Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
2 кл
24.04.2017
Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"
Данный конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих во 2 классе по УМК "Школа России". й Урок позволил доступно и понятно объяснить детям, что такое совесть, кто такой совестливый человек, надо ли быть совестливым человеком. Материал урока способствует формированию представления о совести, мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние». Дети учатся оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Гайдар-СОВЕСТЬ.doc
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»                     Открытый урок по  литературному чтению во 2 классе                                            А. П. Гайдар «Совесть»                                                               Подготовила и провела                                                             учитель начальных классов                                                             первой квалификационной категории                                                                Бовкун О.В. Цель. После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих Задачи урока: образовательные  познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, прочитать рассказ "Совесть";  обучать беглому и выразительному чтению; учить слушать и слышать; учить оценивать поступки литературных героев; развивающие  развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры; формировать интерес к изучению внутреннего мира человека; воспитывающие  воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;  воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность,  нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" . Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг ­ по произведениям  А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами: 1) В ком есть стыд, в том есть и совесть; 2) На обмане далеко не уйдёшь; 3) Совесть без зубов грызёт; Словарь: "псевдоним" ­ ложное имя. Таблички: Ход урока 1. Организационный момент. Презентация. ­ Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся  друг другу. ­ Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность) Мотивационная установка на успех: ­ На вас надеюсь я, друзья! ­ Мы хороший дружный класс ­ Всё получится у нас!  2. Работа по теме урока. Знакомство с русским писателем А.П.Гайдаром [Голиковым]. А) Фамилия Гайдар (псевдоним); Словарная работа. Знакомимся с лексическим значением слова ­"псевдоним".  ­ От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на  доску). Б) Информация учащихся по домашнему заданию ­ узнать из литературных источников о  Гайдаре. О псевдониме.Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по­монгольски ­ "всадник,  скачущий впереди". Когда в давние времена воины­конники шли в поход, то высылали  вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его  называли гайдаром. Всадник ­ гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен  был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной  деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное  имя.  Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его  школьный товарищ, писатель А.М.Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из  отдельных букв, имеющих такое значение: Г ­ первая буква фамилии Голиков; А­й ­  сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); д, Ар ­ сокращенное д, Арзамас, по­французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал  французский язык) ­ Г­ ай­ д­ ар: Голиков Аркадий из Арзамаса объясняя происхождение своего псев­донима не всегда придерживался одной и той же  версии, вспоминает друг А.П.Гайдара Б.Г.Закс, считая, что "гайдар" ­ это хакасское слово,  означающее "начальник". Сам писатель,  Основные этапы жизни Гайдара. Гибель Гайдара. У. ­ Спасибо, ребята. Вы молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с  собой в жизнь? Работа с пословицами, записанными на табличках ­ Найдите в пословицах ключевые слова. Д. ­ Совесть. ­ Стыд. У. ­ Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" ­ принимаются все варианты ответов и делаем вывод). У. ­ Найдите в записях слова ­ "совесть".  Д. ­ В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, а затем вслух). У. ­ Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о  совести) (4 минуты) У. ­ Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар. 3. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ  2). Чтение учителем рассказа "Совесть".  После прочтения ­ пауза.  4. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА 3). Беседа по рассказу. ­ Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)  4). Беседа о поступке Нины. ­ Кто такая Нина? Опишите её (словесное рисование). ­ У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.  Как они называются? Д. ­ Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе).  5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять читать начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровнее! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильнее! 6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ У. ­ Когда Нина пошла в рощу? Найдите эпизод в рассказе со слов: "Чтобы знакомые  случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу"  (чтение эпизода) У. ­ Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте) Д. ­ Рабочее время. У. ­ Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе? Д. ­ Она боялась, что кто­то из знакомых нечаянно может увидеть её. У. ­ Знала ли она мальчика, которого встретила? Д. ­ Нет, не знала. У. ­ Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: "И это с таких юных  лет ты уже обманываешь родителей и школу?" У. ­ Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова в тексте и попытайтесь  передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали? У. ­ А как отвечает малыш? Д. ­ Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.  Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он не прогульщик. Он очень  честный. У. ­ Что произошло с Ниной? Д .­ Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё  пропало. У. ­ Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: "Она сравнила себя с  этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у неё пропало" У. ­ Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей) У. Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она  начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало  плохо.  У. ­ Что тревожило её? Д. ­ Пробудившаяся совесть. У. ­ Читаем эпизод со слов: "Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу". У. ­ Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой  ответ строчками из рассказа. Д. ­ (читают) "Поднять книги перед малышом теперь было стыдно:она села и заплакала,  очень тяжело было на сердце: У. ­ Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда­нибудь так поступить? (принимаются все  варианты ответов учеников, обсуждаются, и делается вывод:  ­ Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать  нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.  7. РЕФЛЕКСИЯ  Почему А.П.Гайдар назвал рассказ "Совесть"? Что такое совесть для вас? Случались ли подобные случаи с вами? Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть". 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Спасибо за отличную работу. Домашнее задание ­ написать мини­ сочинение "Совесть ­ для  меня это:" 9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.  ­ Спасибо за отличную работу : 10. ИТОГ УРОКА.  ­ С каким писателем мы познакомились? ­ Какие моменты его жизни вам запомнились? ­ Как называется произведение, с которым мы сегодня работали? ­ Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?  Еще раз поблагодарить ребят за урок!

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2017