Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
05.11.2019
ПРЕДЛОЖЕННЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОКАЗЫВАЕТ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТА XIX ВЕКА А.К.ТОЛСТОГО. ЧУВСТВЕННЫЙ И МНОГОГРАННЫЙ МИР ПОЭТА ОТРАЖЕН И В ЛИРИКЕ. И В ПРОЗЕ. ЕГО ТВОРЧЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС КАК ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ, ТАК И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ.
А К Толстой.docx
Тема учебного занятия:
А.К.Толстой: «Он просто Россию любил»
Методические цели учебного занятия.
Образовательная:
знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством великого
писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии
А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся.
Развивающая:
закрепление умения работать с учебной литературой, развитие умения
слушать, анализировать, совершенствование навыков монологического
высказывания, навыков чтения наизусть.
Воспитательная:
формирование чувства гордости за русскую литературу, За поэзию Брянского
края
Межпредметные связи: история, музыка, философия.
Знать об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об
изобразительновыразительных средствах их произведений; художественные
особенности и своеобразие поэтического языка А.Толстого,о философском
характере лирики Толстого.
Уметь выразительно читать лирические произведения и анализировать
стихотворения в единстве формы и содержания, определять авторский стиль
1
Тип учебного занятия: комбинированный
Вид учебного занятия: лекция беседа
Оборудование, ТСО: ноутбук, проектор, рабочая тетрадь, раздаточный
материал.
Слово учителя
Алеет рябиновый сок,
Дождями оплакано лето,
Поедем с тобой в Красный Рог,
Где всё говорит о поэте.
Он в грудь кулаками не бил,
И в верности вечной не клялся.
Он просто Россию любил
И в памяти вечной остался
Он речек любил серебро
И сумрак лесов вдохновенный. Творил он негромко добро
И звал себя «Инок смиренный».
Поедем с тобой в Красный Рог.
Цветы отвезём для поэта.
От холмика возле дорог
Простор на все стороны света.
Стоит деревянный там храм,
Когдато он был синийсиний…
Мы тихо помолимся там
За нашу больную Россию.
2
«Поедем с тобой в Красный Рог», зовёт нас брянская поэтесса Марина
Юницкая. Ну а сегодня в рамках Недели русского языка и литературы
встретимся с творчеством замечательного русского писателя, поэта, члена
корреспондента Петербургской Академии Наук Алексея Константиновича
Толстого.
Итак, поэзия... Век 19й... А.К. Толстой, автор известных “Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала,
случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой,
родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким
19 м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...
Учитель. Продолжая наш разговор о своеобразии художественного мира А.
К. Толстого, мы не случайно начали урок с музыкального переложения
библейской молитвы, с Псалма № 41, уже знакомого нам по творчеству
поэта 19 века Ф. И. Тютчева. 8й стих Псалма (“Бездна бездну
призывает...”) иллюстрировал философскую лирику поэта.
Но дело не только в этом. В Евангелии от Иоанна читаем: “В начале было
Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...” (Инн. 1: 1) По своей
природе словесное искусство – духовно. Яркое тому подтверждение –
“золотой век” русской литературы.
Именно Библия была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие
тем исюжетов в творчестве Пушкина, Лермонтова, Жуковского,
Баратынского, Батюшкова, Фета, Тютчева. Особое место в этом ряду
принадлежит А. К. Толстому, наименее дисгармоничному и трагичному из
всех русских поэтов того времени.
3. Сообщение заранее подготовленного ученика (учеников).
(Во время сообщения учащиеся делают в тетрадях необходимые пометки) Граф Алексей Константинович Толстой, русский писатель, член
корреспондент Петербургской АН, автор баллад, сатирических стихов,
исторического романа, драматической трилогии, всё же в первую очередь
ассоциируется нами с возвышенными, яркими образами, с проникновенной,
задушевной, необыкновенно музыкальной лирикой.
Обращение к презентации
Вспомним об особенностях его творчества. Презентация
Задание: выбрать и записать в тетрадь четыре, на ваш взгляд, основных
черты поэзии Толстого.
Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого – в непосредственности
чувства, задушевности тона. Умение схватить и передать в слове все краски
окружающего мира характеризуют целый ряд лирических произведений поэта.
Прекрасно владея искусством слова, Толстой тщательно отделывал свои
произведения. Но органическим свойством его поэзии была особого рода
небрежность; она создавала впечатление, что поэт передает свои переживания
и чувства в том виде, как они родились в нём, что мы имеем дело почти с
импровизацией. Он не боялся простых слов, общепринятых эпитетов.
Толстой проявил прекрасное понимание поэтики народной песни, написав ряд
стихотворений, связанных с фольклором. Но по своим мотивам и настроениям
большая часть из них тесно примыкает к романсной лирике.
Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной
обработки. Больше половины всех его лирических стихотворений положены
на музыку, многие из них – по нескольку раз.
Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские
композиторы, как Н. А. РимскийКорсаков, М. П. Мусоргский, М. А.
Балакирев, А. Г.Рубинштейн, С. И. Танеев, Ц. А Кюи, С. В. Рахманинов.
А П. И. Чайковский так отозвался о Толстом: “Толстой – неисчерпаемый
источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне
поэтов”.
Значительная часть лирических стихотворений Толстого объединена образом
лирического героя, лирического “я”, наделённого в этих стихотворениях
более или менее постоянными чертами (это черты личности самого поэта,
знакомой нам по его письмам и свидетельствам современников).
