Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл
25.02.2017
Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" ("Школа России"). На уроке дети знакомятся с творчеством И.А. Крылова, работают над выразительностью чтения басни, учатся понимать скрытый смысл произведения; рассуждают, высказывают свои мнения о характере героев.Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
Лебедь, Щука и Рак.docx
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока:И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" Цель:познакомить учащихся с басней И.А. Крылова “Лебедь, Щука и Рак”. Задачи урока:    расширять читательский кругозор детей; донести до сознания детей юмор и иронию басни, продолжать формировать умение  находить мораль­поучение в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения, развивать произвольное  внимание, логическое мышление. Основные виды учебной деятельности:  отличать басню от стихотворения, знать особенности басенного текста, характеризовать  героев басни с опорой на басенный текст. Планируемые результаты освоения материала: знание биографии И.А. Крылова, понятия «басня». Умение определять тему и главную  мысль, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, читать выразительно. Универсальные учебные действия: устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять суще­ ственную информацию. Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, 2  класс (1­я часть).  Аудиозапись  Презентация к уроку  Портрет И.А.Крылова  Выставка книг  1. Организационный момент. Проверяется готовность учащихся к уроку. ХОД УРОКА 2. Психологический настрой. Слайд 2 Учитель. Добрый день, ребята! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу  хорошее настроение: 1 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна На части не делится солнце лучистое, И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. ­ Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда  помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. 3.Проверка домашнего задания. Слайды 3 ­ 7 1.«Сказки перепутались» А.С.Пушкина Слайд 3 1) Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим: «Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель». («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане») Слайд 4 2) Тёмной ночки Елисей Дождался в тоске своей. Только месяц показался,  Он за ним с мольбой погнался. «Братец мой любимый, Устал, бедняжка! Отдохни, родимый». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его  Балде») Слайд 5 3) В тот же день царица злая, Доброй вести ожидая, Втайне зеркальце взяла И вопрос свой задала: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ж ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» ­  Говорит она ему. («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане») Слайд 6 4) Пошёл старик к синему морю; (Неспокойно синее море.) Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка. Спросила: «Чего тебе надобно, старче?» 2 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна Ей с поклоном старик отвечает: «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу». («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке») Слайд 7 5) Говорит старику старуха: «Я ль, скажи мне, всех милее, Всех румяней и белее?» («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») 2.Иллюстрация сказки(дети показывают свои рисунки к произведению А.С. Пушкина  «Сказка о рыбаке и рыбке») Слайд 8 3. Игра «Слово в слове» ПОРОГ (рог) ЗЕМЛЯНКА (земля, ем) ГОСУДАРЫНЯ (сударыня, суд, дар, ар, удар) РЫБАЧИЛ (рыба, ил) СЛУЖАТ (лужа, уж) СТАРУХА (стар, уха, ар) ЗАЕДАЕТ (еда) ВОРОТИСЬ (ворот, рот, вор) ПРОСТОФИЛЯ (просто, Филя, сто, рост, ил) ПРОСИЛАСЬ (сила, ил) Слайд 9 4.Игра «Собери слова» Учитель. На море написаны слова из сказки “Сказка о рыбаке и рыбке”. Давайте их  прочитаем. (Золотая рыбка, старик, старуха) Название самой большой из рыболовных сетей, которой старик ловил рыбу. (Невод) Слова­ответы на вопросы появляются на слайде. ЗОЛОТАЯ РЫБКА  СТАРИК СТАРУХА НЕВОД Учитель. Сейчас мы составим слово из букв этих слов, которое имеет непосредственное  отношение к уроку.  Третья буква в слове “рыбка” Б 3 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна  Третья буква в слове “старик” А  Первая буква в слове “старуха” С  Первая буква в слове “невод” Н  Седьмая буква в слове “золотая” Я (на слайде появляется слово – басня) 4.Сообщение темы урока. Учитель. Какое получилось слово? Над каким жанром литературы мы будем сегодня  работать?(Басня) Слайд 10 ­ Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. Давайте прочитаем  эпиграф к уроку. “Люблю, где случай есть, пороки пощипать…” И.А.Крылов. (Выступление детей. Они рассказывают о жизни и творчестве баснописца.) Слайд 11 Учитель. Посмотрите на портрет писателя, каким он вам представляется по  характеру. (Добрый, умный и т.д.)  Давайте прочитаем текст на стр.102 учебника. Что нового узнали о баснописце?  Каким он был человеком? (Трудолюбивым, любил учиться.)  Что удивило вас в этом сообщении? (Начал учить греческий язык в пятьдесят  лет и за два года овладел им в совершенстве.) Слайд 12 Учитель. Вспомните, какие произведения писал И.А.Крылов. (Дети называют известные им басни Крылова.) 5. Работа с иллюстрациями к басням. Слайд 13 Учитель. Рассмотрите рисунки. Вспомните названия басен. Расскажите, что перепутал  художник? 