Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
24.01.2017
Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"
Данный конспект урока содержит подробную информацию о жизни и творчестве М.А.Булгакова. Он предназначен для учителей литературы и поможет при разработке урока. Кроме того, в конспекте собраны основные даты издания того или иного произведения автора, а также необходимый материал при изучении уроков по творчеству писателя.
Жизнь и творчество М.Булгакова.doc
Урок 53 Тема урока: «Скорбная и высокая жизнь»  (А.Ахматова) Михаила  Булгакова                          Жизнь и творчество писателя. Тип урока:     формирование новых знаний Форма проведения:   урок – встреча с  применением компьютерной                                         презентации Цели урока.          Образовательная: познакомить учащихся с творческой судьбой писателя,                                   подчеркнуть его неразрывную связь с родиной, главным                                   источником его духовной и нравственной силы,                                   бескомпромиссности, когда «честного слова не должен                                    нарушать ни один человек, потому что нельзя будет                                    жить на свете», отметить трагические приметы времени                                    в его «скорбной и высокой жизни»,  удивительный дар                                   предвидения    Развивающая:    развитие логического и образного мышления учащихся,                                     формирование  поэтического чутья, культуры чтения              Воспитательная:  воспитание любви к творчеству писателя, который                                    главными критериями жизни считает честь,                                    достоинство, бескомпромиссность, любовь к                                    родине, воспитание бережного отношения к родному                                    слову.  Оборудование урока:  выставка книг, компьютерная презентация                                        «Чтобы знали, чтобы знали...»                                 Опережающие задания: сообщения учащихся:                                              «У нас все­таки было чисто русское  воспитание…»                                            (Н. А. Булгакова ­   Земская) ­ детство писателя.                                             «Годы учебы будущего писателя»                                             «В начале Первой мировой войны…»      Методическая цель: личностно – ориентированная ситуация на уроке Ход урока:  знакомство с целями урока и эпиграфом:                                           Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет.                                           Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он все                                              равно не похож на пуделя.                                                                                М.А.Булгаков                                               Вот это я тебе взамен могильных роз,                                               Взамен кадильного куренья;                                            Ты так сурово жил и до конца донес                                             Великолепное презренье…                                                                                      А.А.Ахматова План урока. 1. Вступительное слово учителя: «Скорбная и высокая жизнь» Михаила      Булгакова».  2. Сообщение учащегося: «У нас все­таки было чисто русское  воспитание…» (Н. А. Булгакова ­   Земская) ­ детство писателя. 3. Сообщение учащегося: «Годы учебы будущего писателя» 4. Сообщение учащегося: «В начале Первой мировой войны…»      5. Продолжение лекции учителя: «В период Октябрьской  революции     1917 года» 6. Начало литературной деятельности М.А.Булгакова 7.  «Белая гвардия» ­ первый  роман писателя 8 «Против меня был целый мир ­ и я один…»  «Мастер и Маргарита» ­     главная книга в жизни писателя.  (Продолжение лекции учителя) 9. Заключение: «Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал     судьбу себе». (В. Лакшин)                                   Проблемные вопросы:  Что значит по Булгакову быть писателем?  Как отразилась на формировании личности                        писателя нравственно – чистая атмосфера его семьи?  