Конспект урока по литературе «Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма. Понятие о героическом эпосе (начальные представления)."

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературе для 6 класса. Цель: сформировать общее представление о поэме Гомера «Одиссея»; учить находить в тексте поэмы приключенческие, сказочные и бытовые элементы, приводить примеры осуждения Гомером беззаконие беззаконного силы (циклоп Полифем) и самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном); развивать навыки работы с текстом, внимание; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Иконка файла материала 6 класс лит-ра.docx
Дата проведения: 22.04.19. 6 класс, литература Урок № 88 Тема урока: «Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма. Понятие о героическом эпосе (начальные представления). Тип урока: урок усвоения новых знаний. Цель:  сформировать общее представление о поэме Гомера «Одиссея»; учить находить   в   тексте   поэмы   приключенческие,   сказочные   и   бытовые   элементы, приводить   примеры   осуждения   Гомером   беззаконие   беззаконного   силы   (циклоп Полифем) и самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном); развивать   навыки   работы   с   текстом,   внимание;   воспитывать   внимательного, вдумчивого читателя. Планируемые результаты:  Познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы   учителя;   сравнивать   и   делать   выводы;   находить   нужную   информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета. Регулятивные   УУД:  овладевать   способностями   понимать   учебные   задачи урока, оценивать свои достижения на уроке. Личностные УУД: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию. Коммуникативные   УУД:  владеть   умениями   произносить   монолог,   вести диалог,   работать   индивидуально   и   в   группе;   использовать   речевые   средства   в соответствии   с   задачей   коммуникации   для   выражения   своих   чувств   и   мыслей; формулировать   и   отстаивать   свое   мнение;   проявлять   уважительное   отношение   к другому человеку, его мнению, гражданской позиции. Формы   организации   познавательной   деятельности: фронтальная, индивидуальная.   коллективная, Методы обучения:  словесные, практические, проблемные вопросы, частично­ поисковый,   рассказ   учителя   с   элементами   беседы,   сообщения   учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся. Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет писателя. Ход урока:  1. Проверка   домашнего   задания,   воспроизведение   и   коррекция   опорных знаний учащихся. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. 2. Мотивация   учебной   деятельности   учащихся.   Сообщения   темы,   цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. Формулировка темы урока учениками.3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. –   Ребята,   сегодня   на   нашем   уроке   мы   обратимся   к   культурному   наследию Древней   Греции.   А   именно   к   поэме   Гомера   «Одиссей».   Вот   уже   в   течение тысячелетий произведения Гомера никого не оставляют равнодушным. «Одиссея»  –   это   эпическая   поэма,   приписываемая  Гомеру,   записанная примерно   в   IX–VIII   вв.   до   н.э.,   повествующая   о   странствиях   Одиссея   после Троянской войны. ­ Поэма «Одиссея» состоит из 12 110 стихов и распределена на 24 части. ее действие сосредоточено вокруг одного героя и одной темы. Этим героем является Одиссей,   сын   Лаэрта,   супруг   Пенелопы,   отец   Телемаха,   что   воевал   10   лет   под стенами Трои и прославился подвигами и мудростью.  Темой   «Одиссеи»   являются   странствия   хитроумного   Одиссея   во   время возвращения домой, на остров Итака и восстановления себя в правах царя острова и хозяина своего дома. Действие поэмы освещает последние 40 дней с 10­летнего плавания Одиссея, а полная картина всех невзгод и страданий, что выпали на его судьбу, подается в виде рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя. В «Одиссее», в отличие от «Илиады», широко используются приключенческие, сказочные,   фантастические   элементы.   Одиссей   рассказывает   о   морских приключениях, о встрече с циклопом Поліфемом, о свирепых чудовищ Сциллу и Харибду, о сладкозвучных сирен, заманивающих путешественников своим пением. В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII– XII вв. до н. э.  «Одиссея»   –   сказочно­бытовая   поэма.   В   ней   рассказывается   о   событиях, происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях. В   структуре   «Одиссеи»   Гомера   самое   замечательное   –   первый   в   мировой литературе   прием   транспозиции   –   изложение   прошлых   событий   в   виде   рассказа Одиссея. Заслуживает   внимания   та   особенность   поэмы,   что   рассказы   о   чудовищах   и фантастических   событиях   сосредоточены   в   рассказе   самого   Одиссея;   автор,стремящийся   к   рационализации   мифа,   как   бы   не   участвует   в   этом   искажении действительности. «Одиссея» посвящена рассказу о том, как греческий царь возвращается с войны домой.   Благодаря   ему   умениям   и   стараниям   была   взята   Троя   (вспомните знаменитого   троянского   коня).   