Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл—7 кл
24.06.2019
Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" разработан для 6, 7 классов. Материал содержит дополнительную информацию о писателях и поэтах фронтовиках, знакомит учащихся с эпизодами жизни и творчества малоизвестных поэтов 20 века. Урок направлен на патриотическое воспитание школьников. Данная разработка может использоваться при проведении внеклассных мероприятий.
Конспект урока. Строка, оборванная пулей..docx
Тема урока: «Строка, оборванная пулей».
Цели и задачи:
познакомить учащихся с поэтами 40х годов; рассказать об их судьбе и творчестве, о
значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
развивать интерес к историческому прошлому нашей страны через изучение поэзии
военных лет;
формировать навыки выразительного чтения.
воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гражданского долга, уважение к памяти
защитников Отечества;
прививать учащимся интерес к литературе.
Оборудование:
войне, фотовыставка, мультимедийная презентация.
выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной
(1 слайд)
Ход урока
Учитель: война закончилась давно, но отзвуки её ощущаются и сегодня, когда мы читаем
строки из далёких фронтовых лет, наполненные скорбью и надеждой.
Война унесла жизни многих людей и среди них есть те, которые запечатлели её в строках
на века. Это поэтыфронтовики, писатели, журналисты. Им и будет посвящён этот час
памяти. (2 слайд)
Нам не жить как рабам,
Мы родились в России
В этом наша судьба,
Непокорность и сила. (3 слайд)
Ученик: «…Когда над тобой рвутся мины, жужжат осколки, свистят пули, ты чувствуешь,
как прекрасна поэзия и как хорошо ею заниматься. Как замечательно вспомнить стихи
Пушкина, Тютчева, Блока в момент самого неимоверного обстрела. Великолепна моя
судьба: она кинула меня в самую гущу событий. Я – свидетель горьких дней мира.
Ощущать это не только приятно, но и вдохновляюще. События проходят через меня. Я –
кристалл, в котором преломляются их лучи. Мне хорошо, очень хорошо, Митя…» так
писал 25 мая 1943 года с фронта Евгений Абросимов своему другу Дмитрию Кедрину в
Москву. (4 слайд)
Учитель: но письмо так и не дошло до адресата. Евгений Абросимов мечтал о первой
книге своих стихов, которую хотел назвать «О времени и о себе». Этим планам не суждено было сбыться. Сохранилось лишь несколько фронтовых писем к матери Татьяне Ивановне.
И одно из них мы сейчас прослушаем.
Ученик: «Вот радость! Получил твоё первое письмо. Командиры взводов интересуются:
От кого получил?
Говорю:
От матери, с Урала. – И все довольны, как будто не я один, а все получили. Многие о
родных не знают по году и более. Да и слабо надеются на получение письма после перехода
в другую часть.
…Сейчас вечереет. На скаты холмов ложится синева. Луна торжественно освещает
местность. Целую тебя крепко, крепко и прошу передать всем привет, скажи, что жив и
умирать ещё не собираюсь, хотя смерть ходит рядом и около. От неё здесь не спасёшься,
так как спастись нельзя. Она сама делает выбор – чёртова невеста. Во всяком случае –
жив».
Учитель: спустя год после этого письма Евгений Павлович Абросимов при выполнении
боевого задания пал смертью храбрых… (5 слайд)
В тени знамён, нахохленных, как птицы,
Лежит боец, смежив свои глаза,
В которых, может быть, ещё дымится
И чуть заметно движется гроза.
Он спит. И времени текут потоки.
И в напряжённой снится тишине,
Что ты, мой друг, читаешь эти строки
Как лучший дар, как память обо мне…
Учитель: это строки Владимира Аврущенко, поэтафронтовика, который погиб в самом
начале войны в 1941 году неподалёку от своих родных мест под Полтавщиной. Это,
безусловно, печально, но война – не повод для веселья. Хотя и в это трудное время были
минуты радости, которые прилетали с фронта – это письма надежды. (6 слайд)
Ученик: читает письмо Всеволода Багрицкого «Из писем с фронта».
