Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)
Оценка 4.6

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
1 кл
27.06.2017
Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)
Данная разработка урока по предмету Литературное чтение по теме "Из истории букварей" будет интересна учителям начальных классов, работающим по УМК "Планета знаний". Это урок открытия новых знаний, который познакомит обучающихся с историей создания первого букваря, с человеком, создавшим первую учебную книгу, со своеобразием русской речи.
Открытый урок Из истории букварей Васильченко И.В..docx
Конспект урока  Учитель: Васильченко И.В. Предмет: Литературное чтение УМК: Планета знаний Класс: 1 Место проведения: ЧОУ «Школа «Благое Отрочество» Тема урока: «Из истории букварей» (Учебник с.102 – 103) Тип урока: Урок изучения нового материала Педагогическая цель: познакомить   обучающихся  с  историей   создания    первого   букваря, с человеком, создавшим  первую учебную книгу, со  своеобразием русской речи.  Планируемые результаты: Предметные: обучающиеся научатся: отличать текст от набора  предложений, записанных как текст; осмысленно, правильно читать целыми  словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; получат возможность находить части в большом тексте. Личностные: выражают удовлетворение по поводу полученных знаний и  своих достижений в обучении грамоте. Универсальные учебные действия (метапредметные): Регулятивные: оценивают совместно с учителем или одноклассниками  результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в тексте;  логические – сравнивают страницы старых букварей со страницами данного  букваря. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме (на уровне  предложения или небольшого рассказа). Сценарий  урока: 1. Организационный момент. 2. Актуализация знаний.  ­ Сегодня мы с вами снова отправляемся в путешествие в город Алфавитинск. Вы готовы? (Песня про алфавит. Слайд) Беседа: ­ Что такое алфавит? (буквы, стоящие в строгом порядке) ­ Сколько букв в алфавите? (33) ­ Сколько гласных букв? (10) ­ Сколько согласных? (21) ­ Назовите 2 особые буквы (ь, ъ). 3. Постановка проблемы. ­ У каждой буквы в алфавите – свое место, свой номер. Какой номер у буквы  А? А у буквы Я? Работа в парах. ­ Зная это, расшифруйте слова и узнаете, о чем мы будем рассуждать сегодня  на нашем уроке. Под каждым числом – номером укажите букву алфавита и  прочитайте слова (пользуйтесь памяткой). 1 а 2 б 9 з 2 б 21 у 12 к 21 у 12 к 3 в 1 а 18 р 1 а 30 ь ­ Какие слова у вас получились? ­ Что они называют (означают)? На доске появляются слова: БУКВАРЬ, АЗБУКА ­ Как можно назвать эти книги? (учебные, учебники) ­ Как называется ваша учебная книга? (Букварь – на доске) ­ От какого слова образовалось это название? (от слова «буква» ­ на доске) ­ А как возникло слово «Азбука»? (… на доске) ­ Об этом и о том, как создавались первые буквари, мы поговорим сегодня на  уроке. ­ Давайте вместе прочитаем его название.  Слайд  4. О создании первой славянской азбуки. ­ Ответ на наш  вопрос вы уже сможете найти, прочитав текст на листочке и  рассмотрев славянский алфавит. Слайд  «Первую   азбуку   для   славян   составили   братья   Кирилл   и   Мефодий. Крестьяне   (славяне)   умели   обрабатывать   землю,   вести   хозяйство,   строить дома, ткать холсты. А вот грамоты не знали, не умели книги читать. Младший брат   Кирилл   решил   написать   книги.  Но   для   этого   нужно   было   придумать славянские буквы. Это и сделали братья. В православии почитаются они как святые равноапостольные «уч тели слов нские». 24 мая отмечается праздник славянской письменности и культуры».  ии еи ­ Перечитаем текст вслух по цепочке.  ­ Кто является создателем первой славянской азбуки? (Первую азбуку для  славян составили братья Кирилл и Мефодий) Слайд  ­ Для чего они это сделали? (Чтобы крестьяне (славяне) могли научиться  грамоте и читать книги) ­ Как почитаются братья Кирилл и Мефодий? (В славянском православии  почитаются они как святые равноапостольные «уч тели слов нские») ии еи ­ Как вы понимаете слово равноапостольные (слово на доске)? (равные  апостолам – ученикам Господа Иисуса Христа) ­ Когда отмечается День славянской культуры и письменности? (24 мая) ­ Как образовалось слово «Азбука»? Обсудите этот вопрос в парах. (Слово  "азбука" произошло от сочетания двух первых букв славянского алфавита:  букв "Аз" и "Буки") Слайд  ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ 5. О создании первых печатных книг. А) Просмотр инсценировки рассказа Е. Перехвальской «В типографии Ивана  Федорова». Слайд  ­ А сейчас предлагаю вам заглянуть на «Печатный