Конспект урока по литературному чтению А.П.Платонов «Еще мама» (3 класс)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 17.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка урока учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.Конспект способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, воспитывает любовь и уважение к женщине, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества. Знакомит с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.
Иконка файла материала А.П.Платонов Еще мама.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ  «ШКОЛА № 998» КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТЕРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ В 3 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: А.П.Платонов «Еще мама» УМК «ШКОЛА РОССИИ»ВЫПОЛНИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ                УСАЧЕВА Т.В. Х о д   у р о к а Задачи: 1. Создание условий для организации работы над текстом.  2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения; 3. Понимание цели работы с текстом; 4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям; 5. Развитие навыка самооценки; 6. Воспитание любви и уважение к женщине. Цель: Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать,  обобщать, анализировать. Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся. Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.  Право на образование. Прогнозируемый результат: Способность выработке уважительного  отношения к ценностям семьи; помочь уч­ся осознать свою роль в жизни  общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного  начального образования. Конспект урока I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности) Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова  «Ещё мама».— Понравился ли вам рассказ?  __Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно  попробовали ответить на вопросы в конце рассказа. __ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу  ответить. Как он звучал? __Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? (Читает доклад ребёнок) Доклад учащегося.   Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский  прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа.  Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до  окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время  семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь  безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры).  Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать  с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство  любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.      Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и  первая учительница — Аполлинария Николаевна.    Платонов писал: ­“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария  Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что естьпропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве,  зверю”.      Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро  воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие­то  маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том,  как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери,  братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”  Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова  «Ещё мама». — Почему рассказ называется «Ещё мама»?  (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией  Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким  людям) __Теперь переходим непосредственно к рассказу. II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в  пробном действии. — Какое главное событие изображает писатель в рассказе?  (Артём впервые пошёл в школу). — Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу) __ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину  нежелания идти в школу. __Почему мама со всем соглашается? (она любит сына) __Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор) III. Выявление места и причины затруднения. __Так почему же Артём не хочет идти в школу?  (Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну). __Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к  матери?(Он любит её и считает, что мама без него заскучает) IV. Построение проекта выхода из затруднения. __Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения. (Любовь мальчика к матери) V. Реализация построенного плана. А как повела себя мама, когда прошло лето? (Взяла сына за руку и повела в школу) __Почему Артём не стал противиться? ( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода) — С какой целью Артём говорит с матерью о смерти? __Какой наказ дала мама Артёму? (чтение эпизода по ролям) — Кого встречает Артём по дороге в школу?  (Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма) __Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице. __ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?  (Он переживал за маму) — Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти  домой?  (Он не понимал, что они говорили) — Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму? (Найдём ответ в тексте) __Прочитаем описание учительницы. __С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну? __Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним  хотела в игру) __А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и  сухой травой) — О чём думает Артём на уроке? (Найдём ответ в тексте) __ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый,  любящий—Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница  Артёму после уроков? __Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание,  сострадание) __Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна  смогла заинтересовать мальчика учёбой. VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. — Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в  учительнице черты своей мамы) __Почему рассказ называется «Еще мама»? (Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму) Физпауза VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самостоятельное составление плана рассказа. 1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.) 2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный  план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске) 1. Разговор Артёма с матерью. 2.  Путь в школу 3. Учёба в школе. 4. Разговор с матерью 1. разговор умных детей во дворе школы; 2.  знакомство с учительницей; 3. первый урок; 4. материнская забота Аполлинарии  Николаевны об Артёме; 5. урок чистописания; VIII. Включение в систему знаний и повторение. — В чём заключается смысл названия рассказа?  (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией  Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким  людям)__Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою? __За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались? __Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают? __А когда нет? __У кого появилось желание представить продолжение рассказа? IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На экран проецируется: ­ На уроке я узнал… ­ Я запомнил … ­ Мне понравилось… ­ Похвалил бы себя за… ­ После урока мне захотелось… X. Д/з. Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить  пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать  продолжение.  Выполнить рисунок (по желанию) Приложение Фамилия   Имя_________________________________________________ 1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план  рассказа.    1.  2 3.  4.  1. 2. 3. 4. 5. 2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части  рассказа.Фамилия   Имя_________________________________________________ 1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план  рассказа.    1.  2 3.  4.  1. 2. 3. 4. 5. 2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части  рассказа.

Посмотрите также