Тема урока " Каша из топора "
Цели урока : ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление , внимание , память.
Урок 11. «Каша из топора» (русская народная сказка)
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок бытовой сказкой на
примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного
чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать
мышление, внимание, память.
Ход урока I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Около кола колокола, И на колах колокола.
III. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам.
IV. Постановка цели урока
Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшебные, о
животных, бытовые.)
О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о
бедных или богатых людях.)
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых
людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки
являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях.
Каждая сказка обязательно чемуто учит, высмеивает плохие поступки
или отрицательные качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники.
Прочитайте название сказки.
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
V. Изучение нового материала
1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения словарная работа:
служивый солдат, военнослужащий;
побывка приезд к комунибудь на короткое время;
изба деревянный, крестьянский дом;
вдоволь достаточно;
варево горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить прибавить к еде чтонибудь, для вкуса;
котел большой металлический сосуд для варки пищи;
коли если бы; этакую такую; сметка смекалка.
2. Первичная проверка понимания:
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата? Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Какой показана старуха в сказке? Каким солдат?
Почему он так поступил?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1.Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
1) Догадка и смекалка не хуже разума.
2) Сметка дороже всего.
3) Глупый киснет, а умный все промыслит.
1. Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат.
Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются
прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.
3.Работа над текстом.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с
помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли
героев.
Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный»
находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ.
Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная,
веселая, умная.
VIII. Итог урока
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло
случиться в жизни?
Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Прав ли солдат?
Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается».
Домашнее задание
Подготовиться к чтению по ролям.