Возвращение   было   долгим   –   целое   десятилетие, однако особое внимание уделено самым последним испытаниям на пути главного героя к острову Итаке, где ждут его жена Пенелопа и сын Телемак. Примечательно, что   женщине   приходится   противостоять   нахальным   женихам,   которые   пытаются убедить ее в смерти царя и заставить выбрать нового мужа. Добравшийся до места назначения муж мстит тем, кто посягал на его жену и царство. Сюжет «Одиссеи» построен с помощью такого художественного средства, как ретроспекция. История начинается с середины, а обо всех событиях читатель узнает позже, из рассказов главного героя. В основе повествования лежит история о возвращении царя Итаки на родину, после победы в Троянской войне. Десять лет пробыл хитроумный правитель на войне и еще столько же он плыл домой. Из откровений многомудрого воина мы узнаем, что он в начале своего путешествия попал в руки циклопа Полифема, который пожирал путников. Для того чтобы выбраться из лап одноглазого злодея, Одиссей напоил того и проткнул ему глаз, чем вызвал гнев циклопа. Рассвирепевший великан воззвал к Посейдону и упросил его отомстить обидчику. В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди. Например,   среди   покровителей   Одиссея   выделяется   богиня   мудрости   Афина. Антагонистом   и   гонителем   главного   героя   выступает   Посейдон,   бог   морей.   На протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду. Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения видны не на поле битвы, а среди искушений – волшебников и сказочных врагов. Он часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем честность или порядочность. Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу. Гомер   ясно   показывает,   что   Пенелопа   на   свой   женский   лад   столь   же   умна   и изобретательна, как и ее муж. В   «Одиссеи»   перемешаны   реальность   и   вымысел.   Очень   часто   мифология вмешивается   в   реальность.   При   этом   поэма   максимально   реалистична,   там   даже присутствуют социальные эпизоды – например, когда Одиссей выступает как хозяин, который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят конфликты между частным и общественным, желанием и долгом. Физкультминутка для глаз Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)  Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)  Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)  Много­много раз моргнут (часто поморгать глазами)Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)  Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться). 4.Первичная   проверка   понимания   усвоенного,   первичное   закрепление усвоенного. Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха. Будучи одним из женихов Елены, он предпочел красивейшей земной женщине ее двоюродную сестру Пенелопу. Он  прославился  благодаря  участию   в Троянской  войне.  К тому  же,  являлся одним из ключевых персонажей не только «Одиссеи», но и «Илиады». Он был не только   отважным,  но   и   хитрым,   в   честь   чего   ему   дали   прозвище   «хитроумный». Благодаря своей изворотливости, ему удается спасаться из всех передряг. Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем. В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали пиры. Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный Афиной, отправляется на его поиски. Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе во время его скитаний. Тематика 1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой произведения   является   авантюрное   путешествие,   полное   приключений   — возвращение   царя   Итаки   с   троянского   сражения.   Красочные   рассказы   Одиссея полностью погружают читателя в атмосферу книги. 2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский остров с богиней в роли любовницы. 3. Также   сила   чувства   выражена   в   образе   Пенелопы.   С  помощью   него   автор раскрывает   тему   супружеской   верности.   Она   хитрила   изо   всех   сил,   чтобы   не доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто. 4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает бунт   личности   против   предназначения,  против   богов,  склоняясь   к   мысли,  что   он бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.  5. Честь   и   бесчестье   –   тоже   тема   для   размышления   поэта.   Телемах   считает долгом   найти   отца   и   восстановить   былое   величие   дома.   Пенелопа   думает,   что нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы сдаться и не пытаться возвратиться на родину. Проблематика  Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя, его   бесчисленных   подвигах,   смелых   поступках   и,   наконец,   удачном   возвращениидомой,   то   на   первом   месте   в   произведении   стоит   сказочно   —   приключенческая проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.  Прошло   десять   лет,   после   того   как   царь   отплыл   из   Итаки   в   Трою,   все участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает. Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и являются ее стержневой основой.  Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в себе.   Конфликты   между   собой   обитатели   Олимпа   тоже   решают   посредством человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе не он. Образ Одиссея.  Центральный персонаж Одиссей — настоящий герой, однако главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего ловкость, умение найти выход из любой ситуации. Образ   Пенелопы.  Пенелопа   —   жена   Одиссея.   Чтобы   сохранить   любовь   к супругу   и   верность   ему   во   время   его   длительного   отсутствия,   она   также выдерживает   героическую   борьбу.  Гомер   ясно   показывает,  что   Пенелопа   на   свой женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж. Образы   олимпийских   богов.  Боги   в   «Одиссее»   более   величественны   и умиротворены. Афина здесь просто обаятельна. 5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания. В   заключении,   можно   сказать,   что   «Одиссея»   отражает   не   только   реальное путешествие главного героя в пространстве, сколько его передвижение внутри себя, решение различных этичных и моральных задач. Выставление оценок. Домашнее  задание:   записать   в   тетради,   что   обозначают   выражения   «между Сциллой   и   Харибдой», «ахиллесова   пята»  и  «Троянский   конь»?  Для   выполнения задания воспользуйся лингвистическим словарем.

Посмотрите также