Как время отразилось на  творчестве Булгакова, и как  художник слова запечатлел это время в своих  произведениях?  Каково влияние творчества Булгакова на русскую  литературу? 1. Вступительное слово учителя: «Скорбная и высокая жизнь» Михаила      Булгакова».      Свой урок о жизни и деятельности этого величайшего писателя нашей  современности мне хочется начать словами Константина Паустовского:   «Вся жизнь этого беспокойного и блестящего писателя была, по существу, беспощадной схваткой с глупостью и подлостью,  схваткой ради чистых  человеческих   помыслов, ради   того,   что   человек   должен   быть и не  смеет не быть разумным и благородным. В этой борьбе у Булгакова было  в руках разящее оружие — сарказм, гнев, ирония, едкое и точное слово. Он  не жалел своего оружия. И оно у Булгакова  никогда  не  тупилось»                                                  Константин Паустовский.  «Булгаков и театр»       Выпускник медицинского факультета Киевского университета, военный  врач, начинающий журналист, Булгаков в начале 20­х годов приезжает в  Москву, чтобы стать настоящим писателем. И он им стал, несмотря на то что  лучшие его произведения так и не были напечатаны при его жизни — ни  повесть «Собачье сердце», ни роман «Мастер и Маргарита», ни другие... Не  вписывался Булгаков в официальную литературу своего времени, как не  вписывались его представления о чести, призвании русского писателя в новую мораль: «Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли  волк, стриженый ли волк, он все равно не похож на пуделя».  Так каким же он был, что любил и что ненавидел,                                   чем запомнился он современникам и за что читатели                                  так  ценят его творчество? 2. Сообщение учащегося: «У нас все­таки было чисто русское  воспитание…» (Н. А. Булгакова ­   Земская) ­ детство писателя.   Михаил Булгаков родился 3 мая (15 н.с.) 1891 года в Киеве в семье  профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова  (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской)  (1869­1922). "Семья Булгаковых — большая, дружная, культурная,  музыкальная, театральная", — вспоминает жена младшего брата Булгакова.     Киев навсегда остался «матерью городов русских»,  самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича, Булгакова, тем местом, где  сошлись воедино Украина и Россия. По мнению одного из лучших  исследователей творчества Булгакова В. Лакшина, «здесь  был плодородный  для русского гения пласт национальных традиций, полнозвучия  неиспорченного родникового слова, которое формировало талант Тургенева,   Лескова, Бунина».    Булгаков был классическим русским интеллигентом, сыном профессора  Киевской духовной академии, историка церкви.  Но откуда этот профессор  пришёл? Из «колокольных дворян», из низового православного духовенства,  близкого к народной стихии, к русскому крестьянству. Большая многодетная  семья Булгаковых — детей было семеро — навсегда останется для Михаила  Афанасьевича миром тепла, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух  по вечерам, праздником елки и домашними спектаклями. Эта атмосфера  найдет потом отражение в романе «Белая гвардия», в пьесе «Дни Турбиных».       Отец умер в 1907 году от склероза почек — болезни, которая через  тридцать три года настигнет и его сына. Мать, хлопотливая и деятельная  женщина, сумеет дать сыну образование.  Как отразилась на формировании личности                        писателя нравственно – чистая атмосфера его семьи?    Вывод: именно семья, Дом (только так, с большой буквы) стали для  будущего писателя местом, где все Булгаковы  научились беречь честь  смолоду, раз и навсегда поняли, что нельзя бегать «крысьей побежкой», что  «честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя  будет жить на свете».  Эти «старомодные» убеждения Булгаков вынес из  Дома и пронес через всю свою высокую и скорбную жизнь и не изменил им ни  разу.           (Просмотр 1 ­ 10 кадров из компьютерной презентации «Чтобы            знали, чтобы знали...»)   