Конспект урока по литературному чтению А.П.Гайдар "Совесть"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих во 2 классе по УМК "Школа России". й Урок позволил доступно и понятно объяснить детям, что такое совесть, кто такой совестливый человек, надо ли быть совестливым человеком. Материал урока способствует формированию представления о совести, мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние». Дети учатся оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Иконка файла материала Гайдар-СОВЕСТЬ.doc
МБОУ «Краснозаводская средняя общеобразовательная школа №7»                     Открытый урок по  литературному чтению во 2 классе                                            А. П. Гайдар «Совесть»                                                               Подготовила и провела                                                             учитель начальных классов                                                             первой квалификационной категории                                                                Бовкун О.В.Цель. После прочтения рассказа научить учащихся различать хорошие поступки от плохих Задачи урока: образовательные  познакомить учащихся с биографией А.П.Гайдара, прочитать рассказ "Совесть";  обучать беглому и выразительному чтению; учить слушать и слышать; учить оценивать поступки литературных героев; развивающие  развивать навыки вдумчивого чтения и читательской культуры; формировать интерес к изучению внутреннего мира человека; воспитывающие  воспитывать чувство ответственности за совершенные поступки;  воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность,  нравственные качества через анализ содержания рассказа "Совесть" . Оборудование: портрет Аркадия Петровича Гайдара, выставка книг ­ по произведениям  А.П. Гайдара, запись темы урока, таблички с пословицами: 1) В ком есть стыд, в том есть и совесть; 2) На обмане далеко не уйдёшь; 3) Совесть без зубов грызёт; Словарь: "псевдоним" ­ ложное имя. Таблички: Ход урока 1. Организационный момент. Презентация. ­ Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнется наш урок. Но прежде давайте улыбнемся  друг другу. ­ Ребята, вы готовы к уроку? (проверяем готовность) Мотивационная установка на успех: ­ На вас надеюсь я, друзья!­ Мы хороший дружный класс ­ Всё получится у нас!  2. Работа по теме урока. Знакомство с русским писателем А.П.Гайдаром [Голиковым]. А) Фамилия Гайдар (псевдоним); Словарная работа. Знакомимся с лексическим значением слова ­"псевдоним".  ­ От какого слова оно произошло? (Табличка со словом и толкованием вывешивается на  доску). Б) Информация учащихся по домашнему заданию ­ узнать из литературных источников о  Гайдаре. О псевдониме.Фамилия А.П.Гайдара Голиков. "Гайдар" по­монгольски ­ "всадник,  скачущий впереди". Когда в давние времена воины­конники шли в поход, то высылали  вперед всадника, всматривающегося в неизвестную даль, куда держал путь отряд. Его  называли гайдаром. Всадник ­ гайдар первый принимал на себя удар и непременно должен  был выйти из схватки победителем. Всей своей героической жизнью, литературной  деятельностью Аркадий Гайдар доказал, что он недаром выбрал себе такое легендарное  имя.  Есть иного рода догадки и предположения о псевдониме "Гайдар". Так, его  школьный товарищ, писатель А.М.Гольдин, объяснил, что слово "гайдар" состоит из  отдельных букв, имеющих такое значение: Г ­ первая буква фамилии Голиков; А­й ­  сокращенное имя Аркадий (так в дореволюционное время было принято сокращать имена); д, Ар ­ сокращенное д, Арзамас, по­французски "из Арзамаса" (Голиков в училище изучал  французский язык) ­ Г­ ай­ д­ ар: Голиков Аркадий из Арзамаса объясняя происхождение своего псев­донима не всегда придерживался одной и той же  версии, вспоминает друг А.П.Гайдара Б.Г.Закс, считая, что "гайдар" ­ это хакасское слово,  означающее "начальник". Сам писатель,  Основные этапы жизни Гайдара. Гибель Гайдара. У. ­ Спасибо, ребята. Вы молодцы! Какие качества, характерные Гайдару, вы взяли бы с  собой в жизнь? Работа с пословицами, записанными на табличках ­ Найдите в пословицах ключевые слова. Д. ­ Совесть. ­ Стыд.