Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
Взрослым
05.11.2019
Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
ПРЕДЛОЖЕННЫЙ МАТЕРИАЛ УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОКАЗЫВАЕТ ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТА XIX ВЕКА А.К.ТОЛСТОГО. ЧУВСТВЕННЫЙ И МНОГОГРАННЫЙ МИР ПОЭТА ОТРАЖЕН И В ЛИРИКЕ. И В ПРОЗЕ. ЕГО ТВОРЧЕСТВО ПРЕДСТАВЛЯЕТ ИНТЕРЕС КАК ДЛЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ, ТАК И ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ.
А К Толстой.docx
Тема учебного занятия:                                                                                            А.К.Толстой: «Он просто Россию любил» Методические цели учебного занятия. Образовательная: знакомство учащихся с личностью, биографией и творчеством  великого  писателя; формирование представлений учащихся о жанрах, образах поэзии  А.К. Толстого, обогащение словаря учащихся. Развивающая: закрепление умения  работать с  учебной литературой, развитие умения  слушать, анализировать, совершенствование  навыков монологического  высказывания, навыков чтения наизусть. Воспитательная:  формирование чувства гордости за русскую литературу, За поэзию Брянского края Межпредметные связи:   история, музыка, философия. Знать  об эстетической концепции поэтов «чистого искусства», об  изобразительно­выразительных средствах их произведений; художественные  особенности и своеобразие поэтического языка А.Толстого,о философском   характере лирики Толстого. Уметь выразительно читать лирические произведения и анализировать  стихотворения в единстве формы и содержания, определять авторский стиль 1 Тип учебного занятия:  комбинированный Вид учебного занятия: лекция беседа Оборудование,   ТСО: ноутбук,   проектор, рабочая   тетрадь,   раздаточный материал. Слово учителя Алеет рябиновый сок, Дождями оплакано лето, Поедем с тобой в Красный Рог, Где всё говорит о поэте. Он в грудь кулаками не бил, И в верности вечной не клялся. Он просто Россию любил И в памяти вечной остался Он речек любил серебро И сумрак лесов вдохновенный. Творил он негромко добро И звал себя «Инок смиренный». Поедем с тобой в Красный Рог. Цветы отвезём для поэта. От холмика возле дорог­ Простор на все стороны света. Стоит деревянный там храм, Когда­то он был синий­синий… Мы тихо помолимся там За нашу больную Россию. 2 «Поедем с тобой в Красный Рог»,­ зовёт нас брянская поэтесса Марина  Юницкая. Ну а сегодня в рамках Недели русского языка и литературы  встретимся с творчеством замечательного русского писателя, поэта, члена­ корреспондента Петербургской Академии Наук Алексея Константиновича  Толстого. Итак, поэзия... Век 19­й... А.К. Толстой, автор известных “Осень.  Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала,  случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой,  родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким  19 ­ м веком. Давайте для начала настроим своё сердце... Учитель. Продолжая наш разговор о своеобразии художественного мира А.  К. Толстого, мы не случайно начали урок с музыкального переложения  библейской молитвы, с Псалма № 41, уже знакомого нам по творчеству  поэта 19 века Ф. И. Тютчева. 8­й стих Псалма (“Бездна бездну  призывает...”) иллюстрировал философскую лирику поэта. Но дело не только в этом. В Евангелии от Иоанна читаем: “В начале было  Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...” (Инн. 1: 1) По своей  природе словесное искусство – духовно. Яркое тому подтверждение –  “золотой век” русской литературы. Именно Библия была источником вдохновения, обеспечивала разнообразие  тем исюжетов в творчестве Пушкина, Лермонтова, Жуковского,  Баратынского, Батюшкова, Фета, Тютчева. Особое место в этом ряду  принадлежит А. К. Толстому, наименее дисгармоничному и трагичному из  всех русских поэтов того времени. 