Конспект урока по литературному чтению "Басня И.А. Крылова "Стрекоза и муравей"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Тип урока: комбинированный урок. Цель: Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей». Задачи: 1) Обучающие: совершенствовать умение учащихся работать с текстом, знать особенности жанра басни. 2) Развивающие: развить у учащихся творческое воображение, читательскую зоркость и речь детей. 3) Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду. Оборудование: Тексты для чтения у учащихся; технические средства (проектор, компьютер, колонки); аудиозапись басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»; иллюстрации к басне (стрекоза, муравей)
Иконка файла материала Конспект урока изучения басни во 2 классе..docx
Конспект урока изучения басни во 2 классе. Тема: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Тип урока: комбинированный урок. Цель: Познакомить с жизнью и творчеством И.А. Крылова и его басней «Стрекоза и Муравей». Задачи: 1) Обучающие: совершенствовать умение учащихся работать с текстом, знать особенности жанра басни. 2) Развивающие: развить у учащихся творческое воображение, читательскую зоркость и речь детей. 3) Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к труду. Оборудование: Тексты для чтения у учащихся; технические средства (проектор, компьютер, колонки); аудиозапись басни И. А.  Крылова «Стрекоза и Муравей»; иллюстрации к басне (стрекоза, муравей) Ход урока: Этапы Организационный момент Деятельность учителя Метод: вступительное слово учителя Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Всем, всем! Добрый день! Соберите в ладошки своё тепло Пусть его будет много. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.  В жизни часто бывают такие моменты, когда хочется, чтобы кто ­ то был рядом и поделился с тобой своим теплом.   Приглашаю   вас   в   чудесный   мир   литературы.   На Деятельность ученика Дети собирают  в ладошки тепло (сжимают кулачки), после берутся за руки Примечание У   каждого   ребёнка есть   текст   для чтения басниразглядывают Дети иллюстрации. Сцены из басен Крылова. «Лисица   и   Виноград», «Ворона   и   Лисица», «Мартышка и очки» Проверка домашнего задания   к Подготовка восприятию текста сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомиться с творчеством И.А. Крылова Метод: беседа Посмотрите на иллюстрации, которые висят на доске.   Что на них изображено? Какие это басни? Назовите их. Метод: сопутствующее слово учителя Дома   вы   все   нарисовали   картинки   к   одной   из   уже изученных   басен,   которые   мы   повесили   в   наш «выставочный   уголок»,   где   каждый   сможет посмотреть на ваши рисунки Метод: Сообщающее слово учителя Напомню, И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним   мальчиком,   когда   умер   его   отец,   ему пришлось   идти   работать,   переписывая   бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться,   но   мать   сама   составила   план   образования сына,   следила   за   его   занятиями.   С   детства   в   Иване Андреевиче   жила   жажда   знаний,   он   любил   читать, размышлять   о   прочитанном.   Его   усиленные самостоятельные   занятия   принесли   необыкновенные результаты:   когда   он   стал   взрослым,   его   считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего   времени.   Он   сумел   стать   разнообразно талантливым   человеком:   драматургом,   издателем, музыкантом,   художником.   В   1806   г.   появились   его первые   басни   —   «Дуб   и   Трость»,   «Разборчивая     которые Рисунки, дети принесли вешаются на перемене   на   видное место   На   слайд   выведен портрет   И.   А. Крылова. Позже   появляются иллюстрации к называемым   басням «Дуб   и   Трость», «Разборчивая невеста»,   «Старик   и трое молодых».невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова   встречали   с   восторгом,   а   слава   Ивана Андреевича   стала   расти.   