У. ­ Какое значение этих слов? (соотносим значение слов "совесть" и "стыд" ­ принимаются все варианты ответов и делаем вывод). У. ­ Найдите в записях слова ­ "совесть".  Д. ­ В названии рассказа, в теме урока (учащиеся читают тему про себя, а затем вслух). У. ­ Что вы думаете о теме урока? (предполагают, что в рассказе речь будет идти о  совести) (4 минуты) У. ­ Настало время познакомиться с рассказом "Совесть", который написал А.П.Гайдар. 3. ПЕРВИЧНОЕ ЧТЕНИЕ  2). Чтение учителем рассказа "Совесть".  После прочтения ­ пауза.  4. ПРОВЕРКА ПЕРВИЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА 3). Беседа по рассказу. ­ Почему рассказ назван "Совесть"? (принимаются разные варианты ответов)  4). Беседа о поступке Нины. ­ Кто такая Нина? Опишите её (словесное рисование). ­ У школьников есть обязанности перед школой, перед родителями, перед самим собой.  Как они называются? Д. ­ Правила поведения (вспомнить правила общественного поведения в школе).  5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять читать начнем. Выше руки! Шире плечи! Раз, два, три! Дыши ровнее! От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильнее! 6. ЧТЕНИЕ И АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯУ. ­ Когда Нина пошла в рощу? Найдите эпизод в рассказе со слов: "Чтобы знакомые  случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу"  (чтение эпизода) У. ­ Как автор называет время занятий в школе (найдите в тексте) Д. ­ Рабочее время. У. ­ Почему Нина украдкой пошла в рощу? Чего ей боятся? Все на работе? Д. ­ Она боялась, что кто­то из знакомых нечаянно может увидеть её. У. ­ Знала ли она мальчика, которого встретила? Д. ­ Нет, не знала. У. ­ Почему она стала его стыдить? Читаем эпизод по ролям, со слов: "И это с таких юных  лет ты уже обманываешь родителей и школу?" У. ­ Как Нина разговаривает с малышом? Прочитайте её слова в тексте и попытайтесь  передать интонацию. Что вы почувствовали бы, если бы с вами так разговаривали? У. ­ А как отвечает малыш? Д. ­ Он начал оправдываться, потому что испугался. Ведь он не прогульщик.  Испугавшись собаки, он оказался в роще и заблудился. Он не прогульщик. Он очень  честный. У. ­ Что произошло с Ниной? Д .­ Она вдруг невольно сравнила себя с этим малышом, и хорошее настроение у неё  пропало. У. ­ Почему вдруг хорошее настроение пропало? Читаем со слов: "Она сравнила себя с  этим добродушным мальчиком и, нахмурившись, хорошее настроение у неё пропало" У. ­ Чем можно объяснить перемену настроения? (Ответы детей) У. Подвести учащихся к мысли: убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, она  начинает понимать, что сама прогульщица, что обманула родителей и школу. Ей стало  плохо.  У. ­ Что тревожило её? Д. ­ Пробудившаяся совесть. У. ­ Читаем эпизод со слов: "Убедившись в том, что малыш не был прогульщиком, начинает понимать, что только она обманула родителей и школу".У. ­ Почему, провожая малыша, она не взяла с собой книги и завтрак? Подтвердите свой  ответ строчками из рассказа. Д. ­ (читают) "Поднять книги перед малышом теперь было стыдно:она села и заплакала,  очень тяжело было на сердце: У. ­ Как выдумаете, сможет ли Нина ещё когда­нибудь так поступить? (принимаются все  варианты ответов учеников, обсуждаются, и делается вывод:  ­ Нина совестливая девочка. Она понимает, что поступила неправильно, что обманывать  нехорошо, и любой обман рано или поздно раскроется.  7. РЕФЛЕКСИЯ  Почему А.П.Гайдар назвал рассказ "Совесть"? Что такое совесть для вас? Случались ли подобные случаи с вами? Найдите в тексте эпизод с ключевым словом "Совесть". 8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Спасибо за отличную работу. Домашнее задание ­ написать мини­ сочинение "Совесть ­ для  меня это:" 9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.  ­ Спасибо за отличную работу : 10. ИТОГ УРОКА.  ­ С каким писателем мы познакомились? ­ Какие моменты его жизни вам запомнились? ­ Как называется произведение, с которым мы сегодня работали? ­ Какие чувства испытали вы к главному герою рассказа?  Еще раз поблагодарить ребят за урок!

Посмотрите также