двор». Первый ученик: Однажды Микитка шёл мимо дома с непонятным названием «Печатный двор»  и заглянул в раскрытую настежь дверь. Посмотрел Микитка: стоит станок  невиданный. На вид – вроде стола, только по бокам два толстых столба. В  перекладине между столбов винт с ручкой, на конце винта – доска. Если  дёрнешь за ручку, доска вниз опускается, прижимает белый бумажный лист. И на листе пропечатываются буквы! Нижняя – то доска из маленьких буковок  составлена. Второй ученик: – И чего же это будет? – растерялся Микитка. Третий ученик: – Книга будет! – ответил молодой печатник. – Книга? Книги пером да чернилами пишут. – А мы печатаем. Видишь, складываем буквы одна к другой, мы их из олова  отливаем. Они на листе пропечатываются, и выходит страница. – А звать­то тебя как? – Микита я,­ ответил Микитка. – А вас мне как величать? – Я Иван Фёдоров, – ответил старший. – А научите меня вот так буква к букве складывать. Я вам  подсобить могу, –  попросил  Микитка. – Ты, брат, погоди, – оторвался от работы Иван Фёдоров. – То ли ещё будет.  Я вот хочу Азбуку напечатать. Чтобы у каждого мальчишки, у девчонки своя  была. Чтобы все читать и писать учились. – И у всякого человека будут дома книги? – о таком  Микитка не мог и  мечтать. – Будут, – уверенно ответил Иван Фёдоров. С того дня Микитка целыми днями пропадал на Печатном дворе – помогал,  чем мог. А сегодня большая радость – закончена работа. Все листы готовы:  напечатаны, сложены по порядку, переплетены. И вот стоят стопками –  красивые, большие – первые русские печатные книги. ­ О чем вы сейчас узнали? (о том, как печатались первые книги). ­ Кто вместе с нами заглянул на Печатный двор? (мальчик Микитка) ­ Кого он там встретил? (Ивана Федорова) ­ Чем он там занимался? Кем он был? (печатал книги; книгопечатник) ­ Что еще хотел напечатать Иван Федоров? (Азбуку) ФИЗМИНУТКА: ­ На печатном станке была доска, составленная из букв. Сейчас мы будем  печатать буквы: я буду называть буквы: если назову букву, обозначающую  гласный звук ­ хлопайте в ладоши, если согласные звуки – прыжок на месте. О, М, П, А, Р, Ы, С, Д, И, Б, Э, Ш, Ц. Б) Работа с текстом в Букваре с. 102 «Из истории букварей». ­ А удалось ли Ивану Федорову напечатать Азбуку или Букварь, и  каким был  первый русский Букварь? ­ Об этом вы узнаете, прочитав сначала про себя текст в Букваре на с. 102. ­ Прочитаем текст вслух по цепочке. Беседа: ­ Чем люди раньше писали? Слайды  ­ На чем люди раньше писали?  ­ Как создавались на земле первые книги? (книги были рукописными) ­ Кто создал первый букварь? (Иван Федоров)  ­ Какого размера был первый на Руси Букварик? (показать малое Евангелие;  чуть больше детской ладошки) Слайд  ­ Каждый ли человек мог себе позволить такую книгу? А в наше время  каждый из вас имеет такую книгу. Сбылась ли мечта Ивана  Федорова? ­ Заканчивался букварь молитвами и поучениями, как следует себя вести. ­ Прочитайте слова поучения про себя/вслух хором и обсудите его смысл в  парах. «Чада, послушайте своих родителей, это есть первая заповедь. Благо  будет вам и долголетни будете на земле». ­ Как вы понимаете эти слова? Назовите эту заповедь. ­ А вот так выглядели обложки букварей, по которым учились ваши бабушки  и дедушки, мамы и папы. Слайд  6. Итог урока. А) – Обратимся к вашей самой первой учебной книге. ­ Чему научил вас Букварь? (читать, писать) ­ Зачем нам нужно умение читать? (чтобы узнавать новое) ­ Я желаю вам быть любознательными читателями, чтобы много знать, и тогда  наша Ученая Гусеница будет расти день ото дня и радоваться вашим успехам. Б) Чтение стихотворения обучающимися. Первый ученик: Буква к букве – будет слово,  Слово к слову – речь готова. И напевна, и стройна,  Музыкой звучит она. Второй ученик: Так восславим буквы эти! Пусть они приходят к детям,  И пусть будет знаменит Наш славянский алфавит! Третий ученик: Мы Отчизне верно служим,  Ты – один из сыновей, Так расти, чтоб ты был нужен,  Дорог Родине твоей! Четвертый ученик: Ждет тебя за труд награда Цель прекрасная вдали,  Но оглядываться надо На пути, что мы прошли. Пятый ученик: Ничего нет лучше, краше Милой Родины твоей! Оглянись на предков наших,  На героев прошлых дней! Шестой ученик: Вспоминай их добрым словом – Слава им, борцам суровым,  Слава нашей стороне! Слава русской старине! 7. Рефлексия. ­ Закончилось наше путешествие. Каким оно было для каждого из вас? ­ Закончите предложения: Слайд Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что…

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)

Конспект урока по Литературному чтению "Из истории букварей" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2017