Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл—5 кл
11.02.2018
Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"
Данная разработка посвящена теме изучения малых жанров фольклора - пословиц и поговорок. В конспекте представлен небольшой тест, который можно применить на этапе актуализации знаний учащихся. В материале даны определения жанрам "пословица" и "поговорка". Материал не связан с конкретным учебником, так что может быть применен разными учителями.
3 Пословицы и поговорки.docx
Тема: Пословицы и поговорки . (Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Тематика пословиц и поговорок, их прямой и переносный смысл. Отличие пословиц от поговорок). Цель:  ­   познакомить   с   понятиями   «пословица»,   «поговорка»,   изучить   тематику пословиц и поговорок и их специфику; ­ развивать логическое мышление и творческие способности; ­ воспитывать стремление делать свою речь богаче, ярче, красочнее. Тип урока: урок изучения нового материала. МТО:  учебник,   меловые   таблицы,   сборники   пословиц   и   поговорок,   листы   с пословицами. Методы: объяснение с элементами беседы. Ход урока: 1.       Огр.момент. Приветствие. Проверка присутствующих.  2.       Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.  Мини тест: 1. Творчество, выражающееся в устном и письменном слове – это…   А) история б) словесность в) миф г) фольклор. 2. Собрание рассказов о мире, о богах и героях – это…  А) магия        б) фольклор в) миф г) история. 3. Существует два вида словесности.   А) правдивая и вымышленная     б) старая и новая в) устная и письменная г) печатная и рукописная. 4. Одухотворение, одушевление живой и неживой природы – это…       а) анимизм б) антропоморфизм в) тотемизм г) табу 5. Выберите   правильное   суждение.   А)   литература   древнее   фольклора   б) главная функция фольклора – эстетическая в) в фольклоре всегда известен автор г) фольклор возник раньше литературы. 6. Персонажи фольклорных произведений всегда… а)  идеализированы  б) старые в) молодые г) не имеют имен. 7. Группа произведений, сходных между собой по ряду признаков – это… а) лирика б) фольклор в) жанр г) литература. 3.       Объяснение нового материала. Сегодня мы с вами приступаем к изучению малых жанров фольклора.   Вам знакомы такие слова: «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Семеро одного не ждут», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»?   Пословица  –   это   нелирический   жанр   устного   народного   творчества.   Это краткое изречение, используемое в речи в переносном смысле. Пословицы появились очень давно в эпоху первобытнообщинного строя. В них сохранилось немало остатков языческих представлений, в них отражаются древние поверья, упоминаются  лешие,  домовые,  русалки. «Не  все  то  русалка,  что  в воду ныряет». К   пословицам   тесно   примыкают   поговорки.   Поговорка   ­     это   устойчивое, краткое образное выражение, часть суждения, незаконченное суждение «Чудеса в решете», «молодо­зелено». Главное отличие поговорки от пословицы заключается в том, что пословица – законченное   изречение,   полное   суждение,   вывод,   а   поговорка   –   часть   суждения, меткий выразительный образ. Тематика пословиц и поговорок:  Человек   Жилище человека   Работа  Природа и животные  Народные приметы «Красна изба не углами, а красна пирогами, О том кукушка и кукует, что гнезда у ней нет, Снег глубок – год хорош, Мир да лад   ­ большой клад, Красна птица пером, а человек умом, Делу время, потехе час, Любишь кататься, люби саночки возить». В   пословицах   можно   встретить   такие   средства   художественной выразительности, как ­ метафора: «Злой человек, как уголь: если не жжет, то чернит»; ­ противопоставление: «Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха», «Ученье – свет, а неученье ­ тьма»; ­ звуковые повторы: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «Повторенье – мать ученья». Пословицы   могут   иметь   прямой   и   переносный   смысл:   «Сказанное   слово   – серебряное, несказанное – золотое», «У семи нянек дитя без глазу». Нередко прямое значение совмещается с переносным: «Пусти козла в огород, он всю капусту обдерет», «Всяк кулик свое болото хвалит». 4.       Закрепление изученного материала. Объясните значение пословиц и поговорок: «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь», «Под лежачий камень вода не течет», «Терпенье и труд все перетрут», «На стену лезет», «Гол, как сокол», «Глаза на мокром месте». 5.       Домашнее задание. Выучить наизусть 5­6 пословиц. 6. Выставление и комментирование оценок.

Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"

Конспект урока по литературе "Пословицы и поговорки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018