4 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна 6. Постановка цели урока. Слайд 14 Учитель. Что такое басня? (Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в  котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и  др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их  пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в  котором объясняется смысл басни.) Учитель. На какой жанр литературы похожа басня? (На сказку.) Что у них общего, чем отличаются? Слайд 15 Учитель. Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево, так как подписывал  свои басни И.А.Крылов (тренировка произвольного внимания). КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ Ответы детей. Учитель. Правильно, сегодня мы прочитаем басню И.А.Крылова “Лебедь, Щука и Рак”.  Будем учиться находить в басне мораль­поучение. 7.Изучение нового материала. 1. Актуализация знаний. Слайд 16 Учитель. Посмотрите на слайды. Что общего у всех этих животных? (Они живут в воде.) 2.  Показ диафильма. 3. Первичная проверка понимания прочитанного. Учитель. Понравилась ли вам басня?  Что заставило вас улыбнуться? (Герои не смогли сдвинуть воз)  Каким был ваш смех? (Добрым, не злым)  Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?  Есть ли незнакомые слова в басне? Объясните их значение. 5 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна (Лад, поклажа, воз, впряглись, ныне). Слайд 17 4.Cловарная работа. Лад – действовать совместно, не расходясь. Мука – сильное физическое или нравственное страдание. Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж. Воз – повозка или сани с кладью. Ныне – теперь, в настоящее время. Объясните выражение «Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил. 8. Физкультминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. 9.Закрепление изученного. 1. Самостоятельное чтение басни. Учитель. Прочитайте басню.  – Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев? (Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями.) 2. Выборочное чтение басни. – Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?   «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый. «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад. 6 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна  «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает.  Ответьте на вопросы словами из басни.  Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? (Однажды Лебедь, Рак да  Щука везти с поклажей воз взялись.)  Как они старались выполнить работу? (Из кожи лезут вон.)  Получилась ли их затея? (А возу всё нет ходу.)  Найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. (“Лебедь рвется в  облака” – он стремительный, упрямый, быстрый; “Рак пятится назад” – он  неповоротливый, нерасторопный, идет назад; “Щука тянет в воду” –  настойчиво выполняет свое дело.)  Есть ли в басне слова, которые подсказывают, что воз можно было бы  свезти? (Товарищи, поклажа легка.)  Что главного не сделали герои басни: не спели вместе; не договорились, как они  будут действовать; не пригласили на помощь кого­то более сильного? 3. Выразительное чтение басни. Учитель. Давайте прочитаем басню выразительно.  С каким настроением вы будете читать басню?  Какое чувство вызывают у вас герои этой басни? (Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз.)  Как автор относится к своим героям? (Он сожалеет, что в товарищах нет  согласья.)  Для чего и зачем И.А.Крылов написал эту басню? (Баснописец подсказывает нам,  как нужно поступить в этой ситуации; учит видеть недостатки, учиться на  чужих ошибках.) 4. Работа над моралью басни. Учитель. Давайте найдем мораль – поучение, т.е. главную мысль басни. (Когда в  товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.) Слайд 18 Учитель. Посмотрите на слайд, скажите, какое выражение из басни стало крылатым? Да только воз и ныне там. 7 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна Слайды 19 ­ 21 5. Работа с пословицами. Работа в парах (распечатки на каждом столе). Задание: прочитать пословицу и определить соответствует ли она басне. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Много захочешь последнее потеряешь. Дружно негрузно, а врозь – хоть брось. Когда так говорят? (Ответы детей) Слайды 22 ­ 23 Учитель. В г. Санкт – Петербурге в Летнем саду, где любил гулять дедушка Крылов, стоит памятник великому баснописцу работы скульптора П.Клодта. Пьедестал памятника  украшают фигурки героев басен Крылова. Слайды 24 ­ 28 6. Ребусы(рак, лебедь, щука, вода, облака). Слайд 29 7. Игра «Верно – Неверно»  Верно ли, что басня о дружбе?  Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?  Верно ли, что воз стал причиной их разлада?  Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?  Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?  Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?  Верно ли, что без согласья любое дело по плечу? Слайд 30 8.Игра «Наборщик» (ТОВАРИЩИ: вар, щи, ар, ива, товар, роща, рот и др.) 10. Рефлексия 8 МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа» учитель начальных классов Фроликова Анна Викторовна ­ Как вы оцениваете свою работу на уроке?  ­ За что вы похвалили бы себя? ­ Что у вас особенно получилось? Слайд 31 ­ С каким настроением заканчиваете урок? Слайд 32 11.Итог урока. Учитель. С каким произведением великого баснописца мы сегодня познакомились?  Что такое басня?  Для чего и зачем нужно изучать басни? (чтобы избавляться от своих пороков)  Так какие же пороки любил “пощипать” И.А.Крылов? (глупость, лень и т.д.) 12.Домашнее задание. Подготовиться к выразительному чтению басни с.104 – 105, по желанию выучить наизусть. 9

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.02.2017