Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
01.04.2017
В конспекте представлена взаимосвязь литературы, музыки и живописи на примере "Слова о полку Игореве". Картины, гравюра, опера, многочисленные поэтические отклики на это произведение искусства позволяют построить работу на уроке более эффективно и повысить познавательную активность обучающихся. Творческая домашняя работа по созданию иллюстраций или декораций продолжает начатое на уроке.
Урок литературы Слово о полку Игореве.doc
Урок литературы в 8 классе
Владычных С. В., учителя
русского языка и литературы
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Карагайского района Пермского края
Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально
чувственной сферы.
Аудитория: 8 класс.
Тема урока: Содружество искусств. «Слово о полку Игореве» в искусстве.
Вид урока: интегрированный урок.
Стратегическая цель: развитие образного мышления, воспитание патриотизма, развитие чувства
прекрасного.
Задачи:
1. Учить сопоставлять произведения искусства.
Проблема: как «Слово» нашло отражение в других произведениях искусства?
Проблемный вопрос:
Почему существует взаимосвязь разных видов искусства?
Варианты решения:
чувства и мысли разных авторов схожи;
одно произведение дополняет другое;
1)
2)
3) произведение вызвало отношение созвучное авторскому.
Оптимальный вариант: 3, 2, 1.
Тезис: «Жизнь коротка, искусство вечно». Гиппократ. Комментарий хода урока
Способы развития
Развитие личностных качеств
(значимых для
предпринимательской
деятельности) и
психических процессов
1. Учитель приветствует детей, читает
Аудиальный канал
Учитель сообщает тему и ход урока.
Учащиеся принимают данный ход
урока, настраиваются на работу.
стих:
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Он шумно празднует рожденье
Среди бесчисленных друзей…
(С.Я.Маршак)
Сегодня мы будем говорить о
содружестве искусств, о воплощении
идеи произведения одного вида
искусства в другом.
2.
«Слово о полку Игореве» это
удивительно яркое произведение
национальной литературы – отразилось в
творчестве многих русских художников и
композиторов. Иначе и быть не могло:
колорит национальной жизни, вечные
нравственные ценности, на которых
держится наша жизнь, патриотизм и
утверждение величия Руси, любовь и
ощущение вечной связи человека и
природы, мысль об ответственности
человека за свой нравственный выбор – всё
это отразилось во многих произведениях
живописи и музыки.
Эмоциональность
Аудиальный канал
Мобилизующее начало.
Нерефлексивное слушание. 3.
Ваша сегодняшняя задача:
постарайтесь ощутить закономерность
обращения художников и композиторов к
определенным сценам и героям «Слова..».
Подумайте над вопросом: могли бы
сегодняшние художники и музыканты
обратиться к образам древнерусского
памятника литературы и что подчеркнули
бы в них?
Постановка цели
Учитель нацеливает учся на работу.
Учся принимают вопрос, над
которым будут работать в течение
урока. 4.
На слайде: репродукция
Виктора Васнецова «После побоища Игоря
Святославича с половцами». Ученик читает
отрывок:
«Бились день, бились другой, на третий
день к полудню пали стяги Игоревы…Тут
кровавого вина не хватило, тут пир
окончили храбрые русичи: сватов напоили,
а сами полегли за землю Русскую.».
«Читаешь – и не начитаешься,
слушаешь – и не наслушаешься. Ароматом
родной страны дышит «Слово…», так
говорил Виктор Васнецов о «Слове о полку
Игореве». Почти два года работал
художник над картиной – и на выставке
передвижников в 1880 году полотно было
представлено публике.
«Хочу написать, как наши предки
любили свою родину», так определил
художник замысел картины.
Прокомментируйте эти слова.
5.
Какое настроение отражено на
картине Васнецова?
Найдите символические детали и
прокомментируйте их.
На переднем плане изображены два русских
воина: что прежде всего поражает в их
облике? Какая мысль художника отражена
в этих образах?
Визуальный и аудиальный
каналы восприятия
Учитель использует приём
визуального воздействия.
Учащиеся рассматривают картину,
соотнося её со своим впечатлением от
произведения. Комментируют
замысел автора и художника о
патриотических мотивах своих
произведений.
Глубина мышления
Открытость
Аргументация
Визуальный канал
Учитель использует вопросы о
картине.
Учащиеся отвечают на вопросы,
комментируют детали картины. 6.
«Никнет трава от жалости, а
дерево от печали к земле приклонилося».
Как природа откликается на трагедию?
Какие цвета доминируют в колорите
картины и почему? Ощутите звучание
изображенного мира. Какое это звучание и
почему? Какие звуки должны преобладать?
7.
Имя Владимира Андреевича
Фаворского (18861964) неразрывно
связано с художественным воплощением
«Слова о полку Игореве». Какой момент
«Слова…» изображен на этой гравюре?
(битва с половцами)
Что подчеркивает Фаворский в облике
князя Игоря? Созвучно ли это замыслу
неизвестного автора «Слова о полку
Игореве»?
Самостоятельность
мышления
Визуальный канал
Воображение
Учитель организует вопросно
ответный ход рассуждения.
Учащиеся отвечают на вопросы,
опираясь на визуальные ощущения и
воображение.
Умение выделять главное
Визуальный канал
Учитель предлагается найти в тексте
отрывок, относящийся к
изображённому на гравюре.
