Конспект урока по литературе для 6 класса.
Цель: сформировать общее представление о поэме Гомера «Одиссея»; учить находить в тексте поэмы приключенческие, сказочные и бытовые элементы, приводить примеры осуждения Гомером беззаконие беззаконного силы (циклоп Полифем) и самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном); развивать навыки работы с текстом, внимание; воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.
Дата проведения: 22.04.19.
6 класс, литература
Урок № 88
Тема урока: «Одиссея» Гомера как героическая эпическая поэма. Понятие о
героическом эпосе (начальные представления).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель: сформировать общее представление о поэме Гомера «Одиссея»; учить
находить в тексте поэмы приключенческие, сказочные и бытовые элементы,
приводить примеры осуждения Гомером беззаконие беззаконного силы (циклоп
Полифем) и самоуверенности и спеси человека (конфликт Одиссея с Посейдоном);
развивать навыки работы с текстом, внимание; воспитывать внимательного,
вдумчивого читателя.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на
вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию
в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета.
Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи
урока, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные УУД: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность
к саморазвитию.
Коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести
диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей;
формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к
другому человеку, его мнению, гражданской позиции.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
коллективная,
Методы обучения: словесные, практические, проблемные вопросы, частично
поисковый, рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся,
выразительное чтение, анализ стихотворения, контроль знаний учащихся.
Оборудование: учебник литературы, тетрадь, портрет писателя.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных
знаний учащихся.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели,
задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.
Формулировка темы урока учениками.3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей
и отношений в объектах изучения.
– Ребята, сегодня на нашем уроке мы обратимся к культурному наследию
Древней Греции. А именно к поэме Гомера «Одиссей». Вот уже в течение
тысячелетий произведения Гомера никого не оставляют равнодушным.
«Одиссея» – это эпическая поэма, приписываемая Гомеру, записанная
примерно в IX–VIII вв. до н.э., повествующая о странствиях Одиссея после
Троянской войны.
Поэма «Одиссея» состоит из 12 110 стихов и распределена на 24 части. ее
действие сосредоточено вокруг одного героя и одной темы. Этим героем является
Одиссей, сын Лаэрта, супруг Пенелопы, отец Телемаха, что воевал 10 лет под
стенами Трои и прославился подвигами и мудростью.
Темой «Одиссеи» являются странствия хитроумного Одиссея во время
возвращения домой, на остров Итака и восстановления себя в правах царя острова и
хозяина своего дома.
Действие поэмы освещает последние 40 дней с 10летнего плавания Одиссея, а
полная картина всех невзгод и страданий, что выпали на его судьбу, подается в виде
рассказа самого Одиссея на пиру у царя Алкиноя.
В «Одиссее», в отличие от «Илиады», широко используются приключенческие,
сказочные, фантастические элементы. Одиссей рассказывает о морских
приключениях, о встрече с циклопом Поліфемом, о свирепых чудовищ Сциллу и
Харибду, о сладкозвучных сирен, заманивающих путешественников своим пением.
В основу содержания «Илиады» и «Одиссеи» легли предания из цикла мифов о
Троянской войне, действительно происходившей, очевидно, в XIII– XII вв. до н. э.
«Одиссея» – сказочнобытовая поэма. В ней рассказывается о событиях,
происшедших после окончания войны, о возвращении на родину одного из греческих
военачальников Одиссея, царя Итаки, и о его многочисленных злоключениях.
В структуре «Одиссеи» Гомера самое замечательное – первый в мировой
литературе прием транспозиции – изложение прошлых событий в виде рассказа
Одиссея.
Заслуживает внимания та особенность поэмы, что рассказы о чудовищах и
фантастических событиях сосредоточены в рассказе самого Одиссея; автор,стремящийся к рационализации мифа, как бы не участвует в этом искажении
действительности.
