Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" разработан для 6, 7 классов. Материал содержит дополнительную информацию о писателях и поэтах фронтовиках, знакомит учащихся с эпизодами жизни и творчества малоизвестных поэтов 20 века. Урок направлен на патриотическое воспитание школьников. Данная разработка может использоваться при проведении внеклассных мероприятий.
Иконка файла материала Конспект урока. Строка, оборванная пулей..docx
Тема урока: «Строка, оборванная пулей». Цели и задачи: ­познакомить учащихся с поэтами 40­х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; ­развивать   интерес   к   историческому   прошлому   нашей   страны   через   изучение   поэзии военных лет;  ­формировать навыки выразительного чтения. ­воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти защитников Отечества; ­прививать учащимся интерес к литературе.  Оборудование:   войне, фотовыставка, мультимедийная  презентация.    выставка книг и сборников стихотворений о Великой       Отечественной (1 слайд) Ход урока Учитель: война закончилась давно, но отзвуки её ощущаются и сегодня, когда мы читаем строки из далёких фронтовых лет, наполненные скорбью и надеждой. Война унесла жизни многих людей и среди них есть те, которые запечатлели её в строках на века. Это поэты­фронтовики, писатели, журналисты. Им и будет посвящён этот час памяти. (2 слайд)  Нам не жить как рабам,  Мы родились в России  В этом наша судьба,   Непокорность и сила. (3 слайд) Ученик: «…Когда над тобой рвутся мины, жужжат осколки, свистят пули, ты чувствуешь, как прекрасна поэзия и как хорошо ею заниматься. Как замечательно вспомнить стихи Пушкина,   Тютчева,   Блока   в   момент   самого   неимоверного   обстрела.   Великолепна   моя судьба:   она   кинула   меня   в   самую   гущу   событий.   Я   –   свидетель   горьких   дней   мира. Ощущать это не только приятно, но и вдохновляюще. События проходят через меня. Я – кристалл, в котором преломляются их лучи. Мне хорошо, очень хорошо, Митя…» ­ так писал 25 мая 1943 года с фронта Евгений Абросимов своему другу Дмитрию Кедрину в Москву. (4 слайд) Учитель:  но письмо так и не дошло до адресата. Евгений Абросимов мечтал о первой книге своих стихов, которую хотел назвать «О времени и о себе». Этим планам не сужденобыло сбыться. Сохранилось лишь несколько фронтовых писем к матери Татьяне Ивановне. И одно из них мы сейчас прослушаем. Ученик: «Вот радость! Получил твоё первое письмо. Командиры взводов интересуются: ­ От кого получил? Говорю: ­ От матери, с Урала. – И все довольны, как будто не я один, а все получили. Многие о родных не знают по году и более. Да и слабо надеются на получение письма после перехода в другую часть. …Сейчас   вечереет.   На   скаты   холмов   ложится   синева.   Луна   торжественно   освещает местность. Целую тебя крепко, крепко и прошу передать всем привет, скажи, что жив и умирать ещё не собираюсь, хотя смерть ходит рядом и около. От неё здесь не спасёшься, так как спастись нельзя. Она сама делает выбор – чёртова невеста. Во всяком случае – жив». Учитель: спустя год после этого  письма Евгений Павлович Абросимов при выполнении боевого задания пал смертью храбрых… (5 слайд) В тени знамён, нахохленных, как птицы, Лежит боец, смежив свои глаза, В которых, может быть, ещё дымится И чуть заметно движется гроза. Он спит. И времени текут потоки. И в напряжённой снится тишине, Что ты, мой друг, читаешь эти строки Как лучший дар, как память обо мне… Учитель:  это строки  Владимира Аврущенко, поэта­фронтовика, который погиб в самом начале   войны   в   1941   году   неподалёку   от   своих   родных   мест   под   Полтавщиной.   Это, безусловно, печально, но война – не повод для веселья. Хотя и в это трудное время были минуты радости, которые прилетали с фронта – это письма надежды. (6 слайд) Ученик: читает письмо Всеволода Багрицкого «Из писем с фронта». Учитель: Всеволод Багрицкий – поэт, который до войны работал в «Литературной газете». По состоянию здоровья был снят с воинского учёта, однако, несмотря на запрет врачей, ушёл добровольцем на фронт. Ему было всего 18 лет, а в 19 его уже не стало. Поэт погиб 26 февраля 1942 года под Новгородом.Ученик: «Ожидание» (отрывок) Мы двое суток лежали в снегу. Никто не сказал: «Замёрз, не могу». Видели мы – и вскипала кровь – Немцы сидели у жарких костров. Но, побеждая, надо уметь Ждать, негодуя, ждать и терпеть…  (7 слайд) Учитель: а на этом слайде изображён Вячеслав Афанасьев, родился он в Тамбове в 1904 году в семье служащего. Рано стал печататься, выпустил ряд сборников стихотворений и в 1941   году   добровольцем   ушёл   на   фронт.   В   декабре   попал   в   плен,   бежал,   вступил   в партизанский   отряд   под   Смоленском   и   там   же   в   жестоком   бою   был   убит.   Последние строки, которые он написал домой: «Иду в бой, скоро буду в Смоленске». Застигнутый последней метой И не успев всего допеть, Благословлю я землю эту, Когда придётся умереть. (8 слайд) Учитель: на фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому, Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20. Вот о дружбе двух поколений и пойдёт речь дальше. Это редактор газеты «Огонёк», писатель Ефим Зозуля и начинающий поэт Исаак Зарубин. Они познакомились весенним погожим днём 1932 года, когда молодой поэт   перешагнул порог Литературного журнала «Огонёк». Сценка: ­ Вы к кому? – спросил его встретившийся в коридоре полный, очень приветливый человек. ­ Стихи вот, ­ несмело ответил зарубин. ­ Стихи – это хорошо. Сами откуда? ­ Рабочий я. ­ Пойдёмте ко мне, почитаем. В кабинете они просидели допоздна. Зозуля сказал:­ Хорошо вы видите жизнь.   О главном пишите. Правда не всё получается. Садитесь­ка поближе,  поработаем вместе… Потом они шли по вечерней Москве, рассказывали о себе. С того памятного дня они стали лучшими друзьями. А затем и оба ушли на фронт, где им суждено было погибнуть. (9 слайд) Чтение стихотворения Исаака Зарубина «О самом страшном». Пусть в мире тишина, Но мертвые в строю. Не кончилась война Для тех, кто пал в бою. Учитель: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат, за   них   говорят   строки,   оборванные   пулей...   За   них   стихи   продолжают   сегодня   жить, любить и бороться. "Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!" ­ сказал Юлиус Фучик.  Ведь благодаря им мы живём под голубым небом. (10 слайд) Хочется вспомнить и о тех, кто не писал поэтических строк, и таких много почти в каждой семье.  Ученики рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, участвовавших в ВОВ. Эпилог. Не забывайте солдат,  Не забывайте бойцов, Помните прадедов, Дедов, отцов.                  (Т. В. Ахматова) Используемая литература: 1. Книга «Строка, оборванная пулей». М.: Московский рабочий, 1976. 2. 3. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста:   Поурочное планирование по литературе: 6 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008. книга для учителя/ Т.О. Скиргайло ­ М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

Посмотрите также