Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
8 кл
01.04.2017
Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
В конспекте представлена взаимосвязь литературы, музыки и живописи на примере "Слова о полку Игореве". Картины, гравюра, опера, многочисленные поэтические отклики на это произведение искусства позволяют построить работу на уроке более эффективно и повысить познавательную активность обучающихся. Творческая домашняя работа по созданию иллюстраций или декораций продолжает начатое на уроке.
Урок литературы Слово о полку Игореве.doc
Урок литературы в 8 классе Владычных С. В., учителя русского языка и литературы МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»  Карагайского района Пермского края Концептуальная цель преподавания литературы: развитие образного мышления и эмоционально­ чувственной сферы. Аудитория: 8 класс. Тема урока: Содружество искусств. «Слово о полку Игореве» в искусстве. Вид урока: интегрированный урок. Стратегическая цель: развитие образного мышления, воспитание патриотизма, развитие чувства  прекрасного. Задачи: 1. Учить сопоставлять произведения искусства. Проблема: как «Слово» нашло отражение в других произведениях искусства? Проблемный вопрос: Почему существует взаимосвязь разных видов искусства? Варианты решения:   чувства и мысли разных авторов схожи;  одно произведение дополняет  другое; 1) 2) 3) произведение вызвало отношение созвучное авторскому. Оптимальный вариант: 3, 2, 1. Тезис: «Жизнь коротка, искусство вечно». Гиппократ. Комментарий  хода  урока Способы развития Развитие личностных качеств (значимых для  предпринимательской  деятельности) и  психических процессов 1. Учитель приветствует детей, читает  Аудиальный канал Учитель сообщает тему и ход урока. Учащиеся принимают данный ход  урока, настраиваются на работу. стих: Поэт не стал далёкой тенью, Святыней, отданной в музей. Он шумно празднует рожденье Среди бесчисленных друзей…  (С.Я.Маршак) ­ Сегодня мы будем говорить о  содружестве искусств, о воплощении  идеи произведения одного вида  искусства в другом. 2. «Слово о полку Игореве» ­ это  удивительно яркое произведение  национальной литературы – отразилось в  творчестве многих русских художников и  композиторов. Иначе и быть не могло:  колорит национальной жизни, вечные  нравственные ценности, на которых  держится наша жизнь, ­ патриотизм и  утверждение величия Руси, любовь и  ощущение вечной связи человека и  природы, мысль об ответственности  человека за свой нравственный выбор – всё  это отразилось во многих произведениях  живописи и музыки.   Эмоциональность Аудиальный канал   Мобилизующее начало. Нерефлексивное слушание. 3. ­ Ваша сегодняшняя задача:  постарайтесь ощутить закономерность  обращения художников и композиторов к  определенным сценам и героям «Слова..». Подумайте над вопросом: могли бы  сегодняшние художники и музыканты  обратиться к образам древнерусского  памятника литературы и что подчеркнули  бы в них?    Постановка цели Учитель нацеливает уч­ся на работу. Уч­ся принимают вопрос, над  которым будут работать в течение  урока. 4. На слайде: репродукция  Виктора Васнецова «После побоища Игоря  Святославича с половцами». Ученик читает отрывок: «Бились день, бились другой, на третий  день к полудню пали стяги Игоревы…Тут  кровавого вина не хватило, тут пир  окончили храбрые русичи: сватов напоили,  а сами полегли за землю Русскую.».  ­ «Читаешь – и не начитаешься,  слушаешь – и не наслушаешься. Ароматом  родной страны дышит «Слово…», ­ так  говорил Виктор Васнецов о «Слове о полку  Игореве». Почти два года работал  художник над картиной – и на выставке  передвижников в 1880 году полотно было  представлено публике.  «Хочу написать, как наши предки  любили свою родину», ­ так определил  художник замысел картины.  Прокомментируйте эти слова. 5. ­ Какое настроение отражено на картине Васнецова? Найдите символические детали и  прокомментируйте их. На переднем плане изображены два русских воина: что прежде всего поражает в их  облике? Какая мысль художника отражена  в этих образах? Визуальный  и аудиальный  каналы восприятия Учитель использует приём  визуального воздействия. Учащиеся рассматривают картину,  соотнося её со своим впечатлением от произведения. Комментируют  замысел автора и художника о  патриотических мотивах своих  произведений. Глубина мышления Открытость  Аргументация  Визуальный канал Учитель использует вопросы о  картине. Учащиеся отвечают на вопросы,  комментируют детали картины. 6. ­ «Никнет трава от жалости, а  дерево от печали к земле приклонилося».  Как природа откликается на трагедию? Какие цвета доминируют в колорите  картины и почему? Ощутите звучание  изображенного мира. Какое это звучание и  почему? Какие звуки должны преобладать? 7. ­ Имя Владимира Андреевича  Фаворского (1886­1964) неразрывно  связано с художественным воплощением  «Слова о полку Игореве». Какой момент  «Слова…» изображен на этой гравюре?  (битва с половцами) ­ Что подчеркивает Фаворский в облике  князя Игоря? Созвучно ли это замыслу  неизвестного автора «Слова о полку  Игореве»?  