Данная разработка урока учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.Конспект способствует выработке уважительного отношения к ценностям семьи, воспитывает любовь и уважение к женщине, помогает учащимся осознать свою роль в жизни общества. Знакомит с принципом всеобщего обязательного бесплатного начального образования.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ШКОЛА № 998»
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТЕРНОМУ ЧТЕНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТЕХНОЛОГИИ САМОРАЗВИТИЯ В 3 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
А.П.Платонов «Еще мама»
УМК «ШКОЛА РОССИИ»ВЫПОЛНИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УСАЧЕВА Т.В.
Х о д у р о к а
Задачи:
1. Создание условий для организации работы над текстом.
2. Формирование у учащихся навыка выразительного чтения;
3. Понимание цели работы с текстом;
4. Развитие выборочного чтения, чтения по ролям;
5. Развитие навыка самооценки;
6. Воспитание любви и уважение к женщине.
Цель:
Обучающая: учить детей понимать глубину произведения, сравнивать,
обобщать, анализировать.
Развивающая: работать над развитием грамотной речи учащихся.
Воспитательная: формировать представления о семье как части общества.
Право на образование.
Прогнозируемый результат: Способность выработке уважительного
отношения к ценностям семьи; помочь учся осознать свою роль в жизни
общества. Знакомство с принципом всеобщего обязательного бесплатного
начального образования.
Конспект урока
I. Организационный момент. (Мотивация к учебной деятельности)
Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова
«Ещё мама».— Понравился ли вам рассказ?
__Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно
попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.
__ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу
ответить. Как он звучал?
__Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?
(Читает доклад ребёнок)
Доклад учащегося.
Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский
прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа.
Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.
А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до
окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время
семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь
безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры).
Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать
с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство
любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и
первая учительница — Аполлинария Николаевна.
Платонов писал: “Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в
церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария
Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что естьпропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве,
зверю”.
Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как
собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро
воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какието
маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том,
как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери,
братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”
Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова
«Ещё мама».
— Почему рассказ называется «Ещё мама»?
(Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией
Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким
людям)
__Теперь переходим непосредственно к рассказу.
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?
(Артём впервые пошёл в школу).
— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)
__ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину
нежелания идти в школу.
__Почему мама со всем соглашается?
(она любит сына)
__Сколько лиц участвует в данном диалоге? (мама, Артём, автор)
III. Выявление места и причины затруднения.
__Так почему же Артём не хочет идти в школу?
(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).
__Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к
матери?(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
__Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.
(Любовь мальчика к матери)
V. Реализация построенного плана.
А как повела себя мама, когда прошло лето?
(Взяла сына за руку и повела в школу)
__Почему Артём не стал противиться?
( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)
— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?
__Какой наказ дала мама Артёму?
(чтение эпизода по ролям)
— Кого встречает Артём по дороге в школу?
(Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)
__Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.
__ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?
(Он переживал за маму)
— Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти
домой?
(Он не понимал, что они говорили)
— Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?
(Найдём ответ в тексте)
__Прочитаем описание учительницы.
__С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну?
__Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним
хотела в игру)
__А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и
сухой травой)
— О чём думает Артём на уроке?
(Найдём ответ в тексте)
__ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый, любящий—Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница
Артёму после уроков?
__Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание,
сострадание)
__Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна
смогла заинтересовать мальчика учёбой.
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
— Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в
учительнице черты своей мамы)
__Почему рассказ называется «Еще мама»?
(Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму)
Физпауза
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Самостоятельное составление плана рассказа.
1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)
2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный
план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)
1. Разговор Артёма с матерью.
2. Путь в школу
3. Учёба в школе.
4. Разговор с матерью
1. разговор умных детей во дворе школы;
2. знакомство с учительницей;
3. первый урок;
4. материнская забота Аполлинарии
Николаевны об Артёме;
5. урок чистописания;
VIII. Включение в систему знаний и повторение.
— В чём заключается смысл названия рассказа?
(Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией
Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким
людям)__Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?
__За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?
__Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают?
__А когда нет?
__У кого появилось желание представить продолжение рассказа?
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На экран проецируется:
На уроке я узнал…
Я запомнил …
Мне понравилось…
Похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
X. Д/з. Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить
пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать
продолжение. Выполнить рисунок (по желанию)
Приложение
Фамилия Имя_________________________________________________
1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план
рассказа.
1.
2
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части
рассказа.Фамилия Имя_________________________________________________
1. В левом столбике запишите в правильной последовательности план
рассказа.
1.
2
3.
4.
1.
2.
3.
4.
5.
2. Задание выполняется в паре. Составляем сложный план третьей части
рассказа.