Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка урока по предмету Литературное чтение по теме "Из истории букварей" будет интересна учителям начальных классов, работающим по УМК "Планета знаний". Это урок открытия новых знаний, который познакомит обучающихся с историей создания первого букваря, с человеком, создавшим первую учебную книгу, со своеобразием русской речи.
Иконка файла материала Открытый урок Из истории букварей Васильченко И.В..docx
Конспект урока  Учитель: Васильченко И.В. Предмет: Литературное чтение УМК: Планета знаний Класс: 1 Место проведения: ЧОУ «Школа «Благое Отрочество» Тема урока: «Из истории букварей» (Учебник с.102 – 103) Тип урока: Урок изучения нового материала Педагогическая цель: познакомить   обучающихся  с  историей   создания    первого   букваря, с человеком, создавшим  первую учебную книгу, со  своеобразием русской речи.  Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научатся: отличать текст от набора  предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми  словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; получат возможность находить части в большом тексте. Личностные: выражают удовлетворение по поводу полученных знаний и  своих достижений в обучении грамоте. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками  результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте;  логические – сравнивают страницы старых букварей со страницами данного  букваря. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне  предложения или небольшого рассказа). Сценарий  урока: 1. Организационный момент.2. Актуализация знаний.  ­ Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие в город Алфавитинск. Вы готовы? (Песня про алфавит. Слайд) Беседа: ­ Что такое алфавит? (буквы, стоящие в строгом порядке) ­ Сколько букв в алфавите? (33) ­ Сколько гласных букв? (10) ­ Сколько согласных? (21) ­ Назовите 2 особые буквы (ь, ъ). 3. Постановка проблемы. ­ У каждой буквы в алфавите – свое место, свой номер. Какой номер у буквы  А? А у буквы Я? Работа в парах. ­ Зная это, расшифруйте слова и узнаете, о чем мы будем рассуждать сегодня  на нашем уроке. Под каждым числом – номером укажите букву алфавита и  прочитайте слова (пользуйтесь памяткой). 1 а 2 б 9 з 2 б 21 у 12 к 21 у 12 к 3 в 1 а 18 р 1 а 30 ь ­ Какие слова у вас получились? ­ Что они называют (означают)? На доске появляются слова: БУКВАРЬ, АЗБУКА ­ Как можно назвать эти книги? (учебные, учебники) ­ Как называется ваша учебная книга? (Букварь – на доске)­ От какого слова образовалось это название? (от слова «буква» ­ на доске) ­ А как возникло слово «Азбука»? (… на доске) ­ Об этом и о том, как создавались первые буквари, мы поговорим сегодня на  уроке. ­ Давайте вместе прочитаем его название.  Слайд  4. О создании первой славянской азбуки. ­ Ответ на наш  вопрос вы уже сможете найти, прочитав текст на листочке и  рассмотрев славянский алфавит. Слайд  «Первую   азбуку   для   славян   составили   братья   Кирилл   и   Мефодий. Крестьяне   (славяне)   умели   обрабатывать   землю,   вести   хозяйство,   строить дома, ткать холсты. А вот грамоты не знали, не умели книги читать. Младший брат   Кирилл   решил   написать   книги.  Но   для   этого   нужно   было   придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В православии почитаются они как святые равноапостольные «уч тели слов нские». 24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры».  ии еи­ Перечитаем текст вслух по цепочке.  ­ Кто является создателем первой славянской азбуки? (Первую азбуку для  славян составили братья Кирилл и Мефодий) Слайд  ­ Для чего они это сделали? (Чтобы крестьяне (славяне) могли научиться  грамоте и читать книги) ­ Как почитаются братья Кирилл и Мефодий? (В славянском православии  почитаются они как святые равноапостольные «уч тели слов нские») ии еи ­ Как вы понимаете слово равноапостольные (слово на доске)? (равные  апостолам – ученикам Господа Иисуса Христа) ­ Когда отмечается День славянской культуры и письменности? (24 мая) ­ Как образовалось слово «Азбука»? Обсудите этот вопрос в парах. (Слово  "азбука" произошло от сочетания двух первых букв славянского алфавита:  букв "Аз" и "Буки") Слайд  ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 5. О создании первых печатных книг. А) Просмотр инсценировки рассказа Е. Перехвальской «В типографии Ивана  Федорова». Слайд  ­ А сейчас предлагаю вам заглянуть на «Печатный двор». Первый