Учитель: Всеволод Багрицкий – поэт, который до войны работал в «Литературной газете».
По состоянию здоровья был снят с воинского учёта, однако, несмотря на запрет врачей,
ушёл добровольцем на фронт. Ему было всего 18 лет, а в 19 его уже не стало. Поэт погиб
26 февраля 1942 года под Новгородом. Ученик: «Ожидание» (отрывок)
Мы двое суток лежали в снегу.
Никто не сказал: «Замёрз, не могу».
Видели мы – и вскипала кровь –
Немцы сидели у жарких костров.
Но, побеждая, надо уметь
Ждать, негодуя, ждать и терпеть… (7 слайд)
Учитель: а на этом слайде изображён Вячеслав Афанасьев, родился он в Тамбове в 1904
году в семье служащего. Рано стал печататься, выпустил ряд сборников стихотворений и в
1941 году добровольцем ушёл на фронт. В декабре попал в плен, бежал, вступил в
партизанский отряд под Смоленском и там же в жестоком бою был убит. Последние
строки, которые он написал домой: «Иду в бой, скоро буду в Смоленске».
Застигнутый последней метой
И не успев всего допеть,
Благословлю я землю эту,
Когда придётся умереть. (8 слайд)
Учитель: на фронтах Великой Отечественной войны погибло 48 поэтов. Самому старшему
из них — Самуилу Росину — было 49 лет, самым младшим — Всеволоду Багрицкому,
Леониду Розенбергу и Борису Смоленскому — едва исполнилось 20. Вот о дружбе двух
поколений и пойдёт речь дальше. Это редактор газеты «Огонёк», писатель Ефим Зозуля и
начинающий поэт Исаак Зарубин.
Они познакомились весенним погожим днём 1932 года, когда молодой поэт перешагнул
порог Литературного журнала «Огонёк».
Сценка:
Вы к кому? – спросил его встретившийся в коридоре полный, очень приветливый человек.
Стихи вот, несмело ответил зарубин.
Стихи – это хорошо. Сами откуда?
Рабочий я.
Пойдёмте ко мне, почитаем.
В кабинете они просидели допоздна. Зозуля сказал: Хорошо вы видите жизнь. О главном пишите. Правда не всё получается. Садитеська
поближе, поработаем вместе…
Потом они шли по вечерней Москве, рассказывали о себе. С того памятного дня они стали
лучшими друзьями.
А затем и оба ушли на фронт, где им суждено было погибнуть. (9 слайд)
Чтение стихотворения Исаака Зарубина «О самом страшном».
Пусть в мире тишина,
Но мертвые в строю.
Не кончилась война
Для тех, кто пал в бою.
Учитель: Погибшие, они остались жить; незримые, они находятся в строю. Поэты молчат,
за них говорят строки, оборванные пулей... За них стихи продолжают сегодня жить,
любить и бороться. "Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные,
как вы сами!" сказал Юлиус Фучик.
Ведь благодаря им мы живём под голубым небом. (10 слайд)
Хочется вспомнить и о тех, кто не писал поэтических строк, и таких много почти в каждой
семье.
Ученики рассказывают о своих прабабушках и прадедушках, участвовавших в ВОВ.
Эпилог.
Не забывайте солдат,
Не забывайте бойцов,
Помните прадедов,
Дедов, отцов.
(Т. В. Ахматова)
Используемая литература:
1. Книга «Строка, оборванная пулей». М.: Московский рабочий, 1976.
2.
3. Творческое развитие школьников: диалоги и монологи на основе художественного текста:
Поурочное планирование по литературе: 6 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2008.
книга для учителя/ Т.О. Скиргайло М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)
Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)
Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)
Конспект урока по литературе "Строка, оборванная пулей" (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.