3. Сообщение заранее подготовленного ученика (учеников). (Во время сообщения учащиеся делают в тетрадях необходимые пометки) Граф Алексей Константинович Толстой, русский писатель, член­ корреспондент Петербургской АН, автор баллад, сатирических стихов,  исторического романа, драматической трилогии, всё же в первую очередь  ассоциируется нами с возвышенными, яркими образами, с проникновенной,  задушевной, необыкновенно музыкальной лирикой.                                        Обращение к презентации Вспомним об особенностях его творчества. Презентация  Задание: выбрать и записать в тетрадь четыре, на ваш взгляд, основных  черты поэзии Толстого. Поэтическая сила и обаяние лирики Толстого – в непосредственности  чувства, задушевности тона. Умение схватить и передать в слове все краски  окружающего мира характеризуют целый ряд лирических произведений поэта. Прекрасно владея искусством слова, Толстой тщательно отделывал свои  произведения. Но органическим свойством его поэзии была особого рода  небрежность; она создавала впечатление, что поэт передает свои переживания и чувства в том виде, как они родились в нём, что мы имеем дело почти с  импровизацией. Он не боялся простых слов, общепринятых эпитетов. Толстой проявил прекрасное понимание поэтики народной песни, написав ряд стихотворений, связанных с фольклором. Но по своим мотивам и настроениям большая часть из них тесно примыкает к романсной лирике. Лирика Толстого оказалась благодарным материалом для музыкальной  обработки. Больше половины всех его лирических стихотворений положены  на музыку, многие из них – по нескольку раз. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские  композиторы, как Н. А. Римский­Корсаков, М. П. Мусоргский, М. А.  Балакирев, А. Г.Рубинштейн, С. И. Танеев, Ц. А Кюи, С. В. Рахманинов.  А П. И. Чайковский так отозвался о Толстом: “Толстой – неисчерпаемый  источник для текстов под музыку; это один из самых симпатичных мне  поэтов”. Значительная часть лирических стихотворений Толстого объединена образом  лирического героя, лирического “я”, наделённого в этих стихотворениях  более или менее постоянными чертами (это черты личности самого поэта,  знакомой нам по его письмам и свидетельствам современников). 4. Слово учителя. Сообщение заранее подготовленного ученика. Учитель. Литературоведы, исследователи творчества поэта, отмечают, что у  Толстого исключительно сильна привязанность ко “всему земному”, везде  чувствуется любовь к родной природе, тонкое ощущение её красоты. И сам он 3 мог бы повторить слова своего героя из былины “Садко”: “Уж очень к земле  я привязан”. “Земля” – значит, “Родина”, “Россия”, “Русь”... Каких только поэтических  сравнений не удостаивалась Русь! Она и “васильковая”, и “ромашковая”, и  Русь “березового ситца”... Но есть еще одно название, данное нашей  Родине: Русь – “ колокольная”... 5.Анализ   лирического   стихотворения   «Край   ты   мой,   родимый   край!» ( Звучит романс Римского­Корсакова.) Край ты мой, родимый край! Конский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи! Всего   восемь   строк,   а   вы,   читатели,   надеюсь,   будто   наяву,   увидели   и услышали   и   бег   коня,   и   крик   орла,   и   свист   соловья.   Как   не   восхититься художественным мастерством поэта!  Ответыучеников Алексей Толстой только называет предметы, а ты представляешь себе бор дремучий — то есть густой, непроходимый, глухой, частый, темный (все эти синонимы слова дремучий предлагает «Словарь синонимов русского языка» З.   Е.   Александровой).   А   состав   слова   говорит   о   том,   что   бор   дремлет, находится в состоянии полусна. 4 Нельзя   не   обратить   внимания   на   то,   что   картины   природы   нарисованы необычными предложениями – назывными и с обращениями.  