Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Оценка 4.8

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
5 кл
08.03.2017
Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Тема: Басни И.А.Крылова «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков) Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре. Планируемые образовательные результаты обучения: Предметные: Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности басни, объяснять отличие басни от сказкиБасни
Урок литературы по роману ИСТургенева Отцы и дети .doc
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ 14.10.2016г.  Тема: Басни И.А.Крылова                                             «Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков) Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков. Цель урока:  обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре. Планируемые образовательные результаты обучения: Предметные: Знать жанровые особенности басни, знать определение понятий «басня», «мораль», «аллегория»,  «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена  отечественных баснописцев); 1 уметь определять, к какому роду литературы относятся басни, находить жанровые особенности  басни, объяснять отличие басни от сказки Познавательные: Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы 19 века.  Определение  в  произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно­выразительных средств языка,  понимании их роли в раскрытии идейно­художественного содержания произведения. Регулятивные: Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы  для подтверждения собственной позиции, выделять причинно­следственные связи в устных и  письменных высказываниях, формулировать выводы. Поиск сведений о писателе с использованием  справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя) Коммуникативные: Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров Умение осознанно  использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств,  мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности.  Личностные: Совершенствование духовно­нравственных качеств  личности, воспитание чувства любви к  многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе. Выражение личного отношения к прочитанному Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, басни, написанные  обучающимися, карточки. Ход урока. I. II. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.                         Мотивация учебной деятельности обучающихся Учитель: Сегодняшний урок я начну строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика  Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать  тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.                                                                                      Забавой он людей исправил,                                            Сметая с них пороков пыль.                                            Он баснями себя прославил                                            И слава эта – наша быль.                                            И не забудут этой  были,                                            Пока по­русски говорят,                                            Её давно мы затвердили,                                            Её и внуки затвердят!         (Слайд №1) 2 Итак, кому посвятил эти строки  П. А. Вяземский?   Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока? Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича  Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф  в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед  собой? (Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)     (Слайд №2) А как нам достичь этой цели? (Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания) Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого  баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, актёров,   баснописцев, покажем знание и понимание басен. Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все  волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я  каждому из  вас  желаю удачи! II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм» Учитель: ­Ребята, перед началом урока мне передали   конверт. Это необычное письмо адресовано вам.  В нем задание от одного из героев произведений  И. А. Крылова, начинающего баснописца. Давайте  попробуем угадать, о каких произведениях  И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.  (Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1  (Ответ: 1. «Демьянова уха», 2. «Обоз», 3. «Две бочки», 4. «Слон и Моська», 5. «Кошка и Соловей», 6. «Волк и Журавль», 7. «Ворона и Курица», 8. «Тришкин кафтан», 9. «Слон на воеводстве», 10. «Мор зверей», 11. «Квартет».                                         (  Отправитель ­ Мартышка)) ­ Ребята, как мы оценим творчество Мартышки?                                                                                Удалось ей сочинить басню?                                                                                                                           А 3 что называется басней? Давайте дадим определение. К какому роду литературы относится басня? Что лежит в основе басни? (аллегория) А что такое аллегория? Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль) А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным  выводом)          (Слайд №3) ­  Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)          (Слайд №4) А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец? ( поэт Жан де Лафонтен)                              (Слайд №5) Ребята, а вспомните, кто писал басни в России? ( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)                                                                                                        (Слайды №6­7) Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8­9)     А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни? ( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было  нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).  Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его  творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех  баснописцев». «Дедушка Крылов»,­ называл народ своего баснописца. В Санкт ­ Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде)    (Слайд №10)  До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь  народ. Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести? Обратите внимание, как изображён Крылов? А знаете ли вы, кто создавал этот памятник? III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания   5а –Мухамадиев Денис, Ермолин Вадим; 5б­ Григорьев Алеша, Захаров Илья)               Приложение №2 IV.  Задание  «Найди пару» Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.   4 (Для проведения конкурса необходимы карточки­имена героев басен, чистый   лист бумаги, клей­ карандаш.)  Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.  Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза ­ Муравей), наклеить  пары на лист бумаги.  Время выполнения – 3 минуты.         (Слайд №11) ВОРОНА ОБЕЗЬЯН А СТРЕКОЗА ЛИСИЦА ЗЕРКАЛО ЯГНЁНОК ВОЛК МУРАВЕЙ ЛИСТЫ ПЕТУХ КУКУШК А КОРНИ ОСЁЛ МУЖИК V.  «Доска объявлений» – Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни  этот герой. После каждой угаданной басни ребята выступают с инсценированным чтением басни.  Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись) 1.  Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.  2.   3.   4.   5.  6.  Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите  крупнее, я плохо вижу! Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять  транспортом и получить водительские права! Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны  дубов! Срочно сниму тёплую квартиру до весны! Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, ­  Верните,  пожалуйста,  на ель! 5 Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,    2.  Мартышка «Мартышка и очки», 3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,  4. Свинья «Свинья под дубом»,   5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,    6. Ворона «Ворона и Лисица»    VI. Физминутка.   VII. Творческий отчёт.   ­ Ребята, на предыдущем уроке вы получили задание сочинить басню. Я проверила ваши работы. С наиболее удачными предлагаю познакомиться. Какая из работ больше всего понравилась?  Кому из ребят удалось создать произведение, соответствующее жанру басни? (Идея, сюжет, композиция) VIII. Литературное состязание. Учитель: ­ А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным?   Басни Крылова  легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их,  даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова. Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи?                           (Слайды 12­22) IX. Подведение итогов. Рефлексия. Учитель: ­Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли  мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова?                         (Слайд  23) Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век  мобильной связи, компьютеризации изучать творчество  И. А. Крылова, его басни? А разве не бывает людей без недостатков? Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми  крыловскими персонажами. По­прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе­музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие­то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без  недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с  ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в  жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова. А легко ли следовать этим правилам? Почему? Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова  помогут вам стать лучше.  Учитель:  ­Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству  великого баснописца. Как вы оцениваете свою работу на уроке?  X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.  (Разгадать кроссворд или сделать иллюстрацию к изученной басне И.А.Крылова.)  6 7

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,

Конспект урока по литературе в 5 классе ,,Басни Крылова,,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.03.2017