Самостоятельность  мышления Визуальный канал  Воображение  Учитель организует вопросно­ ответный ход рассуждения. Учащиеся отвечают на вопросы,  опираясь на визуальные ощущения и  воображение. Умение выделять главное Визуальный канал Учитель предлагается найти в тексте отрывок, относящийся к  изображённому на гравюре. Учащиеся работают с текстом:  находят эпизод, сопоставляют его с  гравюрой.  8. ­ Вспомните строки из  «Слова…», посвящённые Ярославне и  связанные с гравюрой В.Фаворского. В чём  они созвучны этому изображению?  Умение сравнивать Аргументированность  Визуальный канал Учитель предлагает найти сходство в картинах и стихотворении. К образу Ярославны обращался также Илья Билибин («Ярославна в Путивле на  крепостной стене»). Что для художника оказалось важным  подчеркнуть в этой сцене «Слова…»? Учащиеся сопоставляют картины и  стих, находят сходство в идеях  воплощения образа гл.героини. 9. ­ Поэтических откликов на  «Слово…» не счесть. Один из них –  стихотворение Людмилы Татьяничевой  «Ярославна». Ученик читает стихотворение. Какое качество подчёркивает поэтесса в  героине? Аналитичность мышления, аргументированность,  эмоциональность Обращение к личному  опыту уч­ся Аудиальный канал Учитель предлагает высказать свои  суждения, опираясь на личный  опыт. Ученики рассказывают о своих  мнениях по поводу гл. героини. Чувство патриотизма Аудиальный канал Учитель обращает внимание уч­ся на патриотические мотивы в  стихотворении. Уч­ся разделяют чувства автора. 10.Обращение внимания уч­ся на  отрывок:  И остался на вечные веки Ты грозой для пришельцев­врагов. Омывают российские реки С рук твоих чужеродную кровь.  ...Снова ветер гудит, неспокоен, Красный дождь прошумел по стране. Снова ты, мой возлюбленный воин, Мчишься в бой на крылатом коне.  Труден путь твой, суровый и бранный, Но нетленной останется Русь, И тебя я, твоя Ярославна, В славе подвигов ратных дождусь. ­ Какое чувство вызывают эти строчки? 11. ­ Не раз художники обращались к сценам битвы дружины Игоря с  половцами. Какую атмосферу передает  картина Н.Пергаменщика «Битва русских с  половцами»? А картина  Визуальный канал Аналитичность мышления, аргументированность,  эмоциональность Учитель использует вопросно­ ответный ход рассуждения. Учащиеся рассказывают о  впечатлениях от картин. В.М.Васнецова «Встреча с  половцами»? 12. ­ Печаль и напряженный драматизм  отразились на картине А.Жабского «На  половецкие степи». Один из самых  напряжённых эпизодов «Слова…» отразил  Николай Константинович Рерих на картине  «Поход князя Игоря» – солнечное  затмение. Как вы думаете, почему художник  выбирает для изображения именно этот  эпизод (перескажите его, обратившись к  тексту «Слова…»)? Какую эмоциональную атмосферу  создают краски картины? Обратите внимание на  композиционное решение: что необычного  вы находите? Аргументированность  Визуальный канал Выразительность речи Эмоциональность  Учитель предлагает задания,  требующие обоснование  собственного мнения отрывками из  текста. Учащиеся находят отрывки,  соответствующие поставленной за ­  даче. Объясняют их значение. 13. Взаимосвязь с музыкой.  ­ Александр Порфирьевич Бородин  написал оперу «Князь Игорь». Художник  Николай Константинович Рерих создал  декорации к этой опере (на слайдах:  Путивль, терем Ярославны, половецкий  стан).  Прослушайте отрывок из оперы «Князь  Игорь» и постарайтесь представить, какой  сцене созвучна эта мелодия. Визуальный и аудиальный  каналы восприятия Эмоциональность  Учитель обращается к эмоциям и  чувствам уч­ся. Учащиеся передают свои ощущения  от прослушанного музыкального  произведения и рассмотренных  декораций. Дети находят отрывок в  тексте, созвучный музыке. 14.  ­ Картина В.Ходова называется «Возвращение из похода князя Игоря  Северского». Вспомните в «Слове…»  строки, которые могли бы стать еще одним  названием картины. Самостоятельность  мышления Умение анализировать Учитель предлагает сопоставить  текст и картину. Учащиеся придумывают заголовки к картине в виде цитат из текста. Системность мышления Учитель возвращается к вопросу,  заданному в начале урока.  Учащиеся находят связь между  современностью  и событиями  прошлого.  15. Подведение итога урока: ­ Постарайтесь обобщить всё, с чем вы  сегодня познакомились и над чем  поразмышляли: какие сцены и герои  «Слова о полку Игореве» отразились в  произведениях композиторов и  художников и почему именно эти?  Как вы думаете, могли бы сегодняшние  художники и музыканты обратиться к  образам древнерусского памятника  литературы и что подчеркнули бы в них? 16. Домашнее задание: 1) создать свои иллюстрации 2) или декорации (на компьютере). Свобода выбора 17. Обсуждение тезиса урока: «Жизнь  коротка, искусство вечно».  Гиппократ. Самостоятельность и  глубина мышления,  открытость 18. Оценивание. Умение оценивать Учитель предлагает выбрать одно из  2­х творческих заданий. Учащиеся выбирают задание в  соответствии со своим желанием. Учитель предлагает обсудить, как  дети понимают тезис. Учащиеся объясняют высказывание  и доказывают, почему они так  считают. Учащиеся озвучивают самооценку.  Учитель даёт словесный  комментарий отметкам.

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)

Конспект урока по литературе "Слово о полку Игореве" (8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.04.2017