ученик: Однажды Микитка шёл мимо дома с непонятным названием «Печатный двор»  и заглянул в раскрытую настежь дверь. Посмотрел Микитка: стоит станок  невиданный. На вид – вроде стола, только по бокам два толстых столба. В  перекладине между столбов винт с ручкой, на конце винта – доска. Если  дёрнешь за ручку, доска вниз опускается, прижимает белый бумажный лист. И на листе пропечатываются буквы! Нижняя – то доска из маленьких буковок  составлена. Второй ученик: – И чего же это будет? – растерялся Микитка. Третий ученик:– Книга будет! – ответил молодой печатник. – Книга? Книги пером да чернилами пишут. – А мы печатаем. Видишь, складываем буквы одна к другой, мы их из олова  отливаем. Они на листе пропечатываются, и выходит страница. – А звать­то тебя как? – Микита я,­ ответил Микитка. – А вас мне как величать? – Я Иван Фёдоров, – ответил старший. – А научите меня вот так буква к букве складывать. Я вам  подсобить могу, –  попросил  Микитка. – Ты, брат, погоди, – оторвался от работы Иван Фёдоров. – То ли ещё будет.  Я вот хочу Азбуку напечатать. Чтобы у каждого мальчишки, у девчонки своя  была. Чтобы все читать и писать учились. – И у всякого человека будут дома книги? – о таком  Микитка не мог и  мечтать. – Будут, – уверенно ответил Иван Фёдоров. С того дня Микитка целыми днями пропадал на Печатном дворе – помогал,  чем мог. А сегодня большая радость – закончена работа. Все листы готовы:  напечатаны, сложены по порядку, переплетены. И вот стоят стопками –  красивые, большие – первые русские печатные книги. ­ О чем вы сейчас узнали? (о том, как печатались первые книги). ­ Кто вместе с нами заглянул на Печатный двор? (мальчик Микитка) ­ Кого он там встретил? (Ивана Федорова) ­ Чем он там занимался? Кем он был? (печатал книги; книгопечатник) ­ Что еще хотел напечатать Иван Федоров? (Азбуку) ФИЗМИНУТКА: ­ На печатном станке была доска, составленная из букв. Сейчас мы будем  печатать буквы: я буду называть буквы: если назову букву, обозначающую  гласный звук ­ хлопайте в ладоши, если согласные звуки – прыжок на месте.О, М, П, А, Р, Ы, С, Д, И, Б, Э, Ш, Ц. Б) Работа с текстом в Букваре с. 102 «Из истории букварей». ­ А удалось ли Ивану Федорову напечатать Азбуку или Букварь, и  каким был  первый русский Букварь? ­ Об этом вы узнаете, прочитав сначала про себя текст в Букваре на с. 102. ­ Прочитаем текст вслух по цепочке. Беседа: ­ Чем люди раньше писали? Слайды  ­ На чем люди раньше писали?  ­ Как создавались на земле первые книги? (книги были рукописными) ­ Кто создал первый букварь? (Иван Федоров)  ­ Какого размера был первый на Руси Букварик? (показать малое Евангелие;  чуть больше детской ладошки) Слайд  ­ Каждый ли человек мог себе позволить такую книгу? А в наше время  каждый из вас имеет такую книгу. Сбылась ли мечта Ивана  Федорова? ­ Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести. ­ Прочитайте слова поучения про себя/вслух хором и обсудите его смысл в  парах. «Чада, послушайте своих родителей, это есть первая заповедь. Благо  будет вам и долголетни будете на земле». ­ Как вы понимаете эти слова? Назовите эту заповедь. ­ А вот так выглядели обложки букварей, по которым учились ваши бабушки  и дедушки, мамы и папы. Слайд  6. Итог урока. А) – Обратимся к вашей самой первой учебной книге. ­ Чему научил вас Букварь? (читать, писать)­ Зачем нам нужно умение читать? (чтобы узнавать новое) ­ Я желаю вам быть любознательными читателями, чтобы много знать, и тогда  наша Ученая Гусеница будет расти день ото дня и радоваться вашим успехам. Б) Чтение стихотворения обучающимися. Первый ученик: Буква к букве – будет слово,  Слово к слову – речь готова. И напевна, и стройна,  Музыкой звучит она. Второй ученик: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям,  И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Третий ученик: Мы Отчизне верно служим,  Ты – один из сыновей, Так расти, чтоб ты был нужен,  Дорог Родине твоей! Четвертый ученик: Ждет тебя за труд награда Цель прекрасная вдали,  Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Пятый ученик: Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших,  На героев прошлых дней! Шестой ученик:Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым,  Слава нашей стороне! Слава русской старине! 7. Рефлексия. ­ Закончилось наше путешествие. Каким оно было для каждого из вас? ­ Закончите предложения: Слайд Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что…