«Одиссея» посвящена рассказу о том, как греческий царь возвращается с войны
домой. Благодаря ему умениям и стараниям была взята Троя (вспомните
знаменитого троянского коня). Возвращение было долгим – целое десятилетие,
однако особое внимание уделено самым последним испытаниям на пути главного
героя к острову Итаке, где ждут его жена Пенелопа и сын Телемак. Примечательно,
что женщине приходится противостоять нахальным женихам, которые пытаются
убедить ее в смерти царя и заставить выбрать нового мужа. Добравшийся до места
назначения муж мстит тем, кто посягал на его жену и царство.
Сюжет «Одиссеи» построен с помощью такого художественного средства, как
ретроспекция. История начинается с середины, а обо всех событиях читатель узнает
позже, из рассказов главного героя.
В основе повествования лежит история о возвращении царя Итаки на родину,
после победы в Троянской войне. Десять лет пробыл хитроумный правитель на войне
и еще столько же он плыл домой. Из откровений многомудрого воина мы узнаем, что
он в начале своего путешествия попал в руки циклопа Полифема, который пожирал
путников. Для того чтобы выбраться из лап одноглазого злодея, Одиссей напоил того
и проткнул ему глаз, чем вызвал гнев циклопа. Рассвирепевший великан воззвал к
Посейдону и упросил его отомстить обидчику.
В «Одиссеи» много героев: это и боги, и мифологические существа, и люди.
Например, среди покровителей Одиссея выделяется богиня мудрости Афина.
Антагонистом и гонителем главного героя выступает Посейдон, бог морей. На
протяжении своих странствий греческий царь общается с Гермесом, попадает в плен
к Цирцее, поддается на чары нимфы Калипсо, спускается в царство мертвых к Аиду.
Сам образ Одиссея выписан максимально подробно. В поэме он предстает как
настоящий герой, который совершает подвиги. При этом главные его достижения
видны не на поле битвы, а среди искушений – волшебников и сказочных врагов. Он
часто бывает изворотливым и хитрым, и эти качества ему нужны не меньше, чем
честность или порядочность.
Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к супругу и верность ему
во время его длительного отсутствия, она также выдерживает героическую борьбу.
Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой женский лад столь же умна и
изобретательна, как и ее муж.
В «Одиссеи» перемешаны реальность и вымысел. Очень часто мифология
вмешивается в реальность. При этом поэма максимально реалистична, там даже
присутствуют социальные эпизоды – например, когда Одиссей выступает как хозяин,
который заботится о том, что ему принадлежит. На первый план в поэме выходят
конфликты между частным и общественным, желанием и долгом.
Физкультминутка для глаз
Глазкам нужно отдохнуть. (закрыть глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубоко вдохнуть с закрытыми глазами)
Глаза по кругу побегут (открыть глаза, провести ими по кругу)
Многомного раз моргнут (часто поморгать глазами)Глазкам стало хорошо (легонько прикоснуться к глазам пальцами)
Увидят мои глазки все! (широко раскрыть глаза и улыбнуться).
4.Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление
усвоенного.
Исходя из мифов, мы узнаем, что герой был сыном царя Лаэрта и спутницы
Артемиды Антиклеи. Также он был супругом Пенелопы и отцом Телемаха.
Будучи одним из женихов Елены, он предпочел красивейшей земной женщине ее
двоюродную сестру Пенелопу.
Он прославился благодаря участию в Троянской войне. К тому же, являлся
одним из ключевых персонажей не только «Одиссеи», но и «Илиады». Он был не
только отважным, но и хитрым, в честь чего ему дали прозвище «хитроумный».
Благодаря своей изворотливости, ему удается спасаться из всех передряг.
Родиной Одиссея является Итака — это острова в Ионическим океане. Там он
родился и вырос, а в скором времени и заменил своего отца, став вместо него царем.
В то время как герой плавал в море, пытаясь вернуться домой, женихи, сватавшиеся
к его супруге, захватили город. Они постоянно разоряли его дворец и устраивали
пиры.
Сын царя, не в силах вынести такого долгого отсутствия отца, побужденный
Афиной, отправляется на его поиски.
