего Гоголька”, сгоревшего к 43 годам. Он оплачет “Светлану”, не дожившую до сорока, похоронит Машеньку, не перевалившую тридцати. И не сумеет предотвратить гибели А.С.Грибоедова. Вновь звучит вальс А.С.Грибоедова  XVII ученик:­ Он расставался с друзьями, любовью, иллюзиями. Он оставался с поэзией. Умер Гнедич, гениально переведший “Илиаду”; не даром Жуковский называл его Николаем Гомеровичем. Но как же можно без “Одиссеи”? И он садится за перевод, отдает ему семь лет жизни, и этот перевод читаем мы сейчас. Он   еще   выкупит   из   крепостной   неволи   Шевченко,   но   не   предотвратит   убийства Лермонтова.   Впервые   в   жизни   пойдет   на   подлог   и   ценой   этого   позора   спасет   архив Пушкина. Спасет Боратынского и Герцена. И скажет: “Поэзия ­ верховная правда жизни”. Учитель:­ Верно, что без Пушкина не было бы всей новой русской литературы. Но так же верно и то, что без Жуковского не было бы Пушкина. В поэзии и нравственности нет побежденных и победителей. Есть вершины, и одна может быть больше других, но только все   вместе   они   составляют   величавую   гряду.  Ту   самую   неразрывную  цепь   духовности, которая растворена в воздухе Отечества, которым мы дышим, иногда даже не подозревая о ее существовании. Так что же остается от поэта, когда он уходит? Остается поэт. Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль, И, внемля им, вздохнет о славе младость, Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость. Домашнее задание: написать сочинение по теме: « Невыразимое подвластно ль выраженью?» (по лирике  В.А,Жуковского).

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,

Конспект урока по литературе на тему,,Жизнь и творчество Жуковского,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2018