4. Слово учителя. Сообщение заранее подготовленного ученика.
Учитель. Литературоведы, исследователи творчества поэта, отмечают, что у
Толстого исключительно сильна привязанность ко “всему земному”, везде
чувствуется любовь к родной природе, тонкое ощущение её красоты. И сам он
3 мог бы повторить слова своего героя из былины “Садко”: “Уж очень к земле
я привязан”.
“Земля” – значит, “Родина”, “Россия”, “Русь”... Каких только поэтических
сравнений не удостаивалась Русь! Она и “васильковая”, и “ромашковая”, и
Русь “березового ситца”... Но есть еще одно название, данное нашей
Родине: Русь – “ колокольная”...
5.Анализ лирического стихотворения «Край ты мой, родимый край!»
( Звучит романс РимскогоКорсакова.)
Край ты мой, родимый край!
Конский бег на воле,
В небе крик орлиных стай,
Волчий голос в поле!
Гой ты, родина моя!
Гой ты, бор дремучий!
Свист полночный соловья,
Ветер, степь да тучи!
Всего восемь строк, а вы, читатели, надеюсь, будто наяву, увидели и
услышали и бег коня, и крик орла, и свист соловья. Как не восхититься
художественным мастерством поэта!
Ответыучеников
Алексей Толстой только называет предметы, а ты представляешь себе бор
дремучий — то есть густой, непроходимый, глухой, частый, темный (все эти
синонимы слова дремучий предлагает «Словарь синонимов русского языка»
З. Е. Александровой). А состав слова говорит о том, что бор дремлет,
находится в состоянии полусна.
4
Нельзя не обратить внимания на то, что картины природы нарисованы
необычными предложениями – назывными и с обращениями.
Повторяющееся междометие гой несет народнопоэтическую окраску и
усиливает эмоциональность обращения. Главную роль в изображении играют
существительные, которые обозначают предметы: на воле, в небе, в поле, бор,
соловья, ветер, степь, тучи, и отглагольные существительные: бег, крик,
голос, свист, сообщающие о действиях. И поэтому, несмотря на то, что в
стихотворении нет ни одного глагола, здесь все пребывает в движении,
наполнено звуками. Не менее важна и роль прилагательных – конский,
орлиных, волчий.
Учитель: Почему мы выделили эти словесные ряды, в чем их общность? Все слова в них называют явления, связанные с дикой природой, – ее стихией,
животным и растительным миром. Здесь нет человека, нет деревень, пашен,
огородов, нет городов с их зданиями и заводскими трубами, нет даже дорог.
Это девственная природа, нетронутая человеком, край огромный, полный
жизни, дикий и суровый. Он живет своей жизнью, по своим законам, здесь
действуют стихийные силы, неподвластные воле человека.
А какие чувства вызывает этот пейзаж?
О переживании говорят слова родимый край, родина моя, и особенно –
интонация, создаваемая четырехстопным хореем с восклицательными
предложениями и риторическими обращениями.
Учитель: Что же доминирует в стихотворении?
Главное в стихотворении – чувство горячей любви к родному краю. Эта
любовь органически присуща поэту – он любит не за чтото, а просто потому,
что это родина. Недаром он называет его ласково, употребляя народно
поэтическое слово родимый, то есть свой, близкий сердцу. Слово родимый,
как и слово родина, происходит от слова род, означающего «то, что выросло»,
и это не только «место, где родился и вырос», но и «самое любимое место на
земле».
5
Авсе другие образы, слова?
И все другие слова, определяющие образпереживание, создают ощущение
красоты, величия, простора, свободы. Но красота родимого для поэта края
особенная, в ней есть чтото тревожное, дикое, суровое. Это природа, которая
знать не хочет о человеке с его заботами. В ней таится нечто неведомое,
неподвластное человеку. Такой край родствен русскому характеру – здесь все
без предела, во всю ширь.
Заключение
Ученик Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который
окружает нас в детстве, и родным полям и лесам, селам и городам, к тем
деревьям, которые растут у нашего дома. Описания природы у Толстого
возвращают нас в мир, полный любви, бескорыстной и святой, очарования
красотой этого мира. И легче становится нам в пути, когда рядом с нами
шагает Толстой, воспетая им природа, сознание, что неодолимо стремление
человека творить красоту, делать мир лучше и совершеннее.
Толстовский Красный Рог
Вхожу, как в храм из солнечного света, Кадильниц дым курится вдоль дорог.
И вторят хоры голосу поэта,
И ввысь зовет трубящий гдето рог.
Весна, весна над этой всей землею!
В росе зари искрится древний свет.
Пред алтарем с березовой листвою
Поэт оставил памятный свой след.
Здесь гулки парка старого чертоги
Торжественностью старых теремов.
Здесь шли на казнь свою земные боги,
Суда истории не поборов.
Поэт немало вынес бед и горя,
Но никому о том не говорил.
Свою "любовь широкую, как море",
Он этим нивам сирым подарил.
Вот почему растут слова привета,
Когда придешь в священный Красный Рог,
И к памятнику скромному поэта
Ложится благодарности венок.
Чтение обучающимися своих стихотворений.
6
Ведущий Надеюсь, наша встреча оставила след в вашей душе. Может быть, у
вас возникло желание открыть томик стихотворений Алексея
Константиновича Толстого.
Мне хотелось, чтобы свои впечатления вы отразили в анкете, которую
получите сейчас, а результаты принесете завтра. Напишите небольшой отзыв
о нашей сегодняшней встрече.
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.