Возвратившись на родину, хитроумный воин узнает, что происходило в городе
во время его скитаний.
Тематика
1. Гомер отразил в своем героическом послании множество тем. Главной темой
произведения является авантюрное путешествие, полное приключений —
возвращение царя Итаки с троянского сражения. Красочные рассказы Одиссея
полностью погружают читателя в атмосферу книги.
2. Истории о его прибытии на остров Калипсо, о том, как он проплывал между
Сциллой и Харибдой, Сирены и другие рассказы владыки Итаки пропитаны темой
любви. Герой искренне любит свою семью и не соглашается сменить ее на райский
остров с богиней в роли любовницы.
3. Также сила чувства выражена в образе Пенелопы. С помощью него автор
раскрывает тему супружеской верности. Она хитрила изо всех сил, чтобы не
доставаться другому. Женщина верила в его возвращение, даже когда не верил никто.
4. Тема судьбы проявляется в каждом эпизоде произведения. Гомер показывает
бунт личности против предназначения, против богов, склоняясь к мысли, что он
бесполезен и преступен. Фатум предугадывает даже эти движения души, все они уже
рассчитаны и выведены мойрами в виде нити жизни.
5. Честь и бесчестье – тоже тема для размышления поэта. Телемах считает
долгом найти отца и восстановить былое величие дома. Пенелопа думает, что
нравственное падение – это измена мужу. Одиссей полагает, что бесчестно было бы
сдаться и не пытаться возвратиться на родину.
Проблематика
Так как в поэме рассказывается о десятилетних странствиях главного героя,
его бесчисленных подвигах, смелых поступках и, наконец, удачном возвращениидомой, то на первом месте в произведении стоит сказочно — приключенческая
проблематика: произвол богов, гордыня Одиссея, кризис власти в Итаке и т.д.
Прошло десять лет, после того как царь отплыл из Итаки в Трою, все
участники сражения вернулись домой и лишь только один он все никак не приезжает.
Он становится заложником морской пучины. Его проблема в том, что он теряет веру
в свои силы и постигает отчаяние. Но как бы ни было оно глубоко, герой все равно
идет к своей цели, и тернии на его пути лишь разжигают в нем азарт. Подвиги и
приключения, которые описаны в поэме, занимают большую часть повествования и
являются ее стержневой основой.
Проблема божественного вмешательства в судьбы людей тоже остро стоит в
произведении. Они управляют людьми, как марионетками, лишая их уверенности в
себе. Конфликты между собой обитатели Олимпа тоже решают посредством
человека, поэтому иногда он оказывается заложником ситуации, виной которой вовсе
не он.
Образ Одиссея. Центральный персонаж Одиссей — настоящий герой, однако
главные свои подвиги он совершает не на поле брани и не в военном совете, а среди
волшебников, чудищ и врагов у себя на родине. Поэтому изворотливость и хитрость
нужны ему не в меньшей степени, чем сила и отвага. Одиссея отличает прежде всего
ловкость, умение найти выход из любой ситуации.
Образ Пенелопы. Пенелопа — жена Одиссея. Чтобы сохранить любовь к
супругу и верность ему во время его длительного отсутствия, она также
выдерживает героическую борьбу. Гомер ясно показывает, что Пенелопа на свой
женский лад столь же умна и изобретательна, как и ее муж.
Образы олимпийских богов. Боги в «Одиссее» более величественны и
умиротворены. Афина здесь просто обаятельна.
5.Подведение итогов урока (рефлексия) и сообщение домашнего задания.
В заключении, можно сказать, что «Одиссея» отражает не только реальное
путешествие главного героя в пространстве, сколько его передвижение внутри себя,
решение различных этичных и моральных задач.
Выставление оценок.
Домашнее задание: записать в тетради, что обозначают выражения «между
Сциллой и Харибдой», «ахиллесова пята» и «Троянский конь»? Для выполнения
задания воспользуйся лингвистическим словарем.