3. Сообщение учащегося: «Годы учебы будущего писателя» До осени 1900 Булгаков учился дома, затем поступил в первый класс  Александровской гимназии, где были сосредоточены лучшие преподаватели  Киева. Уже в гимназии он проявлял свои разнообразные способности: писал  стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял устные рассказы и  прекрасно их рассказывал.  После окончания гимназии в1909 не без колебаний (манила дорога артиста или литератора) становится студентом медицинского факультета Киевского Императорского университета св.  Владимира, где учится почти семь лет  (университетский  устав разрешал  повторять программу того или иного курса) 4. Сообщение учащегося:  «В начале Первой мировой войны…»          С началом Первой мировой войны вместе с женой работал в госпитале,  затем ушел добровольцем на фронт, работал в прифронтовом госпитале,  приобретая врачебный опыт под руководством военных хирургов. В 1916  окончив университет, получил диплом с отличием и отправился в  Смоленскую губернию земским врачом, что нашло свое отражение в  "Записках юного врача". 5. Продолжение лекции учителя: «В период Октябрьской  революции     1917 года»      Октябрьскую революцию 1917 года Булгаков воспринял как трагедию  России»  31 декабря  1917 г Булгаков писал сестре:  «Недавно в поездке в  Москву и Саратов мне пришлось видеть воочию то, что  больше я не хотел бы  видеть. Я видел, как толпы бьют стекла в поездах, видел, как бьют людей.  Видел разрушенные и  обгоревшие дома в Москве. Видел голодные хвосты у  лавок, затравленных и жалких офицеров» Булгаков был  в Москве после  октябрьских боёв 1917 г., когда юнкера защищали город  от рабочих дружин,  возглавляемых большевиками. Он писал сестре «о крови, которая льётся на  юге и на  западе, и на востоке, и о тюрьмах» – «всё воочию видел и  понял окончательно, что произошло». Булгаков оказался одним из тех, кто  воочию, широко открытыми глазами, увидел трагедию своей страны. Булгаков понял, что Россию ждут испытания  худшие, чем ещё не окончившаяся война:  годы и годы братоубийства.  Вернувшись в Киев, Булгаков попытается  заниматься частной практикой как врач­венеролог. Менее всего хочет быть  вовлечен в политику. «Быть интеллигентом вовсе не значит быть идиотом», ­  отметит впоследствии. Но идет 1918 год. Позднее напишет, что насчитал  в Киеве той поры четырнадцать переворотов. Во время гражданской войны в  феврале 1919 г. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию  Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В том же году успевает побывать врачом Красного креста, а затем ­ в белогвардейских  Вооружённых силах Юга России. Некоторое время он с казачьими войсками  проводит в Чечне, затем во Владикавказе.      «Добровольцем он совсем не собирался идти никуда, но как врача его  постоянно мобилизовывали: то петлюровцы, то Красная Армия. Вероятно, не по доброй воле он попал в деникинскую армию и был  отправлен с эшелоном через Ростов на Северный Кавказ»,­ отмечает  В. Лакшин    В его настроениях той поры, считает  В. Лакшин, громче всего одно —  усталость от братоубийственной войны. Из­за тифа остается во Владикавказе, когда деникинцы отступают. Чтобы не умереть с голоду, пошел сотрудничать  с большевиками — работал в подотделе искусства, читал просветительские  лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра. Обладая  артистичностью, чуткостью ко всякой театральности, тянулся к сцене с  юности. Теперь начал печататься — драматические сценки, небольшие  рассказы, сатирические стихи. 6. Начало литературной деятельности М.А.Булгакова      Свой первый рассказ Булгаков, по его собственным словам, написал в 1919  г.  В 1921 году уезжает в Москву, уже окончательно осознав, что он  литератор; оказывается здесь без денег, влиятельных покровителей, бегает по  редакциям, ищет работу. В газете «Гудок» работает вместе с молодыми  литераторами, у которых, как и у него, слава еще впереди, — это Ю. Олеша,  В. Катаев, И. Ильф, Е. Петров.      На всех перекатах судьбы Булгаков оставался верен законам достоинства:  «Цилиндр мой я с голодухи на базар снес. Но сердце и мозг не понесу  на базар, хоть издохну». Эти слова находим в «Записках на манжетах» (1922 ­  1923) ­  книге, которая воспринимается как писательская автобиография. «Я  сочинил нечто — листа на четыре приблизительно печатных. Повесть? Да нет,  это не повесть, а так, что­то такое вроде мемуаров». Книга вырастала  из владикавказских записей и дневников, московских черновиков. В основе  книги — любимая мысль автора, что жизнь нельзя остановить. Но Булгаков  считает, что жизнь должна идти эволюционно: он не сторонник революции.  И о гражданской войне хочет сказать так, чтобы «небу стало жарко».  «Появилась вера в себя, и честолюбивые писательские мечты будоражили  воображение». 7. «Белая гвардия» (1924) ­ первый  роман писателя     В первом своем романе «Белая гвардия» займет позицию над схваткой: не  столкнет красных и белых. У него белые воюют с петлюровцами, носителями  националистической идеи. В романе выявляется гуманистическая позиция  писателя — братоубийственная война ужасна.       Булгаков уже в эти годы мыслит себя не только романистом. Он много  работает для театра. Художественный театр предложил автору сделать  инсценировку романа «Белая гвардия». 5 октября 1926 года на сцене этого  театра была впервые сыграна пьеса «Дни Турбиных». Она имела грандиозный  успех. Имена актеров Хмелева, Добронравова, Соколовой, Тарасовой,  Яншина, Прудкина, Станицына засверкали, сразу завоевав зрителей. Роли сыгранных ими героев остались неразрывно связанными с их актерской  славой.       Затем в будущем Вахтанговском театре была поставлена «Зойкина  квартира» (1925). Но ярких спектаклей Главрепетком долго терпеть не мог.  И обе пьесы были сняты со сцены. Написанной в 1927 году пьесе «Бег» сулили успех не только актеры Художественного театра, но и М. Горький, но  до сцены она вовсе не дошла, потому что автор прощал своего героя — белого офицера Хлудова, который за пролитую кровь был наказан собственной  совестью.     Вокруг самого М. А. Булгакова в эти годы создавалась атмосфера травли.  Неталантливые собратья очень хотели, чтобы он уехал из страны.  Но Булгаков писал Сталину: «По общему мнению всех, кто серьезно  интересовался моей работой, я невозможен ни на какой другой земле, кроме  своей ­  СССР, потому что одиннадцать лет черпал из нее». Что же черпал?  Каковы основные мотивы творчества писателя? Повесть «Дьяволиада» (1925) со своим мистико­фантастическим сюжетом  показывает, как хорошо Булгаков знал бюрократический быт Советской  страны.      В повести «Роковые яйца» (1925) говорит о невежестве, которое  проникает в науку. Герой повести «Роковые яйца» профессор Персиков  открывает «красный луч, под воздействием которого необычайно бурно  размножаются и растут живые организмы. Выписанные из­за границы для  опытов яйца опасных пресмыкающихся и страусов по халатности и  невежеству людей новой власти попадают в совхоз вместо куриных. Быстро  выросшие под воздействием луча чудовища ­ змеи, ящеры и страусы  ­«стаями» двигаются в  сторону Москвы      Тему науки Булгаков продолжит в «Собачьем сердце» (1925).  Повесть  эту напечатанной автор  не увидит, впрочем, как и большинство своих  произведений.  Прототипом профессора Преображенского одного из главных  персонажей повести «Собачье сердце», стал Н. М. Покровский, известный в  Москве врач, дядя М.А.Булгакова.  Симпатичному псу Шарику  профессор  Преображенский пересадил железы умершего  пьяницы, вора и хулигана  Клима Чугункина. Едва выучившись ходить вертикально и говорить, Шариков ощущает и называет себя «трудовым элементом» (хотя живёт за счёт  профессора, в его квартире). Профессор же трудящимся резонно считает  себя. Он с полной уверенностью в своей моральной правоте, явно разделяемой автором, заявляет молодым людям из домового комитета, пришедшим его  уплотнять: «Я один живу и работаю в семи комнатах... и желал бы иметь  восьмую. Она мне необходима под библиотеку».     Профессор Преображенский, обладающий гениальным научным  предвидением и умными руками, и не  предполагал, что в результате его опыта по улучшению человеческой породы получится чудовище Шариков —  человекообразный монстр.       Булгаков утверждает, что наука не может быть лишена этического начала;  ученому нельзя уходить от жизни лишь в медицинские проблемы, его должно  касаться все происходящее в жизни. «Собачье сердце» ­ шедевр булгаковской  сатиры.       В 30­е годы Булгакова не печатали. Но он продолжает писать пьесы,  сохраняя интерес к сатирической фантастике: «Адам и Ева» (1931), «Иван  Васильевич» (1935—1936). К этому времени уже все талантливые,  неординарные писатели получили ярлыки. Булгаков был отнесен к самому  крайнему флангу, обзывался «внутренним эмигрантом», «пособником  вражеской идеологии». И речь теперь шла уже не просто о литературной  репутации, а обо всей судьбе и жизни. Он отверг унизительные хождения  с жалобами и обратился с письмом в правительство СССР. Он писал, что не  собирается создавать коммунистическую пьесу и каяться. Он говорил о своем праве как писателя думать и видеть по­своему. Просил предоставить ему  работу. Состоялся его знаменитый разговор со Сталиным, где Булгаковым  были произнесены ставшие впоследствии известными слова: «Я очень много  думал в последнее время, может ли русский писатель жить вне Родины, и мне  кажется, что не может». По необъяснимому капризному повелению Сталина  Булгаков получает «охранную грамоту» (слова Б. Пастернака) для «Дней  Турбиных». Для Булгакова это означало, что ему была возвращена часть  жизни. Говорят, что сам Сталин пятнадцать раз бывал на этом спектакле.  Влечение к театру, впечатления от работы с актерами лягут в основу  «Театрального романа», книги «Жизнь господина де Мольера». В этих  произведениях заявлена тема мастера, опередившего талантом свое время.           (Просмотр 16 ­ 24 кадра из компьютерной презентации «Чтобы            знали, чтобы знали...»)  8 «Против меня был целый мир ­ и я один…»  «Мастер и Маргарита» ­     главная книга в жизни писателя.  (Продолжение лекции учителя)      Тема мастера, опередившего талантом свое время является  основной и  в романе «Мастер и Маргарита» — последнем романе Булгакова, который он  задумал и начал писать еще зимой 1928/29 г.   Булгаков строго относился  к тому, что писал. На одной из рукописей сделал пометку. «Не умереть, пока  не закончу». Более десяти лет работал он над романом, много исправлял,  обдумывал. Читал друзьям. Последние вставки в роман он диктовал жене  в 1940 году, за три недели до смерти. 9. Заключение: «Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков  выбирал судьбу себе». (В. Лакшин)        В. Лакшин отмечал, что, «выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков  выбирал судьбу себе». Это его измученная душа жаждала покоя. Покоя  достоин тот, кого не отягощают муки совести, память стыда.  «Не верю в светильник под спудом, — говорил Булгаков. — Рано или поздно писатель  все равно скажет то, что хочет сказать».      М. А. Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его  жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала  ангелом­хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой  поддержала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал  однажды: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне  ничего не страшно». Умирающему мужу она поклялась напечатать роман.  Пробовала это сделать шесть или семь раз — безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967—1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80—90­е годы были открыты архивы  Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя  Мастера известно теперь всему миру. 10. Итоги урока          Д/З  1. Составить примерную хронологическую таблицу      по творчеству М.А.Булгакова 2. Читать 1ч. Романа «Белая гвардия»  Примерная хронологическая таблица по творчеству М.А.Булгакова 1919 г. ­  первый рассказ Булгаков 1922—1923 г. — публикация «Записок на манжетах».  1923­ 1924  ­ работа над романом "Белая гвардия", о трагических событиях борьбы за  власть между различными политическими силами Украины в 1918 году.  1925 – напечатан роман "Белая гвардия", выходит сборник сатирических рассказов  «Дьяволиада», публикуются повесть «Роковые яйца», рассказ «Стальное горло» (первый из цикла «Записки юного врача»). Писатель работает над повестью «Собачье сердце», пьесами «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира».  1926 г. во МХАТе поставлена пьеса «Дни Турбиных»,  1927 г. Михаил Афанасьевич завершает драму «Бег».  1926 ­ 1929 г. в Театре­студии Евгения Вахтангова шла пьеса Булгакова «Зойкина  квартира» 1928—1929 г. в Московском Камерном театре был поставлен «Багровый остров».   1934 ­  завершён первый полный вариант романа «Мастер и Маргарита», включающий 37  глав.

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"

Конспект урока по литературе в 11 классе "Жизнь и творчество М.А.Булгакова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017