Учащиеся работают с текстом:
находят эпизод, сопоставляют его с
гравюрой.
8.
Вспомните строки из
«Слова…», посвящённые Ярославне и
связанные с гравюрой В.Фаворского. В чём
они созвучны этому изображению?
Умение сравнивать
Аргументированность
Визуальный канал
Учитель предлагает найти сходство в
картинах и стихотворении.
К образу Ярославны обращался также
Илья Билибин («Ярославна в Путивле на
крепостной стене»).
Что для художника оказалось важным
подчеркнуть в этой сцене «Слова…»?
Учащиеся сопоставляют картины и
стих, находят сходство в идеях
воплощения образа гл.героини. 9.
Поэтических откликов на
«Слово…» не счесть. Один из них –
стихотворение Людмилы Татьяничевой
«Ярославна».
Ученик читает стихотворение.
Какое качество подчёркивает поэтесса в
героине?
Аналитичность мышления,
аргументированность,
эмоциональность
Обращение к личному
опыту учся
Аудиальный канал
Учитель предлагает высказать свои
суждения, опираясь на личный
опыт.
Ученики рассказывают о своих
мнениях по поводу гл. героини.
Чувство патриотизма
Аудиальный канал
Учитель обращает внимание учся на
патриотические мотивы в
стихотворении.
Учся разделяют чувства автора.
10.Обращение внимания учся на
отрывок:
И остался на вечные веки
Ты грозой для пришельцевврагов.
Омывают российские реки
С рук твоих чужеродную кровь.
...Снова ветер гудит, неспокоен,
Красный дождь прошумел по стране.
Снова ты, мой возлюбленный воин,
Мчишься в бой на крылатом коне.
Труден путь твой, суровый и бранный,
Но нетленной останется Русь,
И тебя я, твоя Ярославна,
В славе подвигов ратных дождусь.
Какое чувство вызывают эти строчки?
11.
Не раз художники обращались
к сценам битвы дружины Игоря с
половцами. Какую атмосферу передает
картина Н.Пергаменщика «Битва русских с
половцами»? А картина
Визуальный канал
Аналитичность мышления,
аргументированность,
эмоциональность
Учитель использует вопросно
ответный ход рассуждения.
Учащиеся рассказывают о
впечатлениях от картин. В.М.Васнецова «Встреча с
половцами»?
12. Печаль и напряженный драматизм
отразились на картине А.Жабского «На
половецкие степи». Один из самых
напряжённых эпизодов «Слова…» отразил
Николай Константинович Рерих на картине
«Поход князя Игоря» – солнечное
затмение.
Как вы думаете, почему художник
выбирает для изображения именно этот
эпизод (перескажите его, обратившись к
тексту «Слова…»)?
Какую эмоциональную атмосферу
создают краски картины?
Обратите внимание на
композиционное решение: что необычного
вы находите?
Аргументированность
Визуальный канал
Выразительность речи
Эмоциональность
Учитель предлагает задания,
требующие обоснование
собственного мнения отрывками из
текста.
Учащиеся находят отрывки,
соответствующие поставленной за
даче. Объясняют их значение. 13. Взаимосвязь с музыкой.
Александр Порфирьевич Бородин
написал оперу «Князь Игорь». Художник
Николай Константинович Рерих создал
декорации к этой опере (на слайдах:
Путивль, терем Ярославны, половецкий
стан).
Прослушайте отрывок из оперы «Князь
Игорь» и постарайтесь представить, какой
сцене созвучна эта мелодия.
Визуальный и аудиальный
каналы восприятия
Эмоциональность
Учитель обращается к эмоциям и
чувствам учся.
Учащиеся передают свои ощущения
от прослушанного музыкального
произведения и рассмотренных
декораций. Дети находят отрывок в
тексте, созвучный музыке.
14.
Картина В.Ходова называется
«Возвращение из похода князя Игоря
Северского». Вспомните в «Слове…»
строки, которые могли бы стать еще одним
названием картины.
Самостоятельность
мышления
Умение анализировать
Учитель предлагает сопоставить
текст и картину.
Учащиеся придумывают заголовки к
картине в виде цитат из текста.
Системность мышления
Учитель возвращается к вопросу,
заданному в начале урока.
Учащиеся находят связь между
современностью и событиями
прошлого.
15. Подведение итога урока:
Постарайтесь обобщить всё, с чем вы
сегодня познакомились и над чем
поразмышляли: какие сцены и герои
«Слова о полку Игореве» отразились в
произведениях композиторов и
художников и почему именно эти?
Как вы думаете, могли бы сегодняшние
художники и музыканты обратиться к
образам древнерусского памятника
литературы и что подчеркнули бы в них? 16. Домашнее задание:
1) создать свои иллюстрации
2) или декорации (на компьютере).
Свобода выбора
17. Обсуждение тезиса урока: «Жизнь
коротка, искусство вечно».
Гиппократ.
Самостоятельность и
глубина мышления,
открытость
18. Оценивание.
Умение оценивать
Учитель предлагает выбрать одно из
2х творческих заданий.
Учащиеся выбирают задание в
соответствии со своим желанием.
Учитель предлагает обсудить, как
дети понимают тезис.
Учащиеся объясняют высказывание
и доказывают, почему они так
считают.
Учащиеся озвучивают самооценку.
Учитель даёт словесный
комментарий отметкам.
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.