Повторяющееся   междометие гой  несет   народно­поэтическую   окраску   и усиливает эмоциональность обращения. Главную роль в изображении играют существительные, которые обозначают предметы: на воле, в небе, в поле, бор, соловья,   ветер,   степь,   тучи,   и   отглагольные   существительные: бег,   крик, голос, свист, сообщающие о действиях. И поэтому, несмотря на то, что в стихотворении   нет   ни   одного   глагола,   здесь   все   пребывает   в   движении, наполнено   звуками.   Не   менее   важна   и   роль   прилагательных   – конский, орлиных, волчий. Учитель: Почему мы выделили эти словесные ряды, в чем их общность? Все слова в них называют явления, связанные с дикой природой, – ее стихией, животным и растительным миром. Здесь нет человека, нет деревень, пашен, огородов, нет городов с их зданиями и заводскими трубами, нет даже дорог. Это   девственная   природа,   нетронутая   человеком,   край   огромный,   полный жизни, дикий и суровый. Он живет своей жизнью, по своим законам, здесь действуют стихийные силы, неподвластные воле человека.  ­А какие чувства вызывает этот пейзаж? О   переживании   говорят   слова родимый   край,   родина   моя, и   особенно   – интонация,   создаваемая   четырехстопным   хореем   с   восклицательными предложениями и риторическими обращениями.  Учитель: Что же доминирует в стихотворении? Главное   в   стихотворении   –   чувство   горячей   любви   к   родному   краю.   Эта любовь органически присуща поэту – он любит не за что­то, а просто потому, что   это   родина.   Недаром   он   называет   его   ласково,   употребляя   народно­ поэтическое слово родимый, то есть свой, близкий сердцу. Слово родимый, как и слово родина, происходит от слова род, означающего «то, что выросло», и это не только «место, где родился и вырос», но и «самое любимое место на земле». 5 ­ Авсе другие образы, слова? И   все   другие   слова,   определяющие   образ­переживание,   создают   ощущение красоты, величия, простора, свободы. Но красота родимого для поэта края особенная, в ней есть что­то тревожное, дикое, суровое. Это природа, которая знать не  хочет о  человеке  с его  заботами.  В  ней  таится  нечто неведомое, неподвластное человеку. Такой край родствен русскому характеру – здесь все без предела, во всю ширь. Заключение Ученик Любовь к родному краю начинается с любви к тому миру, который  окружает нас в детстве, и ­ родным полям и лесам, селам и городам, к тем  деревьям, которые растут у нашего дома. Описания природы у Толстого  возвращают нас в мир, полный любви, бескорыстной и святой, очарования  красотой этого мира. И легче становится нам в пути, когда рядом с нами  шагает Толстой, воспетая им природа, сознание, что неодолимо стремление  человека творить красоту, делать мир лучше и совершеннее. Толстовский Красный Рог Вхожу, как в храм из солнечного света, Кадильниц дым курится вдоль дорог. И вторят хоры голосу поэта, И ввысь зовет трубящий где­то рог. Весна, весна над этой всей землею! В росе зари искрится древний свет. Пред алтарем с березовой листвою Поэт оставил памятный свой след. Здесь гулки парка старого чертоги Торжественностью старых теремов. Здесь шли на казнь свою земные боги, Суда истории не поборов. Поэт немало вынес бед и горя, Но никому о том не говорил. Свою "любовь широкую, как море", Он этим нивам сирым подарил. Вот почему растут слова привета, Когда придешь в священный Красный Рог, И к памятнику скромному поэта Ложится благодарности венок. Чтение обучающимися своих стихотворений. 6 Ведущий Надеюсь, наша встреча оставила след в вашей душе. Может быть, у  вас возникло желание открыть томик стихотворений Алексея  Константиновича Толстого. Мне  хотелось, чтобы свои впечатления вы отразили в анкете, которую  получите сейчас, а результаты принесете завтра. Напишите  небольшой отзыв  о нашей сегодняшней встрече.

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)

Конспект урока по литературе "Он просто Россию любил.Творчество А.К.Толстого"( I курс СПО)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2019