Цели : продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева; показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи учеников; развивать навык чтения, умение анализировать образные средства языка ; учить видеть и чувствовать настроение поэта, лирического героя.
Планируемый результат :
Уметь читать стихотворные произведения, видеть и чувствовать настроение поэта и лирического героя.
У р о к 9
Ф. И. ТЮТЧЕВ. «ЛИСТЬЯ»
Ц е л и : продолжать знакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева;
показать, как при помощи слова можно подчеркнуть своеобразие
природы, ее необычность; работать над развитием воображения, речи
учеников.
Х о д у р о к а
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. В з а и м о п р о в е р к а письменного домашнего задания.
Учащиеся (в парах) обмениваются тетрадями по чтению и проверяют
работу друг друга.
2. С л у ш а н и е с т и х о т в о р е н и я Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
можно организовать по группам.
Ученики в группах рассказывают стихотворение, затем один
представитель от каждой группы (это должен быть тот учащийся,
которого группа признала лучшим) рассказывает стихотворение всему
классу. Остальные дети оценивают чтение, отмечая положительные
стороны и указывая недостатки.
– Кого вам напоминает «весенний первый гром»?
– Какие
слушаете
стихотворение? (Свежести, чистоты, радости от того, что природа
пробуждается.)
читаете,
ощущения
испытываете,
когда
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
III. Изучение нового материала.
– Сегодня мы прочитаем еще одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое
поэт назвал «Листья».
– Вам, конечно, не раз приходилось наблюдать за тем, как в пору листопада
облетают с деревьев листья.
– Что вам напоминает их полет?
– А вот какой разговор листьев «услышал» Федор Иванович. Хотите и вы
послушать его?
Учитель выразительно читает стихотворение Ф. И. Тютчева
«Листья».Б е с е д а .
– Какими вам показались листья?
– О чем они мечтают?
– Почему они хотят улететь вместе с ветрами?
– Какие слова помогают лучше представить характер листьев?
– Если мы заменим слова, подобранные поэтом, другими словами,
изменится ли смысл
словамисинонимами,
близкими по смыслу,
стихотворения?
– Действительно, слово в художественном произведении емко и
незаменимо.
Далее следует упражнение в чтении стихотворения, учащиеся
отмечают паузы, выделяют слова, на которые следует ставить
логическое ударение.
П р и м е ч а н и е : учителю следует объяснить детям слово «зефиры». Зефир (устар.
поэт.) – легкий теплый ветерок.
IV. Итог урока.
– Что особенно запомнилось?
– Чему научились на уроке?
& Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения
Ф. И. Тютчева «Листья» (с. 63, часть 1я), написать минисочинение на тему
«О чем рассказал мне сорвавшийся листок».