Более   двухсот   басен   было создано баснописцем Метод: Слушание басни Сейчас   мы   с   вами   прослушаем   басню   «Стрекоза   и Муравей» в записи Дениса Семёнова. Первичное чтение текста Дети слушают басню Включается аудиозапись   басни Крылова в прочтении Дениса Семёнова. Проверка первичного восприятия текста  Метод: беседа Кто главные герои этой басни? Почему   Стрекоза   пришла   к   Муравью?   Что   она попросила? Что ответил Муравей на её просьбу?   есть. Муравей и Стрекоза Стрекоза   пришла   к Муравью   потому,   что   ей было   холодно,   так   как наступала   зима,   и   было нечего   Она попросила:   «Не   оставь меня, кум милой! Дай   ты   мне   собраться   с силой И до вешних только дней Прокорми и обогрей!» Муравей ответил: «Ты всё пела? это дело: Так поди же, попляши!» Чтение детьми   басни Анализ произведения Метод: работа с текстом  А теперь прочтите басню самостоятельно и ответьте на   вопрос,   сформулирована   ли   мораль   отдельной частью? Метод: беседа В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. Дети   читают   басню самостоятельно и Дети   ищут   рифмы   и зачитывают   их:   «Лето На доске написано: Зима катит в глаза.не тоской В  мягких   муравах   у нас. Голову вскружило. Оглянуться успела. В ум пойдет. Помертвело   чисто поле. Злой   удручена. Забыла обо всем. Не хочется думать. Неожиданно наступила зима. Быстро прошло. В   поле мёртвая тишина. Тоскует. В мягкой траве у нас. стоит     Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? Соедините   стрелкой   похожие   по   смыслу высказывания. Как   изображена   в   басне   Стрекоза?   Найдите подтверждение в тексте.   Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда?  Как   изобразил   И.А.   Крылов   Муравья?   Найдите подтверждение в тексте. Почему Стрекоза пришла именно к Муравью? Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения. Как вы их понимаете?     пропела;   Беззаботная. Резвая. красное Оглянуться не успела». Ищут   незнакомые   слова: удручена,   кум,   вешних дней Стрекоза: Веселая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая Она   не   позаботилась   о жилье   летом:   пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор Муравей:   Трудолюбивый, мудрый Стрекоза   пришла   к Муравью   потому,   что   он трудился всё лето, чтобы сделать   запасы   себе   на зиму. Мораль басни заключена в словах: «Ты всё пела? это дело:   Так   поди   же, попляши!»  Они   означают, что   всегда   наступает такой   момент,   когда   за свое   безделье   придется расплатиться.   Поэтому нужно   уметь   не   только развлекаться,   но   иПовторное громкое   чтение детьми; Творческая работа   детей   по следам прочитанного Подведение итогов и   комментирование домашнего задания Метод: работа с текстом Сейчас мы с вами ещё раз прочитаем текст, но только теперь   громко,   чтобы   найти   и   услышать   в   тексте моменты,   на   которые   Крылов   хотел   обратить   наше особое   внимание.   Прочтите,   как   он   передавал настроение героев? Метод: сопутствующее слово Ребята,   найдите   и   подчеркните   в   тексте   слова, которые   передают   настроение   персонажей,   слова   и выражения,   относящиеся   к   Стрекозе   подчеркните красным, а слова и выражения, относящиеся к муравью – синим. Метод: беседа Какие   же   пороки   рассмотрел   Крылов   в   басне «Стрекоза и Муравей?  Полезным ли для нас оказался урок? Чем? Метод: обобщающее слово учителя Вы   совершенно   правы,   ребята.   И   запомните,   что безделье вас не доведёт до того, чего вы действительно хотите. И, чтобы мы делали с вами всё вовремя, нужно трудиться. Метод: инструктирующее слово учителя Дома   вам   необходимо   подготовить   выразительное чтение басни по ролям. трудиться.  Дети читают басню Учащиеся подчёркивают в тексте найденные слова и выражения, после говорят, что они подчеркнули   пороки: Перечисляют лень, легкомыслие Да, полезным, мы узнали, что   нельзя   просто   так лениться,   потому   что после   лени   могут возникнуть   не   очень хорошие последствия