Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
08.03.2017
Тема: Басни И.А.Крылова
«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Планируемые образовательные результаты обучения:
Предметные:
Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев);
уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказкиБасни
Урок литературы по роману ИСТургенева Отцы и дети .doc
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ
14.10.2016г.
Тема: Басни И.А.Крылова
«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.
Планируемые образовательные результаты обучения:
Предметные:
Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория»,
«олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена
отечественных баснописцев);
1 уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности
басни, объяснять отличие басни от сказки
Познавательные:
Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века. Определение в
произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка,
понимании их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения.
Регулятивные:
Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы
для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и
письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием
справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя)
Коммуникативные:
Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров Умение осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные:
Совершенствование духовнонравственных качеств личности, воспитание чувства любви к
многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного
отношения к прочитанному
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, басни, написанные
обучающимися, карточки.
Ход урока.
I.
II.
Организационный момент. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся
Учитель:
Сегодняшний урок я начну строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика
Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать
тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль.
Он баснями себя прославил
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока порусски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят! (Слайд №1)
2 Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?
Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича
Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед
собой?
(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)
А как нам достичь этой цели?
(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)
Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого
баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, актёров,
баснописцев, покажем знание и понимание басен.
Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все
волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!
II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»
Учитель:
Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам.
В нем задание от одного из героев произведений И. А. Крылова, начинающего баснописца. Давайте
попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.
(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1
(Ответ:
1. «Демьянова уха»,
2. «Обоз»,
3. «Две бочки»,
4. «Слон и Моська»,
5. «Кошка и Соловей»,
6. «Волк и Журавль»,
7. «Ворона и Курица»,
8. «Тришкин кафтан»,
9. «Слон на воеводстве»,
10. «Мор зверей»,
11. «Квартет».
( Отправитель Мартышка))
Ребята, как мы оценим творчество Мартышки?
Удалось ей сочинить басню? А
3 что называется басней? Давайте дадим определение.
К какому роду литературы относится басня?
Что лежит в основе басни? (аллегория)
А что такое аллегория?
Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)
А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным
выводом) (Слайд №3)
Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю.
Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)
А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?
( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)
Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?
( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)
(Слайды №67)
Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.
(Слайды №89)
А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?
( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было
нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).
Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его
творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех
баснописцев». «Дедушка Крылов», называл народ своего баснописца. В Санкт Петербурге, в Летнем
саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)
До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь
народ.
Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?
Обратите внимание, как изображён Крылов?
А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?
III.
История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания
5а –Мухамадиев Денис, Ермолин Вадим; 5б Григорьев Алеша, Захаров Илья)
Приложение №2
IV. Задание «Найди пару»
Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.
4 (Для проведения конкурса необходимы карточкиимена героев басен, чистый лист бумаги, клей
карандаш.)
Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.
Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза Муравей), наклеить
пары на лист бумаги.
Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)
ВОРОНА
ОБЕЗЬЯН
А
СТРЕКОЗА ЛИСИЦА
ЗЕРКАЛО ЯГНЁНОК
ВОЛК
МУРАВЕЙ
ЛИСТЫ
ПЕТУХ
КУКУШК
А
КОРНИ
ОСЁЛ
МУЖИК
V. «Доска объявлений»
– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни
этот герой. После каждой угаданной басни ребята выступают с инсценированным чтением басни.
Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)
1.
Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.
2.
3.
4.
5.
6.
Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите
крупнее, я плохо вижу!
Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять
транспортом и получить водительские права!
Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны
дубов!
Срочно сниму тёплую квартиру до весны!
Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, Верните,
пожалуйста, на ель!
5 Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,
2. Мартышка «Мартышка и очки»,
3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,
4. Свинья «Свинья под дубом»,
5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,
6. Ворона «Ворона и Лисица»
VI. Физминутка.
VII. Творческий отчёт.
Ребята, на предыдущем уроке вы получили задание сочинить басню.
Я проверила ваши работы. С наиболее удачными предлагаю познакомиться.
Какая из работ больше всего понравилась?
Кому из ребят удалось создать произведение, соответствующее жанру басни?
(Идея, сюжет, композиция)
VIII. Литературное состязание.
Учитель:
А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова
легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их,
даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.
Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи?
(Слайды 1222)
IX. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли
мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)
Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век
мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?
А разве не бывает людей без недостатков?
Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми
крыловскими персонажами. Попрежнему среди нас Ворона и Лисица, горемузыканты Осёл, Козёл да
косолапый Мишка. И если присмотреться, то какието недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без
недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с
ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.
Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в
жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.
А легко ли следовать этим правилам? Почему?
Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова
помогут вам стать лучше.
Учитель:
Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству
великого баснописца.
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.
(Разгадать кроссворд или сделать иллюстрацию к изученной басне И